Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

12.Актуальная тема

12. Актуальная тема

Государственная Дума в России (1906-1917 гг.)
1. Учреждение Государственной Думы

     О намерении создать законосовещательную Государственную Думу было объявлено 6 августа 1905 года, когда царем Николаем II были объявлены подписанные им Манифест об учреждении Государственной Думы (получившей название Булыгинской - по фамилии тогдашнего министра внутренних дел А.Г.Булыгина, разработавшего соответствующий проект) и Положение о выборах в Государственную Думу .
    Согласно этим правовым актам Дума должна была собираться для обсуждения законодательных проектов, вносимых Государственным советом на утверждение царю. Она имела право законодательной инициативы (исключая основные законы государства) и обсуждения бюджета. Выборы Думы были задуманы как многостепенные, по 3 куриям - от уездных землевладельцев, городских жителей и крестьян (уполномоченных от волостей).
    Из участия в выборах исключались женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие, горожане, не имевшие недвижимой собственности и не снимавшие отдельных квартир, кочевники. Однако эта Дума так и не была созвана из-за нарастающей революции.
    В разгар всеобщей забастовки в октябре 1905 года царь издал Манифест от 17 октября 1905 года Об усовершенствовании государственного порядка , который объявлял о непреклонной воле царя:
     даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов ;
     не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав... ;
     установить как незыблемое правило, что ни один закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей .
    Дальнейшее развитие революции побудило царя принять 2 декабря 1905 года Указ Об изменении положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений . Общие ограничения в избирательном праве, установленные в августе 1905 года, были сохранены. Однако V раздел указа представлял очень ограниченные избирательные права рабочим. I и II разделы увеличили круг избирателей по городской курии.
    Порядок организации и деятельности Государственной Думы  определили следующие правовые акты: О переустройстве учреждения Государственной Думы от 20 февраля 1906 года, Указ Учреждение Государственной Думы от 20 февраля 1906 года, Свод основных государственных законов от 23 апреля 1906 года.
    Дума не имела права пересматривать основные государственные законы, касаться вопросов внешней политики, а также дел, связанных с вооруженными силами. Все это оставалось прерогативой только царя. Даже бюджетные права Думы оказывались урезанными: она, например, не имела права контролировать бюджет Синода, расходы, связанные с содержанием царского двора. Не подлежала огласке в Думе статья "На известные Его Императорскому Величеству употребления" (включала средства на военную разведку, подкуп иностранной и отечественной прессы).
    Самым главным ограничением Государственной Думы в России было то, что правительство - главный орган исполнительной власти в государстве - подчинялось царю и ни в малейшей степени не зависело от Думы. Последняя могла обсуждать законодательные темы, а правительство, назначаемое царем, поступало по его указаниям. Кроме того, над Думой был поставлен Государственный совет (существовавший уже почти сто лет, наделявшийся полномочиями верхней палаты создаваемого двухпалатного представительного органа), половина членов которого назначалась прямо царем, а другая половина выбиралась из крупных землевладельцев, промышленников и торговцев, представителей Академии наук и других элитарных слоев общества. Государственный совет призван был играть роль фильтра, не пропускавшего законопроекты, которые проходили через Думу, но не были приемлемы для самодержавия. В Свод основных государственных законов был введен специальный параграф 87, который разрешал императору всероссийскому в перерывах между сессиями Думы (как показала практика последующих лет, они длились по нескольку месяцев в году) издавать законы от своего имени. Царь мог (и, как известно, без колебаний в нужный ему момент использовал эту возможность) распустить Думу (даже на один день, чтобы принять закон, который Дума могла не пропустить по тем или иным причинам.) Но, несмотря на все эти ограничения, введение в России законодательной выборной Думы было важнейшим в её истории событием. Теперь без одобрения Думы нельзя было, например, вводить новых налогов, новых расходных статей в государственном бюджете. Если Дума не утверждала бюджет на текущий год, правительство вынуждено было пользоваться прошлогодним бюджетом, что, естественно, стесняло правительство - особенно в вопросе о денежных затратах на развитие вооруженных сил и.т.д.
    

