Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2005, март К проекту федерального закона 80444-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"



Аппарат Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Правовое управление
Отдел аналитического обеспечения законодательной деятельности
Аналитический материал

к проекту федерального закона 80444-4
О внесении изменений в Закон Российской Федерации
О таможенном тарифе

Аналитический материал подготовил Большаков К.П. - консультант отдела (тел. 292-25-83).

Март 2005

Таможенно-тарифное регулирование и таможенный контроль

     Эффективная работа таможенных органов, отсутствие неоправданных потерь времени и материальных средств в ходе таможенного контроля в немалой степени определяют характер и итоги внешней торговли экспортеров и импортеров любой страны и часто являются главной причиной успеха (или неуспеха) внешнеторговой операции. Таможенное дело играет ключевую роль в международной торговле, также как в любой внешнеторговой сделке участвует таможня: один раз - при экспорте; другой - при импорте. Поэтому ясно, что работа таможни оказывает существенное влияние на эффективность внешней торговли.
     Условия, в которых действуют таможенные органы, быстро меняются. В результате проведения серии раундов торговых переговоров под эгидой ГАТТ уровень таможенного обложения в большинстве стран снизился, и в ряде развитых государств роль таможенных платежей, как источника поступлений в национальные бюджеты, уменьшилась. Однако, перед таможней встали новые задачи.
_________________________
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (англ. - General Agreement on Tariffs and Trade) - принятое в 1948 г. многостороннее соглашение между многими странами мира, содержащее правила заключения межстрановых торговых контрактов и ведения международных торговых операций. Участники соглашения предоставляют друг другу благоприятные условия взаимной торговли (режим наибольшего благоприятствования в торговле). Соглашение призвано устранять излишние ограничения и дискриминацию во внешней торговле.

    Многие из них обусловлены внешними факторами, практически не контролируемыми таможенными органами. В частности, резко увеличился объем международной торговли. За период 1970-1999 гг. стоимость мирового экспорта и импорта товаров выросла почти в 20 раз. В международной торговле появились десятки тысяч новых, сложных в технологическом плане товаров, резко возросла скорость и надежность транспортных средств, появились методы доставки товаров точно в назначенное время . Многие фирмы отказались от хранения товаров на складах и функционирование промышленных предприятий стало напрямую зависеть от четко работающей системы доставки комплектующих изделий прямо в сборочные цеха. В силу этого возросло внимание промышленности и торговли к ускорению и упрощению таможенного контроля, что потребовало сокращения до минимума времени идущего на таможенную обработку грузов.
    Перед таможней встали задачи, которых не было раньше: защита прав на интеллектуальную собственность, борьба с торговлей двойными технологиями, защита биологических видов, стоящих под угрозой уничтожения, защита окружающей среды, токсичные отходы, наркотики и многое другое. В различных странах таможенные органы решают в первую очередь разные задачи. В современных условиях потребовалась модернизация таможенных служб, повышение эффективности работы таможенных органов, устранение процедур и формальностей, потерявших свое значение, максимальное использование новых информационных технологий с учетом международного опыта.
    Одна из рекомендаций Международной Таможенной Организации состоит в том, что развитие техники заставляет таможенные власти безотлагательно рассмотреть существующую практику и создать программу реформ неэффективных или устаревших методов и правил. И далее, что таможенные власти должны внимательно рассмотреть возможность разделения операций по пропуску товаров и операции по сбору пошлин и платежей, учету и статистической отчетности с тем, чтобы решительно ускорить движение товарных потоков.
_________________________
См.: TD/B/WG.2/11. Таможенное дело.

