Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

>>

АО, 2010, март Законодательство субъектов Российской Федерации и правоприменительная практика в сфере борьбы с безбилетным проездом на транспорте общего пользования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аппарат Государственной Думы
Аналитическое управление
Отдел аналитического сопровождения законодательства


АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В СФЕРЕ БОРЬБЫ
С БЕЗБИЛЕТНЫМ ПРОЕЗДОМ НА ТРАНСПОРТЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ


СЕРИЯ:
Государственное строительство и конституционные права граждан


Москва
2010

     
      
Аналитическом обзоре дана характеристика ситуации, сложившейся в настоящее время в сфере борьбы с безбилетным проездом в городском общественном транспорте и транспорте пригородного сообщения, представлены материалы по результатам анализа законодательства субъектов Российской Федерации и обобщения правоприменительной практики в этой области.
     В обзоре также освещен международный опыт борьбы с безбилетным проездом.

    Аналитический обзор подготовили:
    - главный советник отдела аналитического сопровождения законодательства Аналитического управления - Басова П.С.;
    - стажёры-практиканты юридического факультета Новосибирского государственного университета - Барсуков Д.В., Циркина Ю.Г., Чернышова О.Е., Федорченко Д.В., Горяинова М.А.;
    - стажёр-практикант юридического факультета Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова - Алирзаев А.А.     
     Издание подготовлено отделом аналитического сопровождения законодательства Аналитического управления Аппарата Государственной Думы
    Ответственный за выпуск - начальник отдела аналитического сопровождения законодательства Аналитического управления Комаров С.А.
    Тел. 692-20-80, Hi-com 2-20-80, e-mail: komarov@duma.gov.ru
     Подписано к размещению в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы 22.03.2010 г.
     При перепечатке и цитировании ссылка на настоящие материалы обязательна

