Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2005, март Состояние зарубежного законодательства в области электронной торговли



Аппарат Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Правовое управление
Отдел аналитического обеспечения законодательной деятельности
Аналитический материал

Состояние зарубежного законодательства
в области электронной торговли
     Аналитический материал подготовил  Блинков В.М. - советник отдела (тел. 292-26-07)
Март  2005 г.

     
Введение

     Под термином электронная торговля за рубежом понимается заключение на международных и внутренних рынках в компьютерной форме различного рода сделок: купли-продажи, поставки, соглашений о распределении продукции, деятельности торгового представительства или агентства, факторинга, лизинга, проектирования, консалтинга, инжиниринга, инвестиционных контрактов, страховых контрактов, соглашений об эксплуатации и концессии, банковских услугах, совместной деятельности и других формами промышленного и делового сотрудничества, перевозки грузов или пассажиров воздушным, морским, железнодорожным транспортом.
     В соответствии с их направленностью все эти сделки могут объединены в три основные группы:
    между юридическими лицами или бизнес-бизнес (business-to-business, В2В);
    между юридическими и физическими лицами или бизнес-потребитель (business-to-consumer или business-to-client В2С);
    между физическими лицами или потребитель-потребитель (consumer-to-consumer С2С или peer-to-peer Р2Р).
    Иногда рассматривают также взаимоотношения бизнеса и потребителей с государственными и иными регулирующими органами:
    бизнес-администрация (business-to-administration, В2А);
    потребитель-администрация (consumer-to-administration С2А);
     В соответствии с ролью Интернета эти сделки подразделяют на два вида:
     1. сделки, заключаемые посредством Интернета как средства связи, то есть как аналога факса;
     2. сделки, заключаемые в Интернете как в правовом пространстве.
     Особенностями договоров в области электронной торговли, которые обесловливают необходимость специального регулирования, являются:
     а) трудность определения места заключения договора. Этот вопрос возникает не только когда контрагенты являются резидентами различных государств. Оферент может разместить оферту на сервере, который расположен в любой точке земного шара, подключенной к сети Интернет. Акцептант может отправить акцепт с портативного компьютера находясь в пути (с борта самолета, морского судна и т.п.).
     б) доказуемость факта заключения договора, сохранность и неизменность данных, содержащихся в договоре.
     в) конфиденциальность данных, содержащихся в договоре. Правовое решение этих проблем затрудняется тем, что договорные отношения в области электронной торговли не имеют на мировом уровне единообразия в процедуре признания ответственности за нанесение вреда и компенсации ущерба, что особенно важно для сделок типа В2С. Если в сделках типа В2В контрагенты являются равными сторонами, заранее оговаривающими в своем договоре юрисдикцию судебной инстанции или вопрос о том, суд какой страны будет рассматривать возможный спор между ними, то в электронных сделках типа В2С потребитель занимает заведомо более слабую позицию.
     Еще одной особенностью является то, что значительная часть договоров заключается программами-роботами без участия человека, которые помогают составить, заключить и принять к исполнению договор. В частности, при применении нейронных сетей,  моделирующих поведение человека, стало возможным создание не просто программ-роботов, помогающих человеку избавиться от выполнения однообразной работы, а программ, способных самостоятельно принимать решения на основе заложенных в нее данных или фактических данных, существующих на момент принятия решения. Последнее порождает неопределенность по вопросу действительности договоров, заключенных программами-роботами без непосредственного участия человека т.к. программа-робот могла дать сбой, либо к программе-роботу мог быть получен несанкционированный доступ, результатом чего стало заключение договора на невыгодных для владельца программы-робота условиях.
     За рубежом для решения перечисленных проблем используются следующие способы заключения электронных договоров.
    Для заключения договора оферент размещает публичную оферту на сервере, подключенном к сети Интернет. Любое лицо, желающее заключить такой договор на предложенных условиях, акцептует оферту путем заполнения формы договора и ее подписания.
     После завершения переговоров стороны подписывают договор. При этом договор существует только в виде записи на компьютере, а для подписания договора стороны, как правило, пользуются  электронной подписью или ее функциональными эквивалентами.
     Пользователи специализированной информационной сети заключают между собой договоры в соответствии с правилами, установленными владельцем данной сети. В качестве примера можно привести договоры на рынке краткосрочных межбанковских кредитов, заключаемые через электронную систему "Reuter Dealing", владельцем которой является компания "Reuter Limited". Документ, содержащий необходимые условия такой сделки и подтверждающий факт ее заключения, включает общепринятые в системе "Reuter Dealing" сокращения, а также неофициальный диалог между дилерами. В качестве аналогов собственноручных подписей сторон служат коды пользователей системы "Reuter Dealing" и код дилера.
     Как средство идентификации автора документа и гарантии неизменности информации по пути ее следования, используется электронная цифровая подпись (ЭЦП), которая заменяет все подписи и печать (на практике она представляет собой некую последовательность цифр, которая позволяет правильно идентифицировать автора, а также она закрывает файл и защищает его от несанкционированных изменений).
     В зарубежной практике сформировались три различных по степени жесткости подхода к требованиям, предъявляемым к ЭЦП.
     Первый подход основан на признании в отношении ЭЦП тех же требований, что и в отношении обычной, включая уникальность, возможность верификации подписи и подконтрольность использующему ее лицу. Этот подход используется в США.
    Второй, дополнительно предусматривает, что подпись должна быть связана с передаваемыми данными таким образом, что если они изменяются, то подпись становится недействительной. Он получил распространение в странах Европейского Союза.
    Третий подход предусматривает использование в ЭЦП криптографической техники открытого ключа.
    Действия программы-робота считаются содержащими волеизъявление ее владельца, если не доказано иное (считается, что несанкционированный доступ может быть доказан, что может быть основанием для признания договора недействительным).
     В качестве места часто признается место жительства физического лица или место нахождения юридического лица оферента.
     
     Основные действующие международные нормативно-правовые акты
    Правовое регулирование электронной торговле в зарубежных странах развивается примерно в одном русле. В соответствии с перечисленными особенностями наибольшее внимание уделяется вопросам регулирования электронного документооборота, признания юридической значимости электронной цифровой подписи и детальной регламентации ее применения, развития законодательства о системе электронных расчетов. Наиболее разработанным является международное законодательство, законодательство США, где уже сейчас принято 12 федеральных законов, регулирующих отношения в сфере Интернет, и Европейского Сообщества.
     Основными международными актами, принятыми в сфере электронной торговли на международном уровне являются:
     Типовой закон об электронной торговле  (разработан Комиссией Организации объединенных наций по праву международной торговли - ЮНСИТРАЛ);
    Единообразные правила об электронных подписях ЮНСИТРАЛ;
    Проект рекомендаций по саморегулируемым инструментам в электронной коммерции (кодексы поведения), разработанный Экономической комиссией ООН по Европе - ЭК ООН;
    Типовое соглашение об обмене электронными данными Европейской Экономической Комиссии (ЭК ООН);
    Руководящие принципы защиты прав потребителей в условиях электронной торговли (Организация экономического сотрудничества и развития);
    Декларация об электронной торговле ВТО (Всемирная торговая организация);
    Базовое соглашение ВТО о телекоммуникациях;
    Соглашение ВТО об информационных технологиях;
    Пересмотренные руководящие принципы Международной торговой палаты (МТП) для рекламной и маркетинговой деятельности в Интернете;
    Общие методы осуществления международных торговых операция, заверенных в цифровой форме МТП;
    Cтраны Евросоюза также успешно формируют как общеевропейкое, так и национальное законодательство в области электронной торговли.
     В 1998г. было принято Предложение к Директиве Европейского Парламента и Совета Европейского Союза "По некоторым аспектам электронной торговли на внутреннем рынке". Основной задачей данной Директивы является обеспечение условий надлежащего функционирования международной электронной коммерции между государствами - членами ЕС.
     По сравнению с Типовым законом ЮНСИТРАЛ Директива определяет правовое регулирование значительного круга общественных отношений в сфере электронной торговли и содержит комплекс норм детально регулирующих отдельные аспекты электронной торговли:
    деятельность провайдеров и иных поставщиков информационных услуг, включая правила их ответственности
    условия, при наступлении которых, по требованию национальных органов судебной власти, на эти организации может быть возложена обязанность по контролю и поиску фактов или обстоятельств, указывающих на незаконный характер деятельности;
    механизм заключения электронных договоров, требования которым они должны соответствовать, правила определения момента заключения контракта.
     Вторым важным документом, формирующем европейское право электронной торговли, является принятая в декабре 1999 г. Директива ЕС "О правовых основах Сообществ для использования электронных подписей". Данный документ наиболее полно урегулировал отношения в сфере использования электронных подписей. В Директиве устанавливаются требования, которым должны соответствовать средства электронной цифровой подписи, определяются принципы их использования, урегулирована деятельность сертификационных центров, определен порядок предоставления сертификационных услуг.
     Третьим документом, оказавшим значительное влияние на формирование европейского законодательства в области электронной торговли, является Директива 2000/31/ЕС Европейского парламента и Совета от 8 июня 2000 г.  по   электронной   торговле.
    В рекомендуемой в этой директиве модели  определяются "технические" стадии, которые необходимо пройти  для  заключения  юридически  правомочного контракта в электронной торговле:
    1. определение      добросовестности       правайдера,       его подконтрольности,   доступности   (идентичности)   передаваемой   им электронной информации;
    2. определение технических средств идентификации электронного контракта, в том числе при рассмотрении дела в суде;
    3. определение языков, на которых будет  заключен  контракт  и способа оценки идентичности понимания текста сторонами;
    4. определение порядка  хранения  и воспроизведения контракта по электронной сделке  (включая  автоматическое,  промежуточное  и  кратковременное хранение - на период реализации заключенной сделки).
    Устанавливается, что правайдеры,  ответственные за передачу данных через коммуникационную сеть,  не несут ответственности за переданную информацию,  если  правайдер  сам не инициирует передачу данных,  не выбирает  получателя,  не  искажает   содержащуюся   в   электронном контракте информацию.
    Введена возможность разрешения споров без судебного вмешательства  (в   том   числе   по   процедурам,   предусмотренным национальным законодательством одной из сторон сделки).
     Вместе с тем судебные органы наделяются полномочиями,  позволяющими предпринимать срочные  меры  для  прекращения  любого  нарушения  и предотвращения ущемления интересов сторон или прав потребителей.  В этих  целях  определены санкции, которые единообразным образом включаются национальные законодательства.
    В настоящее время эти Директивы реализуются на национальном уровне. В качестве примера можно привести Закон об электронном сообщении Великобритании (Electronic Communication Act 2000), который 25 мая 2000 год получил Королевское одобрение. В силу специфики правовой системы Великобритании Закон регламентирует условия, при которых документы, подписанные электронной подписью, будут приниматься в суде. Само же регулирование применения электронных подписей Закон относит к компетенции Кабинета Министров.
    Закон состоит из 3-х частей. В первой части, которая называется "Провайдеры криптографических услуг", определяются условия регистрации провайдеров. Во второй части "Содействие электронной торговли, хранению данных и т.д." признается юридическая сила электронной подписи. Третья часть включает поправки к Телекоммуникационному Закону 1984, регламентирующие вопросы лицензирования.
    Способы защиты информации в Законе  не описываются, даются только понятия процесса шифрования и электронной подписи, а также закрытого и открытого криптографических ключей. Следует отметить, что Закон не вводит обязательной сертификации подписей. Упрощен механизм сертификации: конкретная электронная подпись признается сертифицированной, если любое лицо (независимо до или после передачи информации) подтвердит, что подпись, механизм ее создания, передачи или подтверждения являются достаточным средством для проверки аутентичности и целостности информации.
    Содружество Независимых Государств
    В настоящее время по инициативе Межпарламентской ассамблеи стран - частниц СНГ разработан проект Модельного закона Об электронной цифровой подписи . Модельный закон определяет условия и порядок использования электронных подписей, при соблюдении которых последние признаются достоверными, а их подделка или фальсификация подписанных с их использованием договоров, могут быть установлены.
    Кроме того, Межпарламентской Ассамблеей  ЕврАзЭС  принят модельный закон  "Об электронном  документе"  (постановление  МПА от 25 марта 2002 года 2-19), которым предусмотрено приравнивание по правовым  последствиям  электронного  документа,  удостоверенного электронной цифровой подписью, к документу на бумажном носителе. Это позволяет,  в частности рассматривать его в качестве  доказательства при судебном разбирательстве (при  его разработке использована Директива 2000/31/ЕС  Европейского  парламента и Совета от 8 июня 2000 года по электронной  коммерции и Типовой закон  по  электронной   торговле ).

     В соответствии с типовым проектом рекомендуется предусмотреть   в   национальных  законодательных актах  следующие  принципы   правового   регулирования   электронной торговли:
    - равенство участников электронной торговли;
    - беспрепятственное      осуществление      предпринимательской деятельности      в     порядке,     установленном     национальными законодательствами;
     - свободное перемещение товаров,  услуг и финансовых средств на территориях государств Сообщества;
    - гарантии   судебной   защиты   прав   участников  электронной торговли;
    - ответственность    за   недобросовестные   действия,   причем рекомендуется установление унифицированных санкций за нарушения.

