Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 8 Современное состояние внешней торговли России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ  -  ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Аналитическое управление
Аналитический вестник
Выпуск 8
Современное состояние внешней торговли России
Серия: Экономическая политика

Москва
2000
 

В настоящем вестнике дается обзор состояния внешней торговли России и предлагаются некоторые рекомендации по использованию резервов для роста внешней торговли и экономики в целом

Аналитический вестник подготовил Радов Ф.П., советник отдела аналитических разработок Аналитического управления

Издание подготовлено Аналитическим управлением Аппарата Государственной Думы
Ответственный за выпуск - Большаков К.П., ведущий специалист отдела аналитических разработок Аналитического управления, тел. 292-96-54
103265, Москва, Охотный ряд, д.1, Государственная  Дума, Аналитическое управление
Телефон: 292-98-70 Факс: 292-86-10

Подписано в печать 07.04.2000 г.
При перепечатке и цитировании материалов ссылка на настоящее издание обязательна

     Внешнеэкономические связи России имеют важное значение для экономики страны. По своим масштабам экспорт равняется 38 % валового внутреннего продукта страны, импорт - 16 %.
    На экспорт идет три четверти производимых минеральных удобрений, немногим менее половины добытой нефти, треть нефтепродуктов, газа, круглого леса, целлюлозы.
    Доля импорта, хотя и снижается, в потреблении отдельных групп продовольственных товаров относительно высока. В потреблении мяса свыше 20 %, растительного масла, молока и молокопродуктов, сахара, овощей примерно 10 %.
    Поступления от внешнеторговой деятельности (тарифы, НДС, акцизы) составляют около трети налоговых доходов Федерального бюджета.
    Положительное сальдо торгового баланса России составляет приблизительно 20 % ВВП страны и способствует улучшению ее платежного баланса.
    1. В 1999 г. внешнеторговый оборот России (без учета неорганизованной торговли) составил 103,9 млрд. долл. США. Его объем по сравнению с 1998 г. снизился на 11 %. Несмотря на резкое сокращение внешнеторгового оборота в первом полугодии 1999 г. (26%), со второго полугодия отмечался его устойчивый рост как по сравнению с первым полугодием 1999 г. (23 %), так и со вторым полугодием 1998 г. (7 %).


Внешнеторговый оборот в 1999 году


Оборот
Экспорт
Импорт
Сальдо
ВСЕГО
103,9
73,0
30,9
42,1
в % к 1998 году
- 11
0,5
-30
  
Дальнее
84,9
62,3
22,6
39,7
зарубежье
-7
6
-31
  
в % к 1998 году
  
  
  