     
1. Общая характеристика ситуации с безбилетным проездом

     Проблема безбилетников на транспорте является одной из самых застарелых и трудноразрешимых. Причины, по которым граждане, садясь в городской общественный транспорт или в пригородную электричку, не желают платить за проезд, разные. На первом месте, скорее всего, мотивы экономического характера - тарифы на перевозки обгоняют темпы роста доходов населения и для некоторых категорий граждан расходы на проезд становятся чересчур обременительными. В то же время убытки, которые приносят безбилетники огромны: только Московская железная дорога ежедневно теряет из-за них до 200 тысяч рублей на каждом направлении.
      Зайцы в электричках - давняя головная боль железнодорожников, их количество составляет 35-40% от общего количества пассажиров. И решения этой проблемы также найти пока не удалось: у РЖД, наиболее заинтересованной стороны, нет никаких правовых рычагов воздействия на безбилетников. Однако и избранный РЖД способ - постоянное повышение цен на билеты - представляется бесперспективным.
     Небольшой опрос, проведенный в январе журналистами в одном из сообществ Живого Журнала (ЖЖ), показал: 59,7% опрошенных жителей Москвы и Подмосковья после двойного повышения цен на билеты решили попросту не платить за проезд и избегать встреч с контролером. Они подсчитали, что им теперь придется платить за проезд на работу около 3 тыс. руб. в месяц, а многие просто не могут себе это позволить. Все это подтверждает, что у такого явления, как засилье безбилетников в общественном транспорте, в первую очередь социальная подоплека. В конечном итоге зайцы - обычные люди, большинство из которых нарушает правила не из принципа, а в силу обстоятельств - финансовые проблемы, отсутствие работы и т.п. Например, в московском регионе в период кризиса увеличилось количество зайцев , ежедневно курсирующих из области в Москву и обратно в поисках работы.
_________________________
Новые известия,   14, 28  января  2010 г.
    Однако нельзя забывать и о моральной стороне вопроса, ведь никому не приходит в голову бесплатно выносить из магазина продукты, сославшись на отсутствие денег. По мнению главы ОАО Московско-Тверская пригородная пассажирская компания Евгения Хмелевских +сейчас мы пожинаем плоды безалаберных 1990-х годов. Тогда выросло поколение пассажиров, свято уверенных в бесплатности электричек. Взывать к их совести бесполезно: они подчинятся только законным аргументам представителей государства .
_________________________
Вечерняя Москва, 35, 02 марта 2009 г.
    На сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом. В связи с принятием 9 ноября 2009 года федерального закона 249-ФЗ О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях контролеры теперь не имеют права брать с безбилетников штрафы на месте. Из кодекса исключена статья, которая наделяла контролеров правом взимать штрафы на месте совершения административного правонарушения.
    Сегодня новый порядок практически исключает такую меру воздействия на безбилетников, как денежный штраф. Контролеры, уличив пассажира в безбилетном проезде, должны предложить ему погасить проездной талон, оплатить проезд или покинуть транспорт. По мнению юриста общества защиты прав потребителей Общественный контроль Дмитрия Лесняка +если человек откажется это делать, единственный вариант исправить ситуацию - попросить водителя транспортного средства остановиться и не продолжать движение до тех пор, пока безбилетник не выйдет или не расплатится. Однако это может привести к затруднению движения и созданию пробок .
_________________________
Газета,   220, 23  ноября  2009 г.
    Правда, в конфликтной ситуации контролеры могут вызвать сотрудников милиции, которые составят протокол об административном правонарушении - тогда пассажира отправят платить штраф в Сбербанк. Сумма штрафа осталась прежней - 100  рублей, но это крайняя мера, которая практически не работает.  
