АВ 2003г. Выпуск 23 Оборона и безопасность в законотворческой деятельности Государственной Думы в период 2000-2003 гг.
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационно-аналитическое управление
Аналитический вестник
Выпуск 23
Оборона и безопасность в законотворческой деятельности Государственной Думы
в период 2000-2003 гг.
Серия: Оборона и безопасность
Москва
2003
В Вестнике представлены принятые Государственной Думой в период 2000-2003 гг. федеральные законы по блоку "Оборона и безопасность"
Аналитический вестник подготовили: заместитель начальника отдела Информационно-аналитического управления Аппарата Государственной Думы Попов В.Г., советник Информационно-аналитического управления Аппарата Государственной Думы Коношенко В.А., советник Информационно-аналитического управления Аппарата Государственной Думы Добровольская М.К.
Ответственный за выпуск - Коношенко В.А., тел. 292-74-63
103009, Москва, Воздвиженка, д.4/7, Государственная Дума, Информационно-аналитическое управление
Телефон: 292-74-63 Факс: 292-86-10
Подписано в печать 11.04.2003
При перепечатке и цитировании материалов ссылка на настоящее издание обязательна
За время работы Государственной Думы третьего созыва (2000 - 2003 гг.) по блоку "Оборона и безопасность" депутаты рассмотрели и приняли ряд принципиально важных федеральных законов, нацеленных на нормативно-правовое обеспечение и развитие основных положений Конституции Российской Федерации по указанной проблематике.
Несовершенство действующего Закона РСФСР "О чрезвычайном положении", его несоответствие Конституции Российской Федерации обусловило необходимость принятия нового закона.
Принятый депутатами Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" более детально регламентирует основные аспекты режима чрезвычайного положения, в том числе условия, порядок и основания его введения, а также силы, средства и меры, используемые в условиях чрезвычайного положения. Устанавливает основания и порядок введения чрезвычайного положения, перечень мер и ответственность граждан и должностных лиц в указанных условиях. Предусмотренные проектом меры совместимы с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из действующих международных актов в области прав человека. При этом в проекте закона предусмотрены гарантии, призванные не допустить дискриминацию отдельных лиц и групп населения исключительно по политическим убеждениям, признакам расы, национальности, пола, языка, религии, социального положения.
Принят также предусмотренный статьей 87 Конституции Российской Федерации Федеральный конституционный закон "О военном положении".
Закон содержит правовые нормы, регламентирующие условия, порядок и основания введения и отмены военного положения, содержание режима военного положения, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных федеральных органов власти и органов военного управления для обеспечения режима военного положения.
В плане дальнейшего наращивания правового поля по обеспечению военной безопасности и совершенствованию правоохранительной деятельности, в области социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, а также в области ядерной и техногенной безопасности за период работы Государственной Думы третьего созыва принят значительный пакет новых законов и внесены соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство.
В области военной безопасности принят новый закон "О пограничной службе Российской Федерации", под которой предусматривается система, включающая в себя пограничные войска, органы пограничной службы, организации, органы и управления различного уровня. Пограничная служба является составной частью военной организации Российской Федерации, ее войска совместно с Вооруженными Силами Российской Федерации участвуют в отражении агрессии против государства, а органы Пограничной службы привлекаются к участию в решении отдельных задач в области обороны. Впервые также установлено, что войска и органы Пограничной службы в пределах приграничной территории принимают участие в выполнении задач, связанных с обеспечением режима чрезвычайного положения, ликвидацией незаконных вооруженных формирований и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одновременно впервые на законодательном уровне разделены сферы ответственности пограничных войск и органов Пограничной службы.
Принятый закон "О снятии оговорок к Протоколу о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 года" приводит в соответствие наши обязательства от 1925 года с теми международными обязательствами, которые были приняты российской стороной в последующий период.
Названный протокол от 1925 г. явился важным документом, который фактически поставил под запрет применение на войне двух видов оружия массового поражения - химического и бактериологического. Он также сыграл важную позитивную роль как фактор сдерживания, в том числе в ходе Второй мировой войны.
Сделанные от имени Правительства Советского Союза, ратифицировавшего Женевский протокол в 1928 г., две оговорки касались возможности применения запрещенных средств только против стран, не являющихся участниками Протокола, или в порядке ответного применения.
