Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2009, март К вопросу об исполнении ФЗ О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов (на основании оперативного отчета о ходе исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2008 года, представленного Счетной палатой РФ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аппарат Государственной Думы

Аналитическое  управление

 Аналитическая записка
К вопросу об исполнении Федерального закона О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов (на основании оперативного отчета о ходе исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2008 года, представленного Счетной палатой Российской Федерации)
Серия: Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство

Москва
2009

В аналитической записке, на основании оперативного отчета о ходе исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2008 года, представленного Счетной палатой Российской Федерации, дан анализ исполнения Федерального закона О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов

Подписано к размещению в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы 03 марта  2009 г..
При перепечатке и цитировании ссылка на настоящие материалы обязательна


     
К вопросу об исполнении Федерального закона
О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов

(на основании оперативного отчета о ходе исполнения федерального бюджета
за январь-декабрь 2008 года, представленного Счетной палатой Российской Федерации)

Основные показатели

Наименование показателя
2008 год
факт

ВВП, млрд. руб.
41 540,4
Темп роста ВВП, %
105,6
Индекс-дефлятор,%
118,8
Уровень инфляции (декабрь 2008 года в % к декабрю 2007 года)
13,3
Мировая цена на нефть марки Юралс , долларов США за баррель
94,4
Среднегодовой курс рубля за доллар США, рублей за доллар США
24,81

     
     По данным Счетной палаты, расходы федерального бюджета за 2008 год исполнены в сумме 7 483 880,6 млн.руб., или 96,7% показателя сводной бюджетной росписи на 2008 год с учетом внесенных изменений (далее - уточненная бюджетная роспись).

  

Анализ исполнения расходов федерального бюджета по разделам


Расходы федерального бюджета по разделам

     


Наименование показателя
Выполнено за 2008 год
в % к уточненной бюджетной росписи

Недовыполнено по сравнению с уточненной бюджетной росписью,
млн. руб.

Недовыполнено  за 2008 год
в % к уточненной бюджетной росписи

  
ВСЕГО РАСХОДОВ,
7 483 880,6 млн.руб.

96,7 %
246 968,1
3,3%

1

Общегосударственные расходы
89,0%
100 729,8
11,0%

2

Национальная оборона
99,3%
7 261,4
0,7%

3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
98,8%
9 942,0
1,2%

4

Национальная экономика
96,2%
40 118,6
3,8%

5

Жилищно-коммунальное хозяйство
93,4%
9 062,4
6,6%

6

Охрана окружающей среды
98,8%
120,6
1,2%

7

Образование

100,9%
 - 3 233,9
перевыполнены
- 0,9%
перевыполнены

8

Культура, кинематография и средства массовой информации
99,8%
144,5
0,2%

9

Здравоохранение и спорт
98,5%
4 330,2
1,5%

10

Социальная политика
84,0%
47 860,5
16,0%

11

Межбюджетные трансферты
98,6%
37 534,5
1,4%

     

Объемы невыполнения по разделам


     Самая большая доля невыполнения по расходам федерального бюджета приходится на раздел Социальная политика - 16%, или 47 860,5 млн.руб.  от общей суммы, утвержденной по этому разделу. На низком уровне по данном разделу  исполнены расходы по подразделу Пенсионное обеспечение (недовыполнено 14,6%).
     
     На 11% от общей утвержденной суммы, или на  100 729,8 млн. руб., недовыполнены Общегосударственные расходы.  
     
     На 6,6%, или на  9 062,4 млн. руб., недовыполнены расходы по разделу Жилищно-коммунальное хозяйство .
     
     По остальным разделам недовыполнение колеблется в пределах  0,2% - 3,8%.          

 

Динамика финансирования в течение года по месяцам

     Анализ динамики финансирования в течение года по месяцам свидетельствует о том, что основная часть, или 41,2%  от общей суммы, перечислялась в  четвертом квартале 2008 года, в то время, как в первом квартале было перечислено 19,1%, что равно объему средств, перечисленных в декабре месяце.
     
     В результате в ноябре 2008 года федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в сумме 272,2 млрд.руб., а в декабре с дефицитом в сумме 814,0 млрд. руб.

Динамика исполнения федерального бюджета в 2008 году, в процентах к годовым бюджетным назначениям по разделам в целом



      

Жилищно-коммунальное хозяйство


Динамика исполнения федерального бюджета в 2008 году в процентах к годовым бюджетным назначениям по разделу Жилищно-коммунальное хозяйство

 

     
     На Жилищно-коммунальное хозяйство в январе, феврале было перечислено - 0,05%,   0,1% соответственно, в то время,  как в декабре профинансировано 66,6% от общего объема средств, предусмотренного на эти цели в 2008 году.

Национальная экономика


Динамика исполнения федерального бюджета в 2008 году в процентах к годовым бюджетным назначениям по разделу Национальная экономика

     
  
     По разделу   Национальная экономика : в январе было перечислено лишь 1,3%, а в ноябре,  декабре - 37,9% и  24,1% соответственно, от общей утвержденной по разделу суммы финансирования на 2008 год.


