Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2004, апрель Обложение физических лиц курортным (гостиничным, рекреационным) сбором (налогом), в правовой практике зарубежных стран



Федеральное Собрание Российской Федерации

Аппарат Государственной Думы
Аналитическое управление

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Обложение физических лиц курортным (гостиничным, рекреационным) сбором (налогом), в правовой практике зарубежных стран   
Москва
2004


Подготовила эксперт Аналитического управления Аппарата Государственной Думы Заславская Е. М.
Ответственный за выпуск - эксперт Аналитического управления Заславская Е. М.

 

     
     В результате исследования, проведенного Лондонской школой экономики по заказу Всемирного центра налогообложения туризма, выработано пять основных принципов, которые должны быть применены при разработке налогов и пошлин для всех отраслей промышленности, включая путешествия и туризм. Эти принципы следующие: равенство, эффективность, простота, честность формирования, эффективность стимулирования к росту.
    Равенство
    Все виды деятельности должны быть равноправны в части налогообложения. Беспристрастность уменьшает дисбалансы, которые могли бы привести к политическим, социальным и экономическим трудностям.
    Эффективность
    Налоги должны формировать доход, не создавая значительного влияния на спрос на товары или услуги (если, конечно, налог не введен специально для изменения поведения потребителей). На определенном уровне (пороге) доход, полученный от налогообложения, может быть потерян в связи с сокращением спроса. Более того, сокращение спроса вызывает ослабляющую волну по всей экономике, так как воздействует на поставщиков. Негативное воздействие увеличивается из-за последующих потерь налогов во многих секторах экономики.
    Упрощенность
    Усложненная налоговая схема сокращает налоговые сборы за счет роста административных расходов. Эти затраты (стоимость) включают как затраты, произведенные правительством в процессе сбора и взыскания налогов, так и затраты налогоплательщиков на их расчеты. Одна из целей хорошей налоговой политики - достичь наивысшего отношения полученных налоговых доходов к каждому доллару, инвестированному в сбор налогов. Простота налогообложения состоит и в том, что правительство должно делать ясным уровень налогов и то, как эти налоги будут использоваться в дальнейшем.
    Честное формирование доходов
    Принцип честного формирования доходов основан на концепции равенства. При честном формировании налоговых доходов неразумно (необоснованно) устанавливать специальные налоги и сборы на отдельные (специфические) услуги и товары. Эти типы налогов часто прикрываются терминологией, чтобы скрыть их истинную цель. Хотя такие специальные налоги и начисления могут казаться небольшими по величине, они могут быстро накапливаться и стать неприемлемым бременем для этого сектора экономики.
    Эффективное стимулирование роста
    Налоговые стимулы и препятствия могут вводиться с основной целью - стимулировать рост. Налоги, которые поддерживают развитие инфраструктуры, должны бы приводить в идеале к привлечению инвестиций и организации новых рабочих мест. Однако когда налоги становятся чрезмерными, экономический рост часто сокращается вплоть до остановки.
    Различные виды единоразовых сборов, взимаемые с туристов, приезжающих в курортные местности, достаточно широко распространены в мировой налоговой практике. К ним относятся: гостиничный налог (Hotel Tax) - налог на стоимость проживания в гостинице; вносится одновременно с оплатой гостиничного номера, курортный сбор (налог), применяемый в основном на территории стран бывшего СССР (Украина, Казахстан) и соцлагеря (Карловы Вары); рекреационный сбор. Во всех случаях налог является местным и зачисляется в муниципальный бюджет. Размер его обычно определяется местным законодательным собранием, однако предельный уровень устанавливается федеральным законодательством. Налог может исчисляться фиксированной суммой (такая практика больше распространена в Европе) или в процентах от стоимости гостиничного номера (в США).
    Гостиничные налоги широко используются в США, где почти во всех штатах в дополнение к объявленной стоимости номера турист платит еще 4 - 7 % от этой суммы. Некоторые канадские провинции и города тоже начали вводить такой налог, чтобы обеспечить стабильные источники доходов для проведения программ маркетинга и реализации капитальных проектов.
     В Канаде в настоящее время в Монреале, Лавале, Ванкувере, Британской Колумбии, Ст. Джонсе, Ньюфаундленде взимается 3 % гостиничный налог. На всех территориях количество туристов и суммы их расходов при посещении растут даже после введения налога. В настоящее время в Онтарио правительство провинции законодательно не разрешило муниципалитетам облагать налогом находящиеся на их территории гостиницы. Несколько крупных городов, таких как Торонто и Оттава усиленно работают над изменением в законодательстве, в результате чего они могут стать более конкурентоспособными на международном уровне. В Онтарио сейчас налоги, начисляемые на гостиничный сектор, включают налог с розничных продаж, который является налогом на потребление и входит в розничные цены на большинство товаров. В настоящее время большинство сдаваемых помещений, оборудованные как отели, мотели и отдельные комнаты, сдаваемые в аренду, облагаются 5 % налогом. Большинство товаров и услуг, продаваемых и предоставляемых в Канаде, облагаются 7 % общегосударственным налогом. Таким образом, люди, останавливающиеся в гостиницах Онтарио, уже платят налог 12 %.
     В Оласе (Канзас) намечено увеличение гостиничного налога с 4 % до 7 %. Рост налоговых сборов составляет около 200 тыс. долл. Бюро туризма и конгрессов Большого Канзаса и Ассоциации гостиниц и мотелей Большого Канзаса обратились к избирателям с просьбой поддержать предложение по увеличению туристического налога на 1 %. Дополнительный доход от роста этого налога с 5,5 % до 6,5 % может составить 2,3 млн. долл. ежегодно.
