Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2009, ноябрь Реализация приоритетных национальных проектов в Самарской области

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аппарат Государственной Думы

Аналитическое управление
Отдел аналитических исследований
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Реализация приоритетных национальных проектов в Самарской области

Серия: Экономическая политика
Москва
2009

     Выпуск подготовлен на основе информации Главного федерального инспектора по Самарской области С.А.Сычева.
    Ответственный за выпуск: советник отдела аналитических исследований Аналитического управления И.А.Макеичев.
     Подписано к размещению в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы 18 ноября 2009 г.

      При перепечатке и цитировании ссылка на настоящие материалы обязательна
    
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
(2006 - 2009гг.)

1. Направления, основные  параметры и результаты реализации приоритетного национального проекта Развитие агропромышленного комплекса

     Агропромышленный комплекс Самарской области остается одним из важнейших секторов экономики региона и эффективность его функционирования определяет развитие потребительского рынка, экономическую и социальную стабильность общества и продовольственную безопасность региона и страны в целом.
     Основными задачами приоритетного национального проекта Развитие АПК , реализация  которого осуществлялась в 2006-2007 годах, являлись модернизация сельского хозяйства на основе ускоренного развития животноводства,  развитие и поддержка малых форм хозяйствования и привлечение молодых кадров на село через реализацию программы доступного жилья.
    Реализация проекта дала конкретные положительные результаты. Комплекс организационно-экономических, финансово-кредитных и законодательных мер, реализуемых в рамках проекта на территории нашей области позволил стабилизировать ситуацию в аграрном секторе экономики, обеспечить рост сельскохозяйственного производства в целом, и, что особенно важно, в отрасли животноводства, и добиться определенных сдвигов в развитии социальной сферы села.
     Прослеживался рост объемов производства валовой продукции сельского хозяйства, стабилизировалось финансово-экономическое положение сельхозпредприятий области. Индексы роста объемов производства валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий к уровню предыдущего года составили: в 2006 году - 105,9%, в 2007 году - 104,5%, в 2008 году - 107,6%. При этом в сельскохозяйственных организациях индекс роста объемов производства составил соответственно 105%, 107,2 и 118,1%.
    Сельхозорганизации области стабильно работают с прибылью, удельный вес прибыльных организаций увеличился с 50% в 2005 году до 87% в 2008 году.
    Национальный проект Развитие АПК стал фундаментом для принятия пятилетней Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее - Госпрограмма).
    Следует отметить, что Госпрограмма - это первая и пока единственная из комплексных государственных отраслевых программ, охватывающих как производственную, так и социальную сферу. В ней также как и в нацпроекте, применен программно-целевой подход, увязано финансирование и результаты.
    Реализация Госпрограммы осуществляется по 5 основным направлениям: устойчивое развитие сельских территорий, создание общих условий функционирования сельского хозяйства, развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства, достижение финансовой устойчивости хозяйств, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
    Одним из основных направлений как ПНП Развитие АПК , так и Госпрограммы является Ускоренное развитие животноводства . За период 2006 - 2008 годов, в рамках реализации этого направления в Самарской области построено и реконструировано 14 коровников на 3 524 головы, 9 доильно-молочных блоков, 2 свиноводческих комплекса на 13 000 голов свиней, 2 свиноводческие фермы на общее количество свиноматок 260 голов.
    Наряду с достигнутыми положительными результатами остаются нерешённые вопросы в части завершения крупных инвестиционных проектов по строительству и реконструкции животноводческих комплексов, на реализацию которых получены кредитные ресурсы в кредитных организациях в период 2006 - 2007 годов. Из-за недостаточного финансирования сроки окончания строительства отодвигаются (ЗАО СВ-Поволжское, ООО Доминант  (свинокомплексы).
    Сельхозорганизациями Самарской области в период 2006 - 2008 годов закуплено как внутри области, так и за её пределами 2 655 голов племенного крупного рогатого скота, 7 585 голов племенных свиней, 373 головы племенных овец.
    Вышеуказанные мероприятия позволили добиться определённых положительных результатов в отрасли животноводства.
     Прирост реализации племенного молодняка (условных голов) за 2008 год к 2007 году составил 14%.
     Удельный вес племенного скота в общем поголовье составил 12,3 %, что на 4% выше планового показателя.
     Дальнейший рост удельного веса племенного скота в общем поголовье окажет значительное влияние на увеличение продуктивности коров молочного стада, позволит обеспечить сельхозтоваропроизводителей области высокопродуктивным скотом.
    За период 2006 - 2008 годов производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий увеличилось на 8,9 % по сравнению с уровнем 2005 года.
    Наряду с этим, производство молока в хозяйствах всех категорий за период 2006 - 2008 годов несколько сократилось и составило 99,1 % к уровню 2005 года. Данное снижение обусловлено сокращением поголовья дойного стада. В то же время следует отметить, что темпы сокращения крупного рогатого скота значительно снижены по сравнению с периодом 2000 - 2005 годов.
    Причины сокращения поголовья носят как субъективный, так и объективный характер. Сокращение поголовья коснулось только тех хозяйств, где применялись устаревшие затратные технологии. И это говорит о том, что развивать данный сектор можно лишь через переоснащение комплексов и ферм или строительство новых животноводческих объектов.
     Необходимо отметить такой положительный фактор как рост продуктивности скота. За период 2005 - 2008 годы:
     - надой на одну корову вырос с 3 146 кг до 3 526 кг;
    - среднесуточный прирост по крупному рогатому скоту вырос с 367 гр. до 467 гр;
    - среднесуточный прирост по отрасли свиноводства вырос с 275 гр. до 332 гр.  
     По итогам 9 месяцев 2009 года производство скота и птицы на убой в живом весе составило в хозяйствах всех категорий 101,9 тыс. тонн, что составляет 97 % к аналогичному периоду 2008 года,  в том числе  в сельхозпредприятиях 48,1 тыс. тонн,  или  96 % от показателя  2008 года.
     Основные объемы производства мяса в сельхозорганизациях складываются за счет развития отраслей свиноводства и птицеводства.
     В общем объеме производства скота и птицы в живом весе  на убой  по  сельхозорганизациям  области  (48,1 тыс. тонн)  производство мяса птицы  составляет 52,0 %,  мяса свиней - 32 %,   крупного рогатого скота - 16 %.