  

Здравоохранение и спорт

 
Динамика исполнения федерального бюджета в 2008 году в процентах к годовым бюджетным назначениям по разделу Здравоохранение и спорт



     Такая же тенденция по разделу Здравоохранение и спорт : в январе профинансировано 1,3%, а в декабре 30,6% от общей утвержденной суммы финансирования на 2008 год.        

Образование


Динамика исполнения федерального бюджета в 2008 году в процентах к годовым бюджетным назначениям по разделу Образование

    
     
     Средства федерального бюджета в 2008 году на Образование также перечислялись неравномерно: в январе - 2,4%, с февраля по ноябрь  в пределах от 4,8% до 10% в месяц, а в декабре было перечислено 24,8% от общей утвержденной суммы по разделу.
    
     
     ПРИЧИНЫ: Несвоевременная разработка и принятие ряда нормативных правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации закона, и неготовность главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета к использованию бюджетных ассигнований.


Анализ реализации приоритетных национальных проектов

     
     Исполнение приоритетных национальных проектов (далее - ПНП) составило 210 191,9 млн. руб. или 80,5% годовых бюджетных назначений.
    
     
     


Наименование приоритетного национального проекта
Утверждено федеральным законом О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
Исполнено в январе-декабре 2008 года
Недовыполнено
в %

1

Образование

47 677,5
45 072,3
5,1

2

Здоровье

77 648,6
81 739,7
- 5,3
перевыполнение

3

Доступное и комфортное жилье - гражданам России

135 939,4
83 379,9
38,7

4

Развитие агропромышленного комплекса

122 000,0
122 000,0
0

     
     
     Самая большая доля недофинансирования в 2008 году приходится на ПНП Доступное и комфортное жилье - гражданам России , недофинансировано 38,7% от утвержденных  на 2008 год бюджетных назначений.
    
     Сохраняется тенденция роста остатков неосвоенных средства. Так в 2006 году неосвоенными остались около 29,0 млрд. руб. (18,8% от общего объема), в 2007 году - около 48,0 млрд. руб. (18%), в 2008 году - свыше 50,0 млрд. руб. (19,5%).
    
     ПРИЧИНЫ: Несвоевременное формирование в течение 2008 года нормативно-правовой базы, необходимой для реализации ПНП, оказало негативное влияние на освоение в полном объеме средств федерального бюджета, выделяемых на их реализацию.


Анализ исполнения Федеральных целевых программ

     Федеральным законом О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов предусмотрено финансирование 46-ти Федеральных целевых программ (далее - ФЦП),  в январе - ноябре 2008 года исполнение расходов на реализацию ФЦП составило 66,8% от годовых бюджетных назначений.
    
     Кассовое исполнение расходов по 3-м ФЦП:
    -   Государственная поддержка развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления,
     -       Мировой океан,
     -    Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы, начато только в 4 квартале 2008 года.
     
     В 2008 году в небольших объемах использованы бюджетные ассигнования, выделенные на реализацию подпрограммы Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы , ФЦП Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы и Государственной программы Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы по разделу Социальная политика .
    
     
     На основании данных, представленных в отчете Счетной палаты, можно сказать, что по 17-ти ФЦП (37% от общего количества) кассовое исполнение расходов составило менее 50% годовых бюджетных назначений, из них по 8-ми ФЦП - менее 40%, их перечень приведен в таблице:
    



Наименование ФЦП

Кассовое исполнение расходов по ФЦП
в январе-ноябре 2008 г.
в % к годовым бюджетным назначениям

1.

Государственная поддержка развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления
(
финансирование было открыто только в 4 квартале 2008 года)  

17,3%
2.

Национальная технологическая база

24,2%
3.

Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года

27,5%
4.

Электронная Россия (2002-2010 годы)

29,0%
5.

Развитие инфраструктуры наноиндустрии  в Российской Федерации на 2008-2010 годы

30,3%
6.

Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах

31,3%
7.

Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости               (2002 - 2007 годы)

35,4%
8.

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года

36,5%


     
     По 22-м ФЦП (47,8 %) кассовое исполнение расходов превысило средний уровень (66,8%), из них :
    


Наименование ФЦП
Кассовое исполнение расходов по ФЦП
в январе-ноябре 2008 г.
в % к годовым бюджетным назначениям

1.
Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы
(
финансирование было открыто только в 4 квартале 2008 года)  
114,6%
2.
Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года
100%
3.
Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы
95,5%
4.
Глобальная навигационная система
88,8%
5.
Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года
87,7%


     
     ПРИЧИНЫ: Длительные сроки разработки и утверждения в установленном порядке проектно-сметной документации по стойкам и объектам, позднее начало и длительность проведения конкурсных процедур и заключения государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
    

ВЫВОДЫ

     По данным Счетной палаты, расходы федерального бюджета за 2008 год исполнены в сумме 7 483 880,6 млн.руб., или 96,7% показателя сводной бюджетной росписи на 2008 год с учетом внесенных изменений.


  Выполнение расходов по разделам

     Самая большая доля невыполнения по расходам федерального бюджета приходится на раздел Социальная политика - 16%, или 47 860,5 млн.руб.  от общей суммы, утвержденной по этому разделу. На низком уровне по данном разделу  исполнены расходы по подразделу Пенсионное обеспечение (недовыполнено 14,6%).
     
