Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2008, декабрь О налогообложении операций по реализации слитков золота


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аппарат Государственной Думы
Аналитическое управление

Аналитическая записка

О налогообложении операций по реализации слитков золота
Серия: экономическая политика
Москва
2008

Аналитическую записку подготовил: советник отдела аналитических исследований, доктор экономических наук Айрапетян М.С.
Ответственный за выпуск: советник отдела аналитических исследований, доктор экономических наук Айрапетян М.С.
Подписано к размещению в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы 12 декабря 2008 г.
При перепечатке и цитировании ссылка на настоящие материалы обязательна


О налогообложении операций по реализации слитков золота

     
     24 сентября 2008 года на совещании в Магадане Президент РФ Д.А. Медведев поручил Минфину РФ вернуться к вопросу о 18 % НДС при покупке слитков золота физическими лицами. Аналогичное поручение Минфину РФ уже давал три года назад, в ноябре 2005 года, В.В. Путин, высказавшись за уменьшение ставок налогов для граждан, желающих вложить средства в слитки золота. Именно тогда в мире начался беспрецедентный рост цен на золото.
     Во всем мире слитки золота являются валютной ценностью аналогично свободно конвертируемым валютам и продаются и покупаются без дополнительного налогообложения, то есть без НДС на оборот по реализации слитков золота (в стране с наибольшим потреблением золота, Индии, размер НДС на данный вид операций составляет 1 %.). В условиях наблюдаемого в настоящее время мирового финансового кризиса большинство американских и европейских инвесторов воспринимают золото в качестве надежного ликвидного резерва, поскольку цена на него зачастую растет на 10-15 % за неделю.
     Операции по реализации слитков золота имеют актуальное значение также и для Российской Федерации. В частности, это связано с тем, что в настоящее время Российская Федерация входит в десятку лидеров по объемам добычи золота, занимая в ней 5 - 6 места (после ЮАР, США, Австралии, Китая и Перу).
     При этом одной из наиболее серьезных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие внутреннего рынка золота в России, является слабая ликвидность слитков золота для реальных инвесторов - как юридических, так и физических лиц. Это связано с тем, что при продаже им слитков золота взимается НДС в размере 18 %, что делает такую операцию экономически нерентабельной.
    При этом Минфин РФ ограничивается краткими комментариями, суть которых состоит в том, что отмена НДС нецелесообразна, поскольку действующее законодательство в ряде случаев позволяет частным лицам накапливать сбережения в золотых слитках и без уплаты НДС. Так, если купленный слиток золота не выносится из банка ( сертифицированных хранилищ ), а кладется на так называемый металлический счет (до востребования или срочный), то НДС не взимается.
     В действительности, операции с металлическим счетом практически ничем не отличается от работы с банковскими счетами в рублях или валюте. Так, закрывая металлический счет, инвестор может получить как процентный, так и курсовой доход, а сами проценты могут начисляться как в золотых граммах, так и в деньгах и являются относительно небольшими - в среднем 3-4% годовых, хотя при росте цен на золото и падении курса доллара могут быть больше.
     Таким образом, в Российской Федерации существует двойной подход к слиткам золота. С одной стороны, когда слитки золота продаются свободно старателями коммерческим банкам, а также на межбанковском рынке и не покидают сертифицированных хранилищ, то они считаются валютной ценностью и обращаются без НДС. Но как только слитки золота покидают сертифицированное хранилище, они становится товаром и облагаются НДС.
     В результате этих операций инвестор теряет 18% стоимости слитка золота и никакие положительные колебания цен на рынке не делают такие операции доходными для инвестора. Поэтому в Российской Федерации последующая продажа таких слитков золота на вторичном рынке (третьим лицам), даже с учетом большой доходности, лишена всякого коммерческого смысла.
    При этом следует также учитывать, что в Российской Федерации слитки золота покупаются в основном для подарков или мелкими частными ювелирами, что приводит практически к отсутствию поступлений в бюджет Российской Федерации от любых видов налогов от данных операций.
     В рамках Европейского Союза налогообложение операций с золотом, выступающим в качестве финансового актива, регулируется Директивой Совета ЕС 98/80/EG от 12.10.1998 года, принятой Советом в целях дополнить общую систему применения НДС, действующую на территории сообщества.
    Для расширения сферы использования золота как финансового инструмента данная директива освобождает операции с золотом как финансовым активом от уплаты НДС. До 1998 года на эти операции распространялись общие меры налогового регулирования, то есть это золото облагалось НДС, хотя некоторые из членов ЕС получили право после определенного переходного периода освобождать поставки золота в качестве финансового актива от налогообложения.
    Новая директива ЕС устранила это конкурентное неравенство между государствами-членами, одновременно усилив международную конкурентоспособность рынка золота сообщества в целом.
    В понятие золота - финансового актива европейские законодатели включают:
    - золото в слитках или в пластинах с весом, признаваемым на золотых рынках и содержанием золота не менее 995 тысячных долей (слитки или пластины с весом не более 1 грамма государства-члены сообщества могут выводить за рамки налогового регулирования);
    - золотые монеты с содержанием золота не менее 900 тысячных долей, отчеканенные после 1800 года и являющиеся (являвшиеся) в стране происхождения узаконенным средством платежа, которые, как правило, продаются по цене, не превышающей рыночную стоимость составляющего их золота более чем на 80 %. Каждый год государства-члены сообщества в официальных публикациях сообщают, какие монеты, отвечающие этим критериям, могут продаваться на внутреннем рынке сообщества.
     Государства-члены сообщества освобождают от НДС поставки, приобретение внутри сообщества и ввоз золота, используемого как финансовый актив.
    Поставки золота в качестве финансового инструмента могут в специально оговариваемых случая подлежать налогообложению тогда, когда речь идет об:
    а) изготовителях золота, используемого в качестве финансового актива, или лицах, перерабатывающих исходное золото в золото для его последующего использовании в качестве финансового актива;
    б) налогооблагаемых лицах, которые в рамках своей коммерческой деятельности осуществляют поставки золота преимущественно в целях его дальнейшего производственного использования.
    Государства-члены сообщества определяют конкретные условия применения такого рода правил и сообщают их Комиссии ЕС.
    На продавцов золотом как финансовым активом накладываются дополнительные обязательства с тем, чтобы исключить возможность уклонения от налогов вследствие объективно существующей возможности двойного использования золота - в промышленных целях и как финансовый инструмент. Они обязаны вести учет более или менее крупных сделок, который позволяет установить идентичность их покупателей, и хранить учетные материалы в течение не менее пяти лет.
    В определенных случаях государства-члены сообщества могут определять в качестве налогооблагаемого лица не продавца, а покупателя (процедура перекладывания налоговой ответственности ), чтобы предотвратить уклонение от уплаты налогов и снизить издержки
    Таким образом, для создания стимулов инвестирования сбережений граждан Российской Федерации в слитки золота целесообразно полностью освободить от НДС обращение слитков золота для физических лиц, сохраняя при этом налогообложение получаемых от таких операций инвестиционного дохода и прибыли.
     Такая мера возродит рынок слитков золота, будет способствовать дедолларизации экономики и сдерживанию инфляции в Российской Федерации, повысит защищенность населения страны от кризисных ситуаций, и обусловит повышение наполняемости бюджета Российской Федерации от налога на прибыль торгующих слитками золота организаций.