АЗ, 2005, октябрь К проектам ФЗ 191584-4 О порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста; 191576-4 О внесении изменений в зак. акты РФ по вопросам юридической ответственности военнослужащих и... и проекту ФКЗ 191569-4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правовое управление
Отдел аналитического обеспечения законодательной деятельности
Аналитическая записка
к проектам федеральных законов 191584-4О порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста ; 191576-4 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам юридической ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания и проекту федерального конституционного закона 191569-4 О внесении изменений в статьи 7, 15, 22 и 23 Федерального конституционного закона О военных судах Российской Федерации
Серия: Оборона и безопасность
Москва
2005 Аналитическую записку подготовил советник отдела аналитического обеспечения законодательной деятельности Правового управления
Круговых И.Э.
Ответственный за выпуск - советник отдела аналитического обеспечения законодательной деятельности Правового управления Круговых И.Э.
тел. 692-26-01, Hi-com 2-26-01, e-mail: krug@duma.gov.ru
Подписано к размещению в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы .10.2005 г.
При перепечатке и цитировании ссылка на настоящие материалы обязательна
История военно-судебных дел возникла еще при Петре I, когда было создано находившееся в ведении военного министра военно-судебное ведомство. В его состав входили главный военный суд, главный военный прокурор, военно-окружные суды и чины прокурорского надзора. Военно-окружными судами учреждаемыми на целый военный округ судились: офицеры - за все преступления, кроме нарушения законов о печати; важные чиновники - за преступления против службы; нижние военные чины - за более важные преступления. Менее значимые преступления нижних чинов были подсудны уголовному суду, решения которого могли быть обжалованы военно-окружными судами, решения которых, в свою очередь, кассационным порядком могли быть обжалованы в главном военном суде. А гауптвахта ("главный караул" по-немецки) появилась в 1707 году, в то время как полковые суды - только в 1716 году. Изначально на гауптвахту направлялись только офицеры (в их отношении мог применяться также домашний арест), нижние чины отбывали наказания в карцерах (темном или светлом, с отпуском горячей пищи или на хлебе и воде), в то время как солдат длительное время наказывали розгами.
На территориях, занятых военными действиями, в условиях невозможности функционирования нормальных военных судов учреждались военные полевые суды (начали действовать с 1906 года в основном в целях борьбы с революционным движением). Военно-полевым судам передавались лица, захваченные на месте преступления или уличенные в подготовке террористических или подобных актов. При этом суд и исполнение приговора (как правило - смертная казнь) обжалованию не подлежали и осуществлялись в течение 2-3 дней.
Различного рода меры дисциплинарного воздействия на военнослужащих широко использовались и в советское время, тяжесть и порядок применения которых значительно варьировались в зависимости от конкретного - военного или мирного - периода в истории Советского Союза.
В Российской Федерации отправление провинившихся военнослужащих без решения суда на гауптвахту осуществлялось вплоть до 2002 года.
30 июня 2002 года вышел Указ Президента Российской Федерации "О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации". Данным Указом в соответствии с рядом статей Конституции Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" был внесен ряд изменений в Дисциплинарный устав и в Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, уточнен перечень грубых дисциплинарных проступков военнослужащих.
Правительству Российской Федерации в соответствии с Указом в трехмесячный срок поручалось представить Президенту Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих выполнение Конституции Российской Федерации, международных обязательств Российской Федерации в сфере защиты прав человека и основных свобод в части, касающейся применения к военнослужащим меры дисциплинарного взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте.
В целях реализации положений Указа были разработаны три законопроекта.
Первый из них - проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам юридической ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания" - направлен на совершенствование законодательных основ привлечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, а также лиц, имеющих специальные звания, к юридической ответственности.
В соответствии со статьей 22 Конституции Российской Федерации, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Федеральным законом "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" законопроектом предусматривается установить применение к военнослужащим дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста на основании решения суда.
В нем предусматривается уточнение положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", касающегося юридической ответственности военнослужащих, определяются основания административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих. Определяются обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности, регламентируются доказательства и их оценка и права военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности (к которому применяется дисциплинарное взыскание за административное правонарушение). Также устанавливается порядок применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий, в том числе дисциплинарного ареста, и их исполнения.
Отдельно в законопроекте определяются основания уголовной, материальной и гражданско-правовой ответственности военнослужащих, регламентируется применение к военнослужащим мер пресечения нарушения воинской дисциплины или общественного порядка и обеспечения привлечения к дисциплинарной ответственности. Такими мерами являются: доставление; задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при военнослужащем; изъятие вещей и документов; отстранение от должности; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; прекращение увольнения, отпуска или командировки.
Порядок задержания военнослужащих определяется законопроектом, порядок применения других мер пресечения противоправного поведения военнослужащих и обеспечения привлечения их к дисциплинарной ответственности будет определяться общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вторым проектом федерального закона - "О порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста" - предусматривается определение порядка применения к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста на основании решения суда.
В нем определяются предмет регулирования законопроекта, правовые основы применения к военнослужащим дисциплинарного ареста, вопросы прокурорского надзора за исполнением федерального закона. Регламентируются процедуры подготовки материалов о совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка для направления в гарнизонный военный суд, а также рассмотрения командиром воинской части (должностным лицом гарнизона) материалов о совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (административного правонарушения) и направления их в гарнизонный военный суд.
Согласно законопроекту правом принимать решение о направлении материалов о совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (административного правонарушения) в гарнизонный военный суд наделяется командир воинской части, в которой проходит военную службу данный военнослужащий, а в случае совершения указанного проступка (правонарушения) вне расположения воинской части - начальник гарнизона, военный комендант гарнизона, иное должностное лицо гарнизона, определенное общевоинскими уставами.
Подробно регулируются вопросы рассмотрения материалов о совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (административного правонарушения) и вынесения по ним постановлений судьей гарнизонного военного суда и процедура пересмотра постановления судьи по результатам судебного рассмотрения, и порядок вступления в законную силу судебного постановления.
Третий законопроект - проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 7, 15, 22 и 23 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" - направлен на создание законодательных основ рассмотрения военными судами материалов о совершении военнослужащим, гражданином, проходящим военные сборы, грубого дисциплинарного проступка (административного правонарушения).
В этих целях законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 7, 15, 22 и 23 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", позволяющих наделить военные суды полномочиями по рассмотрению материалов о совершении военнослужащим, гражданином, проходящим военные сборы, грубого дисциплинарного проступка (административного правонарушения).
Необходимость разработки данных законопроектов очевидна. По мнению генерал-майора юстиции В.М. Борисенко анализ практики применения дисциплинарного ареста до 2002 года свидетельствует о том, что во многих случаях он налагался без какого-либо разбирательства. Имели место случаи, когда за один и тот же проступок накладывались и другие дисциплинарные взыскания. Не соблюдалось требование о том, что арест с содержанием на гауптвахте является одной из крайних мер воздействия и применяется в случаях совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка, когда другие меры, принятые командиром (начальником), оказались безрезультатными. Нередки случаи, когда командиры прибегали к аресту без достаточных к тому оснований.
_________________________
В.М. Борисенко. Дисциплинарный арест военнослужащего. "Российская юстиция". 4. 2002 г.
Только на Балтийском флоте ежегодно в среднем подвергались аресту в дисциплинарном порядке до 5 тыс. военнослужащих. Военными прокуратурами флота ежегодно устанавливались многочисленные случаи нарушения порядка применения дисциплинарного ареста военнослужащих и их содержания на гауптвахте.
Несмотря на то, что с момента издания Указа Президента Российской Федерации уже прошло значительное время, вопрос о применении к военнослужащим ареста с содержанием на гауптвахте своего законодательного разрешения не получил. Вместе с тем, данные дисциплинарной практики свидетельствуют о том, что за время отсутствия правовых механизмов применения к военнослужащим дисциплинарного ареста число таких грубых нарушений воинской дисциплины, как самовольные отлучки, употребление спиртных напитков, нарушение уставных правил несения службы и взаимоотношений между военнослужащими значительно возросло. Причем имеет место тенденция систематического совершения одними и теми же военнослужащими таких нарушений, поскольку существенного наказания за свои проступки они не понесли.
Данные судебной практики по рассмотрению военными судами уголовных дел в отношении военнослужащих свидетельствуют о том, что в семидесяти процентах случаев основной причиной и условием совершения ими таких уголовно-наказуемых преступлений, как преступления против порядка подчиненности и воинской чести, прохождения военной службы, несения специальных видов военной службы и порядка сбережения военного имущества, являлось отсутствие надлежащей дисциплинарной ответственности за ранее совершаемые грубые дисциплинарные проступки.
Поскольку воинские преступления являются угрозой как военной, так и национальной безопасности государства, отсутствие действенного механизма борьбы с грубыми нарушениями военнослужащими воинской дисциплины нельзя недооценивать.
При этом данные дисциплинарной практики показывают, что после отбытия дисциплинарного ареста подавляющее большинство военнослужащих не допускало нарушений воинской дисциплины, что дает основание утверждать: не строгость наказания, а его неотвратимость свидетельствовала о достижении целей такого дисциплинарного наказания.
Принятие данных законопроектов поддержал и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В. Лукин, который отметил:
- Командиры в России не вправе отправлять провинившихся подчиненных на гауптвахту с 2002 года. Действуя из лучших побуждений, государство отобрало у них один из наиболее действенных рычагов восстановления дисциплины. В итоге нарушители должны либо предстать перед судом, либо остаться безнаказанными. В первом случае они рискуют получить наказание, несоразмерное тяжести проступка. Во втором - фактически поощряются к новым нарушениям дисциплины. Больше того, дисциплинарное бесправие командиров зачастую вынуждает их закрывать глаза на нарушения уставных взаимоотношений, опираться на старослужащих с крепким кулаком, а то и самим заниматься рукоприкладством. Практика показывает: дисциплинарный арест с содержанием на гауптвахте необходимо возвратить.
При этом условия содержания на гауптвахте не должны нарушать права человека, обеспечение которых предусмотрено законами и международными обязательствами России.
_________________________
"Российская газета". 22.09.2005 г.
Скорейшее и безотлагательное принятие трех данных законопроектов позволит существенно укрепить воинскую дисциплину и правопорядок среди военнослужащих, повысить дееспособность Вооруженных Сил Российской Федерации и в конечном счете - укрепить военную и национальную безопасность страны.