АЗ, 2005, апрель К проекту федерального закона 95034457-1 "О ратификации Соглашения об учреждении Международного научно-технического центра"
Аппарат Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Правовое управление
Отдел аналитического обеспечения законодательной деятельности
Аналитический материал
к проекту федерального закона 95034457-1
"О ратификации Соглашения об учреждении Международного научно-технического центра"
Аналитический материал подготовила ведущий специалист отдела Смирнова А.А.
1. История создания МНТЦ
Отрицать значение новейших технологий для экономического роста ведущих держав мира сегодня так же невозможно, как и тот факт, что источником многих из них стали научные разработки для военно-промышленного комплекса. В СССР в годы холодной войны лучшие ученые трудились в секретных институтах над созданием новых видов вооружений и средств защиты от них. После распада Советского Союза эти высококлассные специалисты оказались в крайне сложном положении, поскольку государство прекратило финансировать многие военные разработки. Появилась реальная угроза бесконтрольного распространения военных технологий по всему миру, в том числе их попадания в "горячие точки" планеты.
К сожалению, российскому правительству недостает средств для поддержки отечественных ученых, для целенаправленного развития у них навыков коммерциализации результатов исследований, необходимых в условиях рыночной экономики. Своеобразной попыткой восполнить этот пробел стало учреждение Международного научно-технического центра (МНТЦ).
В 1992 году Министры иностранных дел ФРГ, США и России предложили создать международную организацию, которая помогла бы ученым из бывших советских республик применить накопленные ими знания в мирных целях. В конце того же года представителями Европейского Союза, Японии, России и США было подписано Соглашение об учреждении Международного научно-технического центра (МНТЦ) со штаб-квартирой в Москве. Согласно тексту документа деятельность Центра направлена на предоставление ученым и специалистам России и СНГ, в особенности располагающим знаниями и навыками в области оружия массового уничтожения и средств его доставки, возможности для переориентирования своих талантов на мирную деятельность; содействие в решении национальных и международных технических проблем; поддержку в переходе к рыночной экономике; поддержку фундаментальных и прикладных исследований и технических разработок; поощрение интеграции связанных с оружием ученых из России и СНГ в мировое научное сообщество.
Соглашение вступило в силу 2 марта 1994 года после принятия его условий первоначальными четырьмя сторонами-участницами МНТЦ. С того времени к Соглашению об учреждении МНТЦ присоединились Норвегия, Республика Корея, Канада, а также страны Содружества Независимых Государств, поддержавшие принципы нераспространения: Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан.
Правительство Республики Армения постановило присоединиться к Соглашению об учреждении Международного научно-технического Центра 14 сентября 1994 года. С целью более широкого вовлечения ученых и специалистов Армении в подготовку и выполнение проектов, осуществляемых в рамках деятельности Международного научно-технического центра, в Республике было создано Армянское региональное отделение МНТЦ (АРО МНТЦ). В настоящее время в Армении получил финансирование 91 проект на общую сумму свыше 16.9 млн. долл. США. Основными направлениями научных исследований профинансированных проектов являются: физика, материаловедение, биотехнология, химия и экология.
Республика Беларусь присоединилась к Соглашению об учреждении МНТЦ в конце 1994 года. В марте 1995 года началось выполнение первого белорусского проекта МНТЦ. А в мае того же года Минск посетила делегация МНТЦ. Участники делегации пришли к выводу, что в Республике имеется большой потенциал для осуществления будущих проектов Центра. В июне 1996 года между Правительством Республики Беларусь и МНТЦ было подписано соглашение об открытии Белорусского регионального отделения МНТЦ. Характерной особенностью участия белорусских специалистов в программе проектов МНТЦ является их заметная интеграция с российскими коллегами: из 60 проектов в 7-ми проектах головными организациями являются российские институты. Три проекта являются совместными белорусско-российскими. Основными направлениями научных исследований являются четыре примерно равновеликие по количеству поданных предложений области технологии: биотехнологии, экология, физика, информация и средства коммуникации.
Кыргызская Республика присоединилась к международному Соглашению об образовании Международного научно-технического центра в 1995 году. Этот факт был основан на политике, проводимой Правительством Кыргызской Республики, направленной на поддержание ученых и специалистов Республики, участвовавших в научных разработках технологий военного характера. Учитывая тенденцию роста количества предлагаемых проектов от Кыргызской Республики и большой научный потенциал Республики, Советом Управляющих МНТЦ было принято решение об открытии Регионального отделения МНТЦ в Кыргызской Республике. В настоящее время, в Республике получили финансирование 44 проекта МНТЦ, на общую сумму свыше 9,7 млн. долларов США. Основными направлениями научных исследований профинансированных проектов являются экология, фундаментальные науки, биотехнология и физика.
