Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2005, февраль К проекту федерального закона 96064185-2 "О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб"


          
Аппарат Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Правовое управление
Отдел аналитического обеспечения законодательной деятельности
Аналитический материал

к проекту федерального закона 96064185-2
"О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб"

Аналитический материал подготовила ведущий специалист отдела Смирнова А.А.

Февраль 2005 г.

I. Понятие системы гражданской ответственности за ядерный ущерб

     
     Использование ядерной энергии очень выгодно, но оно сопряжено с определенным риском. Ядерные технологии развиваются с огромной скоростью и нельзя гарантировать, что государства используют это развитие только лишь в мирных целях либо cмогут обеспечить полную безопасность от вредного воздействия ядерных материалов. Ущерб, нанесенный людям, недвижимости и окружающей среде в случае аварии может быть очень значительным. Примером этому служит авария в Чернобыле, которая вскрыла существенные несоответствия в вопросах ядерной безопасности, в системе срочных мер по ликвидации аварии, в ответственности за причинение ядерного ущерба.
     Все большую актуальность в настоящее время приобретают вопросы, связанные с совершенствованием системы гражданской ответственности за ядерный ущерб, под которой понимается особый режим ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью людей - как персоналу ядерных установок, так и привлеченных к ликвидации последствий ядерного инцидента, и просто пострадавшего при этом населения. В отличие от складывавшихся веками традиционных систем деликтной ответственности, этот режим сформировался совсем недавно - за какие-то 30-40 лет.
    Режим гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб базируется на принципах, которые можно разделить на две группы. К одной из них относятся принципы, характерные и для других, традиционных типов гражданско-правовой ответственности, например для ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности (принципы абсолютной ответственности, ограничения ответственности по объему и по времени), к другой - специфические принципы, воспринятые национальным законодательством многих стран из заключенных в  60- х годах международных конвенций о гражданской ответственности за ядерный ущерб (принципы канализирования ответственности, участия государства в возмещении ущерба и др.).
    Новизна данной правовой доктрины была обусловлена необходимостью создания специального режима гарантированного возмещения потерпевшему ущерба. Преимущество данной системы права состоит в том, что при претензиях потерпевших на возмещение вреда в правовых рамках виновной ответственности, он вынужден был бы в своем конкретном случае доказывать наличие вины в поведении ответчика, а это, учитывая особенности ядерного ущерба, оказалось бы либо крайне затруднительным, либо просто невозможным. Даже доказание вины не гарантирует удовлетворение требований всех пострадавших вследствие финансовой несостоятельности конкретного ответчика - юридического лица.
    Необходимость создания специального правового регулирования юридического положения потерпевшего от ядерного ущерба диктовалась особой сложностью и неопределенностью такого положения. Первое - ядерный ущерб может быть выявлен лишь спустя много времени после радиационного облучения. Второе - потерпевший вряд ли окажется столь же компетентен в требуемом круге вопросов, как специально натренированные юридические службы атомных ведомств. Поэтому освобождение пострадавшего от необходимости доказывать вину ответчика (а в ряде случаев - нескольких возможных ответчиков) - факт существенный и облегчающий процессуальное положение потерпевшего. Сосредоточение ответственности на одном лице (в нашем случае, согласно Конституции РФ, на самой РФ) обеспечивает защиту интересов потерпевшего.
    Таким образом, режим гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб схематично представляет из себя двухкомпонентную структуру, включающую, во-первых, совокупность правовых норм, определяющих основания и условия ответственности владельца ядерной установки, во-вторых, систему финансового обеспечения (институт страхования и/или институт государственного возмещения) и определяет пределы и условия ответственности страховщика и/или государства.
    
     II. Международно-правовое регулирование вопросов
         ответственности за ядерный ущерб и законодательство
          зарубежных стран

    
     Международно-правовое регулирование вопросов ответственности за ядерный ущерб составляет важный элемент общего правового обеспечения использования атомной энергии в мирных целях и международного сотрудничества в данной области.
    Конечно, очень трудно определить сам размер ядерного ущерба, тем более сложно говорить о возложении ответственности и обязанности по выплате компенсации, но все же необходима детально разработанная нормативно-правовая база, которая бы регулировала все отношения, возникающие в этой области.
    В мировой практике существует несколько Конвенций и Соглашений в области ответственности за ядерный ущерб.
    Первые шаги по международно-правовому регулированию вопросов ответственности за ядерный ущерб были предприняты в 1960 г., когда разрабатывалась и была принята Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии. Участниками этой региональной Конвенции являются страны Западной Европы: Бельгия, Великобритания, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Норвегия, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Турция. Конвенция разрабатывалась с учетом необходимости обеспечения достаточной и справедливой компенсации пострадавшим в результате ядерного инцидента. В Парижской конвенции впервые были разработаны следующие основные принципы, на которых в настоящее время базируются все международные соглашения и большинство национальных законодательных актов в рассматриваемой области:
    - абсолютная и исключительная ответственность оператора (организации, эксплуатирующей ядерную установку);
    -  материальные и временные пределы ответственности эксплуатирующей организации;
    -  обязательство обеспечить финансовое покрытие своей ответственности в виде страховки или другого финансового обеспечения;
    - гарантия вмешательства государства для удовлетворения исков, превышающих финансовые возможности эксплуатирующей организации.
     В 1963 г. была принята Брюссельская дополнительная конвенция, обеспечивающая пострадавшим от ядерных инцидентов дополнительную компенсацию из государственных фондов стран - участниц Парижской конвенции в случае, если компенсация, предусмотренная Парижской конвенцией, окажется недостаточной для возмещения ущерба (14 государств-участников).
    В том же 1963 г. под эгидой МАГАТЭ была принята Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб, целью которой явилось установление системы международно-правовой ответственности, базирующейся на тех же принципах, что и региональная Парижская конвенция.
    Немного раньше, в 1962 г., появилась Конвенция об ответственности операторов судов с ядерно-энергетическими установками, в которой содержатся положения, аналогичные положениям Парижской и Венской конвенций.
    Позднее, в 1971 г., была заключена Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов, направленная на применение режима ответственности за ядерный ущерб при их транспортировке.
     В сентябре 1988 года в Вене на международной конференции, созванной совместно ОЭСР и МАГАТЭ, был одобрен Совместный протокол, согласно которому (ст. IV) статьи I-XV Венской конвенции будут применяться в отношении Участвующих Сторон данного Протокола, которые являются участниками Парижской конвенции, в той же степени как и в отношении участников Венской конвенции и статьи 1-14 Парижской конвенции будут применяться в отношении Участвующих Сторон данного Протокола, которые являются участниками Венской Конвенции, в той же степени как и в отношении участников Парижской конвенции.
    В 1994 г. страны - члены МАГАТЭ приняли новый документ - Конвенцию по ядерной безопасности, которая стала единым международным законом и распространила свое действие на страны, где подобной практики безопасности еще не существует.
    Чернобыльская катастрофа заставила всех почувствовать, что международное сотрудничество очень важно для улучшения системы мер по немедленной ликвидации последствий ядерной аварии, поэтому в рекордно короткие сроки были подготовлены и приняты тексты двух Конвенций. Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии, вступившая в силу 27 октября  1986 г., и Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или аварийной радиационной ситуации, вступившая в силу 26 февраля 1987г.
    Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии охватывает вопросы неконтролируемых выбросов радиоактивных веществ из любого источника, независимо от его происхождения и местонахождения, если эти выбросы с точки зрения радиационной безопасности могут иметь значение для другого государства. О любой ядерной аварии, где бы она ни произошла (на земле, на море или в космосе), в соответствии с данной Конвенцией необходимо оповестить все заинтересованные страны.
    Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или аварийной радиационной ситуации - важный элемент режима безопасного развития ядерной энергетики. Эта Конвенция определяет условия, на которых может быть оказана помощь, порядок руководства оказываемой помощью и контроля за ней, систему компетентных органов и пунктов связи, функции МАГАТЭ, порядок возмещения затрат, привилегии, иммунитеты и льготы, предоставляемые персоналу оказывающего помощь государства, порядок рассмотрения претензий и оплату компенсаций.
    Международное право вырабатывает международные (мировые) стандарты для всех государств, вбирая в себя образцы наиболее прогрессивного, оптимального регулирования, накопленные в национальных системах права.  В то же время международно-правовые принципы воплощаются в национальных нормах с учетом правовых традиций, специфики законотворческой и правоприменительной деятельности и иных особенностей конкретной национальной системы права.
    Ядерный потенциал различных государств неодинаков: есть крупные ядерные державы (США, Франция), а в некоторых государствах имеются только исследовательские ядерные реакторы. И тем не менее в разработке национального законодательства заинтересованы все государства, в том числе и те, которые вообще не имеют крупных ядерных установок. Мотивация та же, что и в случае присоединения к международным соглашениям: насущная необходимость обезопасить себя на случай причинения ядерного ущерба, в том числе ущерба, причиненного вследствие ядерного инцидента трансграничного характера.
    Национальное регулирование, как правило, осуществляется двумя способами: либо в рамках базового закона об использовании атомной энергии, который содержит специальные разделы о гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда (Венгрия, Германия, Испания, Италия, США, Швеция и др.) либо в рамках специального закона о ядерной ответственности за причинение ядерного ущерба, принятого в развитие закона об атомной энергии (Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Франция и т.д.).
     Наряду с названными источниками в большинстве государств принимаются специальные акты в развитие законов. В Германии в 1977 г. издан Ордонанс о финансовом обеспечении ответственности. В Японии действует Закон о соглашениях по возмещению компенсации ядерного ущерба 1961 г. (с последующими поправками), по которому государство может выступать в качестве гаранта ответственности оператора ядерной установки. В Испании механизм правореализации Закона об атомной энергии разработан в ряде декретов и ордонансов 1967-1968 гг.
    В тех государствах, где нет специального регулирования ответственности за ядерный ущерб, регулирование таких отношений осуществляется в рамках общего гражданского законодательства.
     Иногда отдельные принципы международно-правового регулирования непосредственно закрепляются в нормах гражданских кодексов (например, в ГК Аргентины отражены отдельные положения Венской конвенции).
    В течение многих лет законодательство России не соответствовало международно-правовому режиму гражданской ответственности за ядерный ущерб. Несмотря на связанные с этим трудности, особенно в области осуществления международного сотрудничества по использованию атомной энергии, ядерного экспорта и импорта, в российском атомном праве не были закреплены те единые принципы гражданской ответственности за ядерный ущерб, на которых базируется ядерное законодательство стран Западной Европы и Америки. В настоящее время вопросы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный радиационным воздействием, в общем виде регулируются гл. XII Федерального закона Об использовании атомной энергии , который вступил в силу 23 ноября 1995 г. Закон заложил основы правового регулирования в этой области.
    
