АЗ, 2004, декабрь К проекту федерального закона 86860-4 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Аппарат Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Правовое управление
Отдел аналитического обеспечения законодательной деятельности
Аналитический материал
к проекту федерального закона 86860-4 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Аналитический материал подготовил: Оробец В.М. - советник отдела, кандидат юридических наук, доцент (тел. 292-20-80).
Общая редакция: Гуринович А.Г. - заместитель начальника отдела, доктор юридических наук, профессор.
Введение
Государственный минимум заработной платы выступает в качестве социальной гарантии и нижней границы оплаты труда. Он должен отражать минимально приемлемую для конкретных экономических условий величину потребления, являться базой для определения размера оплаты труда наименее квалифицированного работника, обеспечивать поддержание стабильной социально-экономической ситуации в той или иной стране.
Подходы к определению уровня минимальной заработной платы или совокупности потребностей, которые он должен обеспечить, существенно разнятся. В одних странах ставится задача поднять минимальную заработную плату до прожиточного минимума, в других - обеспечить достойный уровень жизни.
В первом случае установление минимальной зарплаты направлено на преодоление бедности и предусматривает защиту наименее квалифицированных работников.
Во втором - на обеспечение такого уровня оплаты труда, который позволяет удовлетворить основные потребности работников и членов их семей. Минимальная заработная плата может также выполнять функцию регулятора всей системы оплаты труда.
1. Законодательство Российской Федерации об оплате труда
В соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24 октября 1997 г. 134-ФЗ сроки и размеры повышения минимальной оплаты труда следует устанавливать исходя из необходимости поэтапного повышения минимальной оплаты труда в Российской Федерации до величины прожиточного минимума трудоспособного человека.
В Трудовом кодексе Российской Федерации, вступившем в действие с 1 февраля 2002 г., закреплено положение о том, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Порядок и сроки введения данного положения устанавливаются отдельным федеральным законом.
Кроме того, если исходить из общепринятых международных стандартов, минимальная оплата труда, а также стипендии, пенсии и другие социальные выплаты по мере роста потребительских цен должны индексироваться. Поскольку основой благосостояния общества является труд, темпы увеличения минимальной заработной платы должны быть выше темпов роста социальных выплат. Повышение минимальной оплаты труда наиболее оправданно увязывать с темпами роста потребительских цен, если они превышают 6% в год.
Для поэтапного решения проблемы с учетом известных реалий является актуальным осуществление постепенного перехода на новый социальный стандарт заработной платы - минимальную часовую оплату труда. Она позволит более гибко учитывать условия найма работников, занятых неполный рабочий день, принять нормативные акты, предусматривающие условия почасового найма.
Заслуживает внимания мнение специалистов относительно перехода от единой минимальной заработной платы по стране к дифференцированной по субъектам Федерации. Это предлагается сделать, используя в каждом субъекте установленное в государственном бюджете на очередной год соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума.
Если минимальный размер оплаты труда будет установлен в сумме 720 рублей в месяц, соотношение между минимальным размером оплаты труда и прогнозом прожиточного минимума трудоспособного населения на конец 2004 года составит 26,9 процента. В случае установления МРОТ в размере 900 рублей в месяц, как это было предложено при рассмотрении законопроекта в первом чтении в Государственной Думе 15 октября т.г., процентный показатель значительно изменится в лучшую сторону.
Реализация закона для организаций, финансируемых из бюджетных источников, будет осуществляться за счет средств соответствующих бюджетов.
Повышение заработной платы работников организаций бюджетной сферы будет обеспечиваться субъектами Российской Федерации за счет средств собственных бюджетов.
Соответствующее повышение в организациях, финансируемых из местных бюджетов, будет обеспечиваться органами местного самоуправления за счет средств собственных бюджетов.
Поэтому каких-либо дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию закона не потребуется.
На повышение минимального размера оплаты труда до 720 рублей и одновременный переход к отраслевым системам оплаты труда для организаций бюджетной сферы, финансируемым из федерального бюджета, потребуются дополнительные средства в объеме 19,8 млрд. рублей.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" указанные средства на повышение МРОТ до 720 рублей предусмотрены.
Введение новых систем оплаты труда предусматривает разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в части оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.
