Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2006, апрель О законодательном обеспечении школьного питания в Российской Федерации



ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Аппарат Государственной Думы
Правовое управление
Отдел аналитического обеспечения законодательной деятельности
Аналитический обзор

О законодательном обеспечении школьного питания
в Российской Федерации

Серия: Социальная политика
Москва

2006
Аналитический обзор подготовила советник отдела
аналитического обеспечения законодательной деятельности
Правового управления
Бубличенко Н.В.
Ответственный за выпуск - советник отдела Бубличенко Н.В.
тел. 692-96-54, e-mail: bublich@duma.gov.ru
Подписано к размещению в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы 12.04.2006 г.
При перепечатке и цитировании ссылка на настоящие материалы обязательна

О законодательном обеспечении
школьного питания в Российской Федерации


Федеральное законодательство

     Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят ряд законодательных актов, направленных на улучшение состояния здоровья населения, в том числе детского, и улучшение организации питания. К их числу относятся федеральные законы О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (от 01.08.96 107-ФЗ), О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (от 11.12.96 149-ФЗ) О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (от 30.03.99 52-ФЗ), О качестве и безопасности пищевых продуктов (от 02.01.2000 29-ФЗ), Закон Российской Федерации Об образовании (от 10.07.92 3266-1).
     Важные положения по организации работы в области улучшения питания детей в Российской Федерации содержатся в Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года , одобренной постановлением Правительства Российской Федерации   917 от 10.08.98.
    В соответствии с Концепцией питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде. Рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должны быть предметом особого внимания государства - это один из основных заявленных в Концепции принципов государственной политики в области здорового питания.
    Федеральным законом О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (1996 г.) был установлен размер компенсационных выплат на питание в размере 3 рублей в день из расчета на одного обучающегося в течение учебного года.
     Предусматривалось, что финансирование расходов по компенсационным выплатам на питание обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, финансируемых за счет средств федерального бюджета, осуществляется  за счет средств федерального бюджета, а в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, - в размере 1 рубль 50 копеек в день из расчета на одного обучающегося в течение учебного года за счет средств соответствующих бюджетов и 1 рубль 50 копеек в день из расчета на одного обучающегося в течение учебного года за счет средств федерального бюджета.
     Однако действие данного Федерального закона в течение нескольких лет приостанавливалось в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета. По информации, поступавшей из ряда субъектов Федерации, региональная власть выполняла обязательства по финансированию Федерального закона, а федеральный бюджет свою долю постоянно придерживал . Данный Федеральный закон утратил силу с 1 января 2005 г.
     Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 11.12.96 149-ФЗ в статью 18 Закона Российской Федерации О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС , гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение, обучающимся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, в период учебного процесса гарантировалось бесплатное питание с предоставлением в двойном размере компенсаций на питание, установленных федеральным законом. Однако и эта норма утратила силу.
    В настоящее время действуют   Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования , утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.12.04 907.
    Изменения, внесенные в российское законодательство в области культуры, науки и образования Федеральным законом от 22.08.04 122-ФЗ О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации , направлены на уменьшение или исключение финансирования отдельных программ или мероприятий за счет средств федерального бюджета, в том числе касающихся школьного питания, с переносом соответствующей ответственности на уровень регионов и муниципалитетов.
    Согласно изменениям, внесенным в Бюджетный кодекс Российской Федерации (см. статью 135 Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и др.) полномочия и средства бюджетов субъектов Федерации по обеспечению финансирования питания школьников передаются местным бюджетам.
    Внесены поправки в  статью 51 Закона Российской Федерации Об образовании . Согласно новой редакции данной статьи  организация питания школьников находится в ведении учреждений образования.
    В соответствии с Федеральным законом от 6.10.03 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации за организацию питания школьников ответственен муниципалитет; в случае отсутствия у него средств эта забота ложится на плечи родителей.
    Таким образом, в настоящее время в федеральном законодательстве отсутствуют конкретные нормы, определяющие размер компенсационных выплат на школьное питание, а также качество питания школьников. Федеральным бюджетом не предусмотрено выделение средств на финансирование школьного питания.
    

Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления

      Органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации совершенствуются действующие, принимаются или находятся в процессе рассмотрения новые нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы обеспечения школьного питания. В разных регионах используются различные подходы к решению этой проблемы, что подтверждается анализом работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению школьного питания.
    Москва. В 2005-2006 учебном году в г. Москве предусмотрена организация горячего питания за счет денежных средств из городского бюджета: завтраков - для учащихся 1-4 классов, двухразового питания (завтрак, обед) - для детей из малообеспеченных, многодетных и других социально незащищенных семей. Кроме того, в 245 школах полного дня и в 85 так называемых школах здоровья также организовано двухразовое питание всех учащихся. Около 500 тыс. учащихся, не относящихся к указанным категориям, получают питание только за счет родительских средств. Для этих детей и подростков в школах организована свободная продажа пищевых продуктов (так называемой буфетной продукции ) (см. Законы г. Москвы: от 27.04.05 13 О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года 85 О бюджете города Москвы на 2005 год , от 29.06.05 32 О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве (с изм. и доп. от 22.02.06), от 09.11.05 56 О бюджете города Москвы на 2006 год ).
    Правительство Москвы утвердило Городскую программу Совершенствование организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений Москвы на период 2004-2006 годов , главным направлением которой является повышение качества и доступности школьного питания, увеличение охвата организованным горячим питанием большего числа учащихся.
    Документ предусматривает, в частности, выделение в 2005 г. и последующие годы средств на проектирование и строительство двух комбинатов школьного питания и на финансирование программы по реконструкции школьных комбинатов питания. Департамент образования Москвы безвозмездно предоставит комбинатам школьного питания, аккредитованным для этой цели, производственные и складские помещения, а также необходимое оборудование, силовую электроэнергию, горячую и холодную воду, отопление и освещение для приготовления и отпуска пищи в образовательных учреждениях. По результатам эксперимента в Северо-Восточном административном округе будет продолжено внедрение автоматизированных систем расчетов за школьное питание с использованием пластиковой карты учащегося .
    Московская область. Принят Закон Московской области О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях Московской области 24/2005-ОЗ от 19.01.05 (с изм. от 08.11.05 и 31.12.05), который  устанавливает размеры и порядок предоставления частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в государственных (областных) и муниципальных общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования Московской области с целью оказания им адресной социальной поддержки.
    Количество этих обучающихся, по данным Министерства образования Московской области - более 600 тысяч. На эти цели в 2006.г. из областного бюджета дополнительно будет выделено 164 млн руб.
    Объем финансовых средств, направляемых на компенсацию стоимости питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования составляет 3 рубля на один учебный день на каждого обучающегося в течение учебного года; в образовательных учреждениях высшего профессионального образования - 4 рубля на один учебный день на каждого обучающегося в течение учебного года.
    В развитие Закона Московской области принимаются нормативно-правовые акты муниципальных образований. В качестве примера можно привести Положение об организации питания школьников общеобразовательных учреждений г. Коломны , утвержденное  постановлением Главы муниципального образования Город Коломна Московской области от 4.02.05 50.
    Согласно этому Положению:
      образовательные учреждения вправе использовать возможности муниципального учреждения Комбинат школьного питания и других организаций для осуществления питания детей;
     образовательное учреждение оказывает социальную поддержку отдельным категориям обучающихся путем частичной или полной компенсации стоимости питания за счет средств бюджета;
      частичная компенсация стоимости питания устанавливается в виде денежной выплаты или предоставлением дотаций на питание отдельным категориям обучающихся. Объем финансовых средств определяется по общей численности обучающихся (исходя из среднего годового количества обучающихся в данном финансовом году) по нормативному показателю: в размере 1,50 руб. на один учебный день на каждого обучающегося в течение учебного года;
     правом первоочередного получения частичной компенсации на питание или денежной выплаты пользуются дети-сироты, дети, находящиеся под опекой, дети-инвалиды, дети из малообеспеченных, неблагополучных, многодетных семей;
     образовательное учреждение самостоятельно определяет дополнительные категории льготников на основании заявлений родителей .
     Санкт-Петербург. В законе Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год ежегодно предусматриваются средства на финансирование расходов по обеспечению предоставляемого на бесплатной основе питания школьникам и учащимся профессиональных училищ .
    В развитие Закона Санкт-Петербурга от 18.09.2002 408-43 Об обеспечении питанием школьников и учащихся профессиональных училищ в Санкт-Петербурге Правительством Санкт-Петербурга принято постановление О питании школьников и учащихся профессиональных училищ в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (от 13.12.05 1886), устанавливающее с 01.01.2006 по 31.12.2006 стоимость предоставляемого на бесплатной основе питания отдельным категориям школьников и учащихся профессиональных училищ: школьникам - завтрака в размере 11 руб. 27 коп., обеда в размере 25 руб. 00 коп.; учащимся профессиональных училищ - обеда в размере 36 руб. 27 коп. Утвержден перечень хронических заболеваний, при которых питание в школах и профессиональных училищах предоставляется на бесплатной основе.
    Волгоградская область. В связи с отменой федерального закона о компенсационных выплатах на питание школьников проблема питания школьников в области обострилась. Депутаты областной Думы в своих обращениях в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации неоднократно поднимали вопрос о решении этой проблемы, но не получили поддержки из центра. Поэтому был принят областной закон - Закон Волгоградской области 1111-ОД от 10.11.2005 г. О компенсационных выплатах на питание обучающихся (1-11 классы) в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области .
    Настоящий закон устанавливает частичные компенсационные выплаты на питание обучающихся (очная форма обучения) в муниципальных общеобразовательных учреждениях (кроме школ-интернатов и вечерних (сменных) школ) Волгоградской области, в которых обучающиеся не находятся на государственном обеспечении и для которых не установлены более высокие нормативы обеспечения питанием.
    Данный закон, в первую очередь, предусматривает бесплатное питание в школах области детей из многодетных и малообеспеченных семей, которые не получают в домашних условиях не только полноценного питания, а зачастую и самого питания. Помимо этого, ежегодно увеличивается число детей, состоящих на учете в противотуберкулезных диспансерах. Эта категория детей также будет питаться бесплатно.
    По данному закону Волгоградская область передает органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственные полномочия по выплате частичной компенсации стоимости питания категориям обучающихся, определенных законом.
    Финансирование расходов, связанных с компенсационными выплатами на питание обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, предлагается осуществлять: в государственных образовательных учреждениях за счет средств областного бюджета, а в муниципальных образовательных учреждениях путем предоставления субвенций местным бюджетам.
    В целях развития организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области органы государственной власти Волгоградской области и органы местного самоуправления согласно закону проводят конкурсы на лучшую организацию питания, поощряют хозяйствующие субъекты за оказание помощи общеобразовательным учреждениям по организации питания обучающихся, принимают дополнительные меры по обеспечению питания обучающихся.
    Закон вступил в силу с 1 января 2006 г.
    Калининградская область. В соответствии с Законом Калининградской области Об областном бюджете на 2005 год и постановлением администрации Калининградской области от 10.02.05 г. 54 Об утверждении порядка выделения муниципальным образованиям Калининградской области субсидий на обеспечение питания учащихся из малообеспеченных семей в муниципальных общеобразовательных учреждениях принято постановление мэра г. Калининграда О внесении изменений в постановление мэра 2341 от 26.08.04 Об организации бесплатного питания школьников в 2004-2005 учебном году .
    В соответствии с данным постановлением руководители муниципальных  образовательных  учреждений образования должны с 1 января 2005 г. организовать бесплатное питание учащихся 1-11 классов из малообеспеченных семей из расчета 23 рубля в день, в том числе за счет субсидии из областного бюджета на обеспечение питания детей из малообеспеченных семей в размере 2% (14 руб. 40 коп.) от установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на одного учащегося (оплата разницы стоимости питания осуществляется за счет средств городского бюджета), учащихся 1-11 классов с задержкой психического развития, детей-инвалидов, детей из семей воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане и Чечне из расчета 23 рубля за счет средств городского бюджета.
    Краснодарский край. Принята и действует целевая программа Развитие системы организации школьного питания в Краснодарском крае на 2004-2007 гг.
    На организацию питания учащихся школ Краснодарского края в 2005 г. было всего направлено 324 млн руб., большую часть которых составляют средства муниципальных образований - 220,7 млн руб.. Кроме того, на эти цели предусмотрено 66,2 млн руб. из краевого бюджета и 37,23 млн руб. привлечено внебюджетных средств. На 1 декабря 2005 г. практически все выделенные деньги освоены.
    При выполнении программных мероприятий большое внимание уделялось оснащению школьных столовых и пищеблоков современным оборудованием, ремонту и реконструкции помещений. В 2005 г. на 30% обновлены школьные пищеблоки, а в целом сеть школьных предприятий общественного питания пополнилась 39 столовыми и буфетами. Сегодня 99% школьников Кубани обеспечены питанием, почти 92% получают горячую пищу, а в 39 районах края все ученики получают горячее питание.
    Стоимость питания школьников зависит не только от родительского вклада, но и от того, сколько средств выделяется в бюджетах муниципальных образований на эти цели. Наиболее весомые компенсации предусмотрены в Туапсе - 5,5 руб. на 1 ученика, Геленджике - 4,5-5 руб., в Тихорецком районе - 5 рублей, Отрадненском районе - 4 рубля. Школьники из социально незащищенных семей, а таких в крае более 71 тысячи, получают бесплатное питание в учебных заведениях.
    В целом следует отметить, что при переходе на новую организацию школьного питания органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления была проведена большая работа по законодательному урегулированию данной проблемы. В ряде субъектов Российской Федерации приняты соответствующие нормативно-правовые акты, что позволило обеспечить питание отдельных категорий школьников.
     Вместе с тем во многих регионах из-за недостаточного финансирования статьи школьное питание эта проблема не решена или решена в недостаточной степени.
    

Примеры из периодической печати и Интернет-изданий, характеризующие состояние проблемы школьного питания в целом по России и в регионах

     По данным Федерального центра ГСЭН МЗ РФ на 2002-2003 гг. (см. Приложение1) общее количество общеобразовательных учреждений в Российской Федерации составляет 65687 школ различного типа, в которых обучаются более 16 млн школьников. В среднем каждое пятое учреждение не имеет столовой (18,4%). Наибольший удельный вес школ, не имеющих столовой, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, в Республике Адыгея, в Рязанской области и др., в таких условиях питание детей осуществляется в местных предприятиях общественного питания (столовые и т.д.).
    В 10% образовательных учреждений Российской Федерации функционируют буфеты раздаточные, в 18,7% - столовые-доготовочные, в 43,2% - столовые-сырьевые. В Ленинградской, Ивановской и Псковской областях, в Республике Коми, в Приморском краев в ряде учреждений полный цикл приготовления пищи осуществляется на базе школ.
    В среднем по России 78,2% учащихся начальных классов получают горячее питание, преимущественно завтраки. Бесплатные завтрак получают от 0,3% (Курская область) до 100% (Сахалинская область) детей. Среди учащихся 5-11 классов горячее питание получают 51,5% школьников, из них бесплатно от 0 до 62,6% (Томская область). 100%-ный охват горячим питанием школьников обеспечен в четырех районах Читинской области - 7945 учеников в 64 школах.
    Основные дотации на питание выделяются из местных бюджетов - около 1,5 руб. на ребенка. В Республике Карелия финансирование школьного питания обеспечено за счет республиканского бюджета на 52%, местных бюджетов - на 28%, родительской оплаты - на 19,6%, за счет средств Общества Красного креста и других спонсоров - на 0,4%, в целом 85,8% школьников в Республике охвачены организованным питанием. В Ярославской области дотации составляют от 1 руб. до 10 руб. В Орловской, Воронежской, Тульской областях дополнительные средства на питание детей выделяются из федерального бюджета (территории, подверженные радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС). По программе Дети Севера также на питание детей выделяются средства из федерального бюджета. В г. Москве 45% учащихся 5-11 классов получают экспресс-завтраки за счет компенсационных выплат из федерального бюджета в размере 3% МРОТ. В Кировской области дотации на питание школьников отсутствуют.
    В целом по Российской Федерации 6,7% учеников 5-11 классов получают экспресс-завтраки, 37,5% - пользуются продукцией школьного буфета, и, практически, 18,6 % не едят в школе вообще. Например, в Архангельской области в ряде школ Уставом предусмотрена большая 40-минутная перемена для того, чтобы дети могли пообедать дома.
    

*     *     *
     
Дотацию на питание школьников нужно увеличить
( Краевой вестник 18 октября 2005 г.)

 Вчера Александр Усс посетил красноярскую школу 14. Спикер Законодательного собрания Красноярского края убедился на практике в том, что дотации на питание школьников - лишь незначительная часть реального обеда.
    В школьной столовой спикер побеседовал с главным поваром, которая рассказала, что реально детям необходимо на обед от 20 рублей и более. Многие ребята собирают свои дотационные талоны и потом едят один раз в три - четыре дня. По ее словам, требуется, минимум, двадцатирублевая дотация. Александр Усс ознакомился с меню и был вынужден выйти из столовой, куда уже неслись оголодавшие за время уроков школьники. Беседуя с журналистами, спикер отметил, что его визит связан, прежде всего, с рассмотрением бюджета 2006 года.
    Краевым законом предусмотрена дотация на питание детям из малообеспеченных семей. Сегодня мы решили своими глазами увидеть, что собой представляет эта льгота на практике. 3 рубля 90 копеек - однозначно мизерная сумма. К тому же процедура получения дотаций слишком сложна. У нас, слава Богу, еще осталось много гордых людей, которые не хотят показывать остальным, что они нуждаются. По моему убеждению, это подтверждают педагоги школы, значительная часть ребятишек не доедают, но родители не приносят никаких справок. Поэтому сумму, выделяемую на дотации, на мой взгляд, нужно увеличить, а также упростить систему получения дотаций. Я думаю, что мы должны доверять педагогическому коллективу не меньше, чем работникам социальной защиты, - сказал Александр Викторович.