    В округе Сент-Луис поступления от гостиничного налога были использованы как дополнительное финансирование для строительства нового городского стадиона. В настоящее время округ направляет ежегодно 6 млн. долл. из этого налога на оказание помощи по погашению финансовых обязательств, связанных с этим строительством, остаток от налога составляет 4 млн. канадских долл. ежегодно. Массачусетская Ассоциация гостиниц заявила, что штат имеет в запасе 50 млн. долл. от гостиничного налога для будущего использования.
    Во французских Каннах туристом на месте оплачивается гостиничный налог на проживание в размере 1,07 - 1,20 евро в сутки, в зависимости от отеля. В Биарицце гостиничный налог составляет 1,5 евро в день с человека.
    Гостиничный налог в отелях Рио де Жанейро от $ 1,5 до 3 в сутки за номер.
    Гостиничный налог в Нассау и Большой Багаме составляет 10 %, на островах Семейства - 8 % от стоимости номера. На острове Сайпан (Микронезия), полностью туристическом государстве, взимается гостиничный налог в 10 %, но совершенно нет никаких коммерческих налогов.
    В отелях Омана гостиничный налог составляет 15 %.
    В Казахстане установлен как гостиничный, так и курортный налог. Плательщиками гостиничного налога являются физические лица, проживающие в гостиницах. Гостиничный налог имеет разовый характер и устанавливается в тех местностях, где не установлен курортный налог. Местный кенеш (законодательное собрание) определяет конкретный размер ставки налога, который не может превышать 2 % стоимости за каждый день проживания в гостинице. Налоговый кодекс Республики Казахстан не устанавливает порядок сбора налога - он устанавливается местными администрациями. Как правило, налог взимается администрацией гостиниц, на которые возложены функции по приему, перечислению и отчетности по суммам гостиничного налога. Перечисление налога в местный бюджет производится в сроки, установленные местным кенешем.
    Плательщиками курортного налога в Казахстане являются физические лица, прибывающие в курортные местности. Перечень курортных местностей определяется правительством Республики. Курортный налог взимается администрацией гостиниц или иных учреждений гостиничного типа одновременно с регистрацией прибывших. Районный кенеш, на территории которого находятся курортные местности, определяет размер ставки налога, который не может превышать 5 % от установленного законом размера минимальной месячный заработной платы за каждый день проживания. Суммы курортного налога перечисляются в соответствующий местный бюджет ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, и направляются на курортную и природоохранную деятельность. От уплаты курортного налога освобождаются:
1) дети в возрасте до 18 лет;
2) инвалиды I и II групп и сопровождающие их лица, пенсионеры;
3) лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты;
4) лица, работающие в бюджетных организациях и прибывшие в курортные местности по служебной командировке, на учебу и постоянное место жительства;
5) дети, приезжающие к родителям пенсионного возраста.
    На Украине законом "О системе налогообложения" гостиничный (курортный) сбор включен в перечень местных налогов. Порядок взимания курортного сбора установлен декретом Кабинета министров Украины О местных налогах и сборах . Плательщиками курортного сбора являются граждане, которые прибывают в курортную местность. Курортный сбор оплачивается по месту временного проживания. При смене плательщиком места проживания в границах курортной местности курортный сбор повторно не взимается. С лиц, прибывших в курортную местность, сбор взимается не позднее трехдневного срока со дня прибытия. Предельный размер курортного сбора не может превышать 10 % необлагаемого минимума доходов граждан (т.е. не более 1 гр. 70 коп.)
    От уплаты курортного сбора освобождаются:
1) дети возрастом до 16 лет; мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше
2) инвалиды и лица, их сопровождающие;
3) участники Великой Отечественной войны, воины-интернационалисты, участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
4) лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты, включающие места и базы отдыха;
5) лица, прибывшие в курортную местность по служебному заданию, на учебу, постоянное место проживания, к родителям и близким родственникам;
6) лица, прибывшие по плановым туристским маршрутам туристско-экскурсионных заведений и организаций, а также путешествующие по маршрутными книжками.
    В Автономной республике Крым величина и механизм взимания курортного сбора определены Положением Верховной Рады АР Крым О механизме взимания и порядке уплаты курортного сбора , которое вступило в силу с 1 апреля 2003 года. Ставка сбора для организованных отдыхающих составляет 5 грн. Для неорганизованных отдыхающих размер сбора определяется местными советами, но не более 10 грн. Для автотуристов величина курортного сбора составляет 15 грн, из которых 10 грн. взимается при въезде на территорию АР Крым, и 5 грн. - непосредственно в курортном городе или поселке. Сбор взимается при продаже путевок в здравницы; при поселении в гостиницы; квартирно-посредническими организациями при направлении неорганизованных отдыхающих на поселение в дома и квартиры; с автотуристов - организациями, уполномоченными налоговой администрацией; предпринимателями, заключившими с местными властями договоры на взимание курортного сбора с неорганизованных отдыхающих. Список льготников соответствует общереспубликанскому.  
     В Грузии в Тбилиси взимается гостиничный налог 1 % со стоимости номера, причем этот ранее отмененный налог был восстановлен с 1 января 2004 г.
     К недостаткам применения гостиничного налога для увеличения налоговых доходов, используемых для развития туризма, относятся следующие:
туристы "голосуют" своими деньгами и свободны в выборе места для отдыха из огромного количества предложений;
трудно добиться политической поддержки новых налогов;