Республика Грузия присоединилась к Соглашению об учреждении МНТЦ в мае 1994 года. Получили финансирование 93 проекта МНТЦ, на общую сумму свыше 16 млн. долларов США. МНТЦ финансирует проекты с участием ученых Грузии в таких областях как биотехнология, материаловедение, ядерные реакторы деления и т.д. В рамках Программы научно-технических проектов МНТЦ ученые Грузии решают проблемы как мирового, так и местного масштаба. Примером может служить проект по изучению потенциала энергии ветра, а также способов подачи этой энергии на территории Грузии.
Республика Казахстан присоединилась к Соглашению об учреждении МНТЦ в июне 1995 года. Одобрены к финансированию 108 проектов на общую сумму 36,7 млн. долларов США. МНТЦ финансирует проекты с участием казахских ученых в таких областях как экология, биотехнология, ядерные реакторы деления и т.д.
Сегодня МНТЦ - динамично развивающаяся организация, объединяющая 37 стран, с широким спектром программ, услуг и деятельности, отвечающих целям Центра и направленных на решение задач мирового значения. С 1994 года МНТЦ оказал финансовую поддержку в размере свыше 590 млн. долларов США по проектам, в которых были задействованы более 58 000 ученых и специалистов из 765 институтов России и СНГ.
В настоящее время Соглашение действует в Российской Федерации на основе подписанного в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 1993 года 767-рп Протоколом о временном применении от 27декабря 1993 года, вступившем в силу 2 марта 1994 года.
Центр имеет три административных органа: Совет управляющих; Международный научно-консультативный комитет; Секретариат.
Совет управляющих (основной директивный орган) определяет политику МНТЦ во всех областях; обеспечивает общее руководство и управление Секретариатом; утверждает оперативный бюджет Центра; руководит финансовыми и другими делами Центра; вырабатывает общие критерии и приоритеты в отношении утверждения проектов; утверждает проекты; принимает Устав; осуществляет другие функции, налагаемые на него Соглашением. В состав Совета управляющих входят представители Европейского Союза, Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки и Японии. Кроме того, имеется ротационное место для представителя одного из государств СНГ, присоединившихся к Соглашению об учреждении МНТЦ. Представитель такого государства находится в составе Совета в течение срока в один год или до тех пор, пока к Соглашению не присоединится другое такое государство, в зависимости от того, какой срок длиннее. Затем назначение на срок в один год получает представитель другого присоединяющегося к Соглашению государства, которое является одним из государств СНГ.
Координационный комитет является постоянным рабочим органом Совета управляющих, который анализирует и готовит вопросы для рассмотрения Советом управляющих. Его заседания проводятся по мере необходимости с целью реализации решений Совета управляющих; члены Комитета, как правило, поддерживают контакты непосредственного с Секретариатом МНТЦ. Координационный комитет концентрирует свою работу на вопросах, поднятых Советом управляющих и оказывает ему содействие в решении любых проблем, с которыми сталкивается МНТЦ (административного, финансового характера и др.).
Стороны МНТЦ создают Научно-консультативный комитет для предоставления Совету экспертных научных и других необходимых профессиональных рекомендаций по каждому из представленных Центру проектов. Члены Научно-консультативного комитета выбираются Сторонами МНТЦ из числа авторитетных ученых. В задачи Комитета входит справедливая оценка научно-технических достоинств предложений по проектам МНТЦ. Также под эгидой Комитета организуются научные семинары.
Исполнительным органом МНТЦ является Секретариат, имеющий штаб-квартиру в Москве. В состав Секретариата входят Исполнительный директор, заместители Директора и другие сотрудники. Секретариат претворяет в жизнь решения Совета управляющих и управляет повседневной деятельностью Центра. Его многонациональный персонал, в состав которого входят более 200 ученых и административных сотрудников, осуществляет контроль и проверку более чем 1000 выполняемых проектов, обеспечивает обучение и необходимую поддержку для руководителей проектов в СНГ и реализует целый ряд программ Центра, направленных на укрепление режима нераспространения.