  
Страны СНГ
19,0
10,7
8,3
2,4
в % к 1998 году
-24
-22
-26
  

     
     Как видно, динамика внешнеторгового оборота (сумма экспорта и импорта) в  1999г. характеризовалась тремя особенностями.
    Во-первых, дальнейшим общим сокращением товарооборота (по сравнению с итогами за весь 1998 г. и особенно в сравнении с последними месяцами 1997 г.).
    Во-вторых, при незначительном росте экспорта (на 0,5 %) импорт уменьшился на 30%.
    Поэтому, в-третьих, качественно изменилось состояние торгового баланса страны (т.е. соотношения экспорта и импорта).
    Если вплоть до августа 1998 г. сальдо торгового баланса было отрицательным (превышение импорта над экспортом), то после августа 1998 г. и в течение всего 1999 г. это сальдо складывалось как положительное (превышение экспорта над импортом). В результате за январь-ноябрь 1998 г. общее положительное сальдо (несмотря на пассив в первые восемь месяцев) составило 11,3 млрд. долл., а за тот же период 1999 г. - 28,0 млрд. долл., причем этот актив, хотя и неравномерный по месяцам, сохранялся в течение всего 1999 г. и в начале 2000 г.
    2. Таким образом, на протяжении последних полутора лет существенно вырос коэффициент покрытия импорта экспортом: в январе-ноябре 1999 г. он составил 176,3 по сравнению с 120,5 за тот же период 1998 г. А, следовательно, увеличилась роль внешней торговли в поступлении иностранной валюты и накоплении золотовалютных резервов, тем более, что преобладающая часть внешнеторгового оборота и положительного сальдо торгового баланса приходится на страны дальнего зарубежья (39,7 млрд. долл. из общей суммы этого сальдо 42,1 млрд. долл.).
    В основе этого весьма благоприятного и важного для России изменения в торговом балансе лежат два фактора: значительно выросшие в течение 1999 г. мировые и средние фактические цены российского экспорта на отдельные виды топливно-энергетических ресурсов, черных и цветных металлов, а также резкая девальвация рубля в августе 1998 г. и последующее понижение его курса, приведшее к росту рублевых доходов экспортеров и росту рублевых расходов импортеров. Так, средняя цена сырой нефти, экспортируемой из России, в ноябре 1999 г. выросла в 2,7 раза по сравнению с ноябрем 1998 г., автомобильного бензина в 2,2 раза, дизельного топлива - в 2,1 раза, мазута - в 2,3 раза, никеля - в 2,3 раза, меди - на 12,0 %, при этом цена на экспорт природного газа несколько понизилась - на 3,1%.
    Действие этих факторов, разумеется, не слишком устойчиво. Прогнозы, касающиеся динамики мировых цен на нефть в 2000 г., весьма противоречивы; здесь скрещиваются многие экономические и политические причины (согласованная политика стран - членов ОПЕК, позиция США, проблема санкций против Ирака и др.). Большинство аналитиков все же считает, что цены на нефть не удержатся на нынешнем, весьма высоком уровне, но расходятся во мнениях по поводу размеров возможного падения.
    Что касается девальвации рубля, то с течением времени, по мере роста инфляции, положительное влияние этого фактора на экспорт сокращается (объем денежной массы в стране за 11 месяцев 1999 г. увеличился на 44,2%, а потребительские цены выросли на 34,8%).
    3. Главными торговыми партнерами России являются Германия, Украина, США, Белоруссия, Италия, Китай, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Финляндия, Польша и Япония, на долю которых в совокупности пришлось более 60% оборота внешней торговли.
    4. Товарный состав внешней торговли остается в целом неизменным. Россия    выступает на мировом рынке преимущественно в качестве экспортера основных видов топливно-энергетических ресурсов (нефти, нефтепродуктов, природного газа, каменного угля и электроэнергии); их удельный вес в экспорте в 1999 г. составил 42,4 % (в 1998 г. - 41,1 %). Следующей по важности позицией в экспорте являются металлы (черные металлы, медь, никель, алюминий); их доля в 1999 г. - 15,6 % (в 1998 г. -17,2 %). Машины и оборудование заняли в 1999 г. в экспорте 10,3 % (в 1998 г. - 10,8 %). Преобладающая часть этого экспорта направляется в страны дальнего зарубежья.
    Таким образом, экономика страны оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы.
    5.  При этом  следует обратить внимание  на  два обстоятельства. Во-первых, это высокая экспортная квота по этим товарам, т.е. значительный удельный вес экспорта в их добычи или производстве.
    

Доля экспорта в производстве важнейших товаров (%)


1997 г.
1998 г.
1999 г.

Нефть сырая

41
47
46

Нефтепродукты

34
33
30

Газ природный

35
34
37

Минеральные удобрения

73
80
81

Круглый лес

23
26
32

Целлюлоза (древесная)