надежная экономическая политика, ориентированная на конкуренцию на глобальных рынках не одобряет налогообложение экспорта;
структура налогов может вызвать недовольство среди туристов, останавливающихся в гостиницах;
воздействие на конкурентоспособность посредством введения налогов может оказать значительное влияние на формирование доходов и занятость;
введение налогов может искажать нормальные рыночные ориентиры;
могут возникнуть проблемы в ценообразовании для сети отелей, предлагающих основным клиентам специальные цены по всей стране.
     На основе анализа нижеследующих примеров, очевидно, что в тех случаях, когда налоги слишком высоки, то они оказывают негативное влияние на местную экономику. Это может выражаться в сокращении рабочих мест и меньших расходах туристов в городе. Важно и то, что налоговые поступления, получаемые за счет налога на гостиницы, будут потрачены на реализацию проектов, повышающих качество пребывания туристов в городе.
    Налог на сдаваемые в аренду комнаты в Нью-Йорке составлял 20 % и был снижен в результате полемики и непопулярности, но сейчас самый высокий налог на комнаты установлен в Хьюстоне и составляет 17 %.
    Ирландская федерация отелей резко критиковала предложение взимания налога для финансирования программы обработки отходов. Критики говорят, что нечестно облагать туристов расходами на инфраструктуру. Они считают, что внушительный размер налога будет влиять на количество туристов, а они хотели бы увеличения туризма в городе.
    Группа на Балеарских островах недалеко от восточного побережья региона хотела ввести так называемый налог на охрану окружающей среды, который должны были бы платить туристы, останавливающиеся в гостинице. Полученные деньги предполагалось потратить на поддержку пляжей в чистоте и проекты, нацеленные на охрану окружающей среды. Налог добавлял бы около 3 фунтов в день к стоимости проживания в гостинице, однако, туристы, останавливающиеся на виллах, не должны платить этот налог. Федерация отелей острова Майорка решительно возражает против введения налога, утверждая, что это полностью противоречит Маастрихскому договору, который подписала Испания и который гарантирует свободу передвижения людей в Европе. Они опасаются, что сообщение о налоге заставит их постоянных туристов выбрать другие места для отдыха. Они считают, что проблема заключается и в том, что туристы, проживающиеся на виллах и освобожденные от обязательной уплаты налога, будут получать больше всех преимуществ от предполагаемой очистки пляжей.
     Необходимо очень тщательно и осторожно подойти к введению гостиничного или курортного налога в каждом конкретном городе, для чего соблюдать следующие принципы:
сравнить структуру текущих налогов города с основными городами-конкурентами и провести обзор существующих цен на проживание, чтобы убедиться в своей конкурентоспособности;
убедиться, что рост туристического сектора рассматривается в качестве основного приоритета, когда изобретается и внедряется какой-либо налог;
надежная экономическая политика, ориентированная на конкуренцию на глобальных рынках не одобряет налогообложение экспорта;
гарантировать, что участники местной индустрии туризма активно участвуют в формировании политики, оказывающей влияние на развитие данной отрасли;
разрабатывать политику, которая не препятствует конкурентоспособности и жизнеспособности индустрии туризма;
убедиться, что политика согласована с финансовой политикой и с экономическими целями федеральной, региональной и местной власти;
гарантировать, что используемая система сбора налогов проста и легко управляема, так что издержки властей и бизнеса на расчеты и сборы налогов возрастут;
определять влияние налогов на город и отрасль.
     Более того, сами туристы должны быть информированы о том, как будут потрачены средства, собранные за счет налогов. Таким образом, они будут знать, что оплаченные ими в качестве налогов средства, направляются на улучшение их пребывания в городе. Также важно измерять как негативный, так и позитивный эффекты налоговой политики. Все усилия следует направлять на реализацию выработанных рекомендаций. Все больше общественность хочет знать, что граждане получают за счет уплаченных ими налогов и все больше ожидают разумной стоимости услуг. Туристы ожидают, что сервис будет организован на самом высоком уровне, следовательно, на средства, заработанные за счет налогов, должны быть созданы первоклассные туристические объекты.
    Туристический налог должен быть определен в соответствии с имеющимися возможностями гостиничного сектора для размещения туристов. К этому сектору относятся любые комнаты (в гостиницах и мотелях), коттеджи, кемпинги, домики, комнаты с завтраком, которые используются для сдачи в аренду. Этим налогом не должны облагаться меблированные комнаты, используемые в благотворительных целях, образовательными или религиозными организациями.
     Налог на гостиницы представляет собой гарантированный источник финансирования дополнительных маркетинговых программ. В городах, в которых установлен гостиничный налог, не наблюдается ни сокращения количества туристов, ни уменьшения сумм их расходов в городах. Фактически, во всех этих городах наблюдается рост туристического сектора. Более того, в некоторых городах средства, полученные от налогов, используются для реализации крупных проектов, которые способствуют развитию туристической деятельности. В некоторых американских штатах собираемая сумма налогов чрезвычайно высока и помогает реализовать такие крупные проекты, как строительство спортивной арены для команд высшей лиги.
    Введение гостиничного (курортного) налога может быть рациональным решением для города. С помощью введения этого налога город на своем уровне сможет развивать маркетинговые программы, которые в наибольшей степени ориентированы на целевой туристский рынок. Давая возможность муниципалитетам вводить налоги, федеральное правительство не повышает уровень налогообложения, но дает муниципалитетам возможность более эффективно конкурировать за налогообложение туристов.
     