    Названные выше задачи активно решаются правительствами многих стран, при этом определились несколько главных направлений развития и совершенствования таможенной деятельности. Одна из них - это совершенствование правовой базы таможенного регулирования.
    В большинстве стран мира в прошедшее десятилетие правовое обеспечение таможенно-тарифного регулирования было в значительной мере пересмотрено и модернизировано в направлении создания более простых, ясных и четко работающих законов, а также их сближения с рекомендациями, нормами и положениями международных соглашений, конвенций и других межгосударственных договоренностей. Происходит своеобразная международная унификация правовых, административных, организационно-технических систем таможенного регулирования.
    Интенсивное развитие международной торговли в последние десятилетия во многом стало возможным в силу того, что национальные таможенные системы подавляющего большинства стран мира формировались вокруг близких, во многом общих, правовых и организационных норм и правил. В международном плане эта правовая совместимость была достигнута благодаря созданию целой системы многосторонних межгосударственных соглашений и договоренностей. Важнейшую роль в этом процессе играют учреждение Всемирной Торговой Организации (далее - ВТО) в 1995 году и принятие сложного пакета правовых документов, лежащих в ее основе.
    Среди главных принципов ВТО одно положение уже оказало и, несомненно, и дальше окажет большое влияние на развитие таможенных систем, по крайней мере 160 стран мира. Это обязательство членов ВТО обеспечить жесткое соответствие национальных систем регулирования внешней торговли (включая и многие стороны таможенно-тарифного регулирования) нормам, практике и технике ВТО. Такие правовые документы ВТО как: ГАТТ - 1994, Соглашение о таможенной стоимости, Соглашение о применении статьи VII ГАТТ - 1994, Соглашение о правилах происхождения товаров, Соглашение о субсидиях и компенсационных пошлинах, Соглашение о технических барьерах в торговле, Соглашение о применении санитарных и фитосанитарных мер, Соглашение о процедурах импортного лицензирования, Соглашение о применении статьи VI ГАТТ - 1994 (Антидемпинговый кодекс ВТО), Соглашение о защите прав интеллектуальной собственности - все это по существу многосторонние правовые кодексы, на основе которых уже построены современные правовые, организационно-технические системы регулирования  внешней торговли (включая таможенно-тарифное регулирование) стран, занимающих свыше 95 % мировой торговли.
    Поэтому во всех развитых странах и в большинстве развивающихся государств деятельность органов таможенного контроля регулируется близкими по своему существу, четкими, ясными и открытыми законами и нормативными актами, понятными не только специалистам таможенной службы, но и всем лицам, связанным с внешнеторговой деятельностью. Это исключает возможность трансформации таможенного контроля в бюрократический барьер, тормозящий внешнеторговую деятельность страны, не допускает превращения таможенного контроля в источник конфликтных ситуаций в международном плане.
    Нельзя не видеть, что страна, таможенное регулирование которой не учитывает в своем развитии названных выше тенденций, не использует общепринятых в мире норм, правил и практики, не участвует активно в многостороннем процессе развития правовых, административных и организационно-технических основ регулирования, сама создает препятствия для развития своих внешнеторговых связей и использования возможностей, которые дает внешняя торговля для развития экономики страны.
    Эта проблема особенно актуальна для России. Анализ сложившейся ко второй половине 90-х годов XX столетия законодательной основы таможенно-тарифного регулирования показывает, что действующее законодательство содержит много правовых норм непрямого действия или норм, правоприменение которых вызывает затруднение, что потребовало активизации ведомственного нормотворчества. Многие конкретные стороны таможенного регулирования внешней торговли определялись путем издания ведомственных подзаконных актов: инструкций, приказов, положений и т.п. Их число давно уже перевалило за много сотен. В итоге сложилась громоздкая, запутанная система. В свою очередь реальная практика исполнения всего этого директивного материала стала осязаемым бюрократическим барьером в торговле и породила специфические методы его преодоления.
    В этих условиях анализ зарубежного опыта и его применение в практике российской таможенной службы имеет важное значение. Однако, проблема использования иностранного правового опыта получила новое измерение с момента начала переговоров России о присоединении к ВТО. Статья XVI Соглашения об учреждении ВТО ( 4) говорит, что каждый член ВТО должен обеспечить соответствие своих законов, нормативных актов и административных распоряжений его обязательствам по соглашениям, входящим в ВТО. Статья II этого же Соглашения определяет, что все правовые документы ВТО являются обязательными для всех его членов. Статья XIV того же Соглашения устанавливает, что член ВТО, присоединившийся к Соглашению после его вступления в силу, должен осуществить такие уступки и взять на себя такие обязательства, которые были бы осуществлены им, как если бы он принял Соглашение на дату его вступления в силу. Положение об обязательном соблюдении всех правовых документов ВТО с момента присоединения к ВТО распространяется на местные и региональные власти. Положение XXIV ( 12) ГАТТ и аналогичное положение ГАТС (статья 1, А II) говорят, что при выполнении своих обязанностей и обязательств по Соглашению член ВТО должен обеспечить их соблюдение региональными и местными властями и правительствами и неправительственными органами на своей территории.
    Другими словами, комплекс многосторонних международных соглашений, действующих под эгидой ВТО, станет частью правовой системы нашей страны сразу же после присоединения России к ВТО. Более того, в случае противоречия между национальными правовыми нормами и международными договорами России (Соглашение об учреждении ВТО), последние имеют приоритет в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Поэтому с момента присоединения к ВТО в нашей стране появится возможность применения норм международного экономического права (нормы и правила ВТО), даже если их положения не найдут отражения во внутреннем законодательстве России. Субъекты экономической деятельности, в том числе и иностранные, получат право ссылаться на эти соглашения в судах, требуя их применения со ссылкой на ст. 15 Конституции Российской Федерации. Факты применения норм международного права уже имеются. Приведем лишь один пример. Приказом ГТК России от 18 мая 1994 г. 206 было утверждено Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, 1975 г. , согласно которому указанная Конвенция применяется в практике деятельности таможенных органов России. Двухуровневая правовая система, которая может возникнуть с момента присоединения России к ВТО в области внешней торговли товарами и услугами, - далеко не лучшая форма правового регулирования внешнеэкономической деятельности.
    