83
78
78

     
     Во-вторых, наблюдается известное сокращение физического объема (т.е. в натуральных показателях) экспорта по некоторым из указанных позиций: сырой нефти в 1999 г. - до 97,2 % по отношению к 1998 г., автомобильного бензина - 67,7 %, дизельного топлива - 91,6 %. При этом объем производства (добычи) энергоресурсов в последние годы (1996-1999 гг.) остается практически неизменным, а в перспективе (даже краткосрочной и тем более среднесрочной) может сократиться. По состоянию на 1 января 2000 г. 24,4 % эксплуатационного фонда нефтяных скважин не давали нефть. Объем переработки нефти в 1999 г. составил 95,3 % к до кризисному 1997 г.
    6. Перспективы дальнейшего развития нефтедобывающей промышленности России, по крайней мере до 2010 года, базируются в основном на старых фондах и уже эксплуатируемых месторождениях. Исходя из внутреннего спроса на жидкое топливо примерно 120 млн. тонн и при наличии настоятельной необходимости не снижать экспорт нефти и нефтепродуктов, порог энергетической безопасности страны составляет 280-300 млн. тонн нефти. Россия подошла к нему вплотную.
    Поэтому требуется освоение новых нефтегазовых площадей с крупными запасами, но расположенных в  труднодоступных и геологически сложных районах, а также в море. А это невозможно без значительных инвестиций и сопряжено с немалыми трудностями.
    7. Что касается товарного состава импорта, то доля машин и оборудования в общем объеме импорта равняется примерно 31,0 %. Девальвация рубля привела к значительному удорожанию импорта (в рублевом выражении). В итоге импорт машин и оборудования в 1999 г. (около 9 млрд. долл.) составил лишь 62,0 % к уровню 1998 г.
    Основным фактором общего падения российского импорта (его физический объем уменьшился на 13 % в 1999 г.) было продолжающееся сокращение платежеспособного спроса населения и инвестиционных возможностей российских предприятий, а также переориентация импорта на ввоз более дешевых товаров. Цены по импортным закупкам упали на 19 %.
    8. С точки зрения народнохозяйственного значения внешней торговли России ситуация в настоящее время выглядит следующим образом.
    Будучи основным источником иностранной валюты, экспорт призван обеспечивать ресурсы для:
    - поставки из-за границы машин и оборудования, необходимых для вещественного наполнения инвестиций, без которых невозможен экономический рост;
    - импорта некоторых видов сырья, продовольствия, потребительских товаров;
    - обслуживания внешнего долга, не прибегая к дополнительной денежной эмиссии, питающей инфляцию.
    9. Поэтому важной и неотложной экономической задачей является укрепление и расширение экспортного потенциала страны, которое должно идти по двум направлениям:
    - укрепление производственной базы топливно-энергетического комплекса, представляющего основу российского экспорта. При этом нужно иметь в виду, что в этом экспорте по необходимости присутствует (и в дальнейшем еще в большей мере будет присутствовать) импортная составляющая (импорт оборудования для этого комплекса);
    - в сфере наиболее динамичного сектора мировой экономики и международной торговли - обрабатывающей промышленности и особенно современных высокотехнологичных, наукоемких отраслей, занимающих до сих пор незначительное место в российском экспорте, реальный путь для наших предприятий на остро конкурентные мировые рынки лежит через широкую кооперацию с передовыми компаниями промышленно развитых стран.
    10. Таким образом, проблемы внешней торговли России тесно смыкаются с проблемами привлечения иностранного капитала, производственных (а не чисто спекулятивных) иностранных инвестиций в экономику страны, необходимых даже для поддержания нынешней, далеко не лучшей структуры экспорта, не говоря уже о ее постепенной модернизации.
    Отсюда вытекает насущная задача создания надлежащего инвестиционного климата в стране (кстати сказать, не только для иностранного, но и для отечественного капитала). Между тем, несмотря на официальные призывы, в том числе и на самом высоком уровне, к иностранным инвесторам и обещания их поддержки фактическое положение остается неудовлетворительным. Общая величина накопленных прямых инвестиций составляет всего лишь примерно 6 млрд. долл. Эта незначительная сумма (если даже отвлечься от отраслевой структуры этих инвестиций, мало способствующей улучшению структуры производства и внешней торговли) закономерно сочетается с низкими сравнительными (рейтинговыми) оценками инвестиционной привлекательности России. В январе 2000 г. влиятельный английский журнал "Евромани" поместил глобальные (т.е. охватывающие весь мир) оценки инвестиционных рисков. Среди пяти категорий, на которые разбиты здесь все страны, Россия оказалась в последней, т.е. пятой категории, которая охватывает страны с наибольшими рисками. При этом в числе наиболее рискованных отраслей в России указаны нефтяная и газовая промышленность, добыча минерального сырья, а также лесная промышленность.