*     *     *
     
Регионам нужны законы по школьному питанию
12.11.2004

     На состоявшемся сегодня в Санкт-Петербурге заседании Северо-западной парламентской ассоциации Мария Оглуздина, председатель постоянного Комитета Законодательного собрания Вологодской области по образованию, культуре и здравоохранению, призвала депутатов принять в регионах программу по школьному питанию. По ее словам, согласно данным детской диспансеризации, на первом месте стоят болезни желудочно-кишечного тракта. Проблемы школьного питания нельзя отклонять, так как это может привести к нарушению российского генофонда , подчеркнула М. Оглуздина. Чем меньше денег выделяется на молодежь, тем больше их тратится на тюрьмы и лечение социальных заболеваний , - отметила депутат.
www.murmannews.ru

*     *     *

Школьный завтрак как национальная идея

(Гаврилюк А. Крестьянские ведомости , 15.03.2006)

     
      За последние 5 лет здоровье детей и подростков Московской области продолжает ухудшаться. Фактически мы можем сказать, что у нас здоровых детей в образовательных учреждениях менее половины. Практически каждый пятый школьник у нас имеет хронические заболевания. И основная доля из них приходится на заболевания желудочно-кишечного тракта - утверждает Елена Черныш, начальник отдела по надзору за условиями воспитания и обучения территориального управления Роспотребнадзора Московской области.
    Вот как оценивает ситуацию академик РАН, главный специалист по детскому питанию Департамента здравоохранения Москвы, руководитель отдела детского питания РАМН Игорь Конь: В организме наших школьников наблюдается дефицит микронутриентов, дефицит йода. То есть неправильное питание является или основной причиной, или сопутствующей целого букета заболеваний, которыми страдают наши дети .
    А вот, по мнению врача - андролога высшей категории, кандидата медицинских наук Юрия Гаврилова, у страны вообще нет будущего, если положение с питанием школьников не улучшится. Примерно 40% бесплодных браков случается по вине мужчин. Во многом, по причине плохого питания в школьном возрасте. Можно констатировать -резко нарушилась репродуктивность подростков.
    Свидетельства специалистов можно множить и множить. Хотя даже человеку далекому от медицины ясно - плохое питание в школьном возрасте обязательно даст о себе знать.
    Но не могу удержаться от того, чтобы не привести еще одно мнение.
    Вот, что говорит начальник военно-медицинской комиссии Министерства обороны, профессор, генерал-майор Валерий Куликов: Количество юношей, которых мы освобождаем от призыва, увеличилось в 7 раз по сравнению с 80-ми годами. Причина - недостаточное питание. Раньше как мы их называли - с гипотрофией. Таких призывников мы освобождаем в целом по стране более 40 тыс. .
    Генералу Куликову лучше других известно и то, что большинство призывников страдает болезнями желудка и кишечника. Результат питания всухомятку или недоедания в школьные годы.
     70% всех пневмоний и ОРЗ - это у лиц с плохим питанием, прежде всего в школьные годы - утверждает генерал. Так в чем причина такого положения? Судите сами. Сухие цифры, зачастую, куда как красноречивей многих слов.
    По утверждению директора Деденевской средней школы Дмитровского района Московской области Татьяны Довженко цена завтрака составляет 23 рубля, обеда - 25 рублей. Если ученик только завтракает, то в месяц он должен заплатить 450 рублей, если только обедает - 500. Ну а если и то и другое - около 1000 рублей.
    Ну, и теперь главное.
    Государство выделяет сейчас на субсидирование школьного питания 1 руб. 50 копеек! Это даже комментировать неловко.
    Правда, в Московской области, с 2006 г. по рассказу Юрия Картушина первого заместителя министра образования, принято решение об увеличении этой суммы до 3 рублей на одного обучающегося с 1 по 11 классы. Казалось бы, незначительное повышение, но оно повлекло за собой дополнительный расход из бюджета области на сумму в 320 млн рублей. Ведь в Московской области около 800 тыс. учащихся. Для бюджета области это очень большая нагрузка .
    Помните, я уже называл стоимость школьных завтраков и обедов.
    Так вот недостающие деньги должны доплачивать родители. Возможно ли такое?
    По утверждению Татьяны Холиной директора Куликовской сельской школы Дмитровского района Московской области более 40% родителей не могут заплатить за питание своих детей.
     Село оно и есть село. Родители наших детей работают в сельской местности. А вы знаете, какие здесь зарплаты .
    Могу утверждать, что и в городе положение не многим лучше. Готовя эту публикацию, пришлось разговаривать с множеством людей, имеющих отношение и к школьному питанию, и к здоровью учеников, и к их успеваемости. Все они утверждают: программа, государственная программа по школьному питанию необходима.
    Другого пути нет.
    Ведь и опыт в этом деле имеется. Как принято сейчас говорить, в старые советские времена государство бдительно следило за питанием детей. Делалось это по вполне понятным причинам. Стране нужны были воины, чтобы защищаться. Трудовые резервы, чтобы быть экономически независимой страной.
    Так, что же сейчас? Что изменилось?
    Или все уже предопределено - Россия страна колониального типа, ее удел - нефть, газ качать, да лес рубить на радость золотому миллиарду ?
    И вопросы эти отнюдь не популизм, ибо за ними судьба нынешних мальчиков и девочек, будущее нашего Отечества.
    Но, откуда такое циничное равнодушие?
    Ведь согласитесь - 6-7 рублей в день школьнику на питание - это злая насмешка. Заключенному в тюрьме государство дает продуктов на 27 рублей в день. Преступников кормим за счет налогоплательщиков, а будущее страны никто не имеет в виду кормить нормально.
    

*     *    *

В России практически свернуто школьное питание

     1 марта 2005 г.
    16 процентов российских школ не соответствует санитарным нормам. Об этом сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко. Он напомнил, что в сентябре 2004 года органами санэпиднадзора не были приняты около тысячи школ, не соответствующих элементарным нормам - в них не было воды, туалетов .
    Глава Роспотребнадзора обратил особое внимание на проблему школьного питания, которое, по его словам, в стране практически свернуто .
     Ребенок должен питаться с кратностью 5 часов, нагрузка в школе очень высокая, а восполнение физиологических потребностей и энергетических трат при учебе с ней несовместимо, - заметил Онищенко. - У нас не хватает финансирования, а, кроме того, разрушена материально-техническая база школьного питания .
    По словам Геннадия Онищенко, Москва в этом смысле выгодно отличается от других регионов, хотя и в столице есть проблемы.
     Мы боремся с так называемым бортовым питанием - таким как в самолетах, - сказал он, - Эти обеды с точки зрения безопасности хороши, но совершенно не соответствуют физиологическим параметрам питания ребенка. Хотя они и лучше, чем вообще ничего .
NEWSru.com

*     *    *

На завтрак трояк
Сколько пудов соли съели анапские школы?

(Независимая газета Анапа , 31.10.2005)

     По данным Минздрава России, к окончанию школы лишь 5 процентов детей могут считаться практически здоровыми. 30-40 процентов школьников за завтраком, обедом и ужином налегают прежде всего на картофель, макароны, крупы, а в промежутках - на чипсы, сухарики, конфеты и Пепси . Зато фруктов, соков, мяса, рыбы и молочных продуктов для полноценного рациона им явно не хватает. Дети недополучают белок и, как следствие, не могут усвоить школьную программу. По информации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу-курорту, только за два учебных месяца в Анапе серьезными желудочно-кишечными заболеваниями переболели 16 школьников.
    Комментарий специалиста
    Лариса Медведева, заместитель главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю: - Специалисты Роспотребнадзора осуществляют постоянный контроль за организацией школьного питания. И на сегодня у нас немало вопросов к школам не только в части организации, но и по качеству питания. Так, в 48 процентах образовательных учреждений не выдерживаются гигиенические требования по калорийности завтраков. При необходимых 560 ккал фактическая калорийность горячих школьных завтраков с трудом дотягивает до 300-450. Не организована профилактика йододефицитных состояний. В сентябре анапские школы потребили только 75 кг йодированной соли, а должны были- 500 кг. Отсутствие этого компонента в рационе вызывает заболевания щитовидной железы, быструю утомляемость. Ежедневная норма на одного школьника -2,5 грамма йодированной соли. Между тем в школах 10, 11, 18, 25, 31 на момент проверки йодизация блюд не проводилась вообще. Требования по С-витаминизации школьного питания не выполняют одиннадцать школ. А ведь все, что здесь нужно просто добавлять витамин С в третье блюдо, как это предусмотрено законом. Эти проблемы приводят к тому, что родители нередко просто отказываются платить за такое питание. К примеру, в 11 школе села Супсех имел место массовый отказ. Там, я считаю, в первую очередь страдает организация питания. Ну что ж, будут предъявлены штрафные санкции и директору, и заведующей пищеблоком.


*     *    *

     
Социальные законы будут совершенствоваться

07.02.2005

     7 февраля в Саратовской областной Думе состоялась пресс-конференция заместителя Председателя Думы, председателя комитета по социальной политике А. Полещикова.
     Депутаты различных уровней представительной власти должны обсудить пути усовершенствования принятого после вступления в силу Федерального закона 122-ФЗ блока областных социальных законов.
    Комментируя высказываемые претензии к областной Думе о недофинансировании статьи школьное питание , А. Полещиков сообщил, что, в частности, в соответствии с бюджетным законодательством, для города Саратова средства на школьное питание заложены в статье прочие расходы . В 2005 году - 18,939 млн. рублей, это существенно больше, чем в прошлые годы. Однако городские власти сочли первоочередной проблемой пожарную безопасность школ, и эти деньги направлены именно туда.
    Ситуация с финансированием ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, аналогичная. В областном бюджете на опекаемых детей-сирот, действительно, предусмотрено 2248 рублей на ребенка в месяц. Но при этом бюджету Саратова в общем объеме субвенций, согласно договоренности, на эти цели выделено 34745,1 тыс. рублей. И эти средства должны были пойти на увеличение пособия до прежнего уровня в г. Саратове, чего сделано не было.
    

*     *    *

Сергей Катанандов о проблемах питания школьников


     На заседании коллегии Совета Республики Карелия рассматривали вопрос о проблемах питания школьников и поставках продовольственной продукции предприятиями производителями Республики Карелия в учреждения социальной сферы.
     Глава Республики Сергей Катанандов, в своем выступлении обратил внимание коллегии на изношенность технологического оборудования в школьных пищеблоках и высокие наценки на продукцию. Диспансеризация показала наличие серьезных отклонений и проблем в здоровье школьников. Полноценное питание и витаминизация учащихся - жизненная необходимость. Давно назрела необходимость составить и утвердить обязательную для исполнения инструкцию о порядке организации питания в школах, где должны быть прописаны права и обязанности учащихся, родителей, администрации школ, предприятий поставщиков. Сегодня надо ответственно подходить к государственной помощи, - особенно требуют адресной поддержки семьи с небольшим достатком. Также одной из приоритетных задач является организация качественного контроля за питанием детей - сказал Сергей Катанандов.
    

*     *    *

Новый год, порядки новые+

     С 1 января 2006 г. Игарке предстоит жить по новым правилам, которые продиктованы местным законом - совместным с Туруханским районом  бюджетом и  положениями нового же  закона Об  общих принципах организации местного самоуправления  в Российской Федерации .  Перемены будут, но что они  нам принесут?
    Пока не будем говорить о  мрачном - о кадровых  сокращениях, а они грядут. И по той причине грядут, что городское поселение Игарка лишится части своих полномочий.  Хотя законом 131-ФЗ  такая возможность  и предусматривается, район с городским поселением  своими полномочиями делиться не желает.  Если в разрешении этого вопроса сдвигов не будет,  вполне  может сложиться  парадоксальная ситуация, когда полномочия в здравоохранении, культуре и образовании остаются за районом (вместе с финансированием), а  управленческие функции в этих сферах фактически будут возложены на поселенческие структуры,  в данном случае, на администрацию города  Игарки.  И что можно будет сделать без  финансовых средств да еще и на удалении 200 км от районного центра?  Права граждан, в частности, игарчан,   формально не будут ущемлены, поскольку набор предоставляемых услуг  не уменьшится, а  качество?  А вот их качество на прежнем   уровне не останется. Представьте себе городскую больницу или управление образования, в которых каждый свой шаг - допустим, направление на лечение или организация школьного питания - нужно будет согласовывать с районными структурами, которые, еще раз напомним, находятся за 200 км, а вертолет из Туруханска  в  Игарку и обратно летает только раз в неделю, летом и того реже - раз в две недели.
    Но при этом немало проблем с  исполнением своих  обязательств по имеющимся полномочиям  возникнет  и у района.  Уже ясно, что межбюджетные отношения, если мы собираемся жить  по 131-ФЗ,  требуют радикальных изменений.   Ведь и  в целом реформа местного самоуправления направлена на то, чтобы  у местных властей  не было финансовых и социальных обязательств, которые не были бы обеспечены собственными финансовыми ресурсами и налоговыми поступлениями либо не были профинансированы из вышестоящих бюджетов.  Но  о законодательном урегулировании межбюджетных отношений пока ни слуху ни духу. Правда, озабоченность по этому поводу высказывается  на разных уровнях, но в первую очередь на самом низшем - на муниципальном.  А хотелось бы, чтобы  о том же   озаботились по всем  вертикалям власти, как по исполнительной, так и по представительной  ветвям.  И впору уже задуматься, что при снижении качества, поскольку философского закона о неизбежности перехода количества в качество никаким государственным актом не отменить,   неизбежно  произойдет снижение объема предоставляемых услуг, а значит, будут  нарушены   конституционные права граждан.
    

Приложение 1


Организация питания школьников в Российской Федерации
в 2002-2003 гг.
(Федеральный центр ГСЭН МЗ РФ)

     Питание - один из факторов среды обитания, оказывающий непосредственное влияние на формирование здоровья детей и подростков. Недостаточное поступление питательных веществ в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.
    Большую часть времени школьники проводят в общеобразовательных учреждениях, в которых санитарными правилами предусмотрено горячее питание - завтрак, для детей, посещающих группу продленного дня - завтрак и обед, при длительном пребывании в учреждении - полдник.
    Общее количество общеобразовательных учреждений в Российской Федерации составляет 65687 школ различного типа, в которых обучаются более 16 млн. школьников. В среднем каждое пятое учреждение не имеет столовой (18,4%). Наибольший удельный вес школ, не имеющих столовой, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, в Республике Адыгея, в Рязанской области и др., в таких условиях питание детей осуществляется в местных предприятиях общественного питания (столовые и т.д.).
    В 10% образовательных учреждений Российской Федерации функционируют буфеты раздаточные, в 18,7% - столовые-доготовочные, в 43,2% - столовые-сырьевые. В Ленинградской, Ивановской и Псковской областях, в Республике Коми, в Приморском краев в ряде учреждений полный цикл приготовления пищи осуществляется на базе школ.
    В среднем по России 78,2% учащихся начальных классов получают горячее питание, преимущественно завтраки. Бесплатные завтрак получают от 0,3% (Курская область) до 100% (Сахалинская область) детей. Среди учащихся 5-11 классов горячее питание получают 51,5% школьников, из них бесплатно от 0 до 62,6% (Томская область). 100%-ный охват горячим питанием школьников обеспечен в четырех районах Читинской области - 7945 учеников в 64 школах.
    Основные дотации на питание выделяются из местных бюджетов - около 1,5 руб. на ребенка. В Республике Карелия финансирование школьного питания обеспечено за счет республиканского бюджета на 52%, местных бюджетов - на 28%, родительской оплаты - на 19,6%, за счет средств Общества Красного креста и других спонсоров - на 0,4%, в целом 85,8% школьников в Республике охвачены организованным питанием. В Ярославской области дотации составляют от 1 руб. до 10 руб. В Орловской, Воронежской, Тульской областях дополнительные средства на питание детей выделяются из федерального бюджета (территории, подверженные радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС). По программе Дети Севера также на питание детей выделяются средства из федерального бюджета. В г. Москве 45% учащихся 5-11 классов получают экспресс-завтраки за счет компенсационных выплат из федерального бюджета в размере 3% МРОТ. В Кировской области дотации на питание школьников отсутствуют.
    В целом по Российской Федерации 6,7% учеников 5-11 классов получают экспресс-завтраки, 37,5% - пользуются продукцией школьного буфета, и, практически, 18,6 % не едят в школе вообще. Например, в Архангельской области в ряде школ Уставом предусмотрена большая 40-минутная перемена для того, чтобы дети могли пообедать дома.
    При оценке рационов питания выявляется нарушение соотношения основных питательных веществ, часто натуральные продукты заменяются консервированными, не выполняются нормы питания по рыбе, творогу, овощам и фруктам. Продолжается вытеснение горячего питания буфетной продукцией. Ассортимент продуктов школьного буфета включает: чай, кофе, какао, соки, напитки, компоты, хлебобулочные и кондитерские изделия, сосиски в тесте, супы и пюре быстрого приготовления, йогурты, кефир.
    Отмечаются случаи нарушения санитарно-противоэпидемического режима, технологии приготовления и сроков реализации готовых блюд. Неудовлетворительно решаются вопросы кадрового обеспечения пищеблоков школ и школьно-базовых столовых, а также своевременного ремонта и замены технологического и холодильного оборудования пищеблоков.
    В целом по Российской Федерации снижается удельный вес проб готовых блюд, не соответствующих гигиеническим требованиям по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, показателям калорийности и вложения витамина С (таблица 1).

Таблица 1

Гигиеническая характеристика готовых блюд в организованных детских коллективах в 1997-2002гг. (%)

Показатели
Удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим требованиям
  
1997
1998
1999
2000
2001
2002
санитарно-химические
5,4
7,2
4,6
4,6
3,8
3,4
микробиологические
5,2
5,2
5,1
4,7
4,2
3,9
на калорийность и полноту вложения продуктов
20,1
19,2
18,6
17,4
15,8
14,7
на вложение витамина С
14,2
15,1
13
12,3
10,5
9,1

     
     Основные показатели качества и безопасности готовых блюд в детских и подростковых учреждениях Российской Федерации в 2002 году по федеральным округам представлены в таблице 2.

Таблица 2

Удельный вес проб готовых блюд,
не отвечающих гигиеническим требованиям
по федеральным округам за 2002 г. (%)

Наименование территории
Показатели
  
санитарно-химические
Микробиологи-ческие
калорийность и полнота вложения
вложение витамина С
Российская Федерация
3,4
3,9
14,8
9,1
Дальневосточный ФО
5,4
7,0
25,1
18,6
Приволжский ФО
3,6
3,3
14,6
8,8
Центральный ФО
2,9
4,2
16,3
7,2
Северо-западный ФО
6,5
4,4
21,8
19,7
Сибирский ФО
3,2
4,8
17,3
8,4
Уральский ФО
3,8
3,1
11,0
5,3
Южный ФО
1,1
2,7
8,5
6,8

     
     Наибольший удельный вес неудовлетворительных проб готовых блюд по санитарно-химическим показателям отмечен в Северо-западном федеральном округе - Ленинградская область (16,3%), Архангельская область (14,9%); по микробиологическим показателям - в Дальневосточном федеральном округе - Еврейская автономная область (13,5%), Хабаровский край (10,4%), а также в таких субъектах российской Федерации, как Ненецкий автономный округ (12,2%) и Чеченская республика (9,9%).
    Наибольший процент проб, не отвечающих гигиеническим требованиям по калорийности, отмечен в Чукотском автономном округе (52,4%), Хабаровском крае (40,0%), Воронежской (37,1%), Смоленской (36,4%), Вологодской (36,7%), Мурманской (38,6%) областях, Карачаево-Черкесской республике (40,0%).
    Удельный вес неудовлетворительных проб по вложению витамина С более чем в два раза превысил среднероссийские показатели (9,1%) во Владимирской (28,4%), Волгоградской (21,4%) областях, в Красноярском крае (25,1%), в Республике Карелия (26,7%).
    Проблемой для образовательных учреждений в Кировской, Ивановской и других областях остается отсутствие щадящего питания для детей, страдающих хроническими заболеваниями пищеварительной системы, имеющих эндокринную патологию, в том числе сахарный диабет.
    Серьезная работа ведется по улучшению качества питания в детских организованных коллективах. Специалисты госсанэпидслужбы Липецкой области участвуют в работе межведомственного Совета по организации питания детей, задачами которого является координация работы по улучшению качества организации питания детей и подростков, разработка и внедрение новых технологий приготовления блюд и новых форм обслуживания. На конкурсной основе определяются поставщики продуктов питания в детские образовательные учреждения. При активном участии районных и городских центров госсанэпиднадзора проводятся смотры-конкурсы на лучшую школьную столовую, профессионального мастерства школьных поваров. Совместно с департаментом образования и науки с учетом региональных особенностей разработаны методические рекомендации по организации питания в образовательных учреждениях Липецкой области.
    В Курганской области в образовательных учреждениях области принято несколько форм организации питания: горячее питание в столовых, реализация буфетной продукции, чаепитие; в сельских школах в режим учебных занятий включен часовой перерыв для приема пищи в домашних условиях. В Пермской области в течение 5 лет увеличился охват горячим питанием учащихся общеобразовательных учреждений с 66,6 % в 1998 году до 85,9 % в 2002 году.
    В Воронежской, Астраханской, Еврейской автономной областях эффективно применяется практика выращивания на пришкольных участках сельскохозяйственной продукции, заготовка плодов и ягод, заключение договоров на прямые поставки молока и мяса из фермерских хозяйств.
    Профилактика йоддефицитных состояний проводится практически во всех дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах. В целом по Российской Федерации 73% школьников получают йодированную соль. Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга йоддефицитных состояний в Оренбургской области и принятие управленческих решений по этому вопросу позволили в семь раз снизить степень йодного дефицита в области.
    Низким остается охват школьников в общеобразовательных учреждениях витаминными препаратами, витаминизированными напитками, только 29,5% учащихся в России получают витамины, в основном за счет напитков ( Золотой шар , С-витаминизация третьих блюд) и поливитаминных препаратов ( Ревит и др.).
    Показатели распространенности алиментарнозависимых заболеваний среди школьников Российской Федерации представлены в таблице 3.

Таблица 3

Патология
Заболеваемость, число случаев на 10000 детей соответствующего возраста
  
7-9 лет
10-18 лет
Дефицит массы тела
398,7
469,9
Анемии
189,5
136,1
Ожирение
172,8
206,1