     III. Венская конвенция о гражданской ответственности за
           ядерный ущерб: история принятия, основные положения.
    
     Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб была принята под эгидой Международного агентства по атомной энергии 29 апреля 1963 года на международной конференции в Вене  и открыта для подписания 21 мая 1963 г. Эта Конвенция является одним из основополагающих международно-правовых документов, определяющих режим ответственности за ущерб в результате ядерного инцидента на объектах мирного использования атомной энергии. Как указывается в преамбуле, Конвенция заключена в целях установления минимальных норм для обеспечения финансовой защиты от ущерба, возникающего в результате определенных видов мирного использования ядерной энергии и содействия развитию дружеских отношений между нациями независимо от их различных конституционных и социальных систем.
    Процесс ратификации Венской конвенции сильно затянулся и она вступила в силу только в 1977 году (т.е. через 14 лет после ее принятия) после сдачи на хранение пятой ратификационной грамоты. К этому времени участниками Конвенции были следующие страны: Аргентина (1964. г.), Боливия (1968 г.), Египет (1968 г.), Камерун (1964 г.), Куба (1965 г.), Перу, Тринидад и Тобаго (1966) и Филиппины (1965 г.), т.е. государства, не граничившие с Советским Союзом и не имевшие (кроме Аргентины) какой-либо существенной ядерной деятельности. Чернобыльская авария и связанный с этим обостренный интерес в мире к проблеме ответственности за ядерный ущерб способствовали резкому росту числа участников Венской конвенции (в основном за счет восточноевропейских стран). В настоящее время участниками Венской конвенции являются: Аргентина, Армения, Беларусь, Болгария, Боливия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Республика Македония, Венгрия, Египет, Камерун, Куба, Латвия, Ливан, Литва, Мексика, Нигер, Перу, Польша, Республика Молдова, Румыния, Словакия, Словения, Тринидад и Тобаго, Украина, Уругвай, Филиппины, Хорватия, Чешская Республика, Чили, Эстония, Югославия.
     Для СССР в это время не стоял вопрос о присоединении к Венской конвенции. Вопрос об ответственности в Парижской и Венской конвенциях решается в рамках гражданского права и касается ущерба, причиненного отдельным лицам и организациям, тогда как Советский Союз исходил из принципа государственной ответственности. СССР выступал за разработку на универсальной основе нового соглашения, которое должно было строиться на принципе межгосударственного урегулирования претензий за ядерный ущерб. Однако из-за крайне негативной позиции западных стран эта инициатива дальнейшего развития не получила. Кроме того, в нашей стране отсутствовало внутреннее законодательство, регулирующее вопросы ответственности за ядерный ущерб с учетом как внутренних, так и международных аспектов этой проблемы. Без такого законодательства обеспечение выполнения обязательств по участию в Венской конвенции не представлялось возможным.
    Ряд стран (например, США, Австралия, Канада, Япония), имеющих развитую ядерную деятельность, в силу своего географического положения и по политико-экономическим мотивам не видят необходимости присоединяться ни к Венской, ни к Парижской конвенциям, отдавая предпочтение урегулированию возможных претензий на двусторонней основе, в частности США считают совершенно недостаточными компенсации за ядерный ущерб по этим конвенциям. Для многих других стран, находящихся в районах мира, где нет значительной ядерной деятельности, вопрос об ответственности за ядерный ущерб сейчас остро еще не стоит.
    Определяя основные юридические понятия отрасли, такие, как "ядерный материал", "ядерное топливо", "ядерный инцидент", "оператор ядерной установки" и т.д., Конвенция регламентирует порядок возмещения ущерба, причиненного в ходе использования ядерной энергии в мирных целях.
     Венская конвенция основана на следующих принципах гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб:
    1. Сосредоточение всей полноты ответственности на операторе - принцип "юридического канализирования". Ответственность за ядерный ущерб несет лицо, назначенное или признанное государством в качестве оператора ядерной установки. Этот принцип предполагает, что вместо предъявления множественности исков и долгой дороги между рядом в разной степени виновных лиц потерпевший адресует требование только оператору. Все иные лица защищены от иска со стороны потерпевших. Это уменьшает вероятность исков к ненадлежащим ответчикам и создает уверенность относительно того, кто является ответчиком надлежащим.