    О том же свидетельствует рейтинг "открытости экономики", опубликованный недавно американской газетой "Уолл стрит джорнел". Рейтинг, охватывающий 161 страну, составлялся с учетом 50 различных критериев, сведенных в 10 категорий (в том числе инвестиционная политика, инвестиционное законодательство, регулирование предпринимательской деятельности и т.п.). Россия здесь оказалась на 106 месте.
    В этих условиях большинство западных инвесторов придерживаются в основном стратегии ограниченного присутствия. Они открывают свои представительства, занимаются сбором информации и маркетинговыми исследованиями, но реальный объем их инвестиций невелик и позволяет минимизировать риски (т.е. возможные потери).
    Восстановление положительного рейтинга России в инвестиционной сфере должно стимулировать приток иностранных инвестиций в российскую экономику, прежде всего с целью укрепления и диверсификации экспортного потенциала, продвижения конкурентоспособных товаров и технологий на внешние рынки, а также для   развития импортозамещающих производств.
    11. Важным экспортным резервом для России является торговля услугами.
    Общемировая тенденция состоит в  абсолютном и относительном росте торговли услугами в международной торговле. За последние 20 лет объем операций с услугами на мировом рынке вырос более чем в 3 раза, и доля этих операций достигла 20 % всей международной торговли. Для промышленно развитых стран преобладающими в этой торговле являются финансовые, телекоммуникационные, информационные и большинство видов деловых услуг, а также экспорт услуг образования и здравоохранения. Для менее развитых стран (в том числе для России) характерно преобладание торговли услугами в сфере транспорта и туризма.
    Россия хотя и входит в число ведущих 30 стран-участниц международной торговли услугами, выступает в качестве нетто-импортера (т.е. эта статья в торговом и платежном балансе дает отрицательное, пассивное сальдо). Общая доля России в международной торговле услугами явно не соответствует потенциальным возможностям (в 1997 г. - 1,0 % в мировом экспорте и 1,4 % в мировом импорте услуг).
    Нетто-экспортером Россия остается в области транспортных услуг, хотя размеры положительного сальдо по этой статье сокращаются (за счет роста импорта транспортных услуг). К сожалению, налицо тенденция к вытеснению с рынка российских транспортных фирм (особенно в области морского транспорта).
    12. Первое место в отраслевой структуре внешней торговли России услугами занимает туризм (свыше 50% ее общего объема). Однако, поскольку выездной туризм намного превосходит въездной поток, международный туризм является для России крупной расходной статьей. Между тем по своим географическим и климатическим условиям страна располагает громадным потенциалом для иностранного туризма. При этом известно, что туристический бизнес особенно быстро окупается. Ряд стран (в том числе и весьма развитых) имеет доходы от туризма, сопоставимые с доходами от товарного экспорта (а иногда даже превосходящие их). Но для реализации этого потенциала (что могло бы иметь существенное значение для роста занятости и повышения благосостояния целых регионов особенно на востоке и севере страны) опять-таки необходимо привлечение иностранного капитала (строительство гостиниц, обустройство курортных зон и т.п.).
    13. В структуре российской торговли услугами почти отсутствуют такие современные виды, как экспорт маркетинговых, управленческих, консалтинговых, компьютерных, образовательных и других деловых услуг. При этом наряду с трансграничной торговлей здесь речь может идти (как и при приеме иностранных туристов) о "внешнеторговых операциях" на территории России: обслуживании филиалов иностранных компаний, находящихся в нашей стране.
    14. Конкурентоспособность России проявляется в сфере космических  разработок  (коммерческие  запуски   ракет  с иностранными спутниками), а также ряда научно-технических достижений (в торговле лицензиями и ройалти).
    Торговля лицензиями, особенно на ноу-хау, которая может сопутствовать практически почти всем видам внешнеторговых связей, является серьезным дополнительным источником валютных средств. К сожалению, эта торговля еще далеко не получила достаточного  развития  в России  и  во  многих случаях осуществляется стихийно и некомпетентно, что приводит к значительным валютным потерям.
    В России традиционно (еще со времен Советского Союза) не уделяется должного внимания экспорту услуг (возможно, за исключением морского транспорта), хотя эффективность этого экспорта (в расчете на единицу капиталовложений) чаще всего выше, чем в базовых и других отраслях материального производства, не говоря уже об утрате невозобновляемых или трудно возобновляемых (например, лес) экономических ресурсов.
    15. Особой и весьма важной областью внешней торговли России является та, что называется военно-техническим сотрудничеством, т.е. экспортом продукции, работ и услуг военного назначения. Огромный военно-промышленный комплекс, возможности  которого по многим  позициям превосходят внутренние потребности и объемы государственного заказа, не только служит источником валютных поступлений, но и решает посредством экспорта насущные социальные задачи, в частности, обеспечение жизнедеятельности ЗАТО - закрытых административно-территориальных образований.
    Военно-техническое сотрудничество в последние годы стало наиболее динамично развивающейся частью машинно-технического экспорта России. Удельный вес товаров военно-технического назначения достиг двух пятых российского экспорта машин и оборудования. Валютные поступления от реализации вооружения и военной техники в 1999 г., по предварительной оценке, составили более 3 млрд. долл., что на 20 % больше, чем в 1998 г. Сохраняется тенденция увеличения объема продаж запасных частей, агрегатов, учебного и вспомогательного имущества к ранее поставленному вооружению. В 1999 г. доля этой продукции составила 31 % от общего экспорта в рамках ВТС. С другой стороны, на долю работ и услуг в области ВТС, выполняемых в интересах зарубежных заказчиков, приходится всего 1 %.
    Однако, несмотря на рост объемов ВТС, сокращается количество стран-импортеров российской продукции военного назначения. Это является следствием изменений на политической карте мира, усиления конкурентной борьбы на мировом рынке оружия, недостаточно агрессивной  политики  российских экспортеров в этой области.
    В этих условиях первоочередную важность приобрело продвижение продукции российского ВПК на новые перспективные и стабильные рынки, максимально используя имеющийся потенциал российских производителей вооружений и военной техники.
    После длительного периода (при советской власти) полного приоритета в этой сфере внешнеэкономических соображений по сравнению с коммерческими ныне Россия, активно выступая на этом специфическом рынке, где в  напряженной конкурентной борьбе, нередко поднимающейся на высший политический уровень, сталкиваются интересы крупных держав, решает собственные государственные задачи прежде всего коммерческого характера.
    В этой области особенно сложно определять и поддерживать оптимальный баланс, во-первых, между коммерческими, внешнеполитическими и военно-техническими   параметрами внешнеторговых операций и, во-вторых, между "предпринимательской самостоятельностью" и "экспортным контролем", между непосредственными производителями и государственными посредниками. Этим объясняется обилие государственно-правовых нормативных актов в этой области (сравнительно недавно их было и одновременно действовало свыше 100), завершившееся в 1998 г. Федеральным законом "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" и указом Президента Российской Федерации от 06.09.1999 г.
    Поскольку, однако, эта сфера внешней торговли обычно требует согласования корпоративных интересов многих российских участников: министерств, ведомств, организаций, предприятий, и это связано со значительными организационными и информационными усилиями, можно предположить, что поиски наилучших решений на этом направлении будут продолжаться.
    16. Одним из резервов машинно-технического экспорта является техническое содействие.
    Основной проблемой, сдерживающей продвижение экспорта российского комплектного оборудования, является ограниченность возможностей государства кредитовать область технического содействия. Как известно, большинство стран привлекают участников проектов по результатам международных торгов. Определяющим фактором при этом являются финансово-кредитные условия. Однако российским участникам здесь трудно конкурировать с западными компаниями. Достаточно поучительным является проигрыш в Китае тендера по гидрокомплексу "Три ущелья", основной причиной которого были более высокие, чем у конкурентов, ценовые параметры, зависящие, в свою очередь, от условий бюджетного кредитования.
    Объемы технического содействия в 1999 г. снизились и составили 388 млн. долл. (88 % от уровня 1998 г.), в том числе в счет государственных кредитов - 53 млн. долл. (44,6 %), коммерческих кредитов - 21 млн. долл. (51,6 %), за наличные - 314 млн. долл. (111,5 %). Основные поставки осуществлялись в Иран, Китай, Бангладеш, Сербию и Черногорию, Кубу, Вьетнам и Сирию.
    17. Важную проблему во внешней торговле России представляют отношения со странами-членами СНГ. До сих пор эти отношения с рядом их этих стран несут на себе - к ущербу для России - печать прошлого, когда именно Россия во многом была донором для других бывших советских республик.
    В 1999 г. на долю государств-участников СНГ пришлось 19,0 % всего внешнеторгового оборота России (19,0 млрд. долл. снижение на 24,0 % по сравнению с 1998 г.). Следует обратить внимание на устойчивое положительное сальдо России в торговле с этой группой стран, которое в 1999 г. составило 2,4 млрд. долл. Поскольку, однако, экспорт РФ в эти страны (в том числе экспорт энергоносителей) нередко осуществляется по ценам ниже мировых, а импорт, напротив, по завышенным ценам, причем используются взаимозачеты, бартер, задержка платежей со стороны российских партнеров или вовсе неплатежи, активное сальдо России с экономической точки зрения во многом означает безвозмездную перекачку ресурсов в пользу указанных стран, и, конечно, весьма отрицательно сказывается на финансовом положении и состоянии всей экономики страны.
    Вместе с тем государства-участники СНГ являются важным источником поступления некоторых потребительских товаров. Так, в ноябре 1999 г. из стран поступило в РФ 70,4 % мясных консервов; 62,2 % шоколадных изделий; 60,7 % сливочного масла; 48,3 % зерна; 16,2 % мяса свежего и мороженного от общего импорта упомянутых товаров.
    С другой стороны, в экспорте РФ в данные страны преобладают такие остро необходимые для их жизнеобеспечения товары, как энергоносители (нефть, нефтепродукты, газ, каменный уголь), железная руда, черные металлы, целлюлоза, каучук и другие.
    18.  Особого внимания заслуживает товарооборот с республикой Беларусь, с которой недавно подписан и ратифицирован договор о создании Союзного государства. Здесь также налицо превышение экспорта РФ над импортом (по итогам первого полугодия 1999 г. экспорт составил 1656,5 млн. долл., импорт - 1531,4 млн. долл.; в III квартале того же года соответствующие цифры 886,1 млн. долл. и 761, 8 млн. долл.). Активное сальдо по сравнению с 1998 г. увеличилось.
    Основу экспорта России в Беларусь составляют товары минерально-сырьевой группы: нефть сырая, газ природный и черные металлы (39,8 %). Около 31 % общего объема экспорта занимают машины и транспортные средства, продукция химической промышленности, а также металлы и изделия из них (кроме черных металлов).
    Сравнительное значение взаимного товарооборота для России и Беларуси совершенно различно. Доля внешнеторгового оборота с Беларусью в общем объеме внешней торговли России составило в первом полугодии 1999 г. 6,1 %, в III квартале того же года 5,8 %. В то же время доля России в общем внешнеторговом обороте Беларуси равнялось в первом полугодии 1999 г. 53,8 %, в III квартале -55,6 %, т.е. свыше половины. При этом задолженность Беларуси за российские поставки достаточно велика.
    19. Если торговля России со странами - бывшими членами СЭВ и странами Балтии уже давно строится на обычной коммерческой основе, то этого нельзя сказать в отношении  ряда бывших советских республик, причем потери несет чаще всего Россия.
    Экономически невыгодными для России оказываются на практике и таможенные союзы, с участием некоторых стран СНГ, которые к тому же нередко нарушают условия торговли, предусмотренные этими союзами.
    Отсюда вопрос: оправдано ли - с точки зрения национальных интересов России - проводить и дальше линию на "особые, приоритетные отношения" со странами СНГ, тем более что многие из них в своей внешней и внешнеэкономической политике уже избрали для себя совсем других "приоритеты".
