4. Парламентские слушания
С 19 марта по 22 апреля 2002 г. Государственной Думой проведены следующие парламентские слушания:
1. Восстановление и охрана водных объектов. Актуальные вопросы управления и правового обеспечения. Проведены 21.03. 2002.
2. О законодательных инициативах по формированию и инвестированию обязательных пенсионных накоплений и созданию обязательных профессиональных пенсионных систем. Проведены 25.03.2002.
3. Актуальные проблемы правового обеспечения ипотечного кредитования в России. Проведены 28.03.2002.
4. Финансовое оздоровление предприятий агропромышленного комплекса. Проведены 01.04.2002.
5. Налогообложение малого бизнеса. Проведены 01.04.2002.
6. Миграция в России: проблемы и противоречия. Проведены 04.04.2002.
7. Рынок производных финансовых инструментов: проблемы концепции и модели рынка как условие защиты прав собственности от системных рисков. Проведены 08.04.2002.
8. Концепция развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и его законодательное обеспечение. Проведены 09.04.2002.
9. Нефть и газ континентального шельфа: проблемы освоения и рационального использования. Проведены 11.04.2002.
10. О захоронении химического оружия в Балтийском море. Проведены 12.04.2002.
11. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Проведены 15.04.2002.
12. О здоровье работающего населения Российской Федерации. Проведены 15.04.2002.
13. О государственной стратегии развития горно-металлургического комплекса зоны БАМ и Забайкалья. Проведены 16.04.2002.
14. Состояние и перспективы развития российских транспортных коридоров Европа - Азия. Проведены 18.04.2002.
15. О проекте федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения ". Проведены 22.04.2002.
Краткие аннотации проведенных парламентских слушаний:
"Концепция развития рынка газа в Российской Федерации" (проведены 11.02.2002)
Организатор: Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи.
Состав участников: представители министерств и ведомств РФ; законодательных и исполнительных органов государственной власти 10 субъектов РФ; нефтегазодобывающих компаний, СМИ.
Число участников: около 180 человек.
Участники слушаний отмечали, что в настоящее время российский рынок газа не имеет развитой рыночной инфраструктуры. Неразвитая рыночная инфраструктура на российском рынке газа связана с исторически сложившейся ориентацией на функционирование одного собственника газа - государства (государственного концерна), а в период приватизации на деятельность и ответственность за газоснабжение одной крупной компании - ОАО "Газпром".
Участники парламентских слушаний рекомендовали:
Правительству Российской Федерации разработать концепцию развития газового рынка в России, которая должна обеспечить:
создание условий для устойчивого функционирования и развития экономики страны и социальной сферы,
повышение эффективности добычи, транспортировки, хранения и потребления газа,
надежное газоснабжение платежеспособных потребителей,
развитие газификации в России;
Государственной Думе поддержать инициативу Российского союза промышленников и предпринимателей по созданию общественного координационного совета по реформе газовой отрасли;
Комитету по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы провести в весеннюю сессию 2003 г. парламентские слушания "О федеральном оптовом рынке газа. Теория и практика".
(проведены 18.02.2002)
Организатор: Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству.
Состав участников: члены Совета Федерации ФС РФ, представители Правительства РