4. Парламентские слушания
С 19 сентября по 24 октября 2002 г. Государственной Думой проведены следующие парламентские слушания:
1. Источники экономического роста. Правовые и нормативные пути их реализации. Проведены 19.09.2002.
2. Итоги Всемирной встречи по устойчивому развитию в Йоханнесбурге и задачи Российской Федерации. Проведены 24.09.2002.
3. О законодательном обеспечении реформирования железнодорожного транспорта Российской Федерации. Проведены 26.09.2002.
4. Калининградская область: международный и геополитический аспекты национальной безопасности России. Проведены 30.09.2002.
5. О новых договоренностях между Россией и США в области стратегических вооружений (закрытые). Проведены 01.10.2002.
6. О мерах, предпринимаемых государством по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, переданных в иностранное усыновление, и проживающих за пределами Российской Федерации. Проведены 07.10.2002.
7. Проблемы совершенствования законодательства о страховании профессиональных рисков и практики его применения. Проведены 08.10.2002.
8. Развитие местного самоуправления в Российской Федерации. Вопросы территориальной организации. Проведены 10.10.2002.
9. Инсайдерская информация и конфликт интересов на финансовых рынках. Проведены 10.10.2002.
10. О проблеме противодействия незаконному обороту наркотиков и наркотических средств в Вооруженных Силах Российской Федерации. Проведены 14.10.2002.
11. Об обеспечении экологической безопасности и охраны окружающей среды в отраслях черной и цветной металлургии. Проведены 14.10.2002.
12. Законодательное регулирование проблем национализации. Проведены 21.10.2002.
13. Содержание стандарта общего образования. Проведены 22.10.2002.
14. Проект федерального бюджета - 2003: Северный аспект. Проведены 24.10.2002.
"Итоги Всемирной встречи по устойчивому развитию в
Йоханнесбурге и задачи Российской Федерации"
(проведены 24.09.2002)
Организатор: Комиссия Государственной Думы по проблемам устойчивого развития.
Состав участников: представители Минэкономразвития, Минфина, Минэнерго, МПС, МПР, Минтранса, РАН России; законодательных и исполнительных органов государственной власти 12 субъектов РФ, неправительственных организаций, СМИ.
Число участников: около 250 человек.
Участники парламентских слушаний отмечали, что основная цель Всемирной встречи в Йоханнесбурге - выработка новых инициатив по достижению устойчивого развития.
В работе встречи приняли участие главы государств, парламентарии, представители крупных промышленных корпораций, неправительственных организаций, ученые.
Председатель Правительства Российской Федерации М.М.Касьянов выступил с докладом "Национальная оценка прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию".
Участники парламентских слушаний обсудили результаты встречи, в частности:
- работу Межпарламентского Союза и неправительственных организаций,
- влияние глобализации на развитие России,
- значение Киотского протокола для России,
- проблемы, связанные с изменением климата и развития Сибири и Каспийского региона.
Отмечалось, что Всемирная встреча в Йоханнесбурге для России в целом прошла успешно.
Однако, по мнению выступавших, принятые решения не содержат конкретных временных рамок и индикаторов осуществления намеченного. Не удалось переубедить промышленников США, которые фактически отказались от сокращения вредных выбросов, вызывающих парниковый эффект. Мировое сообщество еще не осознало в полной мере значение экологических проблем, важность защиты окружающей среды. Практически ничем закончился поиск решения такой глобальной проблемы, как бедность.
Участники парламентских слушаний рекомендовали:
Президенту Российской Федерации отразить приоритетные проблемы устойчивого развития, обсуждаемые в 2002 г. в Йоханнесбурге, в тексте ежегодного послания к Федеральному Собранию Российской Федерации;
Правительству Российской Федерации доработать стратегию устойчивого развития России с учетом рекомендаций, принятых в Йоханнесбурге;
Государственной Думе подготовить обращение к Президенту Российской Федерации о необходимости ускорить разработку и принятие стратегии устойчивого развития России, ускорить работу над законопроектом "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", а также над нормативными актами, создающими правовую базу для реализации Киотского протокола;
Комиссии Государственной Думы по проблемам устойчивого развития продолжить работу над концепцией федерального рамочного закона "О государственной политике по обеспечению перехода Российской Федерации к устойчивому развитию".
железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(проведены 26.09.2002)
Организатор: Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи.
Состав участников: представители Администрации Президента РФ, министерств и ведомств РФ, научных организаций, профсоюзов, ассоциаций транспортников, СМИ.
Число участников: около 200 человек.
Участники слушаний отмечали, что железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации.
Анализ технического состояния основных средств железнодорожного транспорта, качества и эффективности его работы свидетельствует о наличии ряда серьезных проблем и необходимости реформирования всей системы отношений в сфере железнодорожных перевозок.
Основными положениями Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 384 от 18 мая 2001 г., предусмотрено внесение существенных изменений в организационную структуру управления железнодорожным транспортом и в систему взаимоотношений участников перевозочного процесса в Российской Федерации.
Структурная реформа железнодорожного транспорта предполагает:
- повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта;
- формирование единой, гармоничной транспортной системы страны;
- снижение совокупных народохозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;
- удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта;
- создание конкурентного рынка перевозок и услуг.
Правительством Российской Федерации подготовлены и представлены в Государственную Думу проекты федеральных законов "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации", "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях".
Участники слушаний отметили, что законопроекты необходимо дополнить нормами, улучшающими качество транспортного обслуживания, удовлетворяющими спрос на грузовые перевозки.
Представленные законопроекты нуждаются в финансово-экономическом обосновании с анализом социально-экономических последствий их принятия.
Учитывая необходимость развития конкурентного рынка железнодорожных услуг, в законопроектах целесообразно более детально регламентировать положения об условиях и механизме выделения конкурентных сегментов рынка транспортных услуг из сферы естественных монополий, о предоставлении гарантированного недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта.
(проведены 30.09.2002)
Организаторы: Комитет Государственной Думы по безопасности, Комитет Государственной Думы по международным делам, Комиссия Государственной Думы по геополитике.
Состав участников: представители Администрации Президента РФ, Совета Безопасности РФ, МИД, МЧС, Минобороны, Минэкономразвития, МВД, ГТК, ФПС, ФСБ, ФАПСИ России, законодательных и исполнительных органов государственной власти Калининградской области, дипломатического корпуса в г. Москве, специализированных научных и общественных организаций, СМИ.
Число участников: около 190 человек.
Участники парламентских слушаний отмечали, что для России Калининградская область имеет огромное геополитическое, военно-стратегическое и экономическое значение.
Из-за своей географической оторванности от основной территории России и в силу исторических особенностей область наиболее уязвима для внешних воздействий, направленных на подрыв территориальной целостности Российского государства.
В настоящее время эта проблема особенно остра в связи с предполагаемым вступлением ряда стран в Евросоюз и НАТО.
В этих условиях фундаментом комплексной программы мер по укреплению государственного суверенитета России должны стать:
- уточнение основных направлений и принципов федеральной политики в отношении Калининградской области;
- реализация Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010г.;
- внесение уточнений в Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области";
- продолжение активного диалога с европейскими партнерами в целях защиты российских интересов и жизнеобеспечения Калининградской области.
Участники слушаний одобрили проект рекомендаций, в котором сформулированы основные направления по укреплению государственного суверенитета Российской Федерации, меры поддержки, правовой и социальной защиты граждан Российской Федерации, проживающих в Калининградской области.
Участники слушаний предложили провести в городе Калининграде до конца 2002 г. парламентские слушания по теме: "О ходе выполнения Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 года".
стратегических вооружений" (закрытые)
(проведены 01.10.2002)
Организаторы: Комитет Государственной Думы по международным делам, Комитет Государственной Думы по обороне.
детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, переданных в иностранное усыновление,
и проживающих за пределами Российской Федерации"
(проведены 07.10.2002)
Организатор: Комиссия Государственной Думы по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи.
Состав участников: представители Верховного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Минобразования, Минздрава, Минтруда, МВД, Минобороны, ФСБ, ФПС, Минюста России, законодательных и исполнительных органов государственной власти 56 субъектов РФ, научных учреждений, общественных организаций, СМИ.
Число участников: около 200 человек.
В своем докладе председатель Комиссии Государственной Думы по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи В.А.Лекарева отмечала, что падение уровня жизни населения России привело к увеличению числа социальных сирот. В четыре раза возросло число родителей, лишенных родительских прав. Отсутствие адекватных мер уголовного наказания за преступления против детей приводит к тому, что они становятся легкой добычей криминалитета, жертвами педофилов, а также вовлеченными в уголовные преступления. Безнадзорность и беспризорность приобрели масштабы, ставящие под угрозу безопасность страны.
Выступающие отмечали, что отсутствие государственного органа, обеспечивающего координацию и взаимодействие органов исполнительной власти по решению жизненно важных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приводит к распылению денежных средств, направленных на эти цели, и невыполнению в полном объеме принятых Российской Федерацией международных обязательств в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Констатировалось, что органы государственной власти не имеют фактического банка данных на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на потенциальных усыновителей. Не обеспечивается приоритет усыновления гражданами Российской Федерации. Дети-сироты, переданные на усыновление иностранным гражданам, не получают никакой поддержки от Российской Федерации, а место нахождения сотен российских сирот неизвестно.
Участники слушаний рекомендовали:
Президенту Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании Государственного Комитета по защите прав детей в Российской Федерации;
Правительству Российской Федерации ускорить разработку и представление в Государственную Думу проектов федерального закона "О государственных минимальных социальных стандартах" и федеральной программы "Здоровье население России", решить вопрос о предоставлении органам исполнительной власти права получать в аккредитованном агентстве информацию о детях-сиротах, переданных на усыновление российским и иностранным гражданам;
Государственной Думе разработать и принять законопроекты: "Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации", "О детском налоге", "О государственной поддержке молодой семьи", "Об усилении ответственности родителей за жизнь, здоровье, воспитание, образование ребенка", "О государственной поддержке детского спорта в Российской Федерации".
на финансовых рынках"
(проведены 10.10.2002)
Организатор: Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам.
Состав участников: представители Центрального банка РФ, научных организаций, объединений профессиональных участников рынка ценных бумаг, СМИ.
Число участников: 50 человек.
Участники парламентских слушаний отмечали, что развитие цивилизованного инвестиционного процесса невозможно без создания эффективно работающего рынка капиталов. Растущие инвестиционные потребности российских предприятий требуют нового качества отечественного рынка ценных бумаг.
В настоящее время дестабилизирующее воздействие на фондовый рынок оказывают:
- слабость механизмов контроля, ограничивающих использование инсайдерской информации;
- отсутствие инсайдерского законодательства.
Учитывая остроту проблем развития нормативной базы, направленной на совершенствование складывающихся на фондовом рынке отношений, участники парламентских слушаний рекомендовали:
Правительству Российской Федерации ускорить разработку и внесение в Государственную Думу законопроектов, содержащих дополнения в федеральные законы "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (в части конфликта интересов), "О товарных биржах и биржевой торговле" (в части мониторинга биржевых сделок и предотвращения манипулирования), "О несостоятельности (банкротстве)", нормативных актов, направленных на предотвращение нарушений прав акционеров и инвесторов, которые возникают в результате действий эмитентов, акционеров и профессиональных участников рынка ценных бумаг; определить меры по развитию системы учета и расчетов на рынке ценных бумаг; разработать мероприятия по защите участников рынка ценных бумаг в части предотвращения манипулирования рынком, нечестных торговых сделок и нарушения этики отношений на рынке ценных бумаг;
Государственной Думе ускорить принятие законопроектов "Об инсайдерской информации", "Об аффилированных лицах", "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"; внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части управления государственным долгом Российской Федерации);
Центральному банку Российской Федерации разработать комплекс мер банковского надзора, нацеленных на недопущение незаконных рыночных технологий в ходе инвестирования пенсионных накоплений граждан.