    За 9 месяцев текущего года среднесуточные привесы КРС в целом по области увеличились на 26 граммов (5,6 %) и составили 490 грамм.
     Реализация мяса птицы увеличилось на 2,6 тыс. тонн (111,6 %).
     В области увеличивается объем реализации мяса крупного рогатого скота на убой за счет развития отрасли мясного скотоводства. Маточное поголовье  мясного скота увеличилось в 2 раза и составляет 3400 голов.
     Валовой надой молока в хозяйствах всех категорий составил           346,0 тыс. тонн, что составляет 97,4 % к аналогичному периоду 2008 года.
     Неблагоприятные погодные условия текущего года негативно отразились и на обеспеченности отрасли животноводства качественными кормами в достаточном количестве. Основной причиной остается снижение поголовья коров во всех категориях хозяйств и недостаточный рост продуктивности.
     При этом наибольшее снижение производства молока произошло за счет хозяйств населения. В личных подсобных хозяйствах поголовье коров уменьшилось на 4,5 тыс. голов (6,8 %), валовой надой уменьшился на 8,2 тыс. тонн (3,4 %).
     В сельхозорганизациях области средний надой на 1 корову составил 2863 кг  (+117кг), что превышает уровень прошлого года на 4,3 %.
    Повышение продуктивности позволяет сократить разрыв в производстве молока получаемый за счет снижения поголовья коров.
     Правительством Самарской области  оказывается поддержка сельхозтоваропроизводителей, утвержден порядок  предоставления  в 2009 - 2011 годах за счет средств областного бюджета субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям за реализованную животноводческую продукцию.
     За  9 месяцев 2009 года сельхозтоваропроизводителями области получено 276,8 млн. рублей субсидий из областного бюджета, что составляет  100% от доведенных лимитов.
     Кроме того,  выплачено из областного бюджета  21,2 млн. рублей на приобретение племенного материала и племенного  молодняка КРС. Из федерального бюджета выплачено 25,4 млн. рублей на приобретение племенного молодняка и на содержание племенного маточного поголовья. Полученные субсидии за приобретенное поголовье племенного скота позволили удешевить его стоимость на 42 %, что сокращает срок окупаемости.
     За 9 месяцев текущего года сельхозорганизациями Самарской области приобретено 563 головы племенного молодняка крупного рогатого скота, в том числе 363 головы были закуплены за рубежом.
    Вторым направлением реализации ПНП Развитие АПК является   Развитие малых форм хозяйствования .
    Основным мероприятием по данному направлению является  увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов ЛПХ, КФХ  и создаваемыми  ими сельскохозяйственными  потребительскими кооперативами. Основной механизм - субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным ими в коммерческих банках. Всего  в рамках ПНП Развитие АПК малыми формами хозяйствования привлечено кредитов коммерческих банков на сумму 1664,0 млн. рублей из них  личными подсобными хозяйствами по 6941 договору привлечено 1205,5 млн. рублей кредитных средств, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами привлечено 374,9 млн. рублей по 216  кредитным договорам, потребительскими кооперативами привлечено 83,6 млн. рублей кредитов. Субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным малыми формами хозяйствования за два года составило за счет средств федерального бюджета 33,4 млн. рублей, областного бюджета 1,4 млн. рублей.
    За 2006-2007  годы в области было создано 47 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (при плане  18), в том числе кредитных 24 (при плане 8), снабженческо-сбытовых 15 (план 5), перерабатывающих 8 (план 5).
    Кредитными кооперативами выданы займы для субъектов частного сектора и фермерских хозяйств на общую сумму 134,4 миллионов рублей.
     Эффективное использование государственной поддержки позволило личным подсобным хозяйствам за 2007 год увеличить к уровню 2005 года   производство молока на 17,3%, мяса на 7,2%; крестьянские (фермерские) хозяйства увеличили производство молока и мяса за этот период на 20%.
    Прирост объемов реализации  личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в 2007году по сравнению с уровнем 2005 г. составил 11% при 6% предусмотренных соглашением с Минсельхозом Российской  Федерации.
    По предварительным данным по состоянию на 1.10.2009 на территории Самарской области зарегистрировано 67 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 38 кредитных, 9 перерабатывающих и 20 снабженческо-сбытовых.
     Однако негативное воздействие мирового финансового кризиса в 2008-2009 годах вызвало снижение активности и отток части сельского населения в города, что обусловило невыполнение показателя по увеличению удельного веса работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
    В рамках реализации приоритетного национального проекта Развитие АПК осуществлялись мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. За период с 2006 по 2008 года финансирование указанных мероприятий составило 272,38 млн. рублей.
     Выделенные средства позволили улучшить жилищные условия 496   молодых семей и молодых специалистов.
    На реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках Госпрограммы в 2008 году было выделено средств господдержки в размере 171,94 млн. рублей. Смогли улучшить свои жилищные условия  195 семьи граждан.
    В 2009 году на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов выделено 134,8 млн. рублей бюджетных средств.  
     В соответствии с выделенными бюджетными средствами в 2009 году смогут улучшить свои жилищные условия 184 семьи, в том числе 101 молодая семья и молодой специалист.
     По состоянию на 01.10.2009 социальную выплату получили 93 семьи, в том числе 51 молодая семья и молодой специалист.
    Необходимо отметить, что осуществление мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов способствует закреплению молодых специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
    В целях обеспечения устойчивого развития сельских территорий в рамках Госпрограммы в 2008 году осуществлялись мероприятия по развитию газификации,  водоснабжения, электрических сетей в сельской местности и по  обеспечению противопожарной безопасности сельского населения.
    На реализацию вышеуказанных мероприятий были выделены бюджетные средства в объеме 60,79 млн. рублей. В том числе на мероприятия: по развитию газификации - 36,16 млн. рублей; по развитию водоснабжения  - 5,68 млн. рублей; по развитию электрических сетей - 17,35 млн. рублей; по обеспечению противопожарной защиты сельского населения - 1,60 млн. рублей. В 2008 году в рамках данных мероприятий введено в эксплуатацию 28,24 км газопроводов, 10,5 км электрических сетей, приобретен один пожарный автомобиль.
     В целях создания общих условий функционирования сельского хозяйства в Самарской области в 2008 году проведена большая работа по введению в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель. За 2008 год введено в оборот 285 тыс. га. Эта работа продолжена и в текущем году, за 9 месяцев текущего года введено 85,2 тыс. га. Под урожай текущего года было посеяно 560 тыс. га озимых культур.