На раннем этапе деятельности МНТЦ основные усилия были сконцентрированы на достижении первоначальной цели - вовлечении как можно большего числа оружейных ученых в важные, достойные внимания научные исследования, зачастую - в области фундаментальной науки. Исторически сложилось так, что на бывший советский военно-промышленный комплекс работали сотни институтов и лабораторий, десятки тысяч крупнейших ученых и специалистов в области физики, химии, биологии, математики, информационных технологий и т.п., занимавшихся научно-исследовательскими разработками самых совершенных и сложных оружейных технологий. Сегодня, через Программу Партнерства МНТЦ, этот огромный ресурс опытных профессионалов, обладающих обширными знаниями и опытом в области прикладных исследований, стало возможным привлечь для решения проблем мирной науки. Это дает возможность представителям промышленности и бизнеса строить партнерские отношения с крупнейшими учеными из России и СНГ для решения своих нужд и проблем в области научно-исследовательских работ, совместно разрабатывать и коммерциализировать инновационные технологии на основе их идей и программ.
Такое вовлечение продолжает играть существенную роль в международной борьбе против распространения специальных оружейных знаний: ученые, способные обеспечить себе достойный уровень жизни, имеют возможность реализовывать свои научные замыслы в ходе научных исследований и, тем самым, избегают опасности быть втянутыми в деятельность государств, участвующих в распространении оружия массового уничтожения, террористических организаций, а также в механизмы черного рынка. В то же время у МНТЦ всегда был более широкий круг полномочий с точки зрения оказания поддержки режиму нераспространения, поэтому он с возрастающей энергией продолжает сосредоточивать свои усилия на тех областях науки и технологий, которые имеют приоритетное значение для Сторон.
Соглашение об учреждении МНТЦ и Устав составляют законодательную основу деятельности МНТЦ. Все участники деятельности МНТЦ должны принимать условия Соглашения и Устава. Деятельность, которой МНТЦ оказывает поддержку, осуществляется только в мирных целях. МНТЦ не занимается коммерческой деятельностью, но поддерживает проекты, в рамках которых могут быть созданы условия, результатом которых могла бы стать коммерческая деятельность после завершения проекта и окончания поддержки МНТЦ.
Приемлемы следующие виды деятельности в рамках поддержки, которую оказывает МНТЦ.
Фундаментальные исследования. Цель фундаментальных исследований - приобрести более полные знания или понимание в отношении фундаментальных аспектов феноменов и наблюдаемых явлений, не имея в виду какие-либо конкретные практические результаты и продукты.
Прикладные исследования. Цель прикладных исследований - приобрести знания или понимание, необходимые для определения средств, при помощи которых может быть удовлетворена осознанная потребность.
Разработка технологии. Систематическое применение знаний, полученных в ходе исследований, с целью разработки пробной технологии или концепции, в том числе разработка неспецифических прикладных прототипов и процессов.
Демонстрация технологии. Проверка жизнеспособности результатов исследования путем создания прототипов, моделей, проведения клинических испытаний, полевых испытаний, тестирования и оценки, а также других действий.
МНТЦ осуществляет свою деятельность на основе принципов прозрачности и открытости. Совет управляющих и Секретариат, как рабочий орган Совета управляющих, нуждаются в получении полного объема информации относительно всех видов деятельности, реализуемых под эгидой МНТЦ. Однако МНТЦ в полной мере осознает необходимость обеспечения тщательной охраны любой конфиденциальной деловой или производственной информации, содержащейся в предложениях, отчетах по проектам или других сообщениях.
Основой деятельности МНТЦ является Программа научных проектов, обеспечивающая условия для финансовой и технической помощи тысячам ученых России и СНГ. В рамках данной программы МНТЦ запрашивает предложения по научно-техническим проектам у институтов различных государств СНГ и предоставляет финансирование и организационно-техническую поддержку коллективам-участникам проектов. Программа партнерства предоставляет частным промышленным компаниям, научным институтам и другим правительственным и неправительственным организациям возможности финансировать научные исследования через МНТЦ в институтах СНГ.
Для получения гранта от МНТЦ научно-исследовательскому институту или группе ученых, предлагающим проект, необходимо письменное согласие государства, на территории которого будут происходить исследования, а также благоприятная экспертная оценка зарубежных специалистов в данной области науки. Дальнейшая реализация проекта протекает в тесном сотрудничестве его авторов и зарубежных экспертов: идет обмен опытом, ученые из стран СНГ выезжают на конференции и семинары за рубеж, о чем раньше, работая в закрытых городах, они не могли и мечтать. Поэтому результатом проекта являются не только новые технологии, но и прочные научные, а порой и дружеские связи между учеными.