     В Москве ежедневно свыше 300 контролеров Мосгортранса выходят на маршруты. С нововведением их зарплата уже не зависит от количества штрафов, в среднем они получают по 24 тысячи рублей - за то, что взывают к совести пассажира, уговаривая пробить билетик или освободить салон. А заяц в этом случае просто перепрыгивает в следующий автобус или троллейбус. Невольно возникает вопрос: какой смысл содержать армию ведомственных контролеров, которые не могут наказать зайца рублем?
    В качестве возможного пути выхода из этой ситуации в департаменте транспорта и связи Москвы рассматривается идея создания собственной службы контроля, возможно в форме оперативного отдела контроля. Но в любом случае он должен быть при исполнительном органе государственной власти - тогда у него будут полномочия штрафовать безбилетников.
_________________________
Российская газета,   29, 11  февраля  2010 г.
    На Московской железной дороге вместо контролеров по пригородным электричкам давно уже ходят ревизоры. Они тоже не имеют права брать штрафы, а только обилечивают , беря за услугу 24 рубля сверху .
    В конце января 2010 года президент РЖД Владимир Якунин заявил, что до 30% пассажиров пригородных электричек в России ездят без билетов. Но цифра представляется явно заниженной: обычно при появлении контролеров в вагоне остается менее 30% пассажиров. В любом случае очевидно: граждане в массовом порядке отказываются платить за проезд. Турникеты не спасают, а охранники и контролеры уже заражены коррупцией. Причем за прилюдное получение мзды их даже невозможно привлечь к уголовной ответственности. Статья 204 Уголовного кодекса Коммерческий подкуп предусматривает наказание для лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях. А сторож при турникете, как и контролер в электричке, ничем не управляет. Но если кассира-контролера теоретически можно выгнать за утрату доверия как работника, непосредственно обслуживающего денежные ценности (так сформулировано в Трудовом кодексе), то охранник никакие денежные ценности обслуживать и не брался, а значит и уволить его за мздоимство невозможно - это пробел в законодательстве. Привлечь к ответственности безбилетников тоже невозможно. Пока еще Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штраф за безбилетный проезд в 100 руб. Но РЖД - коммерческая организация и штрафовать никого не может, не могут железнодорожники и требовать паспорт, чтобы в судебном порядке взыскать стоимость проезда.
    По оценкам специалистов РЖД на самых загруженных транспортных узлах - в Москве и Санкт-Петербурге - число пассажиров без билетов и тех, кто берет самые дешевые билеты до ближайшей станции, а едет дальше, может достигать 40%.
    В итоге зайцы прогрызают огромную брешь в бюджете МЖД: она ежедневно теряет на безбилетниках до 200 тысяч рублей на каждом пригородном направлении. Эта проблема становится все серьезнее с каждым годом, - говорит начальник сектора обеспечения технологического контроля департамента пассажирских сообщений РЖД Михаил Зайцев. - Мы уже и разные технологии применяем, и милицию подключаем... Люди все равно хотят проехать дешевле или вообще бесплатно .  
_________________________
Газета Газета ,   21, 08  февраля  2010 г.
    В целом за 2009 год убыток дороги от зайцев по всей России составил 1 млрд долларов. Как показывает статистика, в январе 2009 года на электрички было продано 79,2 млн. билетов, в январе 2010 года - 60 млн., то есть на 24% меньше. Возможно, люди стали реже ездить, но на самом деле они все чаще обходятся без билета.
     Зайцев трудно подсчитать по головам, но известно, что убытки РЖД от пригородных перевозок в прошлом году составили 30 млрд. рублей. Из них 5 млрд. рублей - убытки Московской железной дороги. На ее долю приходится половина пассажиропотока страны.
_________________________
Известия,   19, 05  февраля  2010 г.
    По подсчетам специалистов, практически каждый третий пассажир электрички не покупает билет, а километров за 70 от Москвы уже половина не тратится на проезд. Тем не менее, всякий объявленный месячник, когда ревизоры-кассиры в сопровождении чоповцев ходят по вагонам, проверяя билеты, дает эффект: сбор денег увеличивается почти на 20 процентов. Например, на белорусском направлении работают 85 контролеров, которые в среднем за день сдают по 5-7 тысяч рублей - в сумме это дает 400-600 тыс.рублей в день.