    2. В связи с тем, что ядерные объекты являются источниками повышенной опасности Конвенция предусматривает абсолютную ответственность за ядерный ущерб. Ответственность оператора за ядерный ущерб согласно настоящей Конвенции является абсолютной (Ст. IV.1. Конвенции). То есть, ответственность за ядерный ущерб возникает независимо от наличия или отсутствия вины, причинения вреда. Этот принцип дает потерпевшей стороне возможность получить возмещение, не опровергая доводов причинителя вреда об отсутствии его вины. Оператор может быть освобожден от абсолютной ответственности лишь ввиду некоторых разновидностей непреодолимой силы - военные действия, вооруженный конфликт, гражданская война или восстание, т.е. обстоятельств, которые не может предотвратить не только оператор, но и государство. Этот перечень содержится в Конвенции и не подлежит расширительному толкованию (Ст. IV.3 Конвенции).
    3. Принцип ограничения ответственности. Ответственность оператора может быть ограничена отвечающим за установку государством .  (Ст. V. Конвенции). Этот принцип призван "демпфировать" последствия реализации принципа абсолютной ответственности, является мерой защиты от исков, превышающих возможности оператора и реализуется путем установления неких максимальных размеров выплат, устанавливаемых национальным законодательством с учетом особенностей соотношения доли участия государства и систем страхования.
    Каждое государство само определяет предел ответственности оператора (эксплуатирующей организации) ядерной установки при том лишь условии, что он не может быть ниже установленного минимального размера (примерно 60 миллионов долларов США на один ядерный инцидент). Это значительно снижает финансовое бремя, которое может лечь в случае ядерного инцидента на оператора установки, а значит и на государство, поскольку все ядерные установки находятся в государственной собственности.
    Несовершенство Венской конвенции привело к необходимости пересмотра целого ряда положений. В результате на Дипломатической конференции  12 сентября 1997 года был принят Протокол о внесении поправок в Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб (15 государств-участников).
    Данным Протоколом значительно изменен текст Венской конвенции, в том числе в Конвенцию внесен ряд новых положений. Вместе с тем Протокол не затронул основной концепции Венской конвенции: он сохранил принцип гражданской ответственности за ядерный ущерб, предусмотрев возможность привлечения государственных средств для его компенсации.
     Существенные изменения, внесенные Протоколом, касаются определения понятия ядерного ущерба. Под ядерным ущербом помимо смерти или телесного повреждения, потери имущества или причинения ущерба имуществу понимаются также затраты на меры по восстановлению окружающей среды, потеря доходов, затраты на превентивные меры и стоимость дальнейших потерь или ущерба, причиненных такими мерами, а также любые экономические потери, кроме вызванных ухудшением состояния окружающей среды. Это призвано обеспечить полную компенсацию ущерба жертвам ядерной аварии.
     Протокол увеличивает минимальный предел ответственности до 300 млн. специальных прав заимствования (СПЗ) Международного валютного фонда, устанавливая при этом переходную сумму в 100 млн. СПЗ, которая в течение 15 лет должна быть увеличена до 300 млн. СПЗ.
     Кроме того, Протоколом увеличен до 30 лет срок реализации права на возмещение ущерба в случае смерти или телесных повреждений, расширена сфера действия Венской конвенции, в том числе определено, что Конвенция применяется к ядерному ущербу независимо от того, где он причинен.
     Одновременно Протоколом допускается, что физическим и юридическим лицам государства, не имеющего ядерных установок и не являющегося участником Конвенции, предоставляются те же права на получение компенсации в случае ядерной аварии, что и физическим и юридическим лицам государств-участников.
    Венская конвенция 1963 года и указанный Протокол понимаются и толкуются вместе как единый текст, который может упоминаться как Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1997 года.