С течением времени эти оговорки потеряли свое значение, так как в ноябре 1997 г. Россия ратифицировала Конвенцию о запрещении химического оружия.
Кроме того, еще раньше, ратифицировав Конвенцию о запрещении биологического оружия, Россия взяла на себя обязательство не разрабатывать, не накапливать, не приобретать и не сохранять бактериологическое оружие.
Юридически оформленный отказ от оговорок имеет позитивное политическое значение, поскольку позволит существенно ослабить высказываемую некоторыми странами озабоченность в отношении соблюдения Россией международного запрета на биологическое оружие.
Закон "Об альтернативной гражданской службе" принят в редакции, представленной Правительством Российской Федерации, закрепляет установленное Конституцией Российской Федерации право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Восемь принятых законов были нацелены на внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" в части уточнения порядка комплектования, сроков заключения контрактов, предоставления отсрочек от призыва на военную службу и освобождения от военной службы, увольнения с военной службы, присвоения звания офицеров запаса и другие изменения.
Конкретизация и уточнение полномочий государственных институтов власти при осуществлении мероприятий гражданской обороны нашли свое отражение в соответствующих дополнениях в Федеральный закон "О гражданской обороне".
Целесообразное расширение пограничной зоны с 5 до 10 км закреплено соответствующими изменениями в Законе "О государственной границе Российской Федерации". Данный закон стал особенно актуален сегодня в условиях проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе, активизации незаконной миграции, освоения иностранными гражданами, в первую очередь, гражданами Китая, Дальнего Востока и других территорий Российской Федерации. Принятие законопроекта позволит создать необходимые условия для надежной защиты и охраны Государственной границы России.
В области совершенствования правоохранительной деятельности принятый новый Федеральный закон "О службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации" обеспечивает правовые основы взаимодействия структурных подразделений уголовно-исполнительной системы с министерствами и ведомствами, регулирование вопросов прохождения службы и дисциплинарной практики.
Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" призван урегулировать важную сферу отношений между экспертными учреждениями и субъектами, наделенными правом назначения экспертиз в конституционном, гражданском, уголовном, административном и других судопроизводствах. Он содержит нормы, регулирующие финансовое, методическое, научное и организационное обеспечение экспертных учреждений и порядок приведения других правовых актов в данной области.
Принятый в конце 2002 г. в первом чтении проект федерального закона "О противодействии коррупции" нацелен на укрепление правовых основ борьбы с коррупцией. Его принятие будет способствовать проведению на всей территории страны единой государственной политики по противодействию коррупции.
Кропотливой и взвешенной работы потребовало проведение в действующее законодательство изменений и дополнений по данной проблематике.
Упорядочение обращения с оружием, уточнение права пользования, запрещение оборота оружия на основе излучательных физических принципов (радиоактивное, электромагнитное, инфразвуковое, ультразвуковое), регулирование оборота оружия, имеющего историческую ценность, нашли свое отражение в принятых соответствующих изменениях и дополнениях в Федеральный закон "Об оружии".
Принят ряд новых положений, касающихся изменений в Федеральный закон "О милиции", в части исключения правовой нормы об освобождении от занимаемых должностей руководителей ГУВД субъектов Российской Федерации с согласия органов власти субъектов, уточнения названия участкового уполномоченного милиции. В этом законе введена правовая норма об обязательном включении в трудовой стаж и в выслугу лет периода пребывания сотрудников органов внутренних дел на выборных должностях в органах законодательной и исполнительной власти.
Кроме того, законом устанавливается дополнительные правовые гарантии для указанной категории сотрудников органов внутренних дел. В частности, предусматривается засчитывать срок приостановления службы в общий трудовой стаж и выслугу лет с правом на присвоение очередного звания, а также законодательно закрепляется гарантия предоставления сотрудникам милиции после окончания срока их полномочий в органах государственной власти и местного самоуправления прежнего места работы, либо по их желанию другого аналогичного. В то же время законом запрещается сотруднику органов внутренних дел совмещать свою деятельность с другой работой в органах государственной власти и местного самоуправления. Необходимость такого ограничения обусловлена особым положением органов внутренних дел, милиции в системе государственной власти и функциональной спецификой этой структуры.