    В планах РЖД есть эксперимент для борьбы с безбилетниками, который планируется провести на направлении Москва - Тверь. Суть  его следующая. На станции отправления поезда один из двух входов в вагон будет перекрыт и пассажиры смогут войти в вагон только через вторую дверь. Кассир будет стоять у этой двери и проверять билеты у входящих. В случае отсутствия билета пассажиру будет предложено приобрести его у кассира или же покинуть поезд. Второй вход в вагон после отправления состава с начальной станции будет разблокирован. Таким образом, на остановках по пути следования пассажиры смогут сходить с поезда через любой из двух выходов. Это делается, прежде всего, для безопасности пассажиров, чтобы избежать возникновения давки. На остановке кассир снова становится у одного из входов и следит, чтобы в вагон не проникли зайцы . Если им все же удастся попасть в поезд через второй вход, кассир может предложить им купить билеты или вызовет охранников, которые высадят безбилетника.
     Сейчас билеты у пассажиров в электричках проверяют кондукторы, проходящие по составу во время движения. В отличие от кондукторов кассир не курсирует по электричке, а работает только в одном вагоне. Как надеются в РЖД, это позволит решить еще одну проблему, ведь зайцами в РЖД считают не только тех, кто ездит без билета, но и тех, кто покупает билет до ближайшей от точки отправления станции, а едет на гораздо большее расстояние. 70% пассажиров, отправляющихся с Ленинградского вокзала, покупают самый дешевый билет - до следующей станции Рижская, а выходят там 10%, - говорит Евгений Хмелевских, глава ОАО Московско-Тверская пригородная пассажирская компания (МТППК), обслуживающего Ленинградское направление. - Остальные едут дальше. А билет им нужен, только чтобы пройти через турникеты.
_________________________
Известия,   19, 05  февраля  2010 г.
    Правда, предложенная схема потребует от кассиров внимания и хорошей памяти - им придется запоминать, до какой станции едет пассажир, и следить, чтобы он ее не проехал. Кроме того, в задачи кассиров и охраны входят контроль за соблюдением порядка в вагонах, а сопровождать составы будут частные охранники и милиционеры, которые раньше реагировали главным образом на уголовные инциденты в пути.
    По словам начальника сектора обеспечения технологического контроля департамента пассажирских сообщений РЖД Михаила Зайцева +благодаря этой системе не будет ни беготни по платформам, ни массового хождения безбилетников по вагонам, которое, к слову, часто приводит к поломкам внутривагонного оборудования. Кроме того, это повысит безопасность пассажиров .
    Еще один плюс этой системы - экономия средств. Как показала практика, оснащение вокзалов, с которых отходят пригородные поезда, специальными турникетами для проверки билетов, не особо эффективно и, кроме того, эта система достаточно дорогостояща. Внедрение турникетных комплексов требует строительства павильона с ограждением, установки дорогого оборудования и программного обеспечения к нему, создания дополнительных касс на входе и на выходе и, соответственно, дополнительных рабочих мест. Стоимость только одного турникета составляет порядка 18 тысяч евро, а в целом установка системы контроля на одной станции движения пригородных поездов обходится РЖД в 40-50 млн.рублей. А та система, которую РЖД собирается опробовать в поездах Москва - Тверь, требует гораздо меньших затрат - в статью расходов на этот эксперимент входят только зарплаты кассиров и охранников. Зато РЖД сможет сберечь до 100 тыс. рублей с каждого поезда - именно во столько оценивается ущерб от зайцев на этом направлении. Это значит, что затраты на кассиров и охрану окупятся с лихвой.
    Если эксперимент, проведенный в поездах Москва - Тверь, оправдает ожидания РЖД, этот метод будет применен и на остальных направлениях московского и санкт-петербургского узлов.
    

2. Региональное законодательство и правоприменительная практика

     Как показывает анализ нормативной базы субъектов Российской Федерации, нормы об ответственности за безбилетный проезд в городском и пригородном транспорте содержатся в законодательстве практически всех субъектов (см. приложение). Практически везде они включены в региональные законы (кодексы) об административных правонарушениях, в трех субъектах (Иркутская, Московская области, г. Санкт-Петербург) данный вопрос регулируется отдельным законом.
     Сумма штрафа за безбилетный проезд и неоплаченный багаж стандартная - 100 рублей, имеются единичные случаи отклонения, например,  в Республике Хакасия штраф за безбилетный проезд в городском транспорте составляет 100 руб., в пригородном - 200 руб., в Саратовской области эти суммы составляют соответственно 100 и 500 руб., в Брянской области сумма штрафа равна 150 руб., в Омской - от 100 до 150 руб., в Магаданской - от 100 до 200 руб., в Калининградской - от 100 до 300 рублей, в Московской области - МРОТ. Минимальная сумма штрафа установлена в Еврейской автономной области - 20 руб., а максимальная - в Псковской области - 500 руб.
    Дела об административных правонарушениях по статьям Безбилетный проезд в основном рассматривают административные комиссии, в некоторых субъектах - мировые судьи. Правом составления протоколов наделены должностные лица органов внутренних дел, милиции общественной безопасности, контролеры-ревизоры и иные уполномоченные сотрудники транспортных организаций. Штраф налагается контролерами, другими работниками пассажирского транспорта, допущенными к контролю, а также сотрудниками милиции.
    Изменения, внесенные федеральным законодателем в Кодекс об административных правонарушениях, естественно, приведут к корректировке региональных законов.
    Так, власти Республики Мордовия уже запретили взимать штрафы за безбилетный проезд. Соответствующее решение вынес Верховный Суд Российской Федерации по инициативе прокуратуры республики. Теперь порядок наказания безбилетников, не противоречащий федеральному законодательству, придется срочно разрабатывать местным депутатам. Кроме того, согласно вердикту, главы местных администраций, председатели, заместители председателей и секретари административных комиссий также не могут составлять административные протоколы в отношении нарушителей. Прежде региональное законодательство давало лицам при власти такое право, однако надзорные органы обратили внимание на то, что данные нормы противоречат федеральному закону.
    В июле Верховный суд Республики Мордовия признал ряд положений региональных нормативных актов незаконными. Однако Госсобрание республики с решением не согласилось и опротестовало его в Верховном суде РФ. Тем не менее, вышестоящая инстанция также встала на сторону прокуратуры.
     Можно сказать, что в части, касающейся запрета главам администраций и руководству административных комиссий на составление административных протоколов, нам удалось создать прецедент - это первый в стране вердикт подобного рода, - заявил сотрудник отдела прокуратуры Республики Мордовия Юрий Фадеев. - Что же касается вопроса, каким образом отныне следует взимать штрафы с безбилетников, то его следует адресовать членам республиканского Госсобрания. Им предстоит изменить законодательство, принять и прописать в нем новый порядок. А поскольку, согласно решению Верховного суда РМ, штрафы за безбилетный проезд в общественном транспорте в регионе не взимаются уже с июля, то законодателям следует поторопиться.
_________________________
Российская газета,   2, 12  января  2010 г.
     В структуре Горьковской железной дороги заниматься проблемой безбилетников в новом году будут созданные с 1 декабря 2009 года в структуре ГЖД пригородные пассажирские компании ОАО Волго-Вятская пригородная пассажирская компания с центром в Нижнем Новгороде и ОАО Содружество в Казани. Основная задача этих компаний как перевозчиков будет заключаться в обеспечении безубыточной деятельности, включающей, в том числе, проведение обоснованной тарифной политики.
_________________________
Нижегородские новости, 239, 29 декабря 2009 г.
    В Ярославской области контролеры контрольно-ревизорской службы, проверив наличие билетов у пассажиров, приглашают безбилетных граждан пройти в машину, где находятся два сотрудника отдела милиции. Они оформляют протоколы об административном правонарушении. И если раньше безбилетник мог просто отдать сумму штрафа, то теперь сотрудник милиции спрашивает имя, фамилию, отчество и место проживания. Получив данные на безбилетника, милиционер связывается по рации с дежурной частью, выясняет, есть ли у гражданина другие правонарушения, есть ли какие непогашенные задолженности, не числится ли он в федеральном розыске, не прячется ли от алиментов. Безбилетника сканируют, словно рентгеном, только потом выписывают протокол о правонарушении. Копию отдают нарушителю, а сам протокол доставляется в территориальную районную администрацию Ярославля на рассмотрение административной комиссии. Безбилетник обязан придти на это заседание. Если он не придет, то комиссия сможет без него рассмотреть дело или наложить еще штраф за неявку на комиссию. И проблемы у человека будут нарастать как снежный ком. За один рейд сотрудник милиции оформляет до 20 протоколов об административном правонарушении.
