Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2009, январь К вопросу о массовых акциях протеста в Приморье


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аппарат Государственной Думы
Аналитическое управление

Аналитическая записка

К вопросу о массовых акциях  протеста в Приморье
Серия: экономическая политика
Москва 2009 г.

Ответственные за выпуск: начальник Аналитического управления А.Н.Белоусов, начальник  отдела аналитических исследований Е.Ю.Глушкова
Подписано к размещению в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы 19 января  2009 г.
При перепечатке и цитировании ссылка на настоящие материалы обязательна


К вопросу о массовых акциях протеста в Приморье


     Массовые акции протеста против увеличения таможенных пошлин на легковые и грузовые иномарки можно рассматривать как целенаправленные действия по дестабилизации социальной обстановки в ряде регионов России.

     12 января 2009 года вступает в силу принятое 10 декабря 2008 года постановление Правительства России о повышении таможенных пошлин на легковые и грузовые иномарки. Согласно постановлению, возраст иномарок, которые попадают в категорию подержанных, снижается с семи лет до пяти. Пошлины на импортные легковые автомобили возрастом до пяти лет в среднем будут повышены с 25 до 30 процентов. При этом зависимость ставки пошлины от объема двигателя будет сохранена. Пошлины на автомобили старше пяти лет также будут увеличены и в зависимости от объема двигателя составят от 2,5 до 5,8 евро за кубический сантиметр. Фактически пошлина на подержанные легковые машины увеличится в два раза, на грузовые - в три.
    Временное ущемление интересов группы дилеров - это лишь одно из закономерных явлений изменения структуры российской экономики. Необходимость изменения экономики, её структуры, неизбежно будет сопровождаться перепрофилированием труда определенных групп занятого населения. Такие явления просто неизбежны и те, кто их использует в своих политических целях, подрывают развитие страны по национальному курсу.
    Ситуация усугубилась в связи с появлением информации о готовящемся постановлении задолго до его принятия.

     За 10 месяцев 2008 г. через Дальний Восток ввезли 350 тысяч иномарок. Из них только 15 тысяч остались в регионе. По последним данным аналитического агентства Автостат , опубликованным 25.11.2008 г., за 10 месяцев текущего года в Россию было ввезено 1млн. 749 тыс. легковых автомобилей. При этом 80% от этого числа (примерно 1 млн. 400 тыс. штук) приходится на новые автомобили, ввозимые генеральными импортерами. В 2008 (по прогнозам ФТС до конца года) - 380 тыс. и доля на рынке к общему числу проданных легковых автомобилей - 11, 8 %.
     Для сравнения - в 2005 году в Россию было ввезено 309 тыс. штук подержанных легковых автомобилей. Доля этих автомобилей на российском рынке от общего числа всех проданных легковых автомобилей составила 18 %.
    В 2006 году ввезено подержанных автомобилей 241 тыс. штук. Доля этих автомобилей на рынке от общего числа проданных автомобилей составила 12 %.
     В 2007 году ввезено подержанных автомобилей 370 тыс. и доля на рынке 13, 3%.
     
     Введение фактически заградительных тарифов на ввоз подержанных автомобилей зарубежного производства, как протекционистская мера, направленная на стимулирование развития национальной автомобильной промышленности, достаточно широко применялась  в практике  многих стран. Например Китай установил 73% пошлину на ввоз подержанных иномарок.
    Существенное повышение пошлин в России касается именно подержанных иномарок. Этот металлолом, по сути, носит демпинговый характер для отечественного производства автомобилей. За границей он уже никому не нужен, зато у нас прижился , и сейчас продолжает паразитировать на национальных интересах страны, не давая подняться отечественному автопрому, который уже давно представлен не сугубо жигулями, москвичами и волгами, а всеми ведущими мировыми марками автомобилей. Предприятия по выпуску автомобилей работают в Москве, Санкт-Петербурге, Калуге, Ижевске, Всеволожске, Таганроге, Калининграде и других городах. В прошлом году подписано 16 соглашений с ведущими мировыми производителями автомобилей и автокомпонентов, заключено 47 соглашений о намерениях с крупнейшими автомобильными компаниями по созданию новых производств в России. Общий объем инвестиций по действующим и готовящимся проектам составит свыше 6 млрд.долл. Уже осуществлено около $3,6 млрд инвестиций зарубежных автопроизводителей в российские заводы, что позволит нарастить мощности по выпуску иномарок с нынешних 468 тысяч до более 1,2 млн автомобилей в год и создать около 35 тысяч рабочих мест.
    Дилерская сеть подержанных иномарок если брать по максимальным оценкам - несколько тысяч человек, а на российских автозаводах с учётом смежных производств работает более 1,5 млн. человек.
     В результате автомобильная промышленность в России дает около 6% всех рабочих мест в стране. С учетом семей работников автопрома от этой отрасли зависит благополучие примерно 10 млн. человек. Приоритет очевиден.