     В ряде стран СНГ, на базе этих модельных законов и Типового закона разработаны и приняты собственные законодательные акты.
    Так, в январе 2000г. Парламент Республики Беларусь принял Закон "Об электронном документе", который является основным правовым актом, регулирующем общественные отношения в сфере Интернет. Закон устанавливает правовые основы использования электронных документов заверенных электронной подписью, определяет основные требования, которым они должны отвечать, а также права, обязанности и ответственность участников электронного документооборота.
     В частности им установлено право заключать сделки посредством обмена электронными документами, осуществления электронных платежей, переписки, передачи документов и иной информации.
     Согласно ст. 11 этого Закона договор, заключенный в электронной форме, по юридической силе приравнивается к договору, заключенному в письменной форме. Установлено, что в случае если законодательство Республики Беларусь требует чтобы документ был оформлен письменно, либо представлен в письменной форме, электронный документ считается соответствующим этим требованиям. Электронный документ на машинном носителе приравнивается к электронному документу на бумажном носителе и имеет одинаковую с ним юридическую силу.
     В законе урегулирован порядок применения средств электронной цифровой подписи для удостоверения информации и подтверждения подлинности и целостности электронного документа.
     Однако необходимо отметить, что в Законе существуют значительные пробелы. Так осталось неурегулированными вопросы деятельности Центров сертификации открытых ключей электронных подписей, не определен порядок и условия такой сертификации и, как следствие, в Республике не существует возможности провести идентификацию и проверку подлинности электронного документа в случае отсутствия сертификата лично выданного авторам электронного документа.
     
     Краткая характеристика Типового закона об электронной торговле
    Типовой закон об электронной торговле (приложение 1) принят 16 декабря 1990 г. на 85 пленарном заседании Комиссии ООН по праву в области международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и утвержден резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН А/51/628 от 30 января 1997 г. Он рекомендован в качестве модельного закона всем государствам при принятии или пересмотре своих законов ввиду необходимости унификации законодательства, применимого к методам передачи и хранения информации, альтернативным бумажным формам, с целью гарантии единообразного понимания прав, обязанностей и ответственности всеми сторонами сделки, заключенной с помощью Интернета, несмотря на то, что они могут находиться под юрисдикцией разных государств, включая государства, в которых используются разные правовые системы. Законодательство, основанное на Типовом законе ЮНСИТРАЛ по электронной торговле, принято сейчас в Республике Корее, Сингапуре и в рамках Соединенных Штатов Америки - в штате Иллинойс. На его базе разработаны модельный закон МПА, законы Республик Беларусь и Кыргызстан (приложение 2).
    Характеризуя Типовой закон следует отметить, что он затрагивает относительно небольшой круг вопросов, связанных с электронной торговлей. В нем даются основные понятия, используемые в электронной торговле, подходы к применению юридических требований в отношении сообщений данных и передачи сообщений данных.
    Предполагается, что, включив предусматриваемые Типовым законом процедуры в национальное законодательство для урегулирования тех ситуаций, когда стороны выбирают электронные средства передачи данных, государство тем самым создает правовую среду, нейтральную (без каких-либо предпочтений) по отношению к различным носителям информации.
    Правовой режим электронного обмена данными, предусмотренный в Типовом законе, основывается на принципе так называемого функционального эквивалента. Это означает, что в случае, когда национальный закон предписывает, чтобы действия, связанные с заключением и исполнением сделок, осуществлялись в письменном виде или с использованием письменных документов, данное требование считается выполненным, если указанные действия осуществляются посредством одного или нескольких электронных сообщений с соблюдением положений законодательства.
    После ряда статей делается указание на то, что положения настоящей статьи не применяется в следующих случаях . Эти случаи могут определить законодатели конкретных государств, которые присоединились к данному международному документу.
     Закон состоит из двух частей. Первая посвящена электронной торговле в целом, вторая - электронной торговле в отдельных областях.
     В первой части Типового закона даются рекомендации по применению юридических требований в отношении сообщений данных т.е. информации, подготовленной, отправленной, полученной или хранимой с помощью электронных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными, электронную почту, телеграмму, телекс или телефакс.
     Во второй главе внимание акцентируется на применении юридических требований в отношении сообщений данных. В ней сформулированы следующие основные правовые положения:
     норма о признании юридической силы сообщения данных, т.е. того, что информация не может быть лишена юридической силы, действительности или исковой силы на том лишь основании, что она составлена в форме сообщения данных.
    если национальное законодательство требует, чтобы информация была представлена в письменной форме, то это требование считается выполненным при представлении сообщения данных, если содержащаяся в нем информация доступна для ее последующего исполнения.
    если национальное законодательство требует наличия подписи сторон сделки, это требование считается выполненным в отношении сообщений данных в следующих случаях:
     а) использован какой-либо способ для идентификации лица и указания на то, что лицо согласно с информацией, содержащейся в сообщении данных;
     б) способ является надежным и соответствующим цели, для которой сообщение данных было подготовлено или передано с учетом всех обстоятельств, включая любые соответствующие договоренности.
     Если национальное законодательство требует, чтобы информация представлялась или сохранялась в ее подлинной форме, то требование считается выполненным с помощью сообщения данных при следующих обстоятельствах:
    а) имеются надежные доказательства целостности информации с момента, когда она была впервые подготовлена в ее окончательной форме в виде сообщения данных или в каком-либо ином виде. Критерием оценки целостности является сохранение информации в полном и неизменном виде, без учета добавления любых индоссаментов и изменений, происходящих в обычном процессе передачи, хранения и демонстрации. Требуемая степень надежности оценивается с учетом цели, для которой информация была подготовлена, и всех соответствующих обстоятельств;
    б) при необходимости ее предъявления информация может быть продемонстрирована лицу, которому она должна быть передана;
     в) допустимость и доказательственная сила сообщения данных. Оно имеет важное значение при рассмотрении судебных споров. При любых процессуальных действиях никакие положения норм доказательственного права не применяются таким образом, чтобы отрицать допустимость сообщения данных в качестве доказательства на том лишь основании, что оно представляет собой сообщение данных.
     Определено, что при оценке доказательственной силы сообщения данных должны учитываться надежность: способа, с помощью которого подготавливалось, хранилось или передавалось это сообщение данных; способа, с помощью которого обеспечивалась целостность информации; способа, при помощи которого идентифицировался его составитель, любой другой соответствующий фактор.
     Зафиксировано положение, касающееся применения юридических требований в отношении сообщения данных, - сохранение сообщений данных.
     Предусмотрено, что, если национальное законодательство требует сохранения определенных документов, записей или информации, это требование выполняется путем сохранения сообщений данных при соблюдении следующих трех условий:
     а) информация, содержащаяся в сообщении данных, является доступной для ее последующего использования;
     б) сообщение данных сохраняется в том формате, в котором оно было подготовлено, отправлено или получено, либо в таком формате, в котором можно показать, что подготовленная, отправленная или полученная информация представлена точно;
     в) сохранена информация (если она существовала), которая позволяет установить происхождение и назначение сообщения данных, а также дату и время его отправления или получения.
     В третьей главе Типового закона отражены правовые нормы, которые регулируют отношения сторон при передаче сообщений данных в профессиональной торговой деятельности. Зафиксированы следующие правовые моменты:
    если стороны не договорились об ином, оферта и акцепт оферты могут производиться с помощью сообщений данных. Контракт не может быть лишен действительности или исковой силы на том лишь основании, что для этой цели использовалось сообщение данных;
     стороны контракта, составитель и адресат, признают сообщения данных. Волеизъявление или другое заявление стороны не может быть лишено юридической силы, действительности или исковой силы на том лишь основании, что для этой цели использовалось сообщение данных.
     Сообщение данных считается сообщением данных составителя, если оно было отправлено самим составителем или лицом, которое имело полномочия действовать от имени составителя в отношении этого сообщения данных, или информационной системой, запрограммированной составителем или от его имени для функционирования в автоматическом режиме.
     Адресат имеет право считать, что сообщение данных является сообщением данных составителя, и действовать исходя из этого предположения в двух случаях:
     если он надлежащим образом применил процедуру, предварительно согласованную с составителем для этой цели;
     если сообщение данных, полученное адресатом, явилось результатом действий лица, отношения которого с составителем или любым представителем составителя дали ему возможность получить доступ к способу, используемому составителем для идентификации сообщений данных как своих собственных.
     В случае, когда составитель не договорился с адресатом о том, что подтверждение будет осуществлено в какой-либо конкретной форме или с помощью конкретного способа, подтверждение может быть достигнуто либо с помощью любого сообщения со стороны адресата, направленного автоматизированным или иным способом, либо с помощью любых действий адресата, достаточных для того, чтобы показать составителю, что сообщение данных было получено.
     Предусматривается и такой случай, когда составитель не указал, что сообщение данных обусловливается получением подтверждения, и подтверждение не было получено им в течение оговоренного или согласованного срока, либо если такой срок не был оговорен или согласован. При этом составитель может направить адресату уведомление, указав в нем, что подтверждение не получено, и установить срок, к которому подтверждение должно быть получено. Если подтверждение не получено в течение вновь указанного срока, составитель может после уведомления об этом адресата считать сообщение данных неотправленным или применить другие права, которые он может иметь.
     Особое внимание уделяется времени и месту отправления и получения сообщения данных, от чего зависит наступление важных юридических последствий. Например, если составитель и адресат не договорились об ином, отправление сообщения данных происходит в момент, когда это сообщение поступает в информационную систему, находящуюся вне контроля составителя или лица, которое отправило сообщение данных от имени составителя. Если адресат не указал информационной системы, получение происходит в момент, когда сообщение данных поступает в какую-либо информационную систему адресата.
     Если составитель и адресат не договорились об ином, сообщение данных считается отправленным из места нахождения коммерческого предприятия составителя и считается полученным в месте нахождения коммерческого предприятия адресата. Если составитель или адресат имеет несколько коммерческих предприятий, то соответствующим местом нахождения коммерческого предприятия считается место, которое имеет непосредственное отношение к основной сделке. В случае отсутствия основной сделки это будет место нахождения основного коммерческого предприятия. Если составитель или адресат вообще не имеют коммерческого предприятия, таковым считается их обычное место жительства.
     Вторая часть Типового закона посвящена электронной торговле в отдельных областях. В ней содержится только одна глава с двумя статьями. В статье 16 регулируются отношения, связанные с договорами о перевозке грузов, заключенными-с использованием сообщений данных или во исполнение такого договора. В этой статье перечисляются случаи, когда передача сообщения данных может успешно заменять бумажные документы. В статье 17 комментируются обстоятельства применения правовых норм предыдущей статьи, касающихся замены сообщениями данных бумажных документов в процессе оформления и передачи транспортных документов с помощью электронных средств.
     

     Заключение

     В настоящее время в развитие Типового закона "Об электронной торговле" государства - участники ООН разрабатывают проект международной Конвенции "Об электронных сделках". Он предложен США и устанавливает основные принципы, которым должны следовать государства при регулировании отношений связанных с электронной торговлей с целью выработки единых и обязательных правил определяющих порядок заключения электронных сделок и их исполнения. Принятие данной Конвенции позволило бы перевести отношения в сфере международной электронной торговли на качественно более высокий уровень развития и предоставило бы участникам международных отношений юридические гарантии судебной защиты их прав.
     Основные принципы, заложенные в проекте:
     необходимость устранения в национальных законодательных системах стран участниц правовых норм, противоречащих Конвенции и препятствующих заключению сделок в электронном виде;
     установление принципа автономии воли сторон (стороны вольны самостоятельно определять способ подтверждения подлинности сделки);
     провозглашение принципа "технологической нейтрализации" правовых норм, определяющих порядок определения подлинности электронных документов;
     установление режима наибольшего благоприятствования в странах участниках Конвенции в отношении всех сторон электронного договора с целью устранения препятствий для совершения электронных сделок, недопущения каких-либо форм дискриминации, предоставление участникам равных прав на судебную защиту.
     Проект Конвенции устанавливает юридическое признание электронных документов, их доказательственную силу, определяет порядок составления и условия действительности электронных договоров.
     

Приложение 1


ТИПОВОЙ ЗАКОН
ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ КОМИССИИ
ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ПРАВУ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

(Принят Резолюцией
Генеральной Ассамблеи ООН
ООН А/51/628 от 16 декабря 1996 г.)