    Вопрос о ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб в редакции Протокола 1997 года нуждается в серьезном исследовании и дополнительном рассмотрении с учетом подготовленного заинтересованными министерствами и ведомствами финансово-экономического обоснования. Поэтому Российская Федерация присоединяется к Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб, заключенной в 1963 году без учета поправок, внесенных Протоколом 1997 года.
    При анализе положений Конвенции Правовым управлением выявлены расхождения с национальным законодательством, регулирующим отношения по возмещению ядерного ущерба, как в части терминов, так и имеющие, по мнению Правового управления, существенное правовое значение. К последним относятся, во-первых, отсутствие в Конвенции указания на ущерб, причиненный непосредственно окружающей среде, которому в Федеральном законе от 21.11.95 г. 170 Об использовании атомной энергии (далее- Закон об атомной энергии) посвящена отдельная статья. Возможно, Конвенция данный ущерб включает в любую другую потерю или ущерб (подпункт к пункта 1 статьи 1), но с учетом важности вопросов, связанных с охраной окружающей среды, указанная формулировка нуждается в  уточнении (кстати, настоящая Конвенция в редакции Протокола от 11.11.97 дополняет определение ядерного ущерба положением об окружающей среде). Во-вторых, согласно подпункту а пункта 3 статьи П Конвенции причинители ядерного ущерба несут солидарную и долевую ответственность . В этой части Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) занимает более предпочтительную для потерпевшего позицию - в соответствии со статьями 1080 и 323 Кодекса лица, совместно причинившие вред, отвечают солидарно, т.е. потерпевший вправе предъявить требование ко всем должникам, некоторым из них либо к одному, причем как в полном объеме, так и в части. И лишь по заявлению потерпевшего и в его интересах суд может возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях. В-третьих, усматривается различие в регулировании отношений, связанных с регрессными обязательствами. В силу статьи Х Конвенции право регресса должно быть ясно предусмотрено письменным контрактом . Возможно, в отношении оператора ядерной установки такое ограничение оправдано, поскольку его ответственность является абсолютной, но ГК РФ содержит общее правило для регресса: лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (статья 1081 Кодекса). В-четвертых, требуют дополнительного обсуждения вопросы об исковой давности. В отличие от Конвенции (статья YI) Закон об атомной энергии (статья 58) не распространяет исковую давность на требования о возмещении вреда, причиненного радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, что представляется более правильным. Кроме того, из редакции (перевода) последнего предложения пункта 1 статьи YI неясно, какой срок установлен Конвенцией для защиты права по иску в связи с причинением смерти или телесного повреждения .
    Принципиальное значение может иметь различие в определении ядерной установки. В соответствии с подпунктом j пункта 1 статьи 1 Конвенции ядерной установкой не является ядерный реактор, используемый в качестве источника энергии средствами морского или воздушного транспорта. Закон об атомной энергии такого исключения не содержит. Таким образом, применение норм международного акта сужает сферу применения в том числе  гарантий, обусловленных опасностью использования ядерных материалов.  
     Расхождения терминологии Конвенции и актов национального законодательства в основном не изменяют содержание предписаний (например, термин оператор ядерной установки по определению совпадает с используемым в Законе об атомной энергии термином эксплуатирующая организация ), но  при этом, на наш взгляд, понятийный аппарат Конвенции требует более четкого перевода. Так, представляется неверным объединять все юридические лица термином товарищество либо включать их в понятие гражданин Договаривающейся стороны . Как основание для освобождения от ответственности в Конвенции рассматривается тяжелое стихийное бедствие исключительного характера. Необходимо уточнить соответствует ли такое определение понятию непреодолимая сила , под которым ГК РФ и Закон об атомной энергии подразумевают чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
    