     Выполнены программные показатели на 2008 год по предотвращению выбытия из сельскохозяйственного  оборота 20,5 тысяч га сельхозугодий. Внесено 21,3 тыс. тонн минеральных удобрений в переводе на действующее вещество.
    Рапсом в 2008 году было засеяно 3,2 тыс. га при плане  2,5 тыс. га. Валовой сбор составил 3,8 тыс. тонн, что в 1,5 раза превысило задание. Урожайность рапса составила 13 ц/га при плановом показателе 10 ц/га.
    Выполнено задание по закладке многолетних насаждений на 270 га.
     В 2008 году удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов составил 4,9%. В текущем году ситуация с качеством семенного материала существенно улучшается.  В 2009 году элитными семенами засеяно уже 9% всей площади (при плане 9%).
    Показатель Госпрограммы по закладке многолетних насаждений (206 гектаров) был выполнен уже в первом полугодии 2009 года, по итогам 9 месяцев заложено 270 гектаров, итоговый показатель ожидается на уровне 300 гектаров.
    Основным механизмом привлечения инвестиций в основной капитал и выполнения мероприятий программы является привлечение в отрасль льготных кредитов с субсидированием процентных ставок по ним.
     Благодаря этому финансовому инструменту планируется увеличить приток инвестиций в основной капитал сельского хозяйства.
    Общий объем привлеченных субсидированных кредитов предприятиями АПК в 2008 году превысил 9895 млн. рублей, что превышает контрольный показатель по Соглашению на 1401 млн. рублей (16,5%). Из общего объема субсидируемых кредитов получено 4004 млн. рублей краткосрочных кредитов, 5221 млн. рублей инвестиционных, 670 млн. рублей кредитов, привлеченных малыми формами хозяйствования.
    За 9 месяцев текущего года общий объем субсидируемых кредитов предприятиями АПК составил 7876 млн. рублей, это 87% от контрольного показателя по Соглашению (9028 млн. рублей).
     Из общего объема субсидируемых кредитов: краткосрочных кредитов просубсидировано 3401 млн. рублей (101,2%), инвестиционных - 3842,8 млн. рублей (78,3%), кредитов, привлеченных малыми формами хозяйствования - 633 млн. рублей (82,3%).
    Реализация мероприятий по повышению доступности кредитов, развитию лизинга сельскохозяйственной техники в рамках реализации ПНП Развитие АПК и Госпрограммы в 2006-2009 годах позволила стабилизировать обеспеченность сельского хозяйства области основными видами техники.
     Уже в 2007 году обновление машинно-тракторного парка практически сравнялось с её выбытием по списанию. Количество приобретаемых тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов увеличилось по сравнению с 2005 годом в среднем в 1,4 раза (с 360 единиц в 2005г. - до 513 единиц в 2007 году). Около 80 % приобретаемой в эти годы техники приобретено с использованием средств федерального бюджета, выделенных в уставной фонд ОАО Россельхозбанк и ОАО Росагролизинг .
     В 2008 году в рамках  осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства сельскохозяйственными товаропроизводителями области приобретено 448 тракторов или 100,4% от плана (значение целевого показателя - 446  единиц), 198 зерноуборочных комбайнов или 101,5% от плана (196 единиц), 48 кормоуборочных комбайнов или 100% от плана. Это позволило довести энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций до 101 л.с. на 100 га посевных площадей.
    В 2009 году планировалось приобрести 566 тракторов, 220 зерноуборочных и 52 кормоуборочных комбайнов, доведя энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций области до 109 л.с. на 100 га посевных площадей.
     За истекший период 2009 года фактически приобретено 279 тракторов, 210 зерноуборочных комбайнов, 12 кормоуборочных комбайнов на сумму около 1,1 млрд. рублей.
    На приобретении сельскохозяйственной техники крайне негативно сказалось влияние кризисных явлений в экономике страны, основными проявлениями которых являются дефицит финансовых ресурсов и нарушение взаиморасчетов между хозяйствующими субъектами. Ситуация в АПК региона усугубилась низким уровнем закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, особенно на молоко и зерновую группу, начиная с марта текущего года динамика цен на зерно неуклонно снижается. Так пшеница 3?его класса подешевела на 22% (на текущий момент закупочные цены по Самарской области составляют: пшеница 3 кл. - 3900 ? 4300 руб./тн., 4 кл. - 3200 ? 3500 руб./тн., рожь группы А - 2000 ? 2100 руб./тн.) и негативными последствиями засухи. Материальный ущерб производителей сельхозпродукции от гибели сельскохозяйственных культур в результате засухи составил 4,4 млрд. рублей.
    Все это привело к возникновению финансовых сложностей у значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не могут своевременно погасить задолженности перед кредитными учреждениями, осуществить перекредитование, обеспечивать ликвидную залоговую базу по кредитным договорам и договорам лизинга сельскохозяйственной техники.
    За девять месяцев 2009 года ОАО Россельхозбанк выдано кредитных средств сельхозтоваропроизводителям области на приобретение и обновление парка основных видов сельскохозяйственной техники в сумме 140 млн. рублей (на соответствующую дату 2008 года было выдано более 700 млн. рублей).
    В качестве государственной поддержки приобретения и обновления парка сельскохозяйственной техники в Самарской области осуществляется выплата субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельхозтоваропроизводителями в российских кредитных организациях на закупку основных видов сельскохозяйственной техники и оборудования. За 9 месяцев 2009 года объём выплаченных субсидий составил 153,2 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 114,8 млн. рублей, из областного бюджета 38,4 млн. рублей.
    Сельхозтоваропроизводители Самарской области для обновления основных видов сельскохозяйственной техники активно используют финансовую аренду (лизинг). В 2009 году через ОАО Росагролизинг сельскохозяйственными товаропроизводителями области приобретено 136 тракторов, 81 зерноуборочный и 3 кормоуборочных комбайна (или 44 % от всего объема приобретенной в 2009 году техники) на сумму более 450 млн.рублей (в период с 2006 по 2007 годы через ОАО Росагролизинг сельхозтоваропроизводителями Самарской области было приобретено техники и племенного скота на сумму 108 млн. рублей).
    В целях стимулирования приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для растениеводства и кормопроизводства, принято постановление Правительства Самарской области, определяющее в 2009-2011 годах порядок предоставления из средств областного бюджета субсидии в размере до 20% первоначальной стоимости сельскохозяйственной техники, приобретенной в собственность, или 80% первоначального авансового платежа по договору финансовой аренды (лизинга) тракторов, комбайнов, оборудования для животноводства.
    Реализация данных мероприятий позволила в текущем году довести энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций области до 106 л.с. на 100 га посевных площадей (или 103 % к уровню прошлого года).