Предложения представляются на рассмотрение Исполнительному директору Центра. Каждое предложение должно соответствовать Инструкциям МНТЦ по подготовке предложений. Полностью подготовленное предложение, включая официальное разрешение государства, на территории которого будут проходить исследования, без промедления передается Совету управляющих. Совет управляющих, с учетом точки зрения членов научно-консультативного комитета, на основе консенсуса принимает решения по проектам во время заседаний Совета.
Кроме поддержки научных командировок МНТЦ оказывает помощь в оформлении патентов на изобретения, сделанные в ходе исследований, проводит консультации по проблемам интеллектуальной собственности, организует учебные курсы по деловому менеджменту для того, чтобы авторы проектов могли в будущем сами находить источники финансирования, а результаты их работы имели бы коммерческое применение. Это важно, поскольку наука во всем мире существует не только за счет государства, но и на деньги частного бизнеса.
Все программы МНТЦ осуществляются при поддержке иностранных партнеров и ученых - коллабораторов. Коллабораторы - это эксперты в соответствующих научных областях, обеспечивающие экспертизу и техническую поддержку коллективу разработчиков из России и СНГ. Привлечение коллабораторов способствует максимальной отдаче от проекта, а также обеспечивает обмен технологиями между партнерами по научным исследованиям. Целенаправленное и продуктивное участие коллаборатора является важным критерием для получения проектом финансирования, так как именно коллаборатор является для финансирующей стороны источником технической компетенции в конкретной области. На этапе выполнения проекта, мнение коллаборатора является решающим при оценке качества и итогов работы.
Деятельность центра и саму разработку проектов финансируют правительства стран-участниц. В этом смысле судьба исследований в значительной степени зависит от поступления финансовых средств от партнеров. Партнеры - это общественные организации или частные компании, стремящиеся реализовать свои научные задачи через финансирование проектов МНТЦ.
Коллабораторы и партнеры МНТЦ играют серьезную роль, содействуя привлечению ученых из России и СНГ в мировое научное сообщество и поддержке их экономической самостоятельности на долгосрочную перспективу. В настоящее время МНТЦ финансирует проекты в самом широком диапазоне научных дисциплин, в самых разных областях технологий. Особый упор делается на следующие направления: экологическая безопасность; ядерная безопасность; иммунология и вакцины; нанотехнологии; возобновляемые источники энергии; физика высоких энергий.
Программа Партнерства МНТЦ помимо привлечения громадного научного потенциала для решения научно-исследовательских проблем предоставляет целый ряд преимуществ любого рода сотрудничества и партнерства: умеренные затраты на научно-исследовательские разработки при исключительно высоком уровне привлекаемых научных экспертов; освобождаемые от налогов платежи направляются напрямую тем ученым и специалистам, которые действительно участвуют в проекте, и только тогда, когда они действительно этого заслуживают; проекты МНТЦ не подлежат таможенному налогообложению в части импортных поставок по проекту и др.
В частности, Статья X Соглашения об учреждении МНТЦ гласит: "...Имущество, материалы и другую собственность, предоставляемые или используемые в связи с Центром и его проектами и деятельностью, можно ввозить в Россию, вывозить из нее или использовать на ее территории без каких-либо тарифов, налогов, таможенных пошлин, налогов на импорт и других аналогичных налогов или сборов, взимаемых Российской Федерацией; ...Финансовые средства, получаемые по проектам Центра и в связи с его деятельностью юридическими лицами, включая российские научные организации, не учитываются при определении облагаемой налогом прибыли этих организаций; ...Финансовые средства, получаемые по проектам Центра или в связи с его деятельностью физическими лицами, в частности, учеными и специалистами, не включаются в их совокупный доход, облагаемый налогами на физических лиц".
На сегодняшний день в рамках Программы партнерства с Центром сотрудничает около 100 компаний, среди которых такие известные, как "Байер АГ", "Филипс", "Шелл", НАСА, "Боинг", "Тойота" и другие".
Примеры успешной деятельности МНТЦ можно найти практически в любой области науки и техники - от ядерной физики, химии полимеров и молекулярной биологии до авиации, робототехники, геологии и экологии. Так, в рамках проекта, финансируемого Европейским космическим агентством, аэрокосмическим консорциумом "Астриум" и Европейской комиссией, российскими учеными из Научно-исследовательского центра им. Г.Н. Бабакина была разработана и испытана новая система защиты спускаемых космических аппаратов. Министерство здравоохранения США и американское Агентство по уменьшению опасности выделили средства на переоборудование российского научного центра "Вектор", где ведутся изучение различных штаммов вируса оспы и поиск новых вакцин от этой болезни. Специалисты Дальневосточного гидрометеорологического НИИ и Московского инженерно-физического института при финансовом и техническом содействии японского Института атомной энергии разработали уникальную высокоточную технологию измерения радиоактивности в нижних слоях воды и на дне моря. Сейчас с ее помощью проводятся регулярные наблюдения за фауной Японского моря.