Часть первая. Электронная торговля в целом
Глава I. Общие положения
Статья 1. Сфера применения*(2)
Настоящий Закон*(3) применяется к любому виду информации в форме сообщения данных, используемой в контексте*(4) торговой*(5) деятельности.
Статья 2. Определения
Для целей настоящего Закона:
a) "сообщение данных" означает информацию, подготовленную, отправленную, полученную или хранимую с помощью электронных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными (ЭДИ), электронную почту, телеграмму, телекс или телефакс, но не ограничиваясь ими;
b) "электронный обмен данными (ЭДИ)" означает электронную передачу с одного компьютера на другой информации с использованием согласованного стандарта структуризации информации;
c) "составитель" сообщения данных означает какое-либо лицо, которым или от имени которого сообщение данных, как предполагается, было отправлено или подготовлено до хранения, если таковое имело место, за исключением лица, действующего в качестве посредника в отношении этого сообщения данных;
d) "адресат" сообщения данных означает какое-либо лицо, которое, согласно намерению составителя, должно получить сообщение данных, за исключением лица, действующего в качестве посредника в отношении этого сообщения данных;
e) "посредник" в отношении конкретного сообщения данных означает какое-либо лицо, которое от имени другого лица отправляет, получает или хранит это сообщение данных или оказывает другие услуги в отношении этого сообщения данных;
f) "информационная система" означает систему для подготовки, отправления, получения, хранения или иной обработки сообщений данных.
Статья 3. Толкование
1. При толковании настоящего Закона следует учитывать его международное происхождение и необходимость содействовать достижению единообразия в его применении и соблюдению добросовестности.
2. Вопросы, которые относятся к предмету регулирования настоящего Закона и которые прямо в нем не разрешены, подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых основан настоящий Закон.
Статья 4. Изменение по договоренности
1. Если не предусмотрено иное, положения главы III могут быть изменены по договоренности между сторонами, участвующими в подготовке, отправлении, получении, хранении или иной обработке сообщений данных.
2. Пункт 1 не затрагивает никакое право, которое может существовать, на изменение по договоренности любой нормы права, упомянутой в главе II.
Глава II. Применение юридических требований в отношении сообщений данных
Статья 5. Признание юридической силы сообщений данных
Информация не может быть лишена юридической силы, действительности или исковой силы на том лишь основании, что она составлена в форме сообщения данных.
Статья 6. Письменная форма
1. Когда законодательство требует, чтобы информация была представлена в письменной форме, это требование считается выполненным путем представления сообщения данных, если содержащаяся в нем информация является доступной для ее последующего использования.
2. Пункт 1 применяется как в тех случаях, когда содержащееся в нем требование выражено в форме обязательства, так и в тех случаях, когда законодательство просто предусматривает наступление определенных последствий, если информация представлена не в письменной форме.
3. Положения настоящей статьи не применяются в следующих случаях: [...].
Статья 7. Подпись
1. Если законодательство требует наличия подписи лица это требование считается выполненным в отношении сообщения данных, если:
a) использован какой-либо способ для идентификации этого лица и указания на то, что это лицо согласно с информацией содержащейся в сообщении данных;
b) этот способ является как надежным, так и соответствующим цели, для которой сообщение данных было подготовлено или передано с учетом всех обстоятельств, включая любые соответствующие договоренности.
2. Пункт 1 применяется как в тех случаях, когда содержащееся в нем требование выражено в форме обязательства, так и в тех случаях, когда законодательство просто предусматривает наступление определенных последствий, если подпись отсутствует.
3. Положения настоящей статьи не применяются в следующих случаях: [...].
Статья 8. Подлинник
1. Если законодательство требует, чтобы информация представлялась или сохранялась в ее подлинной форме, это требование считается выполненным с помощью сообщения данных, если:
a) имеются надежные доказательства целостности информации с момента, когда она была впервые подготовлена в ее окончательной форме в виде сообщения данных или в каком-либо ином виде; и
b) при необходимости предъявления информации, эта информация может быть продемонстрирована лицу, которому она должна быть предъявлена.
2. Пункт 1 применяется как в тех случаях, когда содержащееся в нем требование выражено в форме обязательства, так и в тех случаях, когда законодательство просто предусматривает наступление определенных последствий, если информация не была представлена или сохранена в ее подлинной форме.
3. Для целей подпункта а пункта 1:
a) критерием оценки целостности является сохранение информации в полном и неизменном виде, без учета добавления любых индоссаментов и любых изменений, происходящих в обычном процессе передачи, хранения и демонстрации; и
b) требуемая степень надежности оценивается с учетом цели, для которой информация была подготовлена, и всех соответствующих обстоятельств.
4. Положения настоящей статьи не применяются в следующих случаях: [...].
Статья 9. Допустимость и доказательственная сила сообщения данных
1. При любых процессуальных действиях никакие положения норм доказательственного права не применяются таким образом, чтобы отрицать допустимость сообщения данных в качестве доказательства:
a) на том лишь основании, что оно представляет собой сообщение данных; или
b) если оно является наилучшим доказательством, которое, как этого можно разумно ожидать, может быть получено представляющим его лицом, на том основании, что оно не представлено в его подлинной форме.
2. Информации в форме сообщения данных придается надлежащая доказательственная сила. При оценке доказательственной силы сообщения данных учитывается надежность способа, с помощью которого подготавливалось, хранилось или передавалось это сообщение данных, надежность способа, с помощью которого обеспечивалась целостность информации, способа, при помощи которого идентифицировался его составитель, и любой другой соответствующий фактор.
Статья 10. Сохранение сообщений данных
1. Если законодательство требует сохранения определенных документов, записей или информации, это требование выполняется путем сохранения сообщений данных при соблюдении следующих условий:
a) информация, содержащаяся в сообщении данных, является доступной для ее последующего использования; и
b) сообщение данных сохраняется в том формате, в котором оно было подготовлено, отправлено или получено, либо в таком формате, в котором можно показать, что подготовленная, отправленная или полученная информация представлена точно; и
c) сохраняется такая информация, если таковая существует, которая позволяет установить происхождение и назначение сообщения данных, а также дату и время его отправления или получения.
2. Обязательство сохранять документы, записи или информацию в соответствии с пунктом 1 не распространяется на любую информацию, единственная цель которой состоит в том, чтобы сделать возможным отправление или получение данного сообщения.
3. Лицо может выполнить требование, указанное в пункте 1, посредством использования услуг любого другого лица при соблюдении условий, изложенных в подпунктах a, b и с пункта 1.
Глава III. Передача сообщений данных
Статья 11. Заключение и действительность контрактов
1. В контексте заключения контрактов, если стороны не договорились об ином, оферта и акцепт оферты могут производиться с помощью сообщений данных. В случае, когда при заключении контракта используется сообщение данных, этот контракт не может быть лишен действительности или исковой силы на том лишь основании, что для этой цели использовалось сообщение данных.
2. Положения настоящей статьи не применяются в следующих случаях: [...].
Статья 12. Признание сторонами сообщения данных
1. В отношениях между составителем и адресатом сообщения данных волеизъявление или другое заявление не может быть лишено юридической силы, действительности или исковой силы на том лишь основании, что для этой цели использовалось сообщение данных.
2. Положения настоящей статьи не применяются в следующих случаях: [...].
Статья 13. Атрибуция сообщения данных
1. Сообщение данных считается сообщением данных составителя, если оно было отправлено самим составителем.
2. В отношениях между составителем и адресатом сообщение данных считается сообщением данных составителя, если оно было отправлено:
a) лицом, которое имело полномочия действовать от имени составителя в отношении этого сообщения данных; или
b) информационной системой, запрограммированной составителем или от его имени функционировать в автоматическом режиме.
3. В отношениях между составителем и адресатом адресат имеет право считать, что сообщение данных является сообщением данных составителя, и действовать исходя из этого предположения, если:
a) для того чтобы установить, что сообщение данных является сообщением данных составителя, адресат надлежащим образом применил процедуру, предварительно согласованную с составителем для этой цели; или
b) сообщение данных, полученное адресатом, явилось результатом действий лица, отношения которого с составителем или любым представителем составителя дали такому лицу возможность получить доступ к способу, используемому составителем для идентификации сообщений данных как своих собственных.
4. Пункт 3 не применяется:
a) с момента получения адресатом уведомления составителя о том, что сообщение данных не является сообщением данных
составителя, при условии, что адресат имеет в своем распоряжении разумное время для совершения надлежащих действий; или
b) в случае, предусмотренном в пункте 3d, в любое время, когда адресату стало известно или, если бы он проявил разумную осмотрительность или использовал любую согласованную процедуру, должно было стать известно о том, что сообщение данных не являлось сообщением данных составителя.
5. Когда сообщение данных является сообщением данных составителя или считается сообщением данных составителя или