2. Приоритетный национальный проект Здоровье

     Социальная направленность бюджета Самарской области позволила создать условия для реализации приоритетного национального проекта Здоровье (далее - Проект) на территории региона в полном объёме.
    Развитие первичной медицинской помощи в рамках Проекта стало важнейшим шагом к доступной и качественной помощи более 3 млн. жителям Самарской области. С момента начала реализации Проекта на территории Самарской области в первичное звено пришли работать 877 врачей и 1138 средних медицинских работников. Уменьшился коэффициент совместительства в участковой службе с 1,7 до 1,1. Укомплектованность кадрами участковой службы в среднем по области - 97,8 % (2005г. - 97,2 %), в т.ч.  по городам - 98,0 % (2005г. - 97,7 %), по сельским районам - 96,5% (2005г. - 95,6 %).
    В рамках реализации Проекта по программе подготовки и переподготовки кадров обучено 1099 врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров, в том числе 183 чел. с начала года.
    Притоку кадров способствуют и дополнительные денежные выплаты медицинскому персоналу первичного звена. За счет средств федерального бюджета более 6,5 тысяч медицинских работников участковой службы, фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи получают дополнительные выплаты. По состоянию на 01.10.2009 медицинскому персоналу участковой службы и общей врачебной практики выплачено 1429,5 млн. рублей, медицинскому персоналу ФАП и скорой медицинской помощи - 374,5 млн. рублей. За счет средств областного бюджета осуществляются выплаты врачам и среднему медицинскому персоналу общей врачебной практики в сельских районах, участковым врачам Самарской областной клинической больницы 2 (на 01.10.2009 выплачено 130,6 млн. рублей), специалистам санавиации Самарской областной клинической больницы им. М.И. Калинина (на 01.10.2009 выплачено 3,9 млн. рублей).
     Таким образом, заработная плата повысилась у 29,4 % медицинских работников:
    - участковой службы: у врачей - с 5 464 рублей в 2005 году до 18 759 рублей в 2008 году, медицинских сестер  - с 3 530 до 11 776 рублей соответственно;
    - фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи: у врачей скорой медицинской помощи - с 6 016 до 19 500 рублей, медицинских сестер - с 4 414 до 15 623 рублей, у фельдшеров - с 3 511 рублей до 9 639 рублей.
    Укрепление первичного звена происходит также  за счет модернизации материально-технической базы. С начала реализации национального проекта в лечебную сеть Самарской области за счет средств федерального бюджета поставлено 603 единицы диагностического оборудования и 228 автомобилей скорой медицинской помощи. В 2008 году поступили 24 аппарата для проведения аудиологического скрининга новорожденным. В итоге: оборудование обновлено на 57%, а автопарк санитарных машин - на 75 %. Это позволило существенно расширить возможности диагностики и, соответственно, лечения больных:
    - на установленном оборудовании выполнено более 6,4 млн. исследований;
    - выявлено более 204 тыс. заболеваний;
    - уменьшилась очередность на диагностические исследования до 7 дней;
    - сократилось время ожидания больными бригад скорой помощи на 10 минут.
     Обучение 1691 медицинского работника служб скорой медицинской помощи работе на оборудовании, которым оснащены санитарные автомобили, полученные в рамках Проекта, позволило повысить эффективность оказываемой скорой медицинской помощи.
    В Самарской области сохранено и постоянно развивается профилактическое направление охраны здоровья.
     Ежегодно в рамках Проекта проводится дополнительная иммунизация населения. Прививки против гепатита В , краснухи, полиомиелита, кори получили более 3,5 млн. человек на сумму 350,3 млн. рублей из федерального бюджета. В результате снизилась заболеваемость краснухой на 99,4 %, вирусным гепатитом В - на 17 %. Массовой иммунизацией против гриппа охвачено более 20 % населения, что в 5,4 раза больше, чем в 2005 году. В результате удалось не только избежать эпидемии гриппа, но и снизить заболеваемость в 1,8 раза.
    Осуществляются профилактика и лечение ВИЧ-инфицированных. Так в рамках Проекта обследовано на ВИЧ-инфекцию и вирусные гепатиты около 2,5 млн. человек (на сумму 708,1 млн. рублей из федерального бюджета и 38,5 млн. рублей из областного бюджета), на диспансерном учете состоят 18 215 больных ВИЧ/СПИДом, комплексную антиретровирусную терапию получили более 6 тыс. человек (на сумму 523,6 млн. рублей из федерального бюджета).
    За период реализации Проекта осмотрено более 761,6 тысяч работающих граждан, в т.ч. занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Впервые выявлено более 150 тысяч больных, из них взято на диспансерный учет 100 тысяч с социально значимыми заболеваниями. Своевременное и адекватное лечение данной патологии позволит сохранить здоровье женщин и мужчин трудоспособного возраста.
     Особое внимание уделяется улучшению оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерному наблюдению детей первого года жизни. По направлению Родовой сертификат в учреждения здравоохранения перечислено 1 млрд. рублей. Это позволило повысить заработную плату медицинским работникам службы, закупить оборудование и обеспечить дополнительно медикаментами беременных женщин, рожениц и родильниц.
     На наследственные заболевания обследовано 104,6 тыс. новорожденных. Своевременно начатое лечение выявленным в результате скрининга 8 детям с адреногенитальным синдромом и 2-м с муковисцидозом позволило сохранить им жизнь и улучшить ее качество. Аудиологический скрининг, проведенный более 24 тыс. новорожденным на оборудовании, полученном в рамках ПНП Здоровье , позволил выявить 1845 детей (за 2009 год) с нарушениями слуха.
    Впервые проведена дополнительная диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Всего с 2007 года обследовано 11 185 детей. Более 9 тыс. детей этой категории наблюдаются по индивидуальным программам с учетом группы здоровья.
    В рамках Проекта в федеральных центрах за счет средств федерального бюджета пролечено 7 735 пациентов. Еще 13 717 жителям региона высокотехнологичная медицинская помощь оказана в областных лечебных учреждениях за счет средств бюджета Самарской области на сумму более 2 млрд. рублей. В Самарском областном клиническом кардиологическом диспансере и СОКБ им. М.И.Калинина за счет средств федерального бюджета получили высокотехнологичную медицинскую помощь 899 пациентов. Удовлетворенность потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи повысилась с 40 % на начало 2007 года до 66,7 % в 2008 году.
    Особое внимание уделяется работе по управлению качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения: внедрение стандартов и клинических протоколов оказания медицинской помощи, постоянный контроль за их выполнением, подготовка и повышение квалификации медицинских работников, анализ качества работы медицинских кадров.
    В результате реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, в 7 крупнейших стационарных учреждениях области улучшилась удовлетворенность населения качеством оказанной медицинской помощи до 58,8 %, число обоснованных жалоб население на качество предоставленной медицинской помощи уменьшилось в 2,9 раза. Внедрение пилотного проекта позволило:
     - ввести экономические рычаги управления качеством оказания медицинской помощи в первичном звене;
     - расширить объем плановой медицинской помощи;
    - увеличить объемы специализированной медицинской помощи;
     - ввести дифференцированную оплату труда в зависимости от показателей результативности (у медицинских работников этих лечебных учреждений выросла средняя заработная плата на 48,4% по отношению к уровню 2006 года);
    - улучшить медикаментозное обеспечение лечебного процесса;
     - частично обновить материально-техническую базу учреждения.
     В 2009 году и на ближайший период важнейшими для развития системы здравоохранения следует считать мероприятия в рамках реализации Проекта и целевых программ, направленные на снижение смертности от предотвратимых причин и, в первую очередь, среди трудоспособного населения, снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий, формирование здорового образа жизни населения.
     В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2009 186 О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями , из средств федерального бюджета бюджету Самарской области предусматривается предоставление субсидий в сумме 252,859 млн. рублей на закупку медицинского оборудования и медицинского инструментария для оснащения регионального сосудистого центра на базе Самарской областной клинической больницы им. М.И.Калинина и трех первичных сосудистых отделений в муниципальных учреждениях здравоохранения городских округов Самара, Тольятти, Сызрань.
    В рамках софинансирования мероприятий за счет средств консолидированного бюджета на аналогичные направления мероприятий предусмотрено 123,7 млн. рублей.
     В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 413 О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака из средств федерального бюджета бюджету Самарской области предусматривается предоставление субсидий в сумме 8, 981 млн. рублей на закупку оборудования для 12 центров здоровья муниципальных учреждений здравоохранения Самарской области.
    В рамках софинансирования мероприятий в консолидированном бюджете области выделены бюджетные ассигнования на реализацию Мероприятий в размере 3,85 млн. рублей.
    В этих центрах любой желающий гражданин сможет обратиться за консультацией, пройти первичную диагностику на факторы риска и получить рекомендации по ведению здорового образа жизни. Работа специалистов  Центров здоровья будет направлена на развитие у населения приверженности к лечению заболеваний, соблюдению рекомендаций врача для повышения качества жизни, продления жизни, сохранения и восстановления трудоспособности и активного долголетия.
Дальнейшее развитие Проекта позволит улучшить качество, доступность медицинской помощи и обеспечить поступательное развитие здравоохранения для сохранения здоровья жителей Самарской области.

3. Приоритетный национальный проект Образование

     Самарская область является одним из лидеров Российской Федерации в сфере образования. Многие направления приоритетного национального проекта Образование (далее - Проект) реализовывались в Самарской области достаточно успешно на протяжении последних лет, среди них: нормативное финансирование образовательных учреждений, программа Школьный автобус , программа Информатизация образовательных учреждений , формирование сети высокооснащенных образовательных центров, введение новый системы оплаты труда работников образовательных учреждений, поощрение и поддержка талантливой молодежи.
    За время реализации Проекта в систему образования региона (включая плановые показатели 2009 года) направлено 9,582 млрд.руб., в том числе из федерального бюджета более 2,606 млрд.рублей, из областного бюджета 5,490 млрд.рублей, из бюджета муниципалитетов 1,484 млрд.рублей.
    Выполнение мероприятий приоритетного национального Проекта позволило достичь следующих результатов.
    1. В области началось формирование сети инновационных образовательных учреждений. Учреждения получили серьезный стимул к разработке программ развития и инновационных образовательных программ.
    В 2006 году Самарский государственный аэрокосмический университет им. Королева вошел в число 17 вузов России, получивших государственную поддержку на реализацию инновационных программ. В 2006-2007 годах инновационный проект СГАУ Развитие центра компетенции и подготовка специалистов мирового уровня в области аэрокосмических и геоинформационных технологий был  полностью реализован, его финансирование составило: 486 млн.рублей из средств федерального бюджета и 100 млн.рублей за счет средств областного бюджета.
    По итогам конкурсных отборов, организованных и проведенных Минобрнауки России 10-и учреждениям начального и среднего профессионального образования Самарской области была оказана финансовая поддержка из федерального и областного бюджетов на реализацию инновационных программ, направленных на подготовку специалистов для высокотехнологичных производств.
     В число победителей конкурсного отбора вошли: Самарский металлургический колледж; Самарский техникум городского хозяйства и строительных технологий; Самарский техникум сервиса производственного оборудования; Тольяттинский машиностроительный техникум; Тольяттинский техникум городского хозяйства и строительных технологий; Губернский колледж г. Сызрани; Новокуйбышевский государственный гуманитарно-технологический колледж; Самарский техникум авиационного и промышленного машиностроения; Самарский техникум промышленных технологий; Чапаевский губернский колледж.
    Общий объем финансирования программ данных образовательных учреждений составит: из федерального бюджета 300,029 млн.рублей из областного бюджета 204,253 млн.рублей. Эти средства позволили учреждениям начального и среднего профессионального образования области серьёзно обновить и модернизировать материально-техническую базу, закупить современное оборудование для мастерских и лабораторий, повысить квалификацию персонала.
    Ежегодно, в течение трех лет (2006, 2007, 2008 годы) 60-и школам Самарской области оказывалась государственная поддержка из средств федерального бюджета по 1 млн.рублей (каждой) на реализацию инновационных образовательных программ.
    Полученные средства школы направили на приобретение учебного и лабораторного оборудования, компьютерной и оргтехники, программного обеспечения  и повышения квалификации педагогов.
    Конкурс инновационных образовательных учреждений, его финансовое обеспечение и реализация программ-победителей позволили существенно изменить ситуацию в системе общего образования, а именно:
    осуществить общественное признание и оценку деятельности школ, труда учителей;
    создать наиболее благоприятные условия в учреждениях общего образования для учебно-воспитательной работы с детьми (обновление оборудования, повышение профессионального уровня преподавателей и пр.);
    расширить диапазон включаемых в работу школ новых образовательных технологий;
    повысить уровень опытно-экспериментальной работы в школах (мотивации к самоанализу, диагностике достижений, самооценке качества образования);
    началось формирование сетевого взаимодействия школ по конкретным направлениям деятельности.
    2. Серьезно повышается статус педагога и государственная оценка результатов квалифицированного педагогического труда. Педагоги получили стимул к повышению квалификации и профессиональному росту.
    791 учитель Самарской области были поощрены 100-тысячными премиями за счет средств федерального бюджета, 270 учителей было поощрено за счет средств областного бюджета. Более 2000 педагогов было поощрено за счет средств муниципальных бюджетов.
    С 2007 года в Самарской области реализовывался комплексный проект модернизации образования (далее - КПМО), который предусматривает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, формирование независимой системы оценки качества образования, повышение роли общественных институтов в управлении образованием.
    Реализация проекта позволила значительно повысить заработную плату учителей. В настоящее время средняя заработная плата учителя в Самарской области составляет более 12 тыс.рублей.
     Объем средств направленных на КПМО составил 611,831 млн.рублей из федерального бюджета и 4173,255 млн.рублей из областного бюджета.
     Более 14 тысяч классных руководителей ежемесячно получают денежную надбавку (среднемесячный показатель на одного классного руководителя составляет за счет средств федерального бюджета - 880 руб.; за счет средств областного бюджета - 530 руб.).
    3. Создаются условия для получения качественного образования независимо от места проживания учащихся. Серьезно обновляется материально-техническая база образовательных учреждений.
    В образовательные учреждения за счет средств федерального бюджета было поставлено 333 комплекта учебного и учебно-наглядного оборудования. За счет средств областного бюджета в образовательные учреждения области было поставлено 295 комплектов учебного оборудования, более 2 млн.экземпляров учебной и учебно-методической литературы, 450 комплектов спортивного оборудования и инвентаря. Все школы области подключены к сети Интернет, во все школы поставлено современное программное обеспечение (906 пакетов), за счет средств областного бюджета оплачивается Интернет-трафик.
    Указанные поставки серьезно обновили материальную базу образовательного процесса, способствовали распространению современных образовательных технологий с использованием глобальных информационных ресурсов.
    За время реализации Проекта в образовательные учреждения Самарской области поставлено 453 школьных автобуса, из них: 51 автобус за счет средств федерального бюджета, 400 автобусов за счет средств областного бюджета, 2 автобуса за счет средств муниципалитетов. Поставки новых школьных автобусов позволили обновить существовавший парк (заменить выработавшие ресурс машины), а так же открыть новые маршруты. Сейчас школьные автобусы ежедневно перевозят более 10 тысяч школьников.
    В рамках Проекта проведен капитальный ремонт и реконструкция 51 общеобразовательной школы. Осуществляются мероприятия по противопожарной и комплексной безопасности образовательных учреждений.
     В 2009 году в городском округе Тольятти проходит эксперимент по совершенствованию организации питания школьников. Эксперимент финансируется федеральным бюджетом - 48,5 млн.рублей, областным бюджетом 37,435 млн.рублей и муниципальным бюджетом - 49 млн.рублей.
    В проекте задействовано 27 школ г.о. Тольятти. Проектом предусмотрено выполнение  мероприятий по проведению ремонтных работ в школьных столовых, по демонтажу, поставке и монтажу оборудования пищеблоков, по закупке и установке оборудования для учета питающихся учащихся.
    Эксперимент предусматривает решение следующих задач:
    обеспечение соответствия школьного питания  детей установленным нормам стандартам, региональным, экологическим, социальным и культурным особенностям;
    совершенствование системы финансирования  школьного питания за счет оптимизации затрат, обеспечение доступности школьного питания;
    приведение материально-технической базы предприятий, учреждений, обеспечивающих процесс школьного питания, в соответствие с  современными разработками и технологиями;
    разработка системы оценки качества школьного питания, в том числе с учетом показателей снижения заболеваемости;
    организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам питания.
    4. Повышение престижа качественного образования. Оказывается поддержка талантливой молодежи.
    За время реализации проекта в Самарской области 251 человек стали лауреатами Президентских премий, из них: 70 человек получили премии в размере 60 тыс.руб. и 181 человек получили премии в размере 30 тыс.руб.
     За счет средств областного бюджета ежегодно выплачиваются гранты студентам, аспирантам и молодым ученым (в среднем около 80 человек); стипендии Губернатора Самарской области и стипендии им. П.Алабина студентам вузов (200 человек); именные премии Губернатора Самарской области одаренным детям (50 человек).
     За счет средств муниципальных бюджетов получили поддержку в том или ином виде более 30 тысяч одаренных детей.
     Приоритетный национальный проект Образование явился катализатором качественных изменений в системе образования.
    Поддержку получили наиболее эффективные и востребованные образовательные практики - образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.
    Проект способствует внедрению новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций к управлению образованием делает образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.

4. Приоритетный национальный проект Доступное и комфортное жилье - гражданам России

     Начиная с 2006 года, Самарская область принимает активное участие в реализации национального проекта Доступное и комфортное жилье - гражданам России (далее - Национальный проект).
    В 2006-2008 годах и по состоянию на 01.10.2009 на территории Самарской области введено 3869,1 тыс. кв. метров жилья, обеспечено жильем 8887 молодых семей и 2271 семья льготных категорий граждан, предоставлено ипотечных кредитов и займов на сумму 40029,5 млн. рублей. Динамика данных показателей характеризуется ежегодным увеличением.
    Итоги выполнения Национального проекта в разрезе основных направлений выглядят следующим образом.
    1. Увеличение объемов жилищного строительства.
    Динамика жилищного строительства в Самарской области характеризуется ежегодным увеличением ввода в эксплуатацию жилых домов.

Выполнение плановых заданий по вводу жилья (тыс. кв. метров)
2006 год
2007 год
2008 год
01.10.2009
план
факт
%
план
факт
%
план
факт
%
план
факт
%
1080
754
70
1597
1287
81
1308
1328
102
1000
500
50

     В 2006 году в Самарской области фактически построено порядка 1300 тыс.кв.м общей площади жилья, что на 21 % превышает плановое значение. Согласно статистическим данным ввод квадратных метров по итогам года составил 754 тыс.кв.м или 70 % от планового показателя.
    Основными причинами сложившейся в 2006 году ситуации стали отсутствие у застройщиков в полном объеме разрешительной документации на осуществление жилищного строительства, в том числе регистрации земельных участков в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Самарской области, наличие претензий со стороны федеральных органов исполнительной власти при подписании актов госкомиссии по вводу в эксплуатацию объектов, наличие различного рода обременений на земельные участки, выделяемые застройщикам в целях жилищного строительства.
    В 2007 году на территории Самарской области введено в эксплуатацию 1287 тыс. кв. метров жилья, что соответствует уровню 1986 года. Данный показатель на 70 % превышает фактическое значение 2006 года и составляет           81 % к плановому значению. Следует отметить, что плановое задание на 2007 год Самарской области было увеличено на 395 тыс. кв. метров с учетом невыполнения плана по вводу жилья в 2006 году. Без учета данной надбавки план 2007 года по вводу жилья перевыполнен на 7 %.
     В 2008 году объем ввода жилья соответствует уровню 1987 года.  Данный показатель превышает на 2 % установленное плановое задание и на 3,4 % больше итогового значения 2007 года.
    По состоянию на 01.10.2009 введено 500 тыс. кв. метров жилья или 50 % от запланированного. Это объясняется тем, что в Самарской области максимальный ввод приходится на IV квартал.
     Ситуация по вводу жилья в разрезе муниципальных образований выглядит следующим образом.
    Количество городских округов Самарской области, не выполнивших плановое задание, в 2006 году составило 4, 2007 году - 2, 2008 году - 5. По состоянию на 01.10.2009 процент выполнения годового плана ниже 40 % наблюдается у 4 городских округов.
    В 2006-2008 годах и по состоянию на 01.10.2009 наихудшие показатели выполнения плановых заданий по вводу жилья наблюдаются на территории городских округов Самара и Тольятти. Если в городском округе Самара удалось преломить негативную ситуацию в конце 2007 года, обеспечив ввод 612 тыс. кв. метров жилья, то на территории городского округа Тольятти ситуация до настоящего времени не претерпела значительных изменений (в 2006 году выполнение планового задания составило 47 %, 2007 году - 34 %, 2008 году - 62 %, на 01.10.2009 - 9 %).
    Количество муниципальных районов Самарской области, не выполнивших плановое задание, в 2006 году составило 6, 2007 году - 5, 2008 году - 8. По состоянию на 01.10.2009 процент выполнения годового плана ниже 40 % наблюдается у 5 муниципальных районов.
    2. Повышение доступности жилья для молодых семей.
    За счет бюджетов всех уровней государственная поддержка молодых семей осуществляется путем предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. С целью привлечения на эти цели средств федерального бюджета Самарская область ежегодно принимает участие в конкурсных отборах субъектах в рамках реализации подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы Жилище . В 2006-2008 годах в рамках данного мероприятия освоено 1347,106 млн. рублей, в том числе средств федерального бюджета - 386,255 млн. рублей, областного бюджета - 789,990 млн. рублей, местных бюджетов - 170,861 млн. рублей. В 2009 году на улучшение жилищных условий молодых семей направлено 172,15 млн. рублей, из них из федерального бюджета - 99,382 млн. рублей, областного бюджета - 54,274 млн. рублей, местных бюджетов - 18,494 млн. рублей.
    Это позволило в рамках реализации Национального проекта обеспечить жильем 3557 молодых семей, в том числе в 2006 году - 483, 2007 году - 1608, 2008 году - 1263, на 01.10.2009 - 203.
    За счет средств областного бюджета государственная поддержка молодых семей осуществляется путем предоставления социальных выплат в виде компенсации при рождении или усыновлении ребенка и ипотечных кредитов (займов) на приобретение или строительство жилья.
    В 2006-2008 годах и по состоянию на 01.10.2009 на эти цели направлено 2167,53 млн. рублей и улучшить жилищные условия 5330 молодых семей.
    В частности, 1351,3 млн. рублей было направлено на предоставление 4073 молодым семьям социальных выплат в виде компенсации при рождении или усыновлении ребенка и 816,23 млн. рублей - на предоставление 1257 молодым семьям ипотечных кредитов (займов) на приобретение или строительство жилья.
    3. Обеспечение жильем льготных категорий граждан.
    В рамках Национального проекта осуществляется обеспечение жильем льготных категорий граждан, в том числе 5 категорий, относящихся к расходным обязательствам Российской Федерации и 3 категорий,  относящихся к расходным обязательствам Российской Федерации.
    Из федерального бюджета в 2006-2008 годах и по состоянию на 01.10.2009 на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, граждан, уволенных с военной службы, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, направлено 2130,973 млн. рублей. Это позволило улучшить жилищные условия 1505 семей граждан льготных категорий.
    Особое внимание в 2009 году уделяется решению поставленной Президентом РФ Медведевым Д.А. задачи обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета всех ветеранов и участников Великой Отечественной войны, вставших на учет до 01.03.2005. В 2009 году из федерального бюджета на эти цели направлено 464,22 млн. рублей, что позволит обеспечить жильем всех граждан и закрыть существующую очередность. По состоянию на 01.10.2009 улучшены жилищные условия 118 ветеранов Великой Отечественной войны.
    За счет средств областного бюджета в 2006-2008 годах и по состоянию на 01.10.2009 на улучшение жилищных условий тружеников тыла, репрессированных и реабилитированных лиц, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлено 1038,435 млн. рублей. Это позволило улучшить жилищные условия 766 семей граждан льготных категорий.
    4. Развитие ипотечного кредитования.
    В 2006-2008 годах и по состоянию на 01.10.2009 жителям Самарской области предоставлены ипотечные жилищные кредиты на сумму 40029,5 млн. рублей, в том числе в 2006 году - 6255 млн. рублей, 2007 году - 12758 млн. рублей, 2008 году - 18457,6 млн. рублей, на 01.10.2009 - 2558,9 млн. рублей.
    Объемы ипотечного кредитования значительно упали в 2009 году. По состоянию на 01.10.2009 данные показатель составляет 21 % к аналогичному периоду 2008 года. Это связано с изменением условий кредитования, сокращением основными региональными операторами объемов ипотечных программ на 2009 год в сравнении с 2008 годом, высокой доли неплатежей по кредитам, снижением доходов населения и ситуацией на рынке труда.
    С целью создания условий для стабилизации ситуации в ипотечном кредитовании Самарский областной Фонд жилья и ипотеки при участии Правительства Самарской области осуществляет взаимодействие с ОАО Агентство по ипотечному жилищному кредитованию по всем направлениям государственной поддержки ипотечного кредитования.
    В декабре 2007 года на заседании Правительства Самарской области была принята Схема территориального планирования Самарской области.
    В настоящее время утверждены генеральные планы в 7-ми сельских поселениях, одном населенном пункте (п.г.т. Новосемейкино), разработаны генеральные планы в 7-ми городских округах (Самара, Тольятти, Новокуйбышевск, Отрадный, Кинель, Жигулевск, Сызрань), в стадии разработки находятся генеральные планы 3-х городских округов и  4-х поселений, схемы территориального планирования в 14-ти муниципальных районах.
    В рамках реализации постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. 309 бюджетам муниципальных образований были предусмотрены и полностью освоены 221 млн. 688 тыс. руб. в качестве субсидий из областного бюджета на разработку документов территориального планирования и правил землепользования и застройки муниципальных образований Самарской области.  
     Но со строительством нового жилья, Правительство Самарской  области не  забывает о проблемах граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах.