     На 11% от общей утвержденной суммы, или на  100 729,8 млн. руб. недовыполнены Общегосударственные расходы .  
     
     На 6,6%, или на  9 062,4 млн. руб. недовыполнены расходы по разделу Жилищно-коммунальное хозяйство .
     
     По остальным разделам недовыполнение колеблется в пределах  0,2 - 3,8%.
     
 Динамика финансирования в течение года по месяцам
    
     Анализ динамики финансирования в течение года по месяцам свидетельствует о том, что основная часть, или 41,2%  от общей суммы, перечислялась в  четвертом квартале 2008 года, а за декабрь было перечислено столько же, сколько за весь 1 квартал 2008 года.
     
     В результате в ноябре 2008 года федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в сумме 272,2 млрд.руб., а в декабре - с дефицитом в сумме 814,0 млрд. руб.
    
     Показательна динамика перечисления средств по таким разделам, как Жилищно-коммунальное хозяйство -  в январе, феврале 2008 года  было перечислено - 0,05%,   0,1% соответственно, в то время,  как в декабре профинансировано 66,6% от общего объема средств, предусмотренных на эти цели в 2008 году.
    По разделу Национальная экономика : в январе было перечислено лишь 1,3%, а в ноябре, декабре перечислено 37,9% и 24,1% соответственно от общей утвержденной суммы финансирования по разделу на 2008 год.
     Средства федерального бюджета в 2008 году на раздел   Здравоохранение и спорт : в январе перечислены в размере 1,3%, а в декабре 30,6% от общей утвержденной суммы по этому разделу на 2008 год.
    Такая же тенденция по разделу Образование -  в январе - 2,4%, с февраля по ноябрь  в пределах от 4,8% до 10% в месяц, а в декабре было перечислено 24,8% от общей утвержденной суммы по разделу.
    
     Также стоит отметить тенденцию неравномерного финансирования и по Федеральным целевым программам. Так, по трем ФЦП:
     - Государственная поддержка развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления,
     -  Мировой океан,
     - Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы финансирование было начало только в 4 квартале 2008 года.
    Из них:
    по ФЦП Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы исполнение на ноябрь месяц показано в размере 114,6% от общей суммы, предусмотренной на указанную ФЦП;
     на Государственную поддержку развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления на ноябрь месяц было направлено лишь 17,3% от предусмотренного финансирования на 2008 год.
    
     Такая неравномерность исполнения расходной части федерального бюджета, когда основная часть средств поступает в распоряжение исполнителям в декабре месяце, может свидетельствовать о том, что большая часть из них не будет освоена и будет возвращена в бюджет, что приведет с срыву намеченных планов.
    

 Реализация приоритетных национальных проектов
    
     Исполнение приоритетных национальных проектов составило 210 191,9 млн. руб. или 80,5% годовых бюджетных назначений.
    
     Сохраняется тенденция роста остатков неосвоенных средств по реализации приоритетных национальных проектов. Так в 2006 году неосвоенными остались около 29,0 млрд. руб. (18,8% от общего объема), в 2007 году - около 48,0 млрд. руб. (18%), в 2008 году - свыше 50, млрд. руб. (19,5%).


 Реализация  Федеральных целевых программ
    
     По данным Счетной палаты в январе - ноябре 2008 года исполнение расходов на реализацию 46-ти утвержденных федеральных целевых  программ (ФЦП)  составило 66,8% от годовых бюджетных назначений.

     
     Менее, чем на 37% были профинансированы такие ФЦП как:

     - Государственная поддержка развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления (финансирование было открыто только в 4 квартале 2008 года)  
     - Национальная технологическая база;
    - Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года;
    - Электронная Россия (2002-2010 годы);
    - Развитие инфраструктуры наноиндустрии  в Российской Федерации на 2008-2010 годы;
    - Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах;
    - Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы);
    - Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года.
    

ОБЩИЙ ВЫВОД

     
     Отмечается недостаточное бюджетное планирование и организация исполнения расходов федерального бюджета в 2008 году, о чем свидетельствуют следующие факты:  
     
 недовыполнение расходов федерального бюджета по разделам (например, по разделу Социальная политика  до 16%);
 средства федерального бюджета крайне неравномерно перечисляются исполнителям в течение года (основная часть, или 41,2%  от общей суммы, перечислялась в  четвертом квартале 2008 года, а в декабре было перечислено столько же, сколько за весь 1 квартал 2008 года);
 рост остатков неосвоенных средства по реализации приоритетных национальный проектов (неосвоенными остались свыше 50,0 млрд. руб., или 19,5% от общего объема).
 неполное исполнение финансирования по Федеральным целевым программа (37% от всех утвержденных ФЦП в 2008 году профинансированы менее чем на 50%)
     
     Следовательно, часть средств, предусмотренных федеральным бюджетом 2008 года, останется неосвоенной и будет возвращена.
    
     Все это свидетельствует о не эффективном использовании бюджетных средств и неисполнении обязательств перед   получателями.