когда адресат имеет право действовать исходя из этого предположения, в отношениях между составителем и адресатом адресат имеет право считать, что полученное сообщение данных является таким, каким составитель намеревался его отправить, и действовать исходя из этого предположения. Адресат не имеет такого права, когда ему стало известно или, если бы он проявил разумную осмотрительность или использовал любую согласованную процедуру, должно было стать известно, что при передаче в полученном сообщении данных допущена ошибка.
6. Адресат имеет право рассматривать каждое полученное сообщение данных как отдельное сообщение данных и действовать исходя из этого предположения, за исключением той его части, в какой это сообщение данных дублирует другое сообщение данных и когда адресату стало известно или, если бы он проявил разумную осмотрительность или использовал любую согласованную процедуру, должно было стать известно, что это сообщение данных было дубликатом.
Статья 14. Подтверждение получения
1. Пункты 2-4 настоящей статьи применяются в случае, когда при отправке сообщения данных или до его отправки составитель попросил адресата подтвердить получение этого сообщения данных или договорился с ним о таком подтверждении.
2. В случае, когда составитель не договорился с адресатом о том, что подтверждение будет осуществлено в какой-либо конкретной форме или с помощью конкретного способа, подтверждение может быть осуществлено путем:
а) любого сообщения со стороны адресата, направленного автоматизированным или иным способом, или
b) любых действий со стороны адресата, достаточных для того, чтобы показать составителю, что сообщение данных было получено.
3. В случае, когда составитель указал, что сообщение данных обусловливается получением такого подтверждения, сообщение данных считается неотправленным до тех пор, пока не будет получено подтверждение.
4. В случае, когда составитель не указал, что сообщение данных обусловливается получением подтверждения, и подтверждение не было получено им в течение оговоренного или согласованного срока, либо, если такой срок не был оговорен или согласован, в течение разумного срока, составитель:
a) может направить адресату уведомление, указав в нем, что подтверждение получено не было, и установив разумный срок, к которому подтверждение должно быть получено; и
b) если подтверждение не получено в течение срока, установленного в подпункте а, может после уведомления об этом адресата, считать сообщение данных неотправленным или осуществить любые другие права, которые он может иметь.
5. В случае, когда составитель получает от адресата подтверждение получения, считается, что соответствующее сообщение данных было получено адресатом. Такая презумпция не предполагает, что отправленное сообщение данных соответствует полученному сообщению.
6. Если в полученном подтверждении указывается, что соответствующее сообщение данных отвечает техническим требованиям, согласованным или установленным в применимых стандартах, предполагается, что эти требования были выполнены.
7. За исключением отправления или получения сообщения данных, настоящая статья не затрагивает правовых последствий, которые могут возникнуть в связи с таким сообщением или в связи с подтверждением его получения.
Статья 15. Время и место отправления и получения сообщений данных
1. Если составитель и адресат не договорились об ином, отправление сообщения данных происходит в момент, когда оно поступает в информационную систему, находящуюся вне контроля составителя или лица, которое отправило сообщение данных от имени составителя.
2. Если составитель и адресат не договорились об ином, момент получения сообщения данных определяется следующим образом:
а) если адресат указал информационную систему для цели получения таких сообщений данных, получение происходит:
i) в момент, когда сообщение данных поступает в указанную [информационную систему; или
ii) если сообщение данных направляется в информационную систему адресата, которая не является указанной информационной системой, в момент, когда сообщение данных [извлекается адресатом из системы;
Ь) если адресат не указал информационную систему, получение происходит в момент, когда сообщение данных поступает в какую-либо информационную систему адресата.
3. Пункт 2 применяется независимо от того, что место, в котором находится информационная система, может отличаться
от места, в котором сообщение данных считается полученным в соответствии с пунктом 4.
4. Если составитель и адресат не договорились об ином, сообщение данных считается отправленным в месте нахождения коммерческого предприятия составителя и считается полученным в месте нахождения коммерческого предприятия адресата. Для целей настоящего пункта:
a) если составитель или адресат имеют несколько коммерческих предприятий, соответствующим местом нахождения коммерческого предприятия считается такое место, которое имеет самое непосредственное отношение к основной сделке, или - в случае отсутствия основной сделки - место нахождения основного коммерческого предприятия;
b) если составитель или адресат не имеют коммерческого предприятия, таковым считается их обычное место жительства.
5. Положения настоящей статьи не применяются в следующих случаях: [...]
Часть вторая. Электронная торговля в отдельных областях
Глава I. Перевозка грузов
Статья 16. Действия, связанные с договорами перевозки грузов
Не умаляя положений части первой настоящего Закона, Настоящая глава применяется к любому из действий, совершаемых в связи с договором перевозки грузов или во исполнение такого договора, включая, в частности:
a)
i) указание марок, числа мест и предметов, количества или веса груза;
ii) указание или декларирование характера или стоимости груза;
iii) выдача расписки в получении груза;
iv) подтверждение погрузки груза;
b)
i) направление какому-либо лицу уведомления об условиях договора;
ii) выдача инструкций перевозчику;
c)
i) предъявление требования о сдаче груза; ii) разрешение на выдачу груза;
iii) направление уведомления об утрате или повреждении груза;
d) направление любого другого уведомления или заявления в связи с исполнением договора;
e) принятие обязательства сдать груз поименованному лицу или лицу, уполномоченному требовать сдачи груза;
f) предоставление, приобретение, отклонение, отказ, передача или переуступка прав на груз;
д) приобретение или передача прав и обязательств по договору.
Статья 17. Транспортные документы
1. С учетом положений пункта 3, если законодательство требует, чтобы любое действие, упомянутое в статье 16, совершалось в письменной форме или с использованием бумажного документа, это требование считается выполненным, если действие совершается путем использования одного или нескольких сообщений данных.
2. Пункт 1 применяется как в тех случаях, когда содержащееся в нем требование выражено в форме обязательства, так и в тех случаях, когда законодательство просто предусматривает наступление определенных последствий за несовершение действия в письменной форме или неиспользование бумажного документа.
3. Если какое-либо право должно быть предоставлено одному лицу и никакому другому лицу или же какое-либо обязательство должно быть взято перед одним лицом и никаким другим лицом и если законодательство требует, чтобы для достижения этого такое право или обязательство было передано этому лицу путем передачи или использования бумажного документа, это требование считается выполненным, если право или обязательство передается посредством одного или нескольких сообщений данных, при условии использования надежного способа придания такому сообщению или сообщениям данных уникального характера.
4. Для целей пункта 3 требуемая степень надежности оценивается с учетом цели передачи права или обязательства и всех обстоятельств, включая любые соответствующие договоренности.
5. Если для осуществления любых действий, упомянутых в подпунктах f и g статьи 16, используется одно или несколько сообщений данных, любой бумажный документ, использованный для осуществления любых таких действий, не имеет силы, за исключением случаев, когда использование сообщений данных было прекращено или заменено использованием бумажных документов. Бумажный документ, выданный в таких обстоятельствах, должен содержать заявление о таком прекращении. Замена сообщений данных бумажными документами не затрагивает прав или обязательств соответствующих сторон.
6. Если какая-либо норма права в обязательном порядке должна применяться к договору перевозки грузов, который представлен или который подтверждается бумажным документом, эта норма не может не применяться к такому договору перевозки грузов, который подтверждается одним или несколькими сообщениями данных, в силу того факта, что такой договор подтверждается таким сообщением или такими сообщениями данных, а не бумажным документом.
7. Положения настоящей статьи не применяются в следующих случаях: [...].
'(1) См. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сороковая сессия, Дополнение N 17, (А/40/17), глава IV, раздел В.
'(2) Для государств, которые, возможно, пожелают ограничить сферу применения настоящего Закона международными сообщениями данных, Комиссия предлагает следующий текст:
"Настоящий Закон применяется к сообщению данных, как оно определено в пункте 1 статьи 2, в случаях, когда это сообщение данных имеет отношение к международной торговле".
'(3) Настоящий Закон не имеет преимущественной силы по отношению к любым нормам права, предназначенным для защиты потребителей.
'(4) Для государств, которые, возможно, пожелают расширить сферу применения настоящего Закона, Комиссия предлагает следующий текст:
"Настоящий Закон применяется к любому виду информации в форме сообщения данных, за исключением следующих случаев: [...]".
'(5) Термин "торговая" следует толковать широко, с тем чтобы он охватывал вопросы, вытекающие из всех отношений торгового характера, как договорных, так и недоговорных. Отношения торгового характера включают следующие сделки, не ограничиваясь ими: любые торговые сделки на поставку товаров или услуг или обмен товарами или услугами; дистрибьюторские соглашения; коммерческое представительство и агентские отношения; факторинг; лизинг; строительство промышленных объектов; предоставление консультативных услуг; инжиниринг; купля/продажа лицензий; инвестирование; финансирование; банковские услуги; страхование; соглашения об эксплуатации или концессии; совместные предприятия и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества; перевозка товаров и пассажиров воздушным, морским, железнодорожным или автомобильным транспортом.