     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.     Ежегодный доклад о состоянии и проблемах развития туризма в России/ Национальная туристическая ассоциация, ИНТУРБАНК. -М.: Турист, 1996
2.     Амирханов М. М. Природные рекреационные ресурсы, состояние окружающей среды и экономико-правовой статус прибрежных курортов/ Науч. ред. Макаров В.Л.; РАН, Соч. науч.-исслед. центр. -М.: Экономика, 1997
3.     Амирханов М. М. Экономические проблемы развития рекреационных регионов/ Науч. ред. Макаров В.Л.; РАН. Сочинский науч.-исслед. центр. -М.: Экономика, 1997
4.     Бородина В.В. Ресторанно-гостиничный бизнес: учет, налоги, маркетинг, менеджмент/ В.В. Бородина. -М.: Кн. мир, 2001
5.     Гидбут А. В. Курортно-рекреационное хозяйство(региональный аспект)/ А. В. Гидбут, А. Г. Мезенцев; Отв. ред. Копанев Г.В. -М.: Наука, 1991
6.     Круглова Н.В. Формирование эффективного собственника в региональной экономике/ Н.В. Круглова, С.С. Слепаков, С.С. Слепаков; РАН, Юж. секция содействия развитию экон. науки, Волгогр. гос. ун-т. Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2003.
7.     Фурсова О.Н. Возможности инновационной составляющей в развитии финансовых ресурсов черноморских курортов /Финансы и кредит (Москва) ,   11 от 02.06.2003 г.


     Использованы также материалы Фонда Институт экономики города и сервера Стратегическое планирование в городах и регионах России Международного центра социально-экономических исследований Леонтьевский центр .