При определении уровня оплаты труда работников организаций бюджетной сферы субъектам Российской Федерации предлагается ориентироваться на минимальный размер оплаты труда и отраслевые системы оплаты труда, принятые на федеральном уровне, с учетом собственных финансовых возможностей и помощи субъектам Российской Федерации, предусмотренной в федеральном бюджете.
Другим организациям предлагается осуществлять повышение минимального размера оплаты труда за счет собственных средств.
2.Зарубежный опыт регулирования размера минимальной зарплаты
Наиболее общие положения, касающиеся сущности минимальной заработной платы и основных аспектов ее регулирования, отражены в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ). В ее Уставе в качестве одной из основных задач провозглашено достижение "гарантии заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни".
В соответствии с принятой в 1970 г. Конвенцией МОТ 131 установленная минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению, а неприменение этого положения влечет за собой уголовные или иные санкции. В документе сформулированы такие критерии определения уровня минимальной заработной платы, как потребности трудящихся и их семей, стоимость жизни, общий уровень заработной платы и социальных пособий, производительность труда, поддержание высокого уровня занятости. Данная Конвенция МОТ Российской Федерацией не ратифицирована.
Согласно принятым тогда же Рекомендациям МОТ 135 основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы. Наиболее важным является содержащееся в Рекомендациях положение о том, что минимальная заработная плата должна пересматриваться с учетом стоимости жизни и других экономических условий.
В целом же экспертами МОТ и иных международных организаций, занимающимися вопросами трудовых отношений, давно признано, что заработная плата ниже 3 долл. в час обрекает человека на существование с весьма ограниченными потребительскими возможностями.
Условно можно выделить четыре модели установления и изменения минимальной заработной платы, применяемые в западных странах:
а) законодательное регулирование;
б) регулирование исполнительными органами власти;
в) регулирование исполнительными органами власти на основе рекомендаций трехсторонних представительных комиссий;
г) регулирование исполнительными органами власти на основе трехсторонних соглашений.
В 9 странах-членах Европейского Союза законодательно устанавливаемый минимальный размер заработной платы является предметом социального договора, в 6 других он законодательно не закреплен.
Например, в Германии минимальная заработная плата как государственный социальный норматив не устанавливается. Вместо нее используется минимальная тарифная ставка, которая определяется в тарифном соглашении. Но во всех странах, где существует институт минимальной заработной платы, она постоянно повышается.
Динамику ее изменения можно проследить на примере США. Оплата труда в стране регулируется принятым в 1938 г. законом о трудовых нормативах, в соответствии с которым минимальная часовая заработная плата регулярно повышается. Ее размер регулируется либо законодательством, либо трехсторонними соглашениями между представителями государства, профсоюзов и работодателей. Устанавливается она как общегосударственный норматив, но может варьироваться и на уровне штатов. Как следствие, минимумы заработной платы, определяемые законами штатов, в одних случаях выше ее общефедерального размера, в других - ниже. Главной же в базовом федеральном законе является норма о повышении МРОТ.
_________________________
Максимова Л. Налоги с компаний США//Экономика и жизнь. 2002. 40. С. 12.
По оценке Европейской статистической службы, в феврале 2004 года минимальный размер месячной заработной платы варьировался от 56 евро в Болгарии до 1369 евро в Люксембурге.
Законодательно устанавливаемый минимальный размер заработной платы является предметом социального договора в 9 из 25 стран-членов Европейского Союза (Бельгии, Великобритании, Греции, Ирландии, Испании, Люксембурге, Нидерландах, Португалии и Франции), а также в странах, за исключением Кипра, принятых в Европейский Союз в 2004 году.
В трех странах-членах Европейского Союза - Португалии, Греции и Испании - законодательно установленная минимальная оплата труда составляла от 416 до 605 евро, в шести других превышала 1000 евро, варьируясь от 1073 евро в Ирландии до 1369 евро, как упоминалось, в Люксембурге.
В двух странах, принятых в Европейский Союз в 2004 году - Словении и Мальте - минимальная оплата труда была примерно такой же, как, соответственно, в Португалии и Греции. В Словении она составляла 451 евро, на Мальте - 535 евро. В других странах, принятых в Европейский Союз в 2004 году, она была заметно ниже: от 56 евро, что уже отмечалось, в Болгарии до 212 евро в Венгрии.
Чтобы устранить влияние различий в уровнях цен, произведен пересчет минимальной оплаты труда по т.н. паритету покупательной способности - соотношению между двумя или более валютами по их покупательной способности, рассчитанной по определенному набору товаров и услуг. В результате распределение стран по величине минимума заработной платы меняется не очень значительно, но различия между странами заметно сокращаются, поскольку во всех странах-кандидатах и трех странах-членах Европейского Союза минимум заработной платы увеличивается, а в остальных странах-членах снижается. Если различия в соотношении наименьшего и наибольшего размеров минимальной оплате труда в евро составляли по 9 странам-членам Европейского Союза 1:3,3, а среди 12 стран, принятых в Европейский Союз в 2004 году - в соотношении 1:10,5, то при пересчете по приоритету покупательной способности соответственно 1:2,5 и 1:5,9.
Женщины чаще получают минимальную зарплату, чем мужчины. Хотя соотношения по странам разнятся, в среднем процент женщин с минимальной заработной платой вдвое выше.
Доля полностью занятых и получающих минимальную заработную плату работников заметно различается по странам. В Испании, Великобритании, Нидерландах и Ирландии она составляет всего от 1,4 до 2,2% (для сравнения, в США - 1,5%). В Португалии она достигает 6,2%, во Франции и Люксембурге - 15,5%.
Один из самых низких в мире уровней дифференциации оплаты труда установлен в Японии - (ниже только в Швеции - 1:3), где слесарь, продавец, врач получают лишь в четыре-пять раз меньше, чем президент их компании (речь идет только о тарифе и окладе, без учета других видов дохода: премий, дивидендов по акциям и т. п.).
В России же наблюдается супердифференциация в размерах оплаты труда - примерно 1:26.
В России соответствующие показатели существенно ниже. Минимальная заработная плата пока лишь только ориентирована на приближение к прожиточному минимуму.
Приложение 1.
Схемы применения минимального размера оплаты труда
в ряде европейских стран
|
Бельгия |
Греция |
Испания |
Франция |
Ирландия |
Год введения |
1975 |
1991 |
1980 |
1970 |
2003 |
Сфера примене-ния |
Частный сектор, работники 21 года и старше |
Все работники 18 лет и старше при физическом труде, 19 лет и старше для остальных |
Все работники независимо от возраста |
Все работники 18 лет и старше |
Взрослые квалифицирован- ные работники* |
Метод утвержде-ния |
Переговоры социальных партнеров |
Ежегодные переговоры социальных партнеров |
Устанав- ливается правитель- ством |
Устанав- ливается правитель- ством |
Устанавливается правительством согласно рекомендациям со-циальных партнеров или Судом по трудовым вопросам |
Механизм изменения |
Автомати- ческая индексация и периоди- ческий пересмотр |
Ежегодно в соответствии с прогнози-руемой правитель- ством инфляцией |
Ежегодно в соответствии с рогнози- руемой правитель- ством инфля- цией |
Автомати- ческая индексация и периоди- ческий пере- смотр |
Устанавливается правительством согласно рекомендациям со-циальных партнеров или Судом по трудовым вопросам |
Тип показателя |
Месячная оплата |
Дневная оплата для работников физического труда, месячная оплата для остальных |
Месячная и дневная оплата |
Почасовая оплата |
Почасовая оплата |
|
Люксембург |
Нидерланды |
Португалия |
Великобритания |
Год введения |
1973 |
1969 |
1974 |
1999 |
Сфера примене-ния |
Все работники 18 лет и старше |
Все работники 23 года и старше |
Все работники независи- мо от возраста |
Все работники 18 лет и старше |
Метод утвержде-ния |
Устанавли- вается правитель- ством |
Устанавли- вается правитель- ством |
Устанавли- вается правитель- ством |
Устанавливается правительством согласно рекоменда- циям социаль- ных партнеров |
Механизм изменения |
Автоматиче- ская индек- сация и периодический пересмотр |
Дважды в год |
Ежегодно в соответствии с прогнози- руемой правитель- ством ин-фляцией |
Устанавливается правительством согласно рекоменда- циям социаль- ных партнеров |
Тип показателя |
Месячная оплата |
Месячная оплата |
Месячная оплата |
Почасовая оплата |
* к работникам до 18 лет, или впервые приступившим к работе, или происходящим производственное обучение могут применяться более низкие ставки оплаты труда.