     Для решения указанной проблемы в рамках реализации областной целевой программы Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на 2007 год были выделены лимиты капитальных вложений в размере 580,0 тыс. руб. За счет выделенных лимитов было построено и введено в эксплуатацию 22 жилых дома различной этажности общей площадью 7117 кв.м. для переселения 110 семей.
    В 2008 году подпрограмма включала 80 объектов. На 28 объектах велись строительно-монтажные работы, что позволило ввести в эксплуатацию 3 многоквартирных жилых дома в городах Кинель, Сызрань, Чапаевск и 13 одноэтажных жилых дома в селе Хворостянка. Общая площадь построенного жилья составила 21 354 кв.м. для переселения из аварийного фонда 376 семей.
     В 2009 году предполагается завершить строительство и ввести в эксплуатацию 7 объектов общей площадью 5957,52 кв.м. для переселения 104 семей.
    В Самарской области разработаны областные адресные программы Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на территории Самарской области на 2009 год ,   Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области и Капитальный ремонт многоквартирных домов на 2008-2010 годы .
    В рамках программы Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на территории Самарской области на 2009 год в мае - июне 2009 года Главным управлением организации торгов по Самарской области осуществлена процедура проведения торгов путем запроса котировок цен на приобретение квартир по программе, по 11 лотам на территориях 8 муниципальных образований.
    По результатам размещения заказа министерством заключено 11 государственных контрактов на сумму 838,774 млн. рублей. В рамках исполнения контрактов приобретено 638 квартир общей площадью 30,7 тыс.кв.м. в 58 многоквартирных жилых домах.
     По состоянию на 22.09.2009 введено в эксплуатацию 46 жилых домов общей площадью 13,8 тыс.кв.м. на территории 5-х муниципальных образований.
    В результате реализации программы в 2009 году планируется снести 82 жилых дома и осуществить переселение 1789 граждан из аварийного жилищного фонда во вновь построенный жилой фонд.
    Программа Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области .
     Всего в рамках программы муниципальными образованиями объявлено 15 аукционов по определению подрядных организаций на выполнение работ по строительству многоквартирных жилых домов. По состоянию на 22.09.2009 состоялось 12 аукционов, по результатам которых в настоящее время заключаются муниципальные контракты.
     В целом, в результате реализации программы в 2009-2010 годах планируется снести 116 жилых домов общей площадью 39,3 тыс.кв.м. и осуществить переселение 2752 граждан из аварийного жилищного фонда во вновь построенный жилой фонд.
    Общий объем финансирования программных мероприятий составляет 1 158,4 млн. рублей, в том числе: средства Фонда - 762,7 млн. рублей, средства областного бюджета - 212,3 млн. рублей, средства местных бюджетов - 183,4 млн. рублей.
    Областная адресная программа Капитальный ремонт многоквартирных домов на 2008-2010 годы.
     В рамках программы 21 августа 2009 года проведен открытый конкурс на выполнение работ по капитальному ремонту 244 многоквартирных домов по 16 лотам в 15-ти  муниципальных образованиях Самарской области, выполнивших условия Фонда. На реализацию программы в 2009 году выделены средства в размере 1 млрд. 135 млн. рублей, в том числе привлечены федеральные средства в размере 950 млн. рублей.
     Областная целевая программа Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на 2009-2010 годы.
    В рамках данной программы был проведен аукцион на приобретение жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного фонда в городских округах Кинель и Чапаевск на общую сумму 112,75 млн. рублей (36% - федеральных и 64% - областных). По договору долевого участия, у трех организаций-застройщиков (ООО Строитель ,ООО Лакус ,ООО Алексеевская недвижимость )   приобретено 77 квартир общей жилой  площадью 3,8  тысяч кв. м. которые должны быть введены в эксплуатацию до 1 декабря 2009 года.
     В целях снижения количества жилья, находящегося в ветхом состоянии  осуществляются мероприятия по модернизации жилых домов.
     В 2007 году завершены работы по проектированию надстройки дополнительного этажа в двенадцати муниципальных районах области и дополнительного этажа с мансардой на 6 объектах в городском округе Самара. Так же:
    - осуществлялась санация 5 объектов в муниципальном районе Клявлинский;
    - проводились работы по надстройке дополнительного этажа на 9 жилых домах.
    В 2008 году в результате выполнения мероприятий по модернизации жилых домов была проведена санация 5 домов в муниципальном районе Клявлинский и надстройка одного этажа в муниципальном районе Красноярский.
     5. Увеличение предложения земельных участков под жилищное строительство.
    В 2006 году было предоставлено 98 земельных участков общей площадью 341 га.
    В 2007 году городскими округами и муниципальными районами Самарской области было предоставлено для целей жилищного строительства 467 земельных участков общей площадью 370,01 га, в том числе на аукционах 376 участков общей площадью 310,16 га, что составляет 78,8% от общего количества выделяемых под строительство земельных участков.
    В 2008 году городскими округами и муниципальными районами было предоставлено 306 земельных участков общей площадью 626,26 га, за 10 месяцев 2009 года было предоставлено 154 земельных участка общей площадью 87 га.
    Министерство совместно с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства ведёт работу по вовлечению в хозяйственный оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Речь идёт о 19 земельных участков общей площадью 1630 га. Это серьезный шаг по снижению ограничений на пути развития жилищного строительства, освоения территорий.
     6. Обеспечение земельных участков коммунальной и транспортной инфраструктурой.
     На сегодняшний день на территории Самарской области действует ряд инвестиционных проектов комплексного освоения территорий:
    - в городском округе Самара:
     - жилой район Волгарь в Куйбышевском районе;
    - Жилые дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, эксплуатируемыми подвальными помещениями и подземной автостоянкой по ул. Силовая в Промышленном районе ;
    - в городском округе Отрадный - жилая застройка юго-восточной части;
    - в муниципальном районе Волжский - строительство микрорайона Дубрава в поселке городского типа Стройкерамика;
    - в муниципальном районе Сергиевский - обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства п. Суходол, п. Сургут и малоэтажная застройка микрорайона Северный в районном центре Сергиевск.
    Эти проекты получили государственную поддержку в рамках реализации подпрограммы Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства федеральной целевой программы Жилище на 2002-2010 гг.
     По итогам 2007 года из федерального бюджета было перечислено 2,61 млн. рублей. По итогам 2008 года организациям перечислены средства федерального бюджета в размере 19 млн. руб. и средства областного бюджета в размере 3 млн. руб.  
     В 2008 году Администрации городского округа Отрадный была предоставлена субсидия на строительство социальной и инженерной инфраструктуры. По итогам 2008 года была предоставлена субсидия в размере 54,6 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 25,6 млн. рублей, из средств областного бюджета - 29,3 млн. рублей.
     Строительство объектов теплоснабжения и водоотведения осуществляется в рамках подпрограммы Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры областной целевой программы Жилище на 2006-2010 годы. По итогам 2007 года в различных муниципальных образованиях Самарской области было введено в эксплуатацию 8 модульных котельных суммарной мощностью 8,5 МВт.
     В 2008 году проектно-изыскательские работы велись на 28 объектах, из них на 11 объектах проектно-изыскательские работы были завершены. Строительно-монтажные работы осуществлялись на 29 объектах, из которых в 2008 году были завершены 7.
    В 2009 году планируется завершить строительно-монтажные работы и ввести в эксплуатацию системы теплоснабжения с вновь построенными тепловыми источниками в муниципальном районе Елховский (один модуль) и Приволжский (пять модулей); две модульные котельные в городском округе Жигулёвск, модульную котельную в муниципальном районе Кинель-Черкасский, три модульных котельных в муниципальном районе Кошкинский, три модульные котельные в муниципальном районе Красноармейский, модульную котельную в муниципальном районе Сызранский.
    Строительство объектов водоснабжения осуществляется в рамках областной программы Обеспечение населения Самарской области питьевой водой . По итогам 2007 года в различных муниципальных образованиях Самарской области были введены объекты водоснабжения и водоотведения общей протяженностью более 45 км.
     В 2008 году было выделено 782 млн. рублей для проектирования, строительства и реконструкции 92 объектов водоснабжения, расположенных на территории 8 городских округов и 27 муниципальных районов.
     Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в 2008 году выполняло функции заказчика по 72 объектам.
     В 2008 году были завершены проектно-изыскательские работы для строительства и реконструкции 10 объектов. Строительно-монтажные работы осуществлялись на 13 объектах, из которых в 2008 году были сданы 4 объекта.
    7. Развитие базы стройиндустрии
    Важнейшей составляющей строительного комплекса Самарской области является промышленность строительных материалов.