    20. Состояние и дальнейшее развитие внешней торговли Российской Федерации теснейшим образом связано с ее внешнеторговой политикой. Основная проблема здесь состоит в определении рационального сочетания, с одной стороны, либерализации внешнеэкономической деятельности, экономически обоснованной "открытости", и на этой основе - интеграции стран в мировую экономику и, с другой стороны, разумного протекционизма, т.е. мер защиты внутреннего рынка в интересах отечественных производителей. Это касается как собственно внешнеторговой политики (тарифные и нетарифные ограничения импорта товаров и услуг), так и государственной политики по отношению к иностранным инвестициям (так же часто связанным с внешней торговлей).
    С этих позиций нужно подходить и к вопросу о вступлении России во Всемирную торговую организацию (точнее: об условиях этого вступления).
    21. Развитие внешнеэкономической сферы в 2000 г. будет определяться комплексом факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Особое значение среди них имеют:
    - сохранение относительно высокого уровня цен на мировых рынках сырьевых товаров и стабильного спроса на традиционные товары российского экспорта;
    - масштабы ограничительных мер  в отношении товаров российского экспорта;
    - возможности финансовой поддержки экспортоориентированных предприятий со стороны государства;
    - динамика платежеспособного спроса населения России, а также предприятий-потребителей промышленной продукции.
    В 2000 г. можно ожидать умеренного увеличения стоимости объемов экспорта. При этом его структуре, по-прежнему, основную роль будут играть топливно-энергетические товары, химические товары и удобрения.
    На динамику стоимостных объемов российского импорта будут оказывать влияние развитие процесса импортозамещения, сохранение ориентации на закупки за рубежом более дешевых товаров народного потребления. Острая потребность в модернизации производственной базы российской промышленности может способствовать увеличению импорта инвестиционного оборудования и технологий.
    Объем  внешнеторгового оборота (без учета неорганизованной торговли) в 2000 г. оценивается в 107 млрд. долл. (на 3 % выше уровня 1999 г.), в том числе со странами дальнего зарубежья - 86 млрд. долл. (на 1 %), со странами СНГ - 21 млрд. долл. (на 9 %).
    Объем экспорта России может составить 74 млрд. долл., (на 2 % выше уровня 1999 г.), в том числе в страны дальнего зарубежья - 63 млрд. долл. (на 1 %), в страны СНГ - 11 млрд. долл. (на 6 %).
    Объем импорта России может увеличиться на 6 % (33 млрд. долл.), в том числе из стран дальнего зарубежья - на 2 % (23 млрд. долл.), из стран СНГ - на 14 % (10 млрд. долл.). При этом положительное сальдо внешнеторгового оборота в 2000 г. составит около 41 млрд. долл.
    Оборот "челночной" торговли, которая ведется физическими лицами и, несомненно, нуждается в поддержке, прогнозируется в размере 11 млрд. долл. В том числе экспорт - 2 млрд. долл. (ориентирован на страны СНГ), импорт - 9 млрд. долл.
    22. Важной задачей является дальнейшее развитие и совершенствование законодательной базы внешней торговли РФ. В частности, речь идет о работе Государственной Думы в 2000 г. по следующим законопроектам, имеющим отношение к внешнеэкономической деятельности и находящихся на разных стадиях рассмотрения:
    "О государственном контроле за порядком применения регулируемых цен и тарифов";
    "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" (новая редакция);
    "О запретах и ограничениях на осуществление иностранных инвестиций на территории Российской Федерации" (второе чтение);
    "О введении государственной монополии на оптовые поставки этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции" (второе чтение);
    "О государственном регулировании вывоза российского капитала" (второе чтение);
    "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (второе чтение);
    "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации";
    "О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации" (новая редакция "Таможенного кодекса Российской Федерации", второе чтение);
    "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" (новая редакция Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе").
    Кроме того возможна разработка новых законопроектов:
    "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
    "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности";
    "О государственном регулировании внутренней торговли";
    "О поддержке экспортоориентированных производств".