     Постановление было использовано для вызова волны недовольства среди автомобилистов Приморья, поскольку в крае сегодня более 90% легковых автомобилей - японские иномарки, бывшие в употреблении.
     Во Владивостоке 14 декабря .  После санкционированного митинга 14 декабря в разных районах города возникли стихийные акции протеста, участники которых блокировали проезды на многих оживленных магистралях краевого центра Приморья. Общая численность участников составила около 1000 человек. Местные СМИ активно освещали происходящее.
     После прошедшей 14 декабря акции протеста во Владивостоке, снова  появились призывы собраться на митинги 20 и 21 декабря. Требования распространялись через интернет форумы и смс сообщения. Среди главных

    Отмена постановления о повышении пошлин на иностранные автомобили
    Снижение стоимости топлива на Дальнем Востоке
    Снижение тарифов ЖКХ
    Повышение пенсий
    Отмена сокращения армии и флота

     Несанкционированные акции проходили в г. Владивосток, г. Арсеньев, г. Находка. Возможно не случайно перед тем, как МИД Японии выразил озабоченность принимаемыми Россией мерами по увеличению пошлин, были отмечены факты появления в руках митингующих и на машинах японских флагов, а также лозунгов Долой Правительство , Владик с Курилами теперь отдайте Японии .
    Проходящие в Приморье акции протеста реализуются по единому сценарию, весьма напоминающему сценарий так называемых оранжевых революций , когда искусственно инициированное недовольство людей в последствии направлялось в политическое русло и приводило к дестабилизации ситуации, смене власти в стране и получению псевдонезависимости.
     Пользуясь сложившейся в мире ситуацией экономического кризиса, определенные международные силы от идеологической риторики сегодня переходят к непосредственным политическим действиям, пытаясь дестабилизировать социально-политическую ситуацию на Дальнем Востоке и разжечь социальную напряженность в обществе, представляя людям в образе врага их собственное государство, российское правительство, Президента страны.
    В противовес выступлениям на Дальнем Востоке на автопредприятиях Поволжья 18 декабря прошли контрмитинги в поддержку правительственного постановления. Около 2000 человек митинговали на ГАЗе, митинговали рабочие УАЗа, "АвтоВАЗа" и еще нескольких предприятий. Они несли лозунги: "Подержанные иномарки - нищета 700 000 работников автопрома", "Старые иномарки - ржавчина российской экономики", "Российским дорогам - российские автомобили". Митинг "В защиту российского автопрома" у проходной ульяновского автозавода собрал около 7 тысяч работников УАЗа, "Автодетальсервиса", "Утеса" и Ульяновского моторного завода.

    Депутаты Думы Владивостока и Законодательного собрания Приморья обращения в адрес руководства страны, где они фактически поддержали требования протестующих.

     В акции протеста вовлечены сегодня значительные массы людей, которые не понимают того, что стали жертвами многократно обкатанных в Восточной Европе  технологий вовлечения в антигосударственную активность со стороны зарубежных социальных технологов, которые чужими руками пытаются решить собственные задачи, стоящие перед ними. Основная из них - попытка отделить Дальний Восток от России. Именно поэтому крайне важно, чтобы жители нашей страны понимали, что происходит на Дальнем Востоке на самом деле. Важно, чтобы наши граждане знали правду и не поддавались на уловки и провокации со стороны тех, кто не может успокоиться, глядя на независимую и уверенно набирающую силу Россию.
    
     

Аналитическое Управление
Аппарата Государственной Думы ФС РФ