     

Зарубежный опыт таможенно-тарифного регулирования

     
     Внешнеторговая деятельность во всех странах мира регулируется государством. Причем степень и набор средств, с помощью которых осуществляется это регулирование - различен. Однако необходимо отметить, что общими целями государственного регулирования являются защита национальной экономики и интересов экспортеров за рубежом, экономических интересов отечественных производителей и потребителей товаров и услуг на национальном рынке.
    Государство, посредством торгово-политического влияния, создает механизм, который встраивает параметры национальной экономики в экономические процессы, происходящие за рубежом. С целью смягчить негативное влияние на национальную экономику, содействовать оптимальному ее развитию, обеспечивать экономическую безопасность страны.
    Внешнеторговая политика осуществляется набором инструментов, их выбор достаточно широк. В большинстве случаев правительства стоят не столько перед дилеммой - применять их или нет, сколько, какими средствами и каким путем осуществлять регулирование внешней торговли. Правила и нормы ВТО в этом отношении достаточно либеральны, при условии, что основные принципы ВТО соблюдаются.
    В системе торгово-политического регулирования внешней торговли деятельность таможенных служб занимает центральное место. Связано это с тем, что на таможенную службу возложена главная контрольная функция за перемещением товаров, валютных ценностей и транспортных средств через таможенную границу государства. Правила ВТО прямо это подчеркивают. В статье XI ГАТТ-1994 говорится, что страны - члены ВТО не должны использовать каких-либо запретов или ограничений во внешней торговле, кроме таможенных пошлин, налогов и других сборов.
_________________________
При этом необходимо отметить, что другие статьи ГАТТ-1994 и Соглашения ВТО смягчают это положение, устанавливая правила использования квотирования, лицензирования и других мер. Но названное выше положение достаточно четко отдает приоритет таможенно-тарифному регулированию.

    За последнее десятилетие таможенные службы зарубежных государств накопили огромный позитивный опыт модернизации и развития таможенно-тарифного регулирования. Он отражается в национальных законах и практике их применения, в международных договоренностях различного уровня, архитектуре таможенных тарифов, и наконец, в организации и технике применения таможенных тарифов. Современные таможенные службы добились значительного ускорения движения грузов через таможни, сократили издержки обращения во внешней торговле, чем подняли конкурентоспособность своих национальных экспортеров и импортеров товаров и услуг. Многое из этого практического опыта может и должно войти в практику и законодательную базу российской таможни.
    Ниже приведены некоторые направления использования зарубежного опыта, которые, как представляется будут полезны для России.
    

Таможенный тариф

     Центральным инструментом таможенно-тарифного регулирования является таможенный тариф. Как показывает анализ зарубежного опыта, импортный таможенный тариф обычно выполняет следующие основные функции:
формирует оптимальную товарную структуру импорта путем различных по высоте ставок пошлин на ввоз различных товаров;
защищает отдельные национальные отрасли экономики, которым может быть нанесен существенный ущерб иностранной конкуренцией;
оказывает воздействие на хозяйственные результаты деятельности предприятий и социальную обстановку в стране, являясь составной частью механизма внутреннего ценообразования;
позволяет осуществлять активную внешнеторговую политику, вести переговоры об улучшении доступа национальных товаров на внешние рынки, формировать зоны свободной торговли, таможенные союзы;
содействует оптимальному соотношению экспорта и импорта страны и, следовательно, оптимальному соотношению валютных расходов и поступлений, формированию оптимального торгового баланса;
служит источником пополнения доходной части государственного бюджета.
    Возможность выполнять эти функции, заложена в законодательную базу таможенно-тарифного регулирования (как правило в национальный закон о таможенном тарифе), в организацию и товарную структуру самого таможенного тарифа, в размер его ставок и механизм их формирования, в функции и организацию деятельности таможенной службы.
    Свою роль таможенный тариф в большинстве государств выполняет в тесной взаимосвязи с налоговой системой страны, которая обычно берет на себя часть фискальных функций тарифа и дополняет его другими средствами регулирования внешней торговли.
    Опыт, накопленный во многих развитых и развивающихся странах, дает ответ на вопрос, каким должен быть современный таможенный тариф. Прежде всего, обращает на себя внимание глубоко дифференцированная товарная номенклатура таможенного тарифа. В подавляющем большинстве государств в этих целях используется Гармонизированная система описания и кодирования товаров (далее - ГС). Приведем цифры, говорящие об общем числе товарных позиций в таможенных тарифах ряда стран и групп стран: Евросоюз - 10 754; США - 10 085, Япония - 8 964, Канада - 8 407, Бразилия - 9 131, Республика Корея - 10 654, Малайзия - 9 767, КНР - 6 509. Учитывая, что стандартная шестизначная номенклатура ГС имеет 5 014 позиций, таможенные тарифы названных выше государств существенно расширены в сторону создания развитой национальной товарной номенклатуры, выходящей за шестой знак ГС.
_________________________
См.: И.И. Дюмулен Возможные направления использования в России зарубежного опыта таможенно-тарифного регулирования (Концептуальные и практические аспекты) . На долю данных стран приходится около 2/3 оборота мировой торговли.

    Анализ национальной составляющей тарифной номенклатуры показывает, что она всегда формируется в результате учета реальных национальных экономических интересов страны. За шестой знак товарной номенклатуры ГС, как правило, выводятся товары, в защите производства которых страна заинтересована или выделение которых необходимо для ведения торговых переговоров. В этой связи нельзя не отметить, что товарная номенклатура Евросоюза - это компромисс интересов многих стран, структура экономики и внешней торговли которых существенно отличается от российской. Поэтому для России необходима разработка национальной составляющей товарной номенклатуры (выходящей за шестой знак ГС). С этой точки зрения действующая номенклатура ТН ВЭД, построенная на номенклатуре Евросоюза нуждается в очень серьезной модернизации и сближении с реальными экономическими интересами промышленности и сельского хозяйства страны, которые требуют создания российской (а не европейской ) товарной номенклатуры.
    

Уровень таможенного обложения

     Средний уровень таможенного обложения в развитых странах и в части развивающихся государств заметно понизился в последние три десятилетия. Это привело к довольно распространенному мнению, что мир вступил в новую эпоху свободной торговли. Однако это не совсем так. Дифференцированная товарная номенклатура таможенного тарифа позволяет при сравнительно невысоком среднем уровне обложения устанавливать высокие тарифные ставки (тарифные пики) на многие отдельные товары международной торговли. Например, при среднем уровне обложения 3-4 % уровень таможенного обложения на текстиль и одежду в США - 14,6 %, в Евросоюзе - 9,1 %, в Японии - 7,6 %. На отдельные товары этот уровень существенно выше. Например в США 52 % импортированного текстиля и одежды облагаются пошлинами до 35 %; 19 % импорта химических товаров облагаются ставками до 10 %. В Евросоюзе 54 % ввозимого текстиля и одежды облагаются ставками до 15 %; 60 % ввозимых средств транспорта ставками до 10 %.
    Ниже приводятся две таблицы, дающие более подробное представление о реальных ставках пошлин таможенных тарифов.
    

Распределение высоких ставок пошлин в таможенных тарифах ряда стран
(число товарных позиций)

_________________________
Источник: TD/B/com.1/14

Высота ставок


Страна

12-19 %
20-29 %
30-99 %
100-299 %
свыше 300 %
Евросоюз
599
341
342
31
2
США
546
197
144
15
11
Япония
276
361
157
67
31
Канада
444
49
21
68
-
Бразилия
4 730
720
-
-
-
КНР
1 400
996
2 211
46
-
Республика Корея
58
432
341
-
-
Малайзия
538
1 807
833
68
-

     
Распределение уровня таможенного обложения по высоте ставок пошлин
(доля товарных позиций, облагаемых указанными ставками)

_________________________
Источник: Базы данных ЮНКТАД (www.unctad.org).

Страна

Средний уровень обложения

Доля импорта, облагаемого следующими ставками в %
  
  
Беспошлинно
0,1-5,0
5,1-10,0
10,1-15,0
15,1-35,0
свыше 35
США
3,5
39,5
42,9
10,2
1,3
6,0
0,1
Евросоюз
3,6
37,7
34,2
19,0
8,2
0,9
0,0
Япония
1,7
71,0
16,6
9,7
2,0
0,7
0,0

     
     Не менее высок уровень таможенного обложения в развивающихся государствах. Средний взвешенный уровень таможенного обложения в конце 90-х годов составил в Аргентине - 30,9 %; в Бразилии - 27 %; в Чили - 24,9 %, в Индии - 32,4 %, в Мексике - 33,7 %; на Филиппинах - 22,2 %, в Таиланде - 28 %, в Турции - 22,3 %, в Венесуэле - 30,9 %. Необходимо отметить, что этот уровень в два раза и более превышает средний уровень таможенного обложения в России.
_________________________
После реализации снижения пошлин в итоге Уругвайского раунда. Источник: Базы данных ВТО (www.wto.org).

    Особенно высоким во многих странах остается уровень таможенного обложения сельскохозяйственных продуктов. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО установило, что все нетарифные барьеры, действовавшие в сельскохозяйственной торговле в т.н. базовый период (1986-1988 гг.), должны были быть преобразованы в эквивалентные тарифные ставки ( тарификация ). Полученные тарифные ставки были добавлены к действующим таможенным пошлинам, а затем итоговый уровень таможенного обложения должен был быть снижен к 1 января 2000 г. на 36 %. В результате средний уровень таможенного обложения сельскохозяйственных товаров вырос и составил 96 % в Евросоюзе и 23 % в США. При этом, ставки пошлин на отдельные сельскохозяйственные товары далеко превысили этот размер. Например, в Японии пошлина на рис составила 444 %, на пшеницу - 193 %; в США пошлины на молочные продукты - 93 %, на сахар - 91 %; в Евросоюзе пошлины на рис - 231 %, на молочные продукты - 205 %, на сахар - 279 %.
_________________________
См.: The Millennium round and Developing countries. United Nations. Geneva 2000.

    К этому необходимо добавить, что характерной особенностью современной тарифной политики также является т.н. тарифная эскалация - повышение ставок пошлин по мере увеличения степени обработки товаров.
    

Уровень таможенного обложения товаров в зависимости от степени их обработки (тарифная эскалация)
_________________________
Источник: ЮНКТАД, ТВ/В/375, май 1996.


Средневзвешенная ставка пошлин
 
  
До Уругвайского раунда
После Уругвайского раунда
Сырье
2,1
0,8
Полуфабрикаты
5,4
2,8
Готовые изделия
9,1
6,2

     
     
     Все отмеченное выше свидетельствует о том, что современный таможенный тариф ведущих государств мира глубоко дифференцирован как по числу товарных позиций (по своей товарной номенклатуре), так и по высоте ставок пошлин.
    
     

Уровень таможенного обложения промышленных товаров после реализации договоренностей Уругвайского раунда
_________________________
См.: The Results of the Uruguay Round. Geneva 1995.

Группы стран

Доля импорта облагаемого пошлинами по ставкам РНБ
 
  
беспошлинно
до 5 %
5-15 %
свыше 15 %
Северная Америка
39
40
15
6
Латинская Америка
2
0
4
94
Западная Европа
37
34
16
3
Восточная Европа
15
37
42
4
Африка
19
3
31
47
Азия
54
9
16
21

     
     В этой связи хотелось бы отметить, что 4-х кратная девальвация рубля в конце 1998 г. привела к 4-х кратному повышению цен импортных товаров в рублевом эквиваленте и это временно оттеснило проблему высоты ставок пошлин в России на второй план. Однако эффект этой девальвации заканчивается, и проблема разумного протекционизма возвращается в нашу страну, требуя большого внимания к разработке адекватного по высоте ставок пошлин таможенного тарифа.
    

Порядок применения ставок пошлин

     В последнее десятилетие в зарубежной практике дальнейшее развитие получили три направления, определяющие порядок применения ставок пошлин к ввозимым товарам и их реальный уровень:
классификация товаров в рамках ГС,
определение страны происхождения товаров,
определение таможенной стоимости.
    В отношении классификационных решений новая редакция Конвенции КИОТО рекомендует таможенным властям принимать обязывающие предварительные решения по просьбе заинтересованных лиц (рекомендация 9.9). Такие решения должны быть разосланы во все таможенные органы и открыты для информирования всех заинтересованных лиц. В конвенции КИОТО предусматривается, что национальное законодательство должно определить форму подачи заявления с просьбой о предварительном решении, а также сформулировать четкие требования о сопровождающих заявление реквизитах (фотографии, образцы, подробное описание товара). Рекомендуемая продолжительность действия предварительного классификационного решения от одного года до пяти лет.
_________________________
См.: Standard 9.9. "The Customs Shall issue binding ruling at the request of the interested person, provided that the Customs have all the information they deem necessary". General Annex, Chapter 9. См.: Kyoto Convention, Guidelines on Information, Decisions and Rulings Supplied by Customs/

    Таможенная стоимость импортных товаров в странах-членах ВТО определяется на основе Соглашения о применении статьи VII ГАТТ-1994. Соглашение четко определяет, что основным методом определения таможенной стоимости является стоимость товаров в сделке (transaction value). Переход к другим методам оценки осуществляется в ходе консультаций между таможенными властями и импортером. Цель данных консультаций - последовательный выход на другие базы оценки. Т.е. переход к другим методам таможенной оценки осуществляется последовательно и только в том случае, если таможенные власти не примут таможенную стоимость, основанную на предшествующем методе. При этом таможенные власти должны немедленно известить импортера, дав ему время на ответ.
    Соглашение о таможенной стоимости определяет четкие критерии, которыми должны руководствоваться таможенные власти, используя методику этого Соглашения. Действующая в настоящее время в России методика определения таможенной стоимости в ряде мест расходится с Соглашением ВТО. На это обстоятельство неоднократно обращалось внимание в ходе заседаний Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Очевидно, что существующие расхождения должны быть устранены, поскольку методика определения таможенной стоимости является одним из центральных вопросов современного таможенного регулирования. Переход на данную методику не только снимет важное препятствие на пути России в ВТО, но и выведет действующие в стране правила на мировой уровень.
    В отношении страны происхождения товаров действующие унифицированные правила касаются импортных товаров, ввозимых из развивающихся государств и пользующихся преференциальными пошлинами. Правила происхождения товаров для непреференциального импорта входят в круг ведения Соглашения о правилах происхождения товаров ВТО, устанавливающего организационные и концептуальные основы определения происхождения товаров. В рамках ВТО действует рабочая группа для подготовки конкретных норм в этой области.
    Соглашение о правилах происхождения товаров касается использования правил происхождения только для непреференциального импорта. Статья 1 Соглашения устанавливает, что в отношении непреференциального импорта правила происхождения должны касаться следующих случаев:
тарифы в отношении стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования и национальным режимом;
количественные ограничения;
антидемпинговые и компенсационные пошлины;
защитные меры (safeguards);
требования к обозначениям страны происхождения;
особые дискриминационные тарифные квоты и количественные ограничения;
правительственные закупки;
статистика внешней торговли.
    Статья 3 этого Соглашения определяет, что согласованные (harmonized) правила происхождения товаров в принципе должны использоваться в отношении всех торгово-политических мер и в рамках всех соглашений ВТО.
    На основании Соглашения о правилах происхождения товаров в рамках ВТО 20 июля 1995 г. начал действовать Комитет по правилам происхождения, а в рамках Международной Таможенной Организации - Технический Комитет по правилам происхождения. Их работа должна была завершиться в ноябре 1999 г. подготовкой рекомендаций о согласованных мерах по определению страны происхождения товаров. Однако, завершить ее не удалось, и она продолжается.
    
     

Проект федерального закона О внесении изменений в Закон Российской Федерации О таможенном тарифе ( 80444-4)