    В Ярославле ежедневно работают на линиях более 160 единиц общественного пассажирского транспорта МУП ПАТП-1. Сейчас практически в каждом автобусе находится кондуктор. Приобрести вовремя билет не составляет труда. Контрольно-ревизорская служба как работала на предприятии, так и работает. Проверяют как пассажиров на наличие проездных документов, так и водителя и кондуктора.
_________________________
Золотое кольцо,   7, 19  января  2010 г.
     В то же время и в Ярославской области одна из самых больших проблем пригородных поездов - безбилетники. Получается, что сознательные граждане платят за проезд дважды - покупая билет и платя налоги, ведь дотации администрация производит из средств областного бюджета.
     Безбилетники порождают еще одну проблему: наполняемость поездов специалисты Северной железной дороги (СЖД) анализируют по количеству оформленных проездных билетов, но реальный пассажиропоток в разы больше. Мы ведь не можем пустить состав, рассчитанный на 300 пассажиров, если по документам в этом направлении ездят 100, - говорит заместитель начальника СЖД по пассажирским перевозкам Александр Трофимов. - Вот и приходится честным гражданам стоять в тесноте, в то время как пронырливые безбилетники еще и сидячие места занимают. Люди, которые стремятся любой ценой проехаться в электричке бесплатно, должны понимать одну простую истину: каждый безбилетный пассажир, прошмыгнувший мимо контролера или кассира, фактически рубит сук, на котором сидит. Если заяц сегодня проскользнул в 10-вагонную электричку, то завтра он с удивлением заметит, что она состоит уже только из 8 вагонов. А через три месяца человек придет, а поезда вовсе нет. Почему? Да потому, что маркетинговые исследования опираются на данные статистической отчетности по продаже билетов. И если поток безбилетных пассажиров велик, то выходит, что населенность поезда низкая, а значит, поезд надо либо отменять, либо уменьшать количество вагонов в нем.
_________________________
Юность, 23, 10 июня 2009 г.
    Во время регионального месячника по борьбе с безбилетным проездом на СЖД проверили 541 состав - 9% от общего количества пригородных поездов. Выявлено 2460 нарушений правил проезда, 1970 зайцев , а дополнительные сборы составили 45624 рубля. Выручка превзошла все ожидания железнодорожников, поэтому принято решение продлить подобные мероприятия на сети дорог до 31 августа.
    В пригородных поездах, курсирующих по территории Свердловской и Тюменской областей, в 2008 году было выявлено 159 тысяч зайцев , с которых взыскано 3,18 миллиона рублей. Это лишь безбилетники, обнаруженные в результате проверок. По оценкам же самих железнодорожников, реальное количество нарушителей больше, а сумма убытков, которые приносит железной дороге данная категория пассажиров, может исчисляться десятками миллионов рублей. По итогам 2008 года убытки РЖД составили более 28 миллиардов рублей и только на Свердловской железной дороге убытки в 2008 году составили 1 миллиард 21 миллион рублей.
_________________________
Уральский рабочий,   63, 11  апреля  2009
    Специалисты транспортного управления администрации Калининграда совместно с сотрудниками ГИБДД и УВД области систематически проводят плановые проверки соблюдения правил пассажирских перевозок в Калининграде. Одной из проблем, которой уделяется значительно меньше внимания, чем проблеме безбилетного проезда, является ответственность водителей за безбилетный провоз пассажиров. Согласно статье 70 Кодекса об административных правонарушениях Калининградской области, безбилетный провоз в пассажирском транспорте общего пользования влечет ответственность для водителей в размере от одной до пяти тысяч. Водители знают, что это нарушение, но объясняют его нехваткой времени, а для большинства пассажиров маршруток просьба предъявить билет стала неожиданностью.
     Иркутская область. На Восточно-Сибирской железной дороге с безбилетных пассажиров в электричках взимают 101 рубль дополнительно к стоимости проезда. Дополнительные деньги к оплате билета взимаются только с безбилетных пассажиров, которые совершили посадку на станции, где работают кассы.
_________________________
Восточно-Сибирская правда,   111, 25  июля  2009
    Введение дополнительного сбора было необходимо для противодействия безбилетному проезду в пригородных поездах. Оно также связано с тем, что пассажиры, отказывающиеся приобретать билеты в кассах, создают дополнительный объём работы для разъездных кассиров. Соответственно увеличиваются затраты перевозчика на оплату их труда, а также общехозяйственные затраты, которые вынужден нести перевозчик в связи с необходимостью оформления билетов непосредственно в поезде. Сумма комиссионного сбора рассчитывается, исходя из затрат перевозчика.