* * *

     
     Основная идея Венской конвенции заключается в обеспечении защиты граждан одного государства от ущерба, причиненного ядерным инцидентом, произошедшим в другом государстве.  Учитывая, что Россия входит в достаточно узкий круг стран, эксплуатирующих ядерные установки, то речь идет не столько об ответственности других стран перед Россией, сколько о ее ответственности перед другими государствами.
     Россия подписала Венскую конвенцию в 1996 году, но до сих пор не ратифицировала ее, то есть остается незащищенной от возможного ядерного инцидента в других странах. Соответственно, Россия не гарантирует и им возмещение возможного ущерба в случае инцидента у своего ядерного оператора. Это сдерживает международное сотрудничество в ядерной области, приводит к необходимости решать этот вопрос в каждом отдельном случае заново.
    Правительство в своем заключении на проект федерального закона   96064185-2 О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб указывает, что ратификация Венской конвенции позволит обеспечить защиту граждан Российской Федерации в случае ядерного инцидента в близлежащих к России государствах, обладающих ядерной энергетикой и являющихся участниками Конвенции, таких как Украина, Литва, Болгария, Румыния, Словакия, Чехия, Венгрия.
     По мнению Правительства, ратификация Венской конвенции позволит снять определенные препятствия в развитии международного сотрудничества в области использования атомной энергии и ограничить требования к российским эксплуатирующим организациям по возмещению ядерного ущерба со стороны государств, с которыми Российская Федерация осуществляет сотрудничество в данной области, а также гармонизировать с международной практикой пределы ответственности эксплуатирующих организаций, форму и порядок финансового обеспечения этой ответственности (страхование, создание фондов, государственные гарантии) и другие аспекты в данной области.
    На проводившихся в Государственной Думе парламентских слушаниях и заседаниях круглого стола также был сделан вывод о необходимости ратификации Венской конвенции.
    Так, 12 апреля 2001 года были утверждены рекомендации по итогам парламентских слушаний "О состоянии и государственной системе регулирования ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации", проведенных 9 апреля 2001 года Комитетом по безопасности; Комитетом по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; Комитетом по энергетике, транспорту и связи; Комитетом по экологии, в которых  Государственной Думе предложено ускорить принятие Федерального закона "О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 года".
    20 апреля 2004 года Комитет Государственной Думы по экологии провел заседание "круглого стола" на тему: "Атомное законодательство РФ: проблемы и подходы к решениям". Участники заседания проанализировали состояние законодательства в области использования атомной энергии. Отмечалось, что в последние годы в области соблюдения безопасности при использовании атомной энергии и функционирования ядерного комплекса России приняты и работают базовые законы: "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения РФ", "О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территорий", "Об охране окружающей среды" (в части обеспечения радиационной безопасности окружающей среды). Но существующее правовое обеспечение деятельности в области использования атомной энергии нельзя признать удовлетворительным, в полной мере обеспечивающим интересы развития ядерного энергетического и ядерного оружейного комплекса. Большинство участников "круглого стола" пришли к заключению, что действующее ядерное законодательство нуждается в серьезном пересмотре, обновлении и дальнейшем развитии. В числе первоочередных законов, в которых остро нуждается атомная отрасль, был назван Федеральный закон "О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб".

Список использованных источников
     
1.     Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (в ред. Протокола от 12.09.1997).
2.     Протокол о внесении поправок в Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 12 сентября 1997 года.
3.     Заключение Правительства на проект федерального закона 96064185-2 О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 20.01.1995 г.
4.     Аяганова А.Б. Некоторые вопросы гражданской ответственности за ядерный ущерб: http://www.kisi.kz/Parts/IntPol/07 26 02Ayaganova.html
5.     Иойрыш А.И., Васильева Е.Н., Супатаева О.А. Ответственность за ядерный ущерб // Институт государства и права РАН. М., 1997.
6.     Ответственность за ядерный ущерб/ Отв. Ред. Б.Н.Топорнин // М.: РАН, ИНФРА-М, 1997.
7.     Статья председателя Калининградского Союза Чернобыль М.Ойсбойта О проблемах ответственности государства перед своими гражданами за вред нанесенный чернобыльской катастрофой по вине государства : http://chernobyl.onego.ru.
8.     Рекомендации по итогам парламентских слушаний "О состоянии и государственной системе регулирования ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации", проведенных 9 апреля 2001 года: http://www.duma.gov.ru
9.     Материалы заседания круглого стола на тему: Атомное законодательство РФ: проблемы и подходы к решениям , проведенного 20 апреля 2004 года: http://www.abnews.ru
10.      Замечания по Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб отдела правовой и лингвистической экспертизы  законопроектов по гражданскому законодательству и природопользованию Правового управления.