Передача органов уголовно-исполнительной системы из МВД в Министерство юстиции определила необходимость принятия ряда соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Этими изменениями определены законодательные основы выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции функций конвоирования осужденных лиц, заключенных под стражу. При этом предусматривается снятие данной функции с внутренних войск МВД России.
В связи с принятием Федерального закона "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" проработаны и приняты изменения и дополнения практически во все законы о силовых ведомствах в части обязательной дактилоскопической регистрации сотрудников этих федеральных органов.
Принятие изменения в статьях 225 и 226 Уголовного кодекса Российской Федерации исключают слово "биологическое", когда речь идет об оружии массового поражения. Это связано с тем, что еще в феврале 1975 г. указом Президиума Верховного Совета СССР была ратифицирована Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Между тем статьи Уголовного кодекса сегодня сформулированы таким образом, что допускают возможность толкования, будто биологическое оружие еще сохраняется в России. Предлагаемые изменения имеют целью исключить всякого рода упреки на этот счет.
Пресечение террористических актов всегда предполагает возможную гибель террористов с последующим их погребением. Это определило необходимость срочных дополнений в федеральные законы "О борьбе с терроризмом" и "О погребении и похоронном деле". Законы дополняются нормой о том, что погребение лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено в связи с их смертью в результате пресечения террористической акции, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Тела этих лиц для захоронения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается.
Порядок прохождения службы работников таможенных органов, работников органов налоговой полиции при их избрании в представительные и законодательные органы федеральной и региональной власти уточнен в двух федеральных законах - "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции".
В этих законах предложено распространить на названные категории граждан социальные гарантии после окончания срока пребывания в законодательном или представительном органе, предусмотренные действующим законодательством для прокурорских работников, работников органов внутренних дел, военнослужащих.
В области социальной безопасности деятельность Государственной Думы была нацелена на предоставление в законодательном порядке гарантий и льгот гражданам России, профессиональная деятельность которых связана с определенными рисками для здоровья и жизни.
Принятый новый Закон "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" направлен на обеспечение защиты граждан, непосредственно занятых на работах по уничтожению химического оружия, а также граждан, которые ранее пострадали от работы с химоружием, получили профессиональное заболевание. При этом в Закон включены положения о гарантиях предоставления дополнительных льгот гражданам, получившим профессиональное заболевание без заключения учреждения медико-социальной экспертизы.
В условиях значительного увеличения объемов уничтожения химического оружия в соответствии с международными договоренностями принятие этого закона чрезвычайно своевременно.
Повышение оплаты труда работников ряда силовых ведомств закреплено также в новом Федеральном законе "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", внесенный Президентом Российской Федерации.
Действие закона распространяется на пять федеральных органов - Министерство внутренних дел, Государственный таможенный комитет, Федеральную службу налоговой полиции, Минюст в части ГУИНов и МЧС в части противопожарной службы.
В соответствии с законом с 1 июля 2002 г. в среднем оклад по должности сотрудников пяти названных ведомств повышается в 2,35 раза; оклад по званию (по специальным званиям) увеличивается в 1,5 раза с 1 января 2003 г. Изменяется шкала надбавки за выслугу лет, предельная ставка которой увеличивается до 70 %. Увеличивается также прогрессия для первых разделов этой шкалы, т.е. более высокий рост предусмотрен для тех, кто недавно поступил на военную или специальную службу. До 70 % повышается предельный размер надбавки за сложность, напряженность и особые условия службы.
Премии и материальная помощь будут полностью включаться в денежное содержание (оклад по занимаемой должности плюс оклад по присвоенному специальному званию).
При этом следует отметить, что в связи с повышением окладов по должности и званию, надбавок за выслугу лет и особые условия службы предполагается отмена 50-процентной льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также компенсации взамен уплачиваемого подоходного налога.
Порядок повышения денежного довольствия военнослужащих установлен соответствующими изменениями и дополнениями в Федеральный закон "О статусе военнослужащих". Закон приравнивает денежное довольствие военнослужащих к уровню зарплаты государственных служащих.
В принятом Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот", внесенного Президентом Российской Федерации, заложены механизмы формирования основополагающих выплат денежного довольствия военнослужащих применительно к условиям оплаты федеральных государственных служащих и одновременно сохраняются добавочные выплаты денежного довольствия в соответствии с особым статусом военной службы.