Это лишь малая часть проектов, успешно реализованных МНТЦ за годы его существования, и они еще раз подтверждают, что, несмотря на серьезные экономические трудности, российские ученые смогли сохранить высокий научный потенциал.
Сейчас, на пороге второго десятилетия своего существования, МНТЦ переживает второе рождение, пересматривается стратегия организации. Сегодня, осуществляя процесс реорганизации, расширения масштабов программ и увеличения численности квалифицированного персонала, начало которому было положено чуть больше года тому назад, МНТЦ уже не ограничивается только лишь предоставлением финансовой поддержки для реализации проектов: он становится для институтов в СНГ уникальным источником приобретения ценных навыков, информации, помогает им устанавливать необходимые деловые контакты. Ученые СНГ предлагают свои технические достижения, открытия, а также всю свою творческую активность и изобретательскую деятельность тем, кто в глобальных масштабах решает проблемы на уровне правительственных, промышленных организаций, в сфере обслуживания, а также в научной среде, включая такие области, как медицина, здравоохранение и наука о питании. При значительной поддержке Финансирующих Сторон МНТЦ старается донести до институтов-исполнителей мысль о том, что участие в такой глобальной системе взаимодействия имеет для них жизненно важное значение с точки зрения выживания и дальнейшего развития. Что более важно - МНТЦ помогает институтам СНГ совершенствовать свое научное мастерство и оттачивать методы работы в интересах соответствия потребностям рынка в научно-исследовательских работах и инновационных разработках на международном уровне.
Законопроект О ратификации Соглашения об учреждении Международного научно-технического центра был внесен в Государственную Думу в 1995 году.
10 октября 1995 года Комитетом по международным делам проводились парламентские слушания по теме: О ратификации Соглашения об учреждении Международного научно-технического центра 1992 г. .
По итогам слушаний были приняты рекомендации, в которых Комитет по международным делам посчитал целесообразным рекомендовать Правительству РФ представить в Государственную Думу консолидированную позицию всех соответствующих министерств и ведомств по вопросу о ратификации Соглашения об учреждении Международного научно-технического центра 1992г.
Комитетом также были высказаны некоторые замечания, пояснения по которым были даны в письме Министерства Российской Федерации по атомной энергии от 06.12.95 03-8670.
Во-первых, в связи с замечанием о том, что необходимо иметь гарантии, что западные страны не будут организовывать через Центр выполнение экологических грязных и опасных работ на территории РФ было сообщено следующее:
-инициатива выдвижения конкретных тем предложений по проектам МНТЦ принадлежит исключительно российским организациям, а не западным странам;
- российские предложения по проектам МНТЦ тщательно отбираются и последовательно проходят научно-техническую экспертизу в научно-технических советах институтов, в отраслевых советах соответствующих министерств и ведомств России и затем от имени Правительства подписываются соответствующими министерствами или Президентом Российской Академии наук (по принадлежности) и направляются в МНТЦ.
Таким образом система прохождения проектов в МНТЦ полностью исключает какое-либо навязывание проектов зарубежными сторонами.
Во-вторых, в связи с замечанием о неприемлемости ситуации, при которой Центр фактически получает право исключительного, бесплатного, безотзывного использования во всем мире результатов работ, проводимых российскими специалистами по проектам Центра сообщено, что в соответствии с положениями статьи XIII Устава МНТЦ только российские специалисты - исполнители работ по проектам МНТЦ являются владельцами интеллектуальной собственности, возникающей в результате разработки проектов.
В соответствии с подпунктом iii) пункта D статьи XIII Устава МНТЦ юридическое лицо-исполнитель (или назначенное им лицо) предоставляет финансирующей Стороне (или назначенному ею лицу) исключительную, безотзывную, безвозмездную лицензию (с правом сублицензирования) для коммерческих целей на территории такой Стороны. В таких случаях финансирующая Сторона и юридическое лицо-исполнитель договариваются относительно выплаты соответствующей компенсации лицам, названным как авторы .