Приложение 2

ЗАКОН  КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Об электронной торговле

      Глава I Общие положения
    Статья 1. Цель настоящего Закона
    Целью настоящего Закона является обеспечение и регулирование правовых условий для электронной торговли: закрепление прав и обязанностей лиц, осуществляющих электронную торговлю, определение правил совершения сделок с использованием электронных документов, подписанных аналогами собственноручной подписи, а также признание электронных документов в качестве судебных доказательств.
    Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом
1.      Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами, или с их участием при совершении сделок и иных юридических действий с использованием электронных документов.
2. Содержание отдельных видов обязательств, возникающих из оснований, предусмотренных п. 1 настоящей Статьи, и порядок их исполнения регулируется гражданским законодательством.
    Статья 3. Определения
    В настоящем законе используются следующие термины и определения:
    Электронная торговля - заключение путем обмена электронными документами сделок, предусмотренных Гражданским Кодексом Кыргызской Республики и другими законами КР: купля-продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, простое товарищество, публичное обещание награды, публичный конкурс, а также приобретение и осуществление с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности.
    Электронный документ - информация, формируемая, отправляемая, получаемая или хранимая с помощью электронных средств связи с целью совершения сделок в сфере электронной торговли.
    Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного цифрового документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
    Отправитель электронного документа - физическое или юридическое лицо, которое или от имени которого направляются электронные документы, за исключением лиц, действующих в качестве информационных посредников в отношении этих документов.
    Получатель электронного документа - физическое или юридическое лицо, которому электронный документ отправлен самим отправителем или от имени отправителя за исключением лиц, действующих в качестве информационных посредников в отношении этого документа
    Участник электронной торговли - лицо, осуществляющее электронную торговлю и клиент.
    Лицо, осуществляющее электронную торговлю - юридическое лицо или гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также иную деятельность в сфере предпринимательства с использованием электронных документов.
    Информационный посредник - лицо, которое от имени другого лица отправляет, получает или хранит электронные документы или предоставляет другие услуги в отношении данных документов;
    Информационная система - система, основанная на применении информационных технологий;
    
     Статья 4. Участники отношений, регулируемых настоящим Законом
    Участниками, регулируемых настоящим Законом, отношений могут являться физические и юридические лица.
    
     Статья 5. Принципы правового регулирования электронной торговли
    Правовое регулирование электронной торговли основывается на принципах равенства участников регулируемых настоящим Законом отношений, свободы договора, беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Кыргызской Республики, а также гарантии судебной защиты прав участников электронной торговли.
    Физические и юридические лица приобретают и осуществляют права и обязанности в области электронной торговли своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
    Приобретение и осуществление физическими и юридическими лицами прав и обязанностей в области электронной торговли могут быть ограничены только законодательством Кыргызской Республики.
    
     Статья 6. Законодательство об электронной торговле
    Законодательство об электронной торговле является частью правовой системы Кыргызской Республики.
    Электронная торговля регулируется настоящим Законом, иными законодательными и нормативно- правовыми актами Кыргызской Республики, а также соглашениями сторон.
    Законодательство об электронной торговле применяется наряду с иными законодательными актами Кыргызской Республики, регулирующими предпринимательскую деятельность, а также охрану прав потребителей.
    Если международным договором Кыргызской Республики установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством об электронной торговле, применяются правила международного договора.
    
     Глава II. Правовой режим электронных документов в электронной торговле
    
     Статья 7. Правовое признание электронных документов
    1. При совершении сделок и иных юридических действий в сфере электронной торговли могут использоваться электронные документы с соблюдением требований настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
    2. Сделки в сфере электронной торговли не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они заключены и (или) исполнены путем обмена электронными документами, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иным законодательством Кыргызской Республики.
    3. Сделки, которые в соответствии с законодательством Кыргызской Республики должны быть нотариально удостоверены или подлежат государственной регистрации, не могут быть совершены путем обмена электронными документами. Сделки, совершенные с нарушением положений настоящего Закона считать недействительными.
    
     Статья 8. Письменная форма сделки, совершаемой путем обмена электронными документами
    Если законодательными и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики или соглашением сторон установлена простая письменная форма сделки, данному требованию удовлетворяет сделка, совершенная путем обмена электронными документами, при условии что она совершена в соответствии с положениями настоящего Закона и иными законодательными и правовыми актами Кыргызской Республики.
    Данное положение применяется независимо от того, содержат ли законодательные и иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики или соглашение сторон требование простой письменной формы сделки или предусматривают последствия несоблюдения простой письменной формы.
    
     Статья 9. Подпись
    Если в соответствии с законодательными, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики или соглашением сторон документ должен быть подписан каким-либо лицом, данному требованию удовлетворяет использование при создании электронных документов или обмене электронными документами электронной цифровой подписи (ЭЦП), а также иных аналогов собственноручной подписи в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.
    
     Статья 10. Представление электронных документов в качестве судебных доказательств
    Допускается представление в качестве письменных доказательств электронных документов, подписанных при помощи электронной цифровой подписи (ЭЦП) или иных аналогов собственноручной подписи в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.
    Допустимость доказательств не может отрицаться только на том основании, что они представлены в виде электронных документов.
    При оценке электронных документов в качестве доказательств, следует учитывать надежность того, каким образом документы были сформированы, хранились или передавались; каким образом обеспечивалась достоверность и неизменяемость электронных документов, а также любые другие соответствующие условия.
    
     Статья 11. Подлинник и копии электронного документа
    Все экземпляры электронного документа, подписанные при помощи электронной цифровой подписи (ЭЦП), а также иных аналогов собственноручной подписи в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики, являются подлинниками.
    Электронный документ не может иметь копий в электронном виде.
    Копии электронного документа могут быть изготовлены (распечатаны) в виде бумажного документа и заверены собственноручной подписью уполномоченного лица.
    Копии электронных документов на бумажном носителе должны соответствовать требованиям законодательных, иных нормативных правовых актов и государственным стандартам Кыргызской Республики.
    
     Статья 12. Сохранение электронных документов
    1. Если в соответствии с законодательными, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики или соглашением сторон требуется сохранение документов, записей или иной информации, то данным требованиям удовлетворяет сохранение электронных документов при соблюдении следующих требований:
    а) содержащаяся в них информация может быть использована для последующей ссылки;
     б) электронные документы сохраняют формат, в котором они были сформированы, переданы или получены,
    в) электронные документы сохраняется в той мере, в какой они позволяют определить отправителя и получателя электронных документов, а также дату и время их формирования или получения,
     г) при соблюдении иных условий, предусмотренных законодательством об электронной торговле или соглашением сторон.
    2. Требования к сохранению документов, записей или иной информации, предусмотренные пунктом 1, не распространяются на электронные документы, формируемые исключительно в целях отправки или получения документов, записей или иной информации в электронном виде.
    3. В целях сохранения электронных документов в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, юридическое или физическое лицо может использовать услуги иного юридического или физического лица.
    
     Статья 13. Отправка электронного документа
1.      В отношениях между отправителем и получателем электронный документ считается исходящим от отправителя, если он отправлен:
    а) самим отправителем,
    б) лицом, уполномоченным действовать от имени отправителя в отношении данного электронного документа;
     в) информационной системой, программируемой отправителем и действующей автоматически.
    2. Получатель имеет право считать электронный документ исходящим от отправителя, если получатель электронного документа выполнил надлежащим образом процедуру проверки, предусмотренную соглашением между отправителем и получателем, которая подтвердила, что электронный документ исходит от отправителя.
    3. Получатель не имеет права считать электронный документ исходящим от отправителя, если:
    а) получатель в течение срока, предусмотренного соглашением сторон, получил от отправителя уведомление о том, что электронный документ не исходит от отправителя;
     б) получатель знал или должен был знать, в том числе в результате выполнения процедуры проверки, предусмотренной соглашением с отправителем, о том, что электронный документ не исходит от отправителя;
     в) получатель знал или должен был знать, в том числе в результате выполнения процедуры проверки, предусмотренной соглашением с отправителем, о том, что получен искаженный электронный документ;
    г) получатель знал или должен был знать, в том числе в результате выполнения процедуры проверки, предусмотренной соглашением с отправителем, о том, что электронный документ получен в результате автоматического дублирования другого полученного электронного документа.
    
Статья 14. Подтверждение получения электронного документа
    1. По запросу отправителя или по соглашению между отправителем и получателем получение электронного документа должно быть подтверждено получателем.
    Настоящее положение применяются к тем случаям, когда запрос отправителя или соглашение с получателем электронного документа совершен одновременно с отправкой электронного документа или предшествовали отправке электронного документа.
    Если иное не установлено соглашением между отправителем и получателем электронного документа, подтверждение может быть произведено путем любого (в том числе автоматического) сообщения получателя или действия получателя, которое однозначно свидетельствует о том, что электронный документ им получен.
    Если иное не установлено соглашением между отправителем и получателем, электронный документ считаются не отправленным до тех пор, пока отправитель не получил подтверждение получателя.
    2. Если подтверждение не получено отправителем в течение установленного им или соглашением с получателем срока, то отправитель:
    а) может уведомить получателя о неполучении подтверждения и указать срок, в течение которого подтверждение должно быть получено;
     б) если подтверждение не получено в течение срока, указанного в подпункте а), может, направив уведомление получателю, считать электронный документ не отправленным.
    3. Если отправитель получил от получателя подтверждение получения электронного документа, соответствующий электронный документ считается полученными получателем.
    Настоящее положение не означает, что содержание полученного электронного документа тождественно содержанию отправленного электронного документа.
    4. Если в полученном подтверждении говорится о том, что соответствующий электронный документ удовлетворяет техническим требованиям, согласованным между отправителем и получателем, то эти требования считаются выполненными.
    5. За исключением отношений, связанных с отправкой или получением электронных документов, данная статья не регулирует иные права и обязанности, вытекающие из содержания электронных документов либо из факта подтверждения получения.
    
     Статья 15. Время и место отправки и получения электронного документа
    1. Если иное не предусмотрено соглашением между отправителем и получателем, электронный документ считается отправленным, когда он поступает в информационную систему, не находящуюся под контролем отправителя или информационного посредника.
    Если иное не предусмотрено соглашением между отправителем и получателем, время получения электронного документа определяется следующим образом:
    а) если получатель указывает информационную систему для целей получения такого документа, данных, получение происходит - в момент, когда электронный документ поступает в указанную получателем информационную систему;
     б) если электронный документ отправлен в информационную систему, которая не является указанной получателем информационной системой, получение происходит в момент поступления электронного документа в информационную систему получателя.
    2. Если иное не согласовано между отправителем и получателем, электронный документ считается отправленным в месте, где обычно находится отправитель, и считается полученным в месте, где обычно находится получатель.