2. Первая Государственная Дума

     Открытие Первой Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 г. в Санкт-Петербурге в Тронном зале Зимнего дворца, а в дальнейшем Дума работала в Таврическом дворце.
    Вследствие неодновременности выборов работа Думы проходила при неполном составе. В нее из 478 депутатов было избрано 179 кадетов, 63 автономиста (поляки, украинцы, эстонцы, латыши, литовцы и др. национальные группы), 16 октябристов, 97 трудовиков, 105 беспартийных и 18 социал-демократов (большевики в выборах не участвовали, бойкотируя их). Председателем был избран член кадетской партии, профессор С.А.Муромцев.
    5 мая депутаты направили Николаю II письменное обращение, в которое включили требование отмены смертной казни и амнистии политическим заключенным, установления ответственности министров перед народным представительством, упразднения Государственного совета, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных, монастырских земель и принудительного выкупа частновладельческих земель для ликвидации земельного голода русского крестьянина. 13 мая председатель Совета министров И.Л. Горемыкин от имени царя выступил в Думе и на все требования послания ответил категорическим "Нет!". В ответ Дума приняла резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки. Реакции не последовало. Зная настроение царя, некоторые министры объявили бойкот Думе и перестали посещать её заседания. Унижением для депутатов стал и присланный в Думу первый законопроект об ассигновании 40 тыс. руб. на постройку пальмовой оранжереи и сооружение прачечной при Юрьевском университете.
     В Правительственном вестнике из номера в номер стали публиковаться довольно однотипные всеподданейшие письма , подписанные группами лиц, в которых Дума называлась инородной выдумкой , чужеродным изобретением , которому не суждено привиться на истинно русской почве , доказывалось, что она всегда будет вредным учреждением.
     В свою очередь, с самых первых заседаний Дума раздиралась изнутри массой нестыковок , всякого рода противоречий, спорами, возникающими между партийными блоками, возникшими в ходе первых дней ее работы. Еще во время предвыборной борьбы подавляющее большинство депутатов в Думе оказались представителями либеральных партий различных оттенков, объявивших себя ответственной оппозицией , которую не удовлетворяли порядки, сложившиеся после издания Манифеста 17 октября. Главной партией в этой оппозиции были кадеты, к ним примыкали октябристы и автономисты , надеявшиеся в Думе получить поддержку своим национальным программам, в основном - в предоставлении культурно-национальной автономии. В то время как либералы выражали свою готовность сотрудничать с правительством, левые партии, и прежде всего социал-демократы, последовательно поднимали острые социальные вопросы - аграрный, о помощи безработным (многие из которых попали в эту категорию в результате увольнений за революционные выступления), о помощи голодающим (весной 1906 г. голод охватил 26 губерний и 2 области, 20 млн. человек) и т.п.
    Под давлением своих избирателей социал-демократы, трудовики, а также социалисты-революционеры, народные социалисты, увлекая многих беспартийных, проводили тактику левого блока , противопоставляя ее объединению правых и кадетов. Именно по предложению трудовиков Дума вынесла резолюции о полном недоверии правительству И.Л.Горемыкина. Всего же Дума сделала 391 запрос о противозаконных действиях властей. Она обсудила на 38 пленарных заседаниях и 18 заседаниях комиссий множество вопросов. Среди них - об отмене смертной казни и амнистии политических заключенных, о черносотенном погроме в Белостоке, о профсоюзах и многие другие, но практически не достигла успеха. Однако нельзя сбрасывать со счетов, что критические выступления депутатов становились достоянием широкой общественности.
    Центральным в Первой Думе был аграрный вопрос. Трудовики требовали, чтобы помещичья земля был отдана им, но правительство стояло на стороне помещиков. 8 мая кадеты за подписью 42 депутатов внесли аграрный законопроект, а 19 мая 104 депутата Трудовой группы внесли свой. Суть аграрной реформы обоими проектами сводилась к образованию государственного земельного запаса ( записка 42-х ) или общественного земельного фонда (проект 104-х) для обеспечения безземельного и малоземельного крестьянства путем отвода ему не в собственность, а в пользование участков в пределах определенной трудовой или потребительской нормы. Оба проекта включали дележ казенных, удельных и монастырских земель. Что касается помещиков, то трудовики предлагали оставить им лишь трудовую норму , а кадеты предусматривали возможность сохранения нетронутыми тех крупных поместий, которые велись образцово , т.е. где урожайность была выше, чем в крестьянских хозяйствах. Конфискация земли у помещиков должна была, по мнению авторов проектов, компенсироваться вознаграждением помещиков за изъятые земли. 6 июня появился еще более радикальный эсеровский проект 33-х . Он предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление её со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России.
    9 июля 1906 г. депутаты Думы пришли в Таврический дворец на очередное заседание и увидели запертые двери. Рядом на столбе висел манифест за подписью царя о прекращении работы Первой Думы, так как она, призванная вносить спокойствие в общество, лишь разжигает смуту . Всего Первая Дума просуществовала 72 дня: с 24 апреля по 8 июля 1906 года.
     Вместе с тем в манифесте о роспуске Думы говорилось, что закон об учреждении Государственной Думы сохранен без изменений .
    В ответ около 200 депутатов, и среди них кадеты, трудовики, социал-демократы, собрались в Выборге, где после бурных сетований и обсуждений приняли подписанное 167 депутатами воззвание - Народу от народных представителей . В нем говорилось, что правительство сопротивляется наделению крестьян землей, что оно не имеет права без согласия народного представительства собирать налоги и призывать солдат на военную службу, брать займы. Воззвание призывало к сопротивлению такими, например, действиями, как отказ давать деньги в казну, саботирование призыва в армию.
     Против подписавших Выборгское воззвание правительство возбудило уголовное преследование. По решению суда все подписанты отсидели по три месяца в крепости, а затем были лишены избирательных (по сути дела, гражданских) прав при выборах в новую Думу и на другие общественные должности.
    Всего за время работы Первая Дума одобрила лишь 2 законопроекта: об отмене смертной казни (депутатский, Государственным советом не рассматривался, после роспуска Думы был признан отклоненным) и об ассигновании 15 млн руб. на помощь пострадавшим от неурожая (правительственный, был одобрен Государственным советом и утвержден царём, хотя депутаты сократили запрошенную сумму с 50 до 15 млн руб.).


3. Вторая Государственная Дума

     Вторая Государственная Дума работала 103 дня - с 20 февраля по 2 июня 1907 г. Её состав оказался более левым, чем в Первой Думе.
    На этот раз в Думе был представлен весь спектр политических партий России. Социал-демократы, эсеры и народные социалисты получили в общей сложности 118 из 518, т.е. более 20%, депутатских мандатов. Так, РСДРП сумела провести в Думу 65 своих членов.
    Очень сильной (104 места) была формально беспартийная, но находившаяся под сильным влиянием социалистов крестьянская трудовая группа. Таким образом, на долю левых депутатов во Второй Думе приходилось около 43% депутатских мандатов.
    Конституционные демократы, потеряв по сравнению с Первой Думой 80 мест, сумели тем не менее образовать фракцию в составе 98 депутатов. Поправили свои дела умеренные и октябристы (32 места), а также правые (22 мандата). 50 народных избранников выступали в Думе как беспартийные.
    Председателем Второй Думы был избран член ЦК кадетской партии, землевладелец Ф.А.Головин.
     Правые депутаты и кадеты с самого начала решили продемонстрировать правительству твердую решимость вести конструктивную законотворческую работу, чтобы уберечь парламент от повторного досрочного роспуска. Во Второй Думе интенсивно работало свыше 20 комиссий, на рассмотрение которых попадали вносимые правительством и депутатами законопроекты. Почти в десять раз по сравнению с Первой Думой сократилось количество депутатских запросов правительству, вызывавших, как правило, негативную, раздраженную реакцию представителей исполнительной власти и уводивших парламентариев в сторону от обсуждения текущих дел и важных законопроектов. В то же время депутаты-социалисты, видевшие в Думе прежде всего всероссийскую агитационную трибуну, вместо критики правительства и либералов по-прежнему старались взвинтить обстановку в Таврическом дворце и наговорить правительству как можно больше резких слов.
    Возглавляемое П.А.Столыпиным правительство, воспользовавшись более чем полугодовой паузой в работе Думы (июль 1906 - февраль 1907 г.), подготовило для депутатов огромное количество самых разных законопроектов и ходатайств об отпуске средств на нужды тех или иных ведомств и учреждений.
     Вторая Дума одобрила 20 законопроектов (силу закона получили из них 3), причем среди них не было законопроектов об аграрной реформе, о введении всеобщего начального образования, о неприкосновенности личности, которых ждали многие в России. Тем не менее впервые в истории России весной 1907 г. в Думе прошло парламентское обсуждение бюджета страны - так называемой росписи государственных доходов и расходов. Социал-демократы и эсеры предлагали отклонить проект министерства финансов, представленный депутатам министром В.Н.Коковцовым. Однако Дума пошла по другому пути: министерский документ был подвергнут предварительному обсуждению и сдан в комиссию, что фактически было равносильно его принятию. Депутаты обращали внимание на ограниченность бюджетных прав Думы, которая, по существу, не могла изменить ни одной статьи росписи, предусмотренной действующим законодательством или личными распоряжениями царя. Резкой критике была подвергнута действовавшая в России система косвенных налогов, падавших в первую очередь на малоимущие слои населения. Много говорилось и о явном несоответствии между колоссальными тратами на содержание раздутого государственного аппарата и мизерными расходами на народное образование. Левые депутаты пытались привлечь внимание общественности к росту ассигнований на полицейское ведомство и чрезмерным, по их мнению, расходам на армию и флот.
     Вопреки отрицательному мнению левых фракций, Думой были приняты, а затем, после утверждения Государственным советом и царём, обрели силу закона контрольные цифры по контингенту солдат-новобранцев, подлежавших призыву на военную службу в 1907 г.
     Но главным камнем преткновения для сотрудничества Думы с правительством, как и год назад в Первой Думе, стал аграрный вопрос, обсуждение которого заняло два с половиной месяца. Основной материал для прений дали законопроект Трудовой группы (фактически в него была заложена идея национализации всей земли и её радикального перераспределения в пользу крестьян) и предложения кадетской фракции о принудительном отчуждении части помещичьих земель за выкуп и передаче их сельским труженикам. Убедить кадетов отказаться от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель премьер П.А.Столыпин не смог, что в конечном счете и решило судьбу Думы.
    Располагая через полицейскую агентуру данными о революционной агитации социал-демократов в армии и о причастности к этой работе некоторых депутатов Думы - членов РСДРП, П.А.Столыпин обвинил их в заговоре с целью насильственного изменения существующего государственного строя. I июня 1907 г. он потребовал отстранить от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократических депутатов и немедленного лишения 16 из них депутатской неприкосновенности ввиду привлечения к суду.
     Кадеты настояли на передаче данного вопроса в специальную комиссию, дав ей на расследование дела 24 часа. Однако это предложение было отклонено.
    В итоге в воскресенье, 3 июня, Вторая Государственная Дума указом царя была распущена, причем одновременно было изменено и положение о выборах в следующую Думу, заметно менявшее социально-политическую конфигурацию в ней в пользу правых сил.


4. Третья Государственная Дума

     Начавшая свою работу 1 ноября 1907 года Третья Государственная Дума оказалась единственной из дореволюционных созывов высшего народного представительства, проработавшей весь отпущенный ей пятилетний срок и в относительно нормальных условиях.
    В соответствии с изданием 3 июня 1907 года царского Манифеста о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу и Положения о выборах в Государственную Думы был сформирован новый состав Государственной Думы. Общая численность депутатского корпуса сократилась с 518 до 442 человек, заметно уменьшилось представительство от крестьян, рабочих, национальных регионов. Если первые два созыва Дума была по преимуществу крестьянской, то с изменением избирательного закона относительное большинство в ней получили дворяне - 46%, а удельный вес крестьян упал почти до 19%. Землевладельцы вообще составляли почти половину депутатов - 49,7 %, лица "свободных профессий" (адвокаты, врачи, литераторы, публицисты) - 14,6%, духовенство - 10,1%, торговцы и промышленники - 7,4%, рабочие и ремесленники - 3,3%.
    В политическом плане Дума стала заметно умереннее. Фракционный состав её в первую сессию выглядел следующим образом: крайне правых в ней было 51, умеренно-правых и националистов - 96, фракция Союз 17 октября , представлявшая собой фактически правительственную партию, насчитывала 154 депутата, прогрессисты имели 28 депутатских мест, кадеты (партия народной свободы) - 54, мусульманская группа - 8, польско-литовско-белорусская группа - 7, польское коло (объединение польских националистов) - 11, фракция трудовиков - 14 и социал-демократы - 19. Произошедшие затем некоторые изменения принципиально не повлияли на расстановку политических сил в Думе.
     То есть ни одна политическая партия не имела в Думе квалифицированного большинства. Правительство, опираясь на октябристский центр, при проведении своей политики могло рассчитывать на правооктябристское или октябристско-кадетское большинство. Все три председателя Третьей Думы были октябристами: Н.А.Хомяков (1 ноября 1907 г. - 8 марта 1910 г.), А.И.Гучков (8 марта 1910 г. - 22 марта 1911 г.) и М.В.Родзянко (с 22 марта 1911 г. и до конца полномочий).
     За 5 лет своего существования Третья Дума проделала значительную работу: было рассмотрено более 2,5 тысяч правительственных законопроектов, разработано 205 собственных законодательных предложений, составлено и обсуждено 157 запросов правительству и т.д.
     В то же время, хотя Дума одобрила 2197 законопроектов, подавляющую часть из них составляли мелкие запросы ведомств, касавшиеся главным образом штатов и бюджетов отдельных учреждений.
    Среди принятых законов не оказалось важнейших, затрагивающих коренные интересы основной массы населения: о волостном земстве, о кооперации, о самоуправлении церковных общин (приходов), о введении земства в Сибири и других местах, где оно отсутствовало. Вместе с тем  Дума приняла и ряд важных законов, существенным образом повлиявших на весь ход социально-экономического и политического развития страны.
    Прежде всего следует отметить законодательство о крестьянском землевладении и землепользовании (законы 14 июня 1910 г. и 29 мая 1911 г.). Депутаты согласились с правительством, отвергнувшем попытки покушения на частновладельческие земли и предложившем решение аграрного вопроса на путях интенсификации сельскохозяйственного производства и прежде всего - крестьянского хозяйства. Проекты, внесенные П. А. Столыпиным и А.В. Кривошеиным, главноуправляющим ведомством землеустройства и земледелия, предусматривали создание частного крестьянского землевладения и создание индивидуальных крестьянских хозяйств (отрубов и хуторов) путем поощрения выхода крестьян из общины.
    Важным итогом деятельности Третьей Думы в социальной сфере стали страховые законы по обеспечению рабочих в случаях травматизма, и болезней, изданные 23 июля 1912 г. Представляя на обсуждение законопроект о страховании рабочих от несчастных случаев, в ходе которого затронут был фактически и весь круг необходимого рабочего законодательства, председатель комиссии барон Тизенгаузен отметил первостепенное экономическое, общественное и государственное значение решения рабочего вопроса. Эти законы, считал он, имеют в виду не только защиту интересов рабочих промышленности, они поднимают и разрешают кардинальные вопросы социального бытия, определяют роль государства в обеспечении взаимных отношений представителей капитала и наемного труда.
     Более 120 принятых законодательных актов касались выделения денежных средств на различные нужды учебного дела - для развития существовавших и учреждения новых учебных заведений. С одобрения Думы выделялись ассигнования на удовлетворение строительных надобностей всякого рода правительственных учреждений, особенно на развитие транспортной инфраструктуры - переустройство железнодорожных станций, строительство второго Сибирского пути, Амурской железной дороги, устройство срочных рейсов морского и речного пароходства. В этом же ряду шли акты о финансировании различных нужд морского и военного ведомств, министерства земледелия, министерства иностранных дел и других.
    В законодательном порядке были пересмотрены штаты некоторых правительственных учреждений, увеличен в ряде регионов личный состав полиции, организована сыскная часть по делам общеуголовного характера, увеличено содержание городского и сельского духовенства, установлен порядок управления храмов Воскресения в Санкт-Петербурге, усилен отпуск средств на некоторые из нужд медицинского дела и т.п.
     В законе об увеличении содержания чинам судебного ведомства вместе с установлением повышенных окладов, жалования указывалось, что члены суда и следователи получают прибавки к своему содержанию. Точно так же в законе об установлении штата канцелярии Государственной Думы и состоящих при Государственной Думе должностных лиц вводилась десятипроцентная прибавка к постоянному размеру содержания - по пятилетиям. Заслуживает также внимания точное определение размера праздничных пособий служащим лицам к Новому году и к празднику Св. Пасхи - в размере полного оклада. Депутаты отменили также 335-ю статью Устава о государственной службе, по которой для отставных офицеров, состоящих на гражданской службе, была установлена выдача годовых окладов взамен постепенного производства в гражданские чины.
    Заботой об определенной категории российских граждан было продиктовано и принятие закона о производстве дел о расторжении браков военнослужащих, пропавших без вести в минувшую русско-японскую войну. По сравнению с действовавшим общим законом о расторжении браков значение нового закона было в том что в нем расширялся круг лиц, к бракам которых стало можно применять упрощенные условия расторжения, а общий пятилетний срок сокращался до двух лет.
    Важным представляется и закон об отпуске 15 млн. рублей для оказания помощи населению, пострадавшему от неурожая 1907 года, который обязывал министра внутренних дел представить к марту 1909 г. подробный отчет об израсходовании этой суммы. Государственной Думе должны были представляться не позднее 25 января 1908 г. дальнейшие необходимые сведения о размерах продовольственной и семенной нужды - для принятия законодательных решений о выделении дополнительных кредитов.

5. Четвертая Государственная Дума

     Выборы в Четвертую Государственную Думу пришлись на осень (сентябрь - октябрь) 1912 г.
     Среди депутатов было более 75% помещиков-землевладельцев и представителей духовенства. Помимо земли, более 33% депутатов имели недвижимое имущество (заводы, фабрики, рудники, торговые предприятия, дома и др.). К лицам интеллигентных профессий принадлежало около 15% всего состава депутатов. Они играли активную роль в различных политических партиях, многие из них постоянно участвовали в дискуссиях общих собраний Думы.
    Среди 442 депутатов к её правой части принадлежало 35% депутатов, т.е. 65 депутатов собственно правых и 89 так называемых умеренно-правых и националистов. Около 30% депутатов составляли центристские группы: 98 депутатов принадлежало к партии Союз 17 октября и 33 - к группе Центр . Среди оппозиционных групп самой многочисленной была партия Народной свободы (конституционных демократов) - насчитывала 58 депутатов, партия прогрессистов - 48, социал-демократы - 14 (в октябре 1913 г. и из этой группы в Думе выделилась фракция большевиков).
    Четвертая Государственная Дума открылась 15 ноября 1912 г. и формально просуществовала весь положенный срок - до 6 октября 1917 г., но фактически ее роль была сведена на нет уже после роспуска царем в дни Февральской революции 1917 г.
    Во главе Думы стоял президиум с председателем (им вновь стал после выборов принадлежащий к Союзу 17 октября М.В. Родзянко). Президиуму и связанному с ним непосредственно Общему собранию Государственной Думы были подчинены (или были с ними связаны) Совещание представителей фракций и групп , Приставская часть, Канцелярия с тремя отделами (общего собрания и общих дел, финансовым, законодательным). Государственная Дума имела также так называемый Министерский павильон, Отдел петербургского телеграфного агентства, Бюро печати. Кроме того, в Думе работали отделы для проверки полномочий ее членов, десятки временных и постоянных комиссий. В числе постоянных комиссий были: бюджетная, финансовая, редакционная, по личному составу, распорядительная, библиотечная, по запросам.
    За период работы Четвертой Государственной Думы ею было проведено пять сессий: две из них пришлись на довоенный период и три - на период первой мировой войны. Первая сессия продолжалась с 15 ноября 1912 г. по 25 июня 1913 г. (было проведено 81 заседание), вторая - с 15 октября 1913 г. по 14 июня 1914 г. (было проведено 111 заседаний). В период первой и второй сессий в Думу было внесено свыше 2000 законопроектов. Всего же к 9 декабря 1916 г. в Думу было внесено 2625 законопроектов, а рассмотрено 1239.
    Сложившаяся в два предвоенных года обстановка в Думе отличалась напряженностью как в отношениях различных группировок внутри Думы, так и в её взаимоотношениях с правительством. В ходе заседаний Думы это проявлялось в оппозиционных правительству голосованиях, в попытках оппозиции выступать с самостоятельными законодательными инициативами. Отвечая на декларацию правительства, обращенную к Четвертой Думе, кадетско-октябристское большинство предложило правительству вступить на путь осуществления Манифеста 17 октября 1905 г., а кадеты довольно смело повторили свои законопроекты о свободе печати, собраний, союзов и т.п. Но практического значения это не имело: законопроекты такого рода или застревали в комиссиях, или проваливались Государственным советом. В марте 1914 г. либеральное крыло Думы предприняло попытку объединения всех прогрессивных сил , включая левых либералов, трудовиков и социал-демократов, чтобы выдвинуть требования реформ, но дальше взаимной информации и временных блоков дело не сдвинулось.
    В первые два года работы Четвертой Государственной Думы царскому правительству, несмотря на появившуюся еще при выборах трещину в созданной П.А.Столыпиным третьеиюньской системе, удавалось оставаться хозяином положения. Основываясь на политике лавирования между различными группировками помещиков-землевладельцев и буржуазии, правительство по-прежнему рассчитывало на два большинства: право-октябристское (283 голоса) и октябристско-кадетское (226 голосов). Но это положение стало резко меняться, когда депутаты Четвертой Государственной Думы потребовали от правительства дать ответ за поражение в войне.
    Вступление России 1 августа 1914 г. в войну в корне изменило обстановку в Государственной Думе. Именно в этот период, когда государственная власть в России вынуждена была держать экзамен на прочность, со всей остротой обнажилась сущность противоречий в её взаимоотношениях с теми группировками различных партий, которые составляли российский парламент, а ослабление самодержавия, не справлявшегося с ведением войны, раскрывало перед самой Государственной Думой утверждение властных возможностей, выходящих за рамки её законодательной деятельности, когда-то очерченных царской властью. В августе 1915 года в рамках Думы был создан т.н. Прогрессивный блок (межпартийное объединение) для более организованного давления на правительство с целью побуждать его вести войну до победного конца и тем самым предотвратить назревающую в стране революцию. В составленной лидером блока, руководителем фракции кадетов П.Н.Милюковым программе блока (содержащей, по его словам, то, что могло объединить Думу ) содержалось требование создать новое правительство общественного доверия , изменить методы управления страной.
    В ответ на создание Прогрессивного блока 3 сентября царь издал указ о закрытии заседаний Думы.
    Возобновила она свою работу 1 ноября. Именно в этот день П.Н.Милюков произнес свою знаменитую речь, в которой подверг радикальной критике не только правительство, но и императрицу. Каждое обвинение он завершал вопросом: Что это - глупость или измена? Аудитория, - вспоминал впоследствии П.Н.Милюков, - решительно поддержала своим одобрением второе толкование даже там, где сам я не был в нем вполне уверен . Нельзя не признать тем самым, что речь П.Н.Милюкова, о которой постоянно говорили, а также иные подобного рода выступления видных думцев в значительной мере способствовали формированию в обществе негативного отношения к царской фамилии и возбуждали среди широких масс радикальные и революционные настроения.
    Большевистская фракция отказалась одобрить вступление страны в войну и выступала с пораженческих позиций. 4 ноября 1914 года её члены были обвинены в государственной измене, арестованы, а в феврале 1915 года признаны виновными в принадлежности к партии, ставящей своей целью свержение государственного строя в России, и приговорены к пожизненной ссылке в Туруханский край.
    В целом же Государственная Дума поддерживала царское правительство в ведении войны, одобрила законопроекты о повышении косвенных и прямых налогов и ряд других законопроектов, направленных на укрепление царизма. Несмотря на то, что все предложения, вносившиеся в Думу царским правительством, ею одобрялись, Четвертая Дума созывалась царём нерегулярно. По важнейшим вопросам государственной жизни царь издавал указы в соответствии со ст. 87 Основных законов Российской империи 1906 г. в обход Думы.
     В результате Февральской революции 1917 г. произошли существенные изменения в государственном строе России.
     Но еще до своего отречения от престола Николай II 27 февраля распустил Государственную Думу. Дума, подчинившись указу о её роспуске, собралась на неофициальное заседание и образовала Временный комитет Государственной Думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами из 12 человек (председатель - октябрист М.В. Родзянко, члены Прогрессивного блока , один меньшевик и трудовик А.Ф. Керенский). Временный комитет Думы продолжал действовать до начала октября как орган общественности . 28 февраля Временный комитет назначил генерала Л.Г. Корнилова на пост командующего войсками Петроградского округа и послал своих комиссаров в Сенат и министерства. Он стал выполнять функции правительства и направил в Ставку депутатов А.И.Гучкова и В.В.Шульгина для переговоров с царем об отречении, которое состоялось 2 марта. Таким образом, именно депутаты Государственной Думы в этот важный исторический для страны момент настойчиво побуждали царя отказаться от трона, что в результате и произошло.
    В тот же день 2 марта в результате переговоров Временного комитета Думы с исполкомом Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов было создано Временное правительство.
     Но уже на первом заседании Временное правительство отказалось от восстановления прав распущенной царским указом Четвертой Думы. Да и П.Н.Милюков, выступая неоднократно 2 марта перед матросами, солдатами, рабочими и иностранными журналистами в Таврическом дворце, говорил, что форма государственного правления будет определена уже Учредительным собранием. В итоге, хотя Премьер Г.Е.Львов обещал созвать Думу 27 апреля, в годовщину открытия Первой Думы, пригласив в заседание депутатов всех созывов, Дума как палата больше не заседала. Весной 1917 г. появилось несколько проектов учреждения из депутатов Думы и Совета некой совещательной опоры для Временного правительства, но из-за растущего влияния Совета и падающего значения депутатов Думы министры отказались от такого варианта. Вместо законодательной палаты Временный комитет Думы создал частное совещание Государственной Думы - собрание депутатов, не имевшее никакой законодательной или законосовещательной силы. С 22 апреля по 20 августа оно собиралось 14 раз при участии примерно 60 депутатов. Корниловский мятеж положил конец деятельности этого собрания. А вскоре после его подавления Временное правительство 6 октября 1917 г. официально объявило о роспуске Четвертой Думы и завершении полномочий выборных членов Государственного совета. Действительно, к этому времени срок полномочий депутатов, избранных осенью 1912 г., уже истек. Однако вместо объявления даты новых выборов в Думу Временное правительство начало подготовку избрания Учредительного собрания. День 6 октября 1917 г. подвел черту под недолгой историей Государственной Думы России начала XX в.
     

6. Материальное обеспечение депутатов

     Депутатам назначено было годичное жалованье в размере 4 тыс. 200 руб. Члены думской комиссии во время работы комиссий и в сессионном месяце получали 10 руб. в день суточных (за каждый день работы комиссии). Оплачивали все путевые расходы, гостиницы и пр. Материальное благополучие большей части депутатов не зависело от думского жалованья. Помимо богатых депутатов, крупных помещиков, предпринимателей, были и депутаты-интеллигенты: врачи, адвокаты, профессора, имевшие должностные оклады и гонорары, сопоставимые с депутатским жалованьем. Но для депутатов из крестьян оно казалось огромным. Так, крестьянская семья, переселяясь в Сибирь, получала ссуду до 170 руб. на обзаведение (не считая земельного надела, лесного материала для строительства дома и двора и пр.).
    Депутатская десятка (суточная) была весьма весома. Проезд в столичном трамвае стоил пятак (в войну гривенник). Килограмм хлеба (ситного) - 12 коп., картофель - 2 коп. за кг, мясо (говядина) - 50 коп. за кг, масло - менее рубля и пр. Билеты в театры (галерка) - около 30 коп. Квартплата исчислялась из расчета 20 коп. за кв. метр жилья.
    Визит к врачу обходился в 20 коп. Для сопоставления - депутатское жалованье приравнивалось к среднему довольству чиновника четвертого класса, действительного статского советника.
    Перед войной 1914 г. содержание царского двора обходилось казне около 0,5% годового бюджета, инженер в год получал на казенных заводах до 2 тыс. руб. в год, на частных - до 3 тысяч. Земский врач имел содержание до 1,5 тыс. руб. Примерно столько же - офицер (средних чинов), причем 95% офицеров не имели недвижимой собственности (безземельные дворяне). Профессорский годовой оклад составлял 3-5 тыс. руб. Средний заработок квалифицированного рабочего колебался в пределах 300-360 руб., сельский священник и учитель получали по 150-200 руб.
     Депутат Думы получал квартиру от казны, имел право на отпуск (летний двухмесячный перерыв в заседаниях Думы и, кроме того, полтора месяца для работы в округах с избирателями и для решения личных дел). Естественно, Дума не заседала в праздничные дни, сессии прерывались на время Рождества и Пасхи (двухнедельные перерывы). Заседания Думы начинались в 11 часов утра, а длились с перерывом на обед иногда до позднего вечера. Во время думской сессии депутаты сами определяли порядок своей работы. Предусматривалось законом, что депутат, пропускающий заседания без уважительных причин, подвергался денежному штрафу в 25 руб., если депутата удаляли из зала заседаний - а Дума имела право удалять от 1 до 15 заседаний - то суточные за эти дни не выплачивались.
    Если депутат не подчинялся решению председателя и продолжал нарушать спокойствие, он удалялся из зала специальными лицами, так называемым приставом Думы и его помощниками, находившимися в распоряжении Председательствующего. Права пристава были точно определены на этот счет документами внутреннего распорядка Думы.
    

Заключение

     Учреждение Государственной Думы России в 1905 г. показало, что никакого особенного самобытного пути, провозглашаемого отечественными традиционалистами, у России нет. В общих чертах она повторяла магистральный путь развития других европейских держав (Франция, Германия и др.), обязательно проходивших через эпоху абсолютизма, революции и появления парламента. Дума, еще не будучи настоящим парламентом, уже объективно не вписывалась в систему самодержавной власти. Появление народного представительства было первым реальным шагом на пути к конституционной монархии, либо даже к республике.
    Депутаты первой, второй, третьей и четвертой дореволюционной Государственной Думы успели сделать многое как для развития российского законодательства начала XX века, так и для становления парламентской практики в России.
    Благодаря Государственной Думе в Российской империи были приняты прогрессивные по тем временам законы по развитию народного образования. Дальнейшее развитие получило трудовое (или как оно тогда называлось, рабочее) законодательство. Перед первой мировой войной Государственная Дума активно участвовала в увеличении государственных ассигнований на перевооружение российской армии и флота. К тому же именно Дума имела полномочия рассматривать и утверждать ежегодный государственный бюджет.
    В составе её депутатов были не только представители всех сословий тогдашнего общества, но и представители различных народов и национальностей Российской империи.
     В дореволюционной Государственной Думе сформировались такие атрибуты современного парламентаризма, как партийные фракции, запросы депутатов правительству, выступления премьеров с правительственными декларациями, гласность думских пленарных заседаний.
     Хотя Государственная Дума существовала в России с 1906 по 1917 г., её деятельность неоднократно прерывалась (досрочные роспуски, война). Всего её работа продолжалась лишь около 6 с половиной лет. Но Дума сумела укрепиться в политической жизни империи, став важной составляющей государственного механизма в России. Народное представительство завоевало расположение к себе населения империи. Опросы, проводимые в начале XX в., показали, что даже малограмотные крестьяне, не знавшие толком, что такое Государственная Дума, какие политические партии существуют в стране и чем они отличаются друг от друга, были уверены, что Дума России нужна. Не случайно в первые дни Февральской революции 1917 г. люди пошли именно к Таврическому дворцу.
    Утвердившийся в 1917 году коммунистический строй на 70 лет прервал формирование в нашей стране демократических институтов, пресек развитие парламентаризма. Опыт Государственной Думы как буржуазного парламента , недостойного более высокой организации Советов, был отринут.
    Судьба народных избранников, переставших быть нужными после 1917г., сложилась по-разному. Большинство из них эмигрировало из советской России и провело остаток дней на чужбине. Немало депутатов погибло в годы Гражданской войны, став жертвами Красного террора. Оставшиеся влачили жалкое существование, часть из них попала под маховик массовых политических репрессий сталинского режима второй половины 30-x гг. Отдельные члены Думы оказались свидетелями эпохи развитого социализма в СССР и правления Л И. Брежнева. Последним из могикан оказался, по-видимому, В.В. Шульгин, проживший 98 лет и умерший в 1976 г.
    И все же ростки политической демократии и парламентаризма не были полностью искоренены из российской почвы. Они пробили себе дорогу в ходе начавшегося на рубеже 80-х-90-х годов XX столетия процесса демократизации советской государственной системы. В 1993 г. в России была воссоздана Государственная Дума, назвавшая себя преемницей Дум начала столетия и подчеркнув свою приверженность думским истокам.      

А.Г. Гуринович - доктор юридических наук, профессор,
зам. начальника отдела аналитического обеспечения
законодательной деятельности Правового управления
Аппарата Государственной Думы


Источники

     1. Грызлов Б.В. Становление российского парламентаризма, его современный этап и перспектива развития // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - М., 2005. Вып.5.
    2. Государственная Дума. 1906-1917. Стенографические отчеты. Том I. - М., 1995.
    3. Государственная Дума. 1906-1917. Стенографические отчеты. Том II. - М., 1995.
    4. Государственная Дума. 1906-1917. Стенографические отчеты. Том III. - М., 1995.
    5. Государственная Дума. 1906-1917. Стенографические отчеты. Том IV. - М., 1995.
    6. Глинка Я.В. Одиннадцать лет в Государственной думе 1906-1917. Дневник-воспоминания. - М., 2001.
    7. Демин В.А. Государственная дума России (1906-1917): механизм функционирования. - М., 1996.
    8. Кирьянов И.К., Лукьянов М.Н. Парламент самодержавной России. Государственная дума и ее депутаты, 1906-1917. - Пермь, 1995.
    9. Козбаненко В.А. Партийные фракции в I и II Государственных думах России 1906-1917 гг. - М., 1996.
    10. Лукоянов И.В. У истоков российского парламентаризма: Историко-документальное издание. - СПб., 2003.
    11. Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в исторической перспективе. - М., 1998.
    12. Милюков П.Н. Воспоминания. Т.1-2. - М., 1990.
    13. Николаев А.Б. Государственная дума в Февральской революции: очерки истории. - Рязань, 2002.
    14. Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи 1906-1917. Историко-правовой очерк. - М., 1998.