АЗ, 2009, март К вопросу об исполнении ФЗ О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов (на основании оперативного отчета о ходе исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2008 года, представленного Счетной палатой РФ)
Аппарат Государственной Думы
Аналитическое управление
Аналитическая запискаК вопросу об исполнении Федерального закона О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов (на основании оперативного отчета о ходе исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2008 года, представленного Счетной палатой Российской Федерации)
Серия: Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство
Москва
2009
В аналитической записке, на основании оперативного отчета о ходе исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2008 года, представленного Счетной палатой Российской Федерации, дан анализ исполнения Федерального закона О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
При перепечатке и цитировании ссылка на настоящие материалы обязательна
К вопросу об исполнении Федерального закона
О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
(на основании оперативного отчета о ходе исполнения федерального бюджета
за январь-декабрь 2008 года, представленного Счетной палатой Российской Федерации)
Основные показатели
Наименование показателя |
факт |
ВВП, млрд. руб. |
|
Темп роста ВВП, % |
|
Индекс-дефлятор,% |
|
Уровень инфляции (декабрь 2008 года в % к декабрю 2007 года) |
|
Мировая цена на нефть марки Юралс , долларов США за баррель |
|
Среднегодовой курс рубля за доллар США, рублей за доллар США |
|
По данным Счетной палаты, расходы федерального бюджета за 2008 год исполнены в сумме 7 483 880,6 млн.руб., или 96,7% показателя сводной бюджетной росписи на 2008 год с учетом внесенных изменений (далее - уточненная бюджетная роспись).
Анализ исполнения расходов федерального бюджета по разделам
Расходы федерального бюджета по разделам
|
Наименование показателя |
в % к уточненной бюджетной росписи |
млн. руб. |
в % к уточненной бюджетной росписи |
|
ВСЕГО РАСХОДОВ, 7 483 880,6 млн.руб. |
|
|
|
1 |
Общегосударственные расходы |
|
|
|
2 |
Национальная оборона |
|
|
|
3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
|
|
|
4 |
Национальная экономика |
|
|
|
5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
|
|
|
6 |
Охрана окружающей среды |
|
|
|
7 |
Образование |
|
перевыполнены |
перевыполнены |
8 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
|
|
|
9 |
Здравоохранение и спорт |
|
|
|
10 |
Социальная политика |
|
|
|
11 |
Межбюджетные трансферты |
|
|
|
Объемы невыполнения по разделам
Самая большая доля невыполнения по расходам федерального бюджета приходится на раздел Социальная политика - 16%, или 47 860,5 млн.руб. от общей суммы, утвержденной по этому разделу. На низком уровне по данном разделу исполнены расходы по подразделу Пенсионное обеспечение (недовыполнено 14,6%).
На 11% от общей утвержденной суммы, или на 100 729,8 млн. руб., недовыполнены Общегосударственные расходы.
На 6,6%, или на 9 062,4 млн. руб., недовыполнены расходы по разделу Жилищно-коммунальное хозяйство .
По остальным разделам недовыполнение колеблется в пределах 0,2% - 3,8%.
Динамика финансирования в течение года по месяцам
Анализ динамики финансирования в течение года по месяцам свидетельствует о том, что основная часть, или 41,2% от общей суммы, перечислялась в четвертом квартале 2008 года, в то время, как в первом квартале было перечислено 19,1%, что равно объему средств, перечисленных в декабре месяце.
В результате в ноябре 2008 года федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в сумме 272,2 млрд.руб., а в декабре с дефицитом в сумме 814,0 млрд. руб.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Динамика исполнения федерального бюджета в 2008 году в процентах к годовым бюджетным назначениям по разделу Жилищно-коммунальное хозяйство
На Жилищно-коммунальное хозяйство в январе, феврале было перечислено - 0,05%, 0,1% соответственно, в то время, как в декабре профинансировано 66,6% от общего объема средств, предусмотренного на эти цели в 2008 году.
Национальная экономика
Динамика исполнения федерального бюджета в 2008 году в процентах к годовым бюджетным назначениям по разделу Национальная экономика
По разделу Национальная экономика : в январе было перечислено лишь 1,3%, а в ноябре, декабре - 37,9% и 24,1% соответственно, от общей утвержденной по разделу суммы финансирования на 2008 год.
Здравоохранение и спорт
Такая же тенденция по разделу Здравоохранение и спорт : в январе профинансировано 1,3%, а в декабре 30,6% от общей утвержденной суммы финансирования на 2008 год.
Образование
Динамика исполнения федерального бюджета в 2008 году в процентах к годовым бюджетным назначениям по разделу Образование
Средства федерального бюджета в 2008 году на Образование также перечислялись неравномерно: в январе - 2,4%, с февраля по ноябрь в пределах от 4,8% до 10% в месяц, а в декабре было перечислено 24,8% от общей утвержденной суммы по разделу.
ПРИЧИНЫ: Несвоевременная разработка и принятие ряда нормативных правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации закона, и неготовность главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета к использованию бюджетных ассигнований.
Анализ реализации приоритетных национальных проектов
Исполнение приоритетных национальных проектов (далее - ПНП) составило 210 191,9 млн. руб. или 80,5% годовых бюджетных назначений.
|
|
|
|
в % |
1 |
Образование |
|
|
|
2 |
Здоровье |
|
|
перевыполнение |
3 |
Доступное и комфортное жилье - гражданам России |
|
|
|
4 |
Развитие агропромышленного комплекса |
|
|
|
Самая большая доля недофинансирования в 2008 году приходится на ПНП Доступное и комфортное жилье - гражданам России , недофинансировано 38,7% от утвержденных на 2008 год бюджетных назначений.
Сохраняется тенденция роста остатков неосвоенных средства. Так в 2006 году неосвоенными остались около 29,0 млрд. руб. (18,8% от общего объема), в 2007 году - около 48,0 млрд. руб. (18%), в 2008 году - свыше 50,0 млрд. руб. (19,5%).
ПРИЧИНЫ: Несвоевременное формирование в течение 2008 года нормативно-правовой базы, необходимой для реализации ПНП, оказало негативное влияние на освоение в полном объеме средств федерального бюджета, выделяемых на их реализацию.
Анализ исполнения Федеральных целевых программ
Федеральным законом О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов предусмотрено финансирование 46-ти Федеральных целевых программ (далее - ФЦП), в январе - ноябре 2008 года исполнение расходов на реализацию ФЦП составило 66,8% от годовых бюджетных назначений.
Кассовое исполнение расходов по 3-м ФЦП:
- Государственная поддержка развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления,
- Мировой океан,
- Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы, начато только в 4 квартале 2008 года.
В 2008 году в небольших объемах использованы бюджетные ассигнования, выделенные на реализацию подпрограммы Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы , ФЦП Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы и Государственной программы Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы по разделу Социальная политика .
На основании данных, представленных в отчете Счетной палаты, можно сказать, что по 17-ти ФЦП (37% от общего количества) кассовое исполнение расходов составило менее 50% годовых бюджетных назначений, из них по 8-ми ФЦП - менее 40%, их перечень приведен в таблице:
|
Наименование ФЦП |
в январе-ноябре 2008 г. в % к годовым бюджетным назначениям |
1. |
Государственная поддержка развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления |
|
2. |
Национальная технологическая база |
|
3. |
Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года |
|
4. |
Электронная Россия (2002-2010 годы) |
|
5. |
Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы |
|
6. |
Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах |
|
7. |
Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы) |
|
8. |
Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года |
|
По 22-м ФЦП (47,8 %) кассовое исполнение расходов превысило средний уровень (66,8%), из них :
|
|
в январе-ноябре 2008 г. в % к годовым бюджетным назначениям |
1. |
Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы (финансирование было открыто только в 4 квартале 2008 года) |
|
2. |
Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года |
|
3. |
Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы |
|
4. |
Глобальная навигационная система |
|
5. |
Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года |
|
ПРИЧИНЫ: Длительные сроки разработки и утверждения в установленном порядке проектно-сметной документации по стойкам и объектам, позднее начало и длительность проведения конкурсных процедур и заключения государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
По данным Счетной палаты, расходы федерального бюджета за 2008 год исполнены в сумме 7 483 880,6 млн.руб., или 96,7% показателя сводной бюджетной росписи на 2008 год с учетом внесенных изменений.
Выполнение расходов по разделам
Самая большая доля невыполнения по расходам федерального бюджета приходится на раздел Социальная политика - 16%, или 47 860,5 млн.руб. от общей суммы, утвержденной по этому разделу. На низком уровне по данном разделу исполнены расходы по подразделу Пенсионное обеспечение (недовыполнено 14,6%).
На 11% от общей утвержденной суммы, или на 100 729,8 млн. руб. недовыполнены Общегосударственные расходы .