Этим же законом военнослужащие лишаются целого ряда льгот.
В частности, вводится:
отмена выплачиваемых в настоящее время компенсаций взамен введенного в 2001 г. налога на доходы с физических лиц;
отмена выплаты пенсионной надбавки и увеличение взамен этого надбавки за выслугу лет;
отмена льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и за телефон с компенсацией при получении денежного довольствия;
изменение порядка начисления премиальных выплат и единовременного денежного вознаграждения.
В ходе острой полемики при обсуждении поправок депутатам все-таки удалось убедить правительство перенести на более близкий срок (с января 2004 г. на январь 2003 г.) повышение окладов по воинскому званию, рассмотреть вопрос о субсидиях на оплату жилья тем военнослужащим, у которых квартплата составляет большую долю семейного бюджета, чем в среднем по стране, сохранить налоговую льготу военным пенсионерам, прослужившим 20 и более лет, - освобождение от налога на имущество и земельного налога, сохранить порядок расчета пенсий военнослужащих с учетом продуктового пайка.
Реализация данного закона безусловно повысит уровень материального обеспечения военнослужащих на первые один-два года после его принятия. Однако если не будут приняты своевременные меры по компенсации военнослужащим затрат на возрастающую стоимость услуг ЖКХ, энергетики и связи, компенсацию инфляционных процессов, то эти прибавки будут сведены на нет.
В плане социальной защиты военнослужащих и членов их семей принято более десяти изменений и дополнений в федеральные законы "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей" и "О статусе военнослужащих" в части повышения пенсии определенной категории военнослужащих и военных ветеранов, предоставления льгот, компенсаций и гарантий военнослужащим, проходившим службу в районах Крайнего Севера, лицам, которые военнослужащими не являются, но участвовали в реализации боевых задач, и другие изменения.
В области ядерной и техногенной безопасности в ряд законов введены принципиальные изменения и дополнения.
В первую очередь следует отметить важные уточнения пакета из трех так называемых "ядерных" законов - "Об использовании атомной энергии", "Об охране окружающей природной среды" и "О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территорий". Проекты законов внесены Президентом Российской Федерации.
Законы определяют порядок ввоза на территорию России, временного технологического хранения и переработки на предприятиях Министерства Российской Федерации по атомной энергии облученных тепловыделяющих сборок.
Законы регламентируют также мероприятия и программы реабилитации радиационно-загрязненных участков территории России, которые уже сегодня содержат 700 миллионов кубометров накопленных радиоактивных отходов. При этом финансирование указанных мероприятий будет осуществляться за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученными тепловыделяющими сборками.
Правовое оформление порядка ввоза в Россию облученных тепловыводящих сборок потребовало принятия новых дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии", внесенных также Президентом Российской Федерации.
Закон направлен на уточнение правовых основ ввоза на территорию Российской Федерации облученных тепловыводящих сборок зарубежного производства. Поскольку рассматриваемый вопрос носит принципиальный характер, в законе устанавливается, что вопросы ввоза на территорию Российской Федерации облученных тепловыводящих сборок зарубежного производства являются предметом предварительного рассмотрения специального органа, на основании положительного заключения которого и должно приниматься решение Правительством Российской Федерации.
В качестве такого органа будет выступать образуемая Президентом Российской Федерации специальная комиссия, в состав которой входят на паритетных началах представители Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Принятые изменения в Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" уточнили обязанности организаций по обучению своих работников способам защиты и действию в чрезвычайных ситуациях, а также порядок подготовки руководителей и специалистов органов государственной власти и местного самоуправления.
Применительно к проблематике блока "Оборона и безопасность" за период созыва Государственной Думы было принято более двадцати ратификационных законов.
Семь законов нацелены на формирование основ и принципов военного и военно-технического сотрудничества со странами СНГ.
Шесть принятых законов регулируют правовые отношения использования (аренды) испытательных полигонов, оставшихся после распада СССР на территории Казахстана.
Остальные законы устанавливают правовые нормы международного сотрудничества в области освоения космического пространства, а также двухстороннего сотрудничества России и США в области сокращений стратегических наступательных вооружений, противоракетной обороны и запрещения ядерных испытаний.