наркотиков и наркотических средств
в Вооруженных Силах Российской Федерации"
(проведены 14.10.2002)
Организатор: Комитет Государственной Думы по обороне.
Состав участников: представители Генеральной прокуратуры РФ, Минобороны, Минздрава, Минэкономразвития, МВД, Минюста, ГТК, Национального антикоррупционного комитета, ФПС, ФАПСИ, ФСБ, ФСЖД России, специализированных научных, общественных организаций, СМИ.
Число участников: около 160 человек.
Участники парламентских слушаний отмечали, что одной из главных причин, способствующих росту употребления наркотиков среди военнослужащих Российской Федерации, является глубокий системный кризис, охвативший все сферы социально-экономического развития России.
Несмотря на усилия военкоматов, поступление в армию и на флот граждан, имеющих опыт употребления наркотиков, с каждым годом возрастает. С 1995 по 2000 гг. число лиц, освобожденных от призыва на военную службу в связи с заболеванием наркоманией, выросло в 3 раза - с 4,7 тыс. человек до 15 тыс. человек.
В воинские формирования проникают представители криминальных структур, причастные к незаконному обороту наркотиков. Они вовлекают в свою деятельность военнослужащих и членов их семей, используют транспортные и другие возможности военных в преступных целях. Это сказывается на росте преступлений среди военнослужащих: в январе - марте 2001 г. число таких преступлений по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. увеличилось на 12%.
Участники парламентских слушаний рекомендовали:
Государственной Думе внести поправки в проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" (о выделении дополнительных средств на целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы"); обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением разработать и реализовать концепцию государственной политики профилактики наркомании среди подростков и молодежи.
окружающей среды в отраслях черной и цветной металлургии"
(проведены 14.10.2002)
Организатор: Комитет Государственной Думы по экологии.
Состав участников: представители Торгово-промышленной палаты РФ, Минпромнауки, МПР, Минэкономразвития, Росгидромета России, законодательных и исполнительных органов государственной власти 17 субъектов РФ, ведущих металлургических компаний, научной общественности, СМИ.
Число участников: 75 человек.
Председатель Комитета Государственной Думы по экологии В.Д.Грачев проинформировал участников парламентских слушаний о том, что ежегодные выбросы вредных веществ в атмосферу составляют примерно 2,4 млн тонн в черной металлургии и 3,4 млн тонн - в цветной. Существующая концентрация производства создает проблему для окружающей среды и здоровья человека.
Руководитель Департамента промышленной и инновационной политики в металлургии Минпромнауки России А.Дейнеко осветил экологическую ситуацию, сложившуюся на предприятиях металлургического комплекса страны, и внес предложения по ее улучшению до 2010 г.
Депутат Законодательного Собрания Вологодской области, главный эколог ОАО "Северсталь" Н.Архипов рассказал об организации работ на предприятии по охране окружающей среды и экологической безопасности.
Участники слушаний отмечали, что металлургия является важнейшим элементом национальной экономики. Однако деятельность металлургического комплекса сопровождается значительным поступлением загрязняющих веществ в атмосферу, водные объекты, образованием токсичных отходов всех классов опасности.
Участники слушаний рекомендовали:
Правительству Российской Федерации обязать заинтересованные министерства и ведомства разработать систему критериев определения неэффективных производственных мощностей в металлургической промышленности и программу их сокращения; подготовить предложения о внесений изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации по вопросам налогового стимулирования развития и модернизации металлургической промышленности, изменения ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, непроизводимое в России;
Государственной Думе ускорить рассмотрение проекта федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду"; провести анализ законодательства в сфере охраны окружающей среды и внести предложения по его приведению в соответствие с международными стандартами; принять участие в разработке экологической доктрины России.
Организационно-методический отдел
Организационного управления