В соответствии с пунктом Е статьи XIII финансирующая Сторона (или назначенное ею лицо) и юридическое лицо-исполнитель (или назначенное им лицо) могут договориться об охране, предоставлении и распоряжении интеллектуальной собственностью, возникающей в рамках соглашения по проекту, на иных условиях, чем те, которые предусмотрены в пункте D настоящей Статьи, в соответствии с принципами Соглашения и законами и правовыми нормами своих стран .
В заключении экспертизы, проведенной Роспатентом России, показано соответствие нормативных документов МНТЦ действующим в России законам по охране интеллектуальной собственности.
В-третьих, в связи с замечанием о необходимости исключения вероятности нежелательного воздействия через МНТЦ на научно-техническую политику России и обеспечения приоритета национальных экономических интересов было отмечено, что российской стороной сформулированы приоритеты научно-технической деятельности, которых она придерживается при выдвижении проектов в МНТЦ. Ни один проект, не получивший правительственной поддержки, не может быть профинансирован МНТЦ. Только российская сторона обладает правом представления проектов в МНТЦ, что исключает негативное воздействие на научно-техническую политику России и ущемление ее экономических интересов. Проекты проходят одобрение на заседании Совета Управляющих МНТЦ на основе консенсуса.
В-четвертых, по поводу замечания о том, что предусмотренные в Соглашении привилегии и иммунитеты для сотрудников Центра представляются необоснованно широкими, не соответствующими современной общемировой практике их ограничения, и могут послужить нежелательным для России прецедентом при заключении других аналогичных договоров было сообщено, что предусмотренные в Соглашении привилегии и иммунитеты соответствуют принятой в международных отношениях практике и аналогичны привилегиям и иммунитетам руководителей московских представительств Международного Банка Реконструкции и Развития и Международного Валютного Фонда и других международных организаций.
Как указано в письме, всеми ведомствами была подтверждена необходимость ратификации Соглашения об учреждении МНТЦ. Однако, еще остается много проблем, связанных с тем, что в работах МНТЦ участвуют ученые и специалисты, которые в прошлом работали или в настоящее время работают над проблемами вооружений. В связи с этим весьма актуальными являются вопросы защиты и сохранности секретной информации. Этому служит выработанная во взаимоотношениях с МНТЦ стратегия строгого государственного отбора проектов и контроля за их осуществлением со стороны министерств и соответствующих специальных ведомств России.
В то же время в условиях ядерного разоружения высвобождается огромный кадровый потенциал, который надо использовать для мирной деятельности. Кроме того, наших ученых и специалистов надо все больше и больше приобщать к международному научно-техническому сотрудничеству. Этим целям и служит, в частности, МНТЦ.
Список использованных источников
1. Соглашение об учреждении Международного научно-технического центра от 27 ноября 1992 года.
2. Устав Международного научно-технического центра.
3. О деятельности в России Международного научно-технического центра // Иностранная печать. Серия: Вооруженные силы и военно-промышленный потенциал: Информационный бюллетень / ВИНИТИ. Москва. 1999. 10. С.19-27.
4. Участие зарубежных межправительственных и неправительственных организаций в российских проектах Международного научно-технического центра/ Ю.П.Фомичев, К.К.Покровский // Коммерциализация технологий: Российский и мировой опыт: Сб.ст. - М., 1997. С.85-93.
5. Юлия Волкова. Военные технологии служат миру. Журнал Дипломат. Июнь, 2003. 06 (134): http://.
6. Владимир Свиридов. Поддерживая конверсионные процессы. Газета Красная Звезда. 11 апреля 2001 года: http://www.redstar.ru.
7. Елена Симакова. Пять лет на передовых рубежах конверсии. Ядерная безопасность - Бюллетень для журналистов, пишущих на ядерные темы. Март 1999. 22: http://npi.iip.net/nucrep/n22/2.htm.
8. Лоренс Райт - Заместитель исполнительного директора МНТЦ. Миссия МНТЦ: нераспространение и экономическая независимость: http://www.rusbio.biz/ru/tes2004.
9. Официальный сайт Международного научно-технического центра: http://www.istc.ru
10. МНТЦ: http://isc.freenet.kg/mags/Bulletin11b.html.
11. Материалы парламентских слушаний по теме О ратификации Соглашения об учреждении Международного научно-технического центра 1992 г. , проведенных 10 октября 1995 года.
12. Письмо Первого заместителя Министра Российской Федерации по атомной энергии от 06.12.95 г. 03-8670.