На 6,6%, или на 9 062,4 млн. руб. недовыполнены расходы по разделу Жилищно-коммунальное хозяйство .
По остальным разделам недовыполнение колеблется в пределах 0,2 - 3,8%.
Динамика финансирования в течение года по месяцам
Анализ динамики финансирования в течение года по месяцам свидетельствует о том, что основная часть, или 41,2% от общей суммы, перечислялась в четвертом квартале 2008 года, а за декабрь было перечислено столько же, сколько за весь 1 квартал 2008 года.
В результате в ноябре 2008 года федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в сумме 272,2 млрд.руб., а в декабре - с дефицитом в сумме 814,0 млрд. руб.
Показательна динамика перечисления средств по таким разделам, как Жилищно-коммунальное хозяйство - в январе, феврале 2008 года было перечислено - 0,05%, 0,1% соответственно, в то время, как в декабре профинансировано 66,6% от общего объема средств, предусмотренных на эти цели в 2008 году.
По разделу Национальная экономика : в январе было перечислено лишь 1,3%, а в ноябре, декабре перечислено 37,9% и 24,1% соответственно от общей утвержденной суммы финансирования по разделу на 2008 год.
Средства федерального бюджета в 2008 году на раздел Здравоохранение и спорт : в январе перечислены в размере 1,3%, а в декабре 30,6% от общей утвержденной суммы по этому разделу на 2008 год.
Такая же тенденция по разделу Образование - в январе - 2,4%, с февраля по ноябрь в пределах от 4,8% до 10% в месяц, а в декабре было перечислено 24,8% от общей утвержденной суммы по разделу.
Также стоит отметить тенденцию неравномерного финансирования и по Федеральным целевым программам. Так, по трем ФЦП:
- Государственная поддержка развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления,
- Мировой океан,
- Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы финансирование было начало только в 4 квартале 2008 года.
Из них:
по ФЦП Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы исполнение на ноябрь месяц показано в размере 114,6% от общей суммы, предусмотренной на указанную ФЦП;
на Государственную поддержку развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления на ноябрь месяц было направлено лишь 17,3% от предусмотренного финансирования на 2008 год.
Такая неравномерность исполнения расходной части федерального бюджета, когда основная часть средств поступает в распоряжение исполнителям в декабре месяце, может свидетельствовать о том, что большая часть из них не будет освоена и будет возвращена в бюджет, что приведет с срыву намеченных планов.
Реализация приоритетных национальных проектов
Исполнение приоритетных национальных проектов составило 210 191,9 млн. руб. или 80,5% годовых бюджетных назначений.
Сохраняется тенденция роста остатков неосвоенных средств по реализации приоритетных национальных проектов. Так в 2006 году неосвоенными остались около 29,0 млрд. руб. (18,8% от общего объема), в 2007 году - около 48,0 млрд. руб. (18%), в 2008 году - свыше 50, млрд. руб. (19,5%).
Реализация Федеральных целевых программ
По данным Счетной палаты в январе - ноябре 2008 года исполнение расходов на реализацию 46-ти утвержденных федеральных целевых программ (ФЦП) составило 66,8% от годовых бюджетных назначений.
Менее, чем на 37% были профинансированы такие ФЦП как:
- Государственная поддержка развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления (финансирование было открыто только в 4 квартале 2008 года)
- Национальная технологическая база;
- Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года;
- Электронная Россия (2002-2010 годы);
- Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы;
- Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах;
- Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы);
- Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года.
Отмечается недостаточное бюджетное планирование и организация исполнения расходов федерального бюджета в 2008 году, о чем свидетельствуют следующие факты:
недовыполнение расходов федерального бюджета по разделам (например, по разделу Социальная политика до 16%);
средства федерального бюджета крайне неравномерно перечисляются исполнителям в течение года (основная часть, или 41,2% от общей суммы, перечислялась в четвертом квартале 2008 года, а в декабре было перечислено столько же, сколько за весь 1 квартал 2008 года);
рост остатков неосвоенных средства по реализации приоритетных национальный проектов (неосвоенными остались свыше 50,0 млрд. руб., или 19,5% от общего объема).
неполное исполнение финансирования по Федеральным целевым программа (37% от всех утвержденных ФЦП в 2008 году профинансированы менее чем на 50%)
Следовательно, часть средств, предусмотренных федеральным бюджетом 2008 года, останется неосвоенной и будет возвращена.
Все это свидетельствует о не эффективном использовании бюджетных средств и неисполнении обязательств перед получателями.