     
     Среди 39 субъектов Российской Федерации, представивших данные по заболеваемости превышение среднероссийских показателей по заболеваемости анемиями детей 7-9 лет отмечены в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (740,1 на 10000 детей соотв. возраста) в Приморском крае (580,0 на 10000 детей соотв. возраста), в Республике Коми (512,4 на 10000 детей соотв. возраста), в Еврейской автономной области (549,9 на 10000 детей соотв. возраста), детей и подростков 10-18 лет - в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (595,4 на 10000 детей соотв. возраста), в Приморском крае (530,1 на 10000 детей соотв. возраста), в Магаданской области (365,5 на 10000 детей соотв. возраста).
    Наибольший удельный вес детей с дефицитом массы тела в возрасте 7-9 лет установлен в Республике Татарстан (1222,1 на 10000 детей соотв. возраста), в Курской области (989,4 на 10000 детей соотв. возраста), в Приморском крае (820,3 на 10000 детей соотв. возраста), в Республике Карелия (920,0 на 10000 детей соотв. возраста); в возрасте 10-18 лет - в Камчатской области (1052, 8 на 10000 детей соотв. возраста), в Брянской области (1254,2 на 10000 детей соотв. возраста). Широкая распространенность дефицита массы тела объясняется проведением на отдельных территориях углубленных исследований физического развития детей в рамках научных работ.
    Изучение корреляционных связей между питанием школьников и заболеваемостью позволило установить слабый характер связи между данными показателями. Однако, научные исследования, проведенные в учреждениях с круглосуточным пребыванием детей, убедительно доказывают негативное влияние нерационального питания на физическое развитие и здоровье детей. Следовательно, большое значение для профилактики алиментарнозависимых заболеваний имеет внедрение образовательных программ по здоровому образу жизни, в том числе рациональному питанию, как для школьников, так и для их родителей.
    Таким образом, основными проблемами в организации питания школьников в настоящее время являются недостаточное финансирование, слабая материально-техническая база, нарушение требований санитарного законодательства руководителями учреждений и сотрудниками пищеблоков. В то же время, необходимо отметить серьезную работу органов образования, здравоохранения и специалистов госсанэпидслужбы, позволивших в последние годы добиться увеличения охвата горячим питанием школьников за счет расширения форм организации питания, внедрения во многих субъектах Российской Федерации мониторинга питания населения, йоддефицитных состояний и других алиметарнозависимых нарушений здоровья.
    
     
     

Приложение 2

Организация школьного питания в США и некоторых странах Европы

     
     США. По свидетельству Алана Мастарда - министра-советника по сельскому хозяйству посольства США в Москве, с начала позапрошлого века в США началась федеральная программа школьного питания. Дети из бедных семей были голодными, и чтобы они хорошо учились, их надо было кормить. Сегодня на питание американского школьника выделяется $2,32 в день. И занимается этим минсельхоз страны. 29,6 млн школьников получают питание в школах. На школьные завтраки тратится около $2 млрд, на обеды $8 млрд. Минсельхоз считает это почетной обязанностью. Это как бы сближает город с селом. У нас в городах тоже люди забывают, откуда поступает продовольствие. А тот факт, что школьный ланч, школьный завтрак это дело минсельхоза, помогает людям понять, что такое сельское хозяйство страны (см.: Гаврилюк А. Школьный завтрак как национальная идея. // Крестьянские ведомости , 15.03.2006.)
    Великобритания. В Великобритании местные органы власти ответственны за посещение школы детьми школьного возраста. Оплата за обучение не взимается в средних школах, получающих финансовую поддержку в местных органах управления. Кроме того, местные органы по закону обязаны обеспечивать медицинское обслуживание всех детей от двух до восемнадцати лет в школах и других учебных заведениях. Эти же органы обеспечивают питание учеников, посещающих школу; нуждающихся детей обеспечивают одеждой, а всех остальных - одеждой для физической подготовки. Особое внимание уделяется обучению детей с отклонениями в развитии - это также задача местных властей.
    Закон О школьных стандартах 1998 г. наделил министра образования Англии и национальную уэльскую ассамблею властью составлять стандарты питания для школьных обедов для зарегистрированных учеников в школах. В Англии новые стандарты питания были представлены в апреле 2001 г. предписанием Об образовании (стандарты питания для школьных обедов) 2000 г. Также было опубликовано руководство по составлению школьных блюд, отвечающих стандартам питания (2001 г.).
    Эстонская Республика. Стартующая с января 2006 г. программа школьного питания - одна из важнейших инициатив правительства Эстонии, призванная позаботиться о благополучии и здоровье учащихся. Если до сих пор бесплатное школьное питание получали только ученики 1-4 классов, то после зимних каникул право на такое питание распространится на все классы основной школы. Каждый день школьники будут получать на 80 тысяч обедов больше, чем было до сих пор. Кроме того, с сентября 2006 г. бесплатное питание станут получать и учащиеся общеобразовательных профессиональных школ, которых в Эстонии около 17 тысяч. Это одна из самых масштабных социальных инициатив последних лет в жизни школы Эстонии. Принцип бесплатного школьного питания Эстония заимствовала у Финляндии. Там оно было введено сразу по окончании Второй мировой войны.
     Республика Польша. Польше пока не удается справиться с проблемой питания школьников. Накануне парламентских и президентских выборов в сентябре и в октябре 2005 года этот вопрос активно использовался правыми силами в предвыборной агитации, а после победы правой партии Закон и справедливость и формирования правого правительства была даже принята специальная программа Помощь государства в области питания .
     В соответствии с ней на организацию школьного питания для учеников из бедных семей государство обязалось выделять 60% необходимых средств, а еще 40% должны были изыскиваться в бюджетах органов местного самоуправления. Однако вскоре выяснилось, что необходимых денег на счетах местных властей нет. По примерным подсчетам, помощь горячим питанием в школах получают лишь около половины тех, кому она официально положена.
     Существует и другая сторона проблемы. Заявления с просьбой предоставлять детям горячее питание в школах имеют право подавать лишь те родители, доход в семьях которых не выше 361 злотого (чуть меньше 120 долларов) на одного члена семьи. Нередко заработки родителей превышают этот порог бедности всего на несколько злотых. Реально на экономическое положение семьи такая разница не влияет, а бесплатного горячего питания детям уже не полагается.
     Во многих гминах (самая маленькая административно-территориальная единица Польши) горячее питание в школах носит весьма символический характер: детям дают лишь один суп или только чай с сахаром, к которому в особо сильные морозы добавляют булочку, называемую в Польше дрожувкой . Ученики из состоятельных семей, разумеется, могут покупать в буфетах все, что они захотят. Голодным детям остается только смотреть, как с аппетитом лакомятся их богатые одноклассники, или воровать у них из ранцев бутерброды , пишет польская газета Трибуна . На организацию горячего питания для одного школьника в день местные власти выделяют 80 грошей (около 25 центов). Голодные дети - позор капиталистической Польши, - пишет Трибуна . - Голод в школах свидетельствует о цивилизационной пропасти, в которую мы падаем с 1989 года (03.04.2006).