3. Зарубежный опыт борьбы с безбилетным проездом

     Англия. При поездке в транспорте Лондона необходимо иметь билет, который дает право на всю запланированную пассажиром поездку. В противном случае его могут оштрафовать. Билет необходимо покупать перед началом поездки, а в автобусах, где билеты продаются у водителя или кондуктора, - немедленно после посадки. Если пассажир не уверен, какой билет ему необходим, на помощь придет обслуживающий персонал. Схема зон и таблица стоимости проезда есть на всех станциях Лондонского метро.
     Контролеры могут работать как в форме, так и в штатском. Но в любом случае у них обязательно есть удостоверение-карточка, которую пассажир может попросить показать. Штраф за безбилетный проезд составляет 10 фунтов в лондонском метро и 5 фунтов - в автобусе. Интересно то, что штраф можно обжаловать в течение 21 дня с момента выписки, для чего необходимо подать апелляцию.
     В Манчестере самый популярный вид транспорта - трамваи, но безбилетный проезд здесь строго штрафуется - 85 фунтов!
    Франция. В Ницце проезд по городу стоит 1 евро, возможна пересадка. Вход в автобусы - в переднюю дверь через турникет (валидатор). Раньше обилечивание было полностью возложено на водителей автобусов, с появлением трамвая появились автоматы на трамвайных остановках, вход в трамвай - через все двери. Автобусы в аэропорт стоят дороже - более 2 евро, но на них действителен дневной билет за 4 евро.
    Штраф за безбилетный проезд - 35 евро, за непробитый билет - 25 евро. Если заяц начинает пререкаться с контролером, сумма штрафа возрастает.
    В Париже пассажиру необходимо сохранять билет до тех пор, пока он не выйдет вновь на поверхность, потому что в метро можно встретить контролеров в самом неожиданном месте, а в RER потому, что при выходе нужно будет вновь пропускать билет через турникет, что бы он открылся. Штраф за безбилетный проезд составляет 37 евро и заяц может сколь угодно долго прикидываться глухо-слепым иностранцем, не понимающим никакой язык на свете, без денег и родственников, без документов, или щеголять корочкой генерала любых войск - уплаты штрафа все равно не избежать. Нарушителя доставят в полицейский участок и найдут способ оплаты.
    В Германии штрафы за безбилетный проезд весьма высоки - от 20 до 60 евро. Контролеры в метро - обычное явление. По неофициальной информации, безбилетный проезд вполне может стать основанием для внесения в черный список иностранцев, нежелательных для въезда в Германию
    Берлин разделен на три транспортные зоны: a, b, c. Штраф за безбилетный проезд составляет 30-40 евро в зависимости от зоны. Билеты на поезда нужно приобретать заранее, и сохранять билет до конца поездки, иначе могут оштрафовать на 40 евро за безбилетный проезд. В Гамбурге штраф за безбилетный проезд составляет 60 евро, во Франкфурте-на-Майне за безбилетный проезд  на электричке придется заплатить 40 евро.
    В Австрии штраф за безбилетный проезд составляет 40 евро плюс стоимость проезда. Садясь в транспорт в Вене, нужно прокомпостировать свой билет - только в этом случае он считается действительным. Штраф за безбилетный проезд - 60 евро.
    В Испании пойманным безбилетникам грозит штраф в размере 40 евро, или 20 евро в случае, если плата будет внесена в течение 48 часов. Если безбилетный пассажир не заплатит штраф, городские власти могут заморозить его банковский счет. Такая участь постигла в 2008 году 1300 человек. Для того чтобы отучить неплательщиков от вредной привычки , размер штрафа увеличивают до 150 евро при повторном случае нарушения и до 600 евро, если безбилетник попадается с поличным в третий раз.
_________________________
http://www.podroze.onet.pl
http://www.travel.ru

    Не так давно вступил в силу новый закон, ужесточающий меры против безбилетных пассажиров, наносящих значительный ущерб бюджету общественного транспорта. Штраф за безбилетный проезд в метро и наземном транспорте повысился и составляет теперь внушительную сумму в 50 евро.
    Оформленный на месте преступления штраф должен быть выплачен зайцем в течение 30 дней с момента совершения административного правонарушения. Впрочем, если пассажир готов заплатить штраф сразу, то величина его снижается до 25 евро.
    Администрация городского метрополитена Барселоны активно лоббирует перед властями новый законопроект, согласно которому безбилетные пассажиры будут обязаны выплачивать административный штраф от 150 до 600 евро.
    Греция. Согласно заявлению Организации общественно транспорта Афин (OASA), пассажиры, уличённые в неоплаченном проезде, будут подвергаться штрафу в размере 60-кратной стоимости проездного билета. Данный шаг направлен на сокращение убытков в десятки тысяч евро, вызванных нежеланием жителей города и туристов оплачивать услуги городского транспорта. Согласно результатам исследований, в центре и на западе Афин безбилетниками в основном являются иностранцы, тогда как в других частях греческой столицы - забывчивые греки. Одновременно с этим OASA объявила о том, что к концу 2010 года в афинском метро будет введена новая система оплаты проезда с использованием пластиковых проездных билетов, которые позволят пассажиру проехать ровно то расстояние, которое он оплатил. Новые смарт-карты, которые заменят существующие однодневные, недельные, месячные и годовые проездные, а также билеты на одну поездку, будут содержать микрочип, содержащий информацию о поездке, которая будет считываться при проходе через автоматический турникет. Данный проект стоимостью более 35 млн. евро в дальнейшем охватит электрическую железную дорогу Афины-Пирей, пригородные электрички, трамваи и, наконец, городские автобусы и троллейбусы.
    В Италии при стоимости билета 88 центов штраф за безбилетный проезд составляет 30-40 евро.
     В Чехии в трамваях, автобусах отсутствуют кондукторы, контроль осуществляется контролерами. Билеты единого образца на все виды транспорта продаются в киосках, магазинах, через автоматы, а также введена оплата через СМС-сообщения (с момента введения этой системы продажи выросли на 20%).
    В Венгрии за отсутствие проездного документа оштрафуют в 13-кратном размере от стоимости проезда (обычно около 1 евро).
    Финляндия. Иногда в вагонах метро появляются контролеры. За безбилетный проезд взимается штраф 50 евро плюс стоимость билета на одну поездку.
     В Дании штраф за безбилетный проезд 500-600 крон - в зависимости от железной дороги.
    Канада. В метро Монреаля вскоре должна появиться новая служба, сотрудники которой будут проверять билеты пассажиров. В общей сложности под землей будут работать 120 контролеров. У каждого из них будет при себе небольшой прибор, который позволит считывать данные билетов. Пассажиры, у которых не будет при себе карты Опус или талончика на проезд, будут оштрафованы. Первоначальная сумма штрафа составит 214 долларов, однако, в случае повторного отсутствия проездного документа пассажиру придется заплатить 500 долларов.
    В Японии в поездах обычно за безбилетный проезд требуют заплатить тройной размер стоимости билета, при этом стоимость билета зависит от зоны поездки. Если возникают какие-то проблемы с нарушителями, железнодорожники без колебаний отдают их полиции. Например, за перепрыгивание через турникет обычно сразу выставляют счет за причинение материального ущерба, как если бы нарушитель сломал этот самый турникет. В Японии самый дорогой в мире общественный транспорт, но, в отличие от всех других стран, в нем вообще не предусмотрены штрафы за безбилетный проезд - может быть потому, что проехать без билета при существующей системе контроля на выходе и выходе там практически невозможно.
    Уникальный случай произошел в Индии, где за безбилетный проезд индийскую девочку лишили свободы на девять лет. Анита Мазундар была снята с поезда без билета в штате Бихар (на востоке Индии) в 1996 году. Так как девочка не смогла заплатить штраф в размере 300 рупий (около восьми долларов), она была помещена в дом предварительного заключения для малолетних правонарушителей.
     Только благодаря приезду инспекции Верховного Суда в Деогхарский дом предварительного заключения, Анита попала в поле зрения правосудия, по требованию которого и была отпущена на свободу летом 2005 года. Администрация дома предварительного заключения объяснила девятилетнее содержание девочки в их заведении тем, что Анита не смогла назвать свой домашний адрес. По решению Верховного Суда местное правительство выплатило уже взрослой Аните Мазундар компенсацию за потерянное детство в размере 100 тысяч рупий (1 доллар = 43 рупии).
    На пространстве СНГ интересным представляет опыт Республики Беларусь. Вопрос об ответственности за безбилетный проезд урегулирован в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Сумма штрафа составляет 0,2 базовой величины (базовая величина = 35 тыс.рублей) и его сумма составляет 7 тыс. рублей (в пересчете на российские рубли - 69 рублей). Кроме того, введена накопительная система штрафов за безбилетный проезд, а в случае неоднократного нарушения размер штрафа увеличивается и также появляется возможность привлечь нарушителя к общественным работам. Контролируют данную сферу органы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
    В Азербайджане решением Министерства транспорта Азербайджана жители Баку, пожелавшие проехать в общественном транспорте без билета, штрафуются на сумму, равную 10 долларам.
    В Армении за безбилетный проезд пассажиров, а также провоз без проездного документа детей в возрасте от 10 до 16 лет налагается штраф в размере одной десятой минимального размера оплаты труда, то есть 10 долларов. Одновременно с этим взыскивается стоимость проезда от места посадки пассажира в поезд до пункта назначения.