Производство основных видов строительных материалов и продукции в 2007-2009 годах
Продукция
Объем производства в 2007 году
Объем производства в 2008 году
Объем производства за 9 месяцев 2009 года

Кирпич, тыс.шт.усл. кирпича

280984
314343
149815,25

Цемент, т.

1288100
573900
538998

ЖБИ, куб.м.

658000
403200
158344

Щебень, куб.м.

4073700
4392500
1643044

     В 2008 году в рамках подпрограммы на территории Самарской области были введены следующие мощности промышленности строительных материалов:
    - на ООО Самарский стройфарфор запустили линию по производству керамогранитной плитки мощностью 1500 кв.м в год.;
    - на ЗАО Завод строительных материалов запустили линию по производству декоративных изделий из цементно-песчаной смеси мощностью 137 500 шт. в год;
    - на ООО Авиакор-Железобетон запустили линию по производству бетона мощностью 300 000 куб.м в год;
    - на ООО Отрадненский КЖБИ запустили линию по производству бетона мощностью 59 000 куб.м в год;
    - на ООО Самарастрой-Холдинг введена линия по производству щебня Падовского месторождения известняка.
    В 2008 году был проведен конкурс на предоставление субсидий для уплаты процентов по инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях инвесторами, а также уплаты лизинговых платежей.
    Среди победителей две организации, реализующие проекты на территории г.о. Самара, а именно:
    - ЗАО Самарский гипсовый комбинат , размер субсидий - 8,26 млн. рублей;
    - ООО Авиакор-Железобетон , размер субсидий - 1,81 млн. рублей.