     
     В настоящее время в России уровень таможенного налогообложения затрагивает интересы практически всех слоев населения. Фискальная нагрузка таможенных платежей является существенной составляющей в потребительских ценах импортных товаров, от поступления таможенных платежей зависит доходная часть федерального бюджета, а российские производители пока не могут противостоять иностранной конкуренции без стабильной и надежной защиты.
    В то же время эффективность мер тарифного регулирования, практическое применение таможенных тарифов и налогов, степень их воздействия на экономику страны определяется не только уровнем самих ставок пошлин и налогов, но и величиной налоговой базы.
    В российском таможенном тарифе основным видом ставок являются адвалорные, которые исчисляются в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров. Кроме этого таможенная стоимость является основной частью налоговой базы для взимания налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
    В этой связи установление тех или иных правил определения таможенной стоимости при перемещении товаров через таможенную границу - актуальная и важная проблема практически для всех хозяйствующих субъектов и, косвенно, для населения. Но значимость вопроса определения таможенной стоимости товаров для России определяется не только непосредственным влиянием таможенной стоимости на размер таможенного налогообложения, но и влиянием вопроса на торгово-политические отношения с другими странами.
    Таможенная оценка ввозимых товаров регламентируется в рамках правовой системы ВТО, поскольку в международной торговой практике использование различных национальных методик определения таможенной стоимости ввозимых товаров рассматривается в качестве нетарифного барьера. В этой связи унификация российского законодательства по таможенной оценке ввозимых товаров с нормами Соглашения о применении статьи VII ГАТТ, 1994 года (далее - Соглашение) является одним из центральных вопросов на переговорах по вступлению России в ВТО.
    5 августа 2004 г. в первом чтении принят проект федерального закона О внесении изменений в Закон Российской Федерации О таможенном тарифе , внесенный депутатами Государственной Думы Н.Б. Азаровой, А.Б. Коганом, Е.В. Кондаковой, В.Л. Нефедовым, С.В. Широковым. Данным законопроектом в новой редакции изложен раздел III Таможенная стоимость товаров Закона Российской Федерации от 21.05.1993 5003-1 О таможенном тарифе .
    Проект федерального закона устанавливает, что таможенная оценка товаров включает в себя определение, заявление и контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Основным методом определения таможенной стоимости товаров является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Однако, если его применение невозможно, проект закона предусматривает ряд дополнительных методов:
по цене сделки с ввозимыми идентичными товарами;
по цене сделки с ввозимыми подобными товарами;
вычитания;
сложения;
резервный метод.
    В статьях 14-20 законопроект непосредственно устанавливает порядок определения таможенной стоимости товаров в зависимости от применяемого метода. Так, таможенной стоимостью товаров, при применении основного метода, является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию, в том числе: во-первых, расходы, понесенные покупателем на комиссионные, агентские и брокерские вознаграждения, за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему комиссионеру (агенту) за услуги по покупке оцениваемых товаров; стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если для таможенных целей они рассматриваются как единое целое с товаром; стоимость упаковки, включая упаковочные материалы, и работ по упаковке.
    Во-вторых, соответствующая часть распределенной пропорциональной стоимости ряда товаров и услуг, которые прямо или косвенно предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт оцениваемых товаров в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.
    В-третьих, роялти и лицензионные платежи, включая платежи за патенты, торговые марки, товарные знаки и авторские права, относящиеся к оцениваемым товарам, которые прямо или косвенно должен уплатить покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.
    В-четвертых, величина части прямого или косвенного дохода продавца от любой последующей перепродажи, распоряжения или использования оцениваемых товаров.
     В-пятых, расходы и затраты по доставке товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации: стоимость перевозки и (или) транспортировки, расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой и (или) транспортировкой, расходы по страхованию.
    Законопроект устанавливает, что в случаях, когда таможенная стоимость товаров не может быть определена по указанному выше методу, ею является цена сделки с идентичными товарами, проданными на экспорт и вывезенными для экспорта в Российскую Федерацию в то же или почти в то же время, что и оцениваемые товары. Законопроектом также вводятся критерии определения идентичности товаров: физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения.
    Статья 17 законопроекта устанавливает порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров по методу по цене сделки с ввозимыми подобными товарами. При определении, являются ли товары подобными, учитываются качество и репутация на рынке, наличие товарного знака и страна происхождения.
    Проект закона также устанавливает порядок определения таможенной стоимости товаров на основе метода вычитания (статья 18), согласно которому за основу принимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых, идентичных или подобных товаров продается лицу, не являющемуся взаимозависимым с продавцом. Исключения составляют случаи, когда по просьбе декларанта применяется обратный порядок применения методов вычитания и сложения или метода сложения (статья 19), а также по резервному методу (статья 20).
    

Выводы

     
     В случае принятия Государственной Думой проекта федерального закона О внесении изменений в Закон Российской Федерации О таможенном тарифе ( 80444-4) устанавливающего прямые нормы для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, текст Закона Российской Федерации О таможенном тарифе будет приведен в соответствие с нормами Соглашения по применению статьи ГАТТ, 1994. Это будет способствовать не только упрощению вступления России в ВТО, но и благодаря правильному определению таможенной стоимости товаров, позитивно влиять на объемы поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации.