Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 4 Прогноз основных макроэкономических показателей России, США и стран западной Европы до 2015 года

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Аналитическое управление
Аналитический вестник
Выпуск 4
Прогноз основных макроэкономических показателей России,
США и стран западной Европы до 2015 года
Серия: Экономическая политика

Москва
2000


В настоящем вестнике сопоставляются основные макроэкономические показатели ряда экономически развитых стран и России, а также предлагается прогноз этих показателей на период до 2015 года

Аналитический вестник подготовил Большаков К.П., ведущий специалист отдела аналитических разработок Аналитического управления
(По материалам доклада доктора экономических наук, профессора Кудрова В.М.)
Издание подготовлено Аналитическим управлением Аппарата Государственной Думы

Ответственный за выпуск - Большаков К.П., ведущий специалист отдела аналитических разработок Аналитического управления, тел. 292-96-54
103265, Москва, Охотный ряд, д.1, Государственная  Дума, Аналитическое управление
Телефон: 292-98-70 Факс: 292-86-10
Подписано в печать 16.02.2000 г.
При перепечатке и цитировании материалов ссылка на настоящее издание обязательна


     С развалом Советского Союза в 1991 г. России досталась хиреющая административно-командная, централизованно планируемая экономика, которая уже по определению крайне трудно подвергается реформам и трансформации на путях демократических и рыночных преобразований. Известно, что снижение темпов роста экономики СССР началось после смерти Сталина с 50-х гг. и уже к концу 70-х гг. экономический рост в стране по реальному счету прекратился.
    В конце 80-х гг. ВНП СССР составлял не более 30% от уровня США, в том числе ВНП Российской Федерации в составе СССР - около 18%. В результате начавшихся экономических реформ спад производства в стране резко ускорился и углубился, и соотношение России к уровню США по объему ВНП стало быстро снижаться. В 1992 г. - первом году существования России как нового государства - оно было равно 13%, а в 1996 г. - 8,6%. Это значит, что по данному показателю страна заняла 11-е место в мире и 5-е в Европе. В Европе мы уступили в этом году Германии (37% от уровня ВНП этой страны), Франции (51%), Великобритании и Италии (55% от каждой). Кроме этого в мире мы уступали еще не только США, Китаю и Японии, но и Индии, Бразилии и Канаде. В 1998 г., похоже, мы уступили свое 11-е место и Испании.
    Если сравнить Россию с некоторыми странами по объему промышленного производства, то картина окажется несколько более благоприятной для нас. В последние годы в Институте Европы проведены детальные сопоставления объемов промышленного производства (по валовой продукции и добавленной стоимости) на основе подробных данных Госкомстата и промышленных переписей США, Германии, Франции и Великобритании. Эти расчеты показали, что соотношение объемов промышленного производства в России и США в середине 90-х годов составила 9,6%, России и Германии - 44%, России и Франции - 75%, России и Великобритании - 83%.
    Позиции России в современной международной экономике нельзя не оценить иначе, как очень слабые. Их укрепление в перспективе будет зависеть от прекращения спада и перехода к экономическому росту на здоровой основе ради удовлетворения реальных потребностей. Экономический рост, как известно, наметился было в 1997 году (прирост ВВП на 0,4%, промышленного производства на 1,3%). Однако неудачные политические игры 1998 г. (смена правительств В. Черномырдина и С. Кириенко), ошибки реформаторов, связанные с ГКО и бюджетным дефицитом и особенно необоснованное объявление дефолта 17 августа 1998 г., вызвавшее обвальный крах финансовой банковской системы, курса рубля по отношению к доллару и девальвацию, отбросили страну назад минимум на 2 года.
    Для экономического роста есть очевидные предпосылки:
масштаб падения производства, похоже, достиг своего предела;
появились явные признаки ослабления былого политического противостояния исполнительной и законодательной власти;
рост внутренних цен объективно стимулирует российский экспорт, который становится дешевле на внешних рынках;
в стране сохраняются значительные запасы валюты как у банков, так и у предприятий и населения;
иностранные инвесторы, к счастью, еще не ушли с российского рынка;
Россия имеет частичную возможность воспользоваться своими деньгами, так или иначе вывезенными за границу;
страна располагает огромными незагруженными производственными мощностями и квалифицированными кадрами специалистов;
руководство страны, похоже, твердо и убежденно встало придерживается курса на стимулирование экономического роста и продолжение на скорректированной основе рыночных реформ.
    Но самой главной основой будущего экономического роста являются уже созданные ростки рыночной инфраструктуры в экономике, рыночного мышления в обществе, а также внушительный слой предпринимателей и менеджеров, способных грамотно повести страну вперед к формированию эффективной экономики, постепенно наращивающей темпы своего роста, и зрелого демократического общества. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что будущий рост должен носить прежде всего компенсационный, восстановительный характер, призванный восполнить те потери, которые страна понесла за 20 лет неуклонного падения своей экономики. Эти темпы не должны быть низкими.
    Однако этот оптимизм необходимо соизмерять с теми трудностями и препятствиями, которые стоят на пути здорового развития российской экономики. В значительной части общества преобладают настроения разочарования, пессимизма, ностальгии по прошлому. Даже среди ученых-экономистов раздаются призывы возврата к Госплану, Госснабу, Госкомцен, т.е. к старой нерыночной и недемократической экономической модели, дефицитной экономике. Возврат в прошлое будет означать только окончательный крах. Серьезно мешает и опасный накал криминогенности в обществе, на борьбу с которым придется выделить значительные силы и средства.
    С учетом всего сказанного можно исходить из того, что на перспективе 2000-2015 гг. среднегодовые темпы роста ВВП России составят 5-6%. Аналогичные темпы для развитых стран мира с учетом их исторических тенденций можно предусмотреть в следующих параметрах: США - 2,7%, Западная Европа - 3,0%, Япония - 2,8%, Германия - 3,1%, Франция - 2,8%, Великобритания - 2,7%, Италия - 3,0%, Испания - 3,7%.
    В этом случае соотношения ВВП России, Западной Европы и самых развитых стран мира в 2015 г. будет выглядеть следующим образом: Россия к Западной Европе - 17%, Россия к США - 20%, к Японии - 35%, к Германии - б0%, к Франции - 90%, к Италии - 100%, к Великобритании - 110%, к Испании - 170%.
    Это значит, что Россия укрепит свои позиции. В Европе она займет 4-е место после Германии, Франции и Италии. В последующем она превзойдет Италию и Францию и станет второй державой в Европе, хотя и будет отставать от Германии на целую четверть, а то и треть. Все это говорит о том, что добрые и конструктивные взаимовыгодные отношения с Германией должны оставаться важным приоритетом для нашей страны на долгосрочную перспективу. По промышленному производству Россия улучшит свои соотношения с другими странами в заметно большей степени, чем по размерам ВВП.
    Разрыв между Россией, с одной стороны, США и Японией, с другой, уменьшится, но останется весьма существенным. В перспективе и он, несомненно, сократится. Но сегодня дело совсем не в том, чтобы ставить задачу кого-то догонять или перегонять, а в том, чтобы надежно и достойно войти в состав самых цивилизованных стран, на равных и вполне открыто и взаимовыгодно сотрудничать с государствами всего мира, вносить весомый вклад в развитие мирового хозяйства и мирового сообщества.
    Такой прогноз вряд ли можно считать сверхоптимистичным, если в стране будет обеспечена политическая и экономическая стабильность, достаточная воля к проведению реформ, а сами реформы будут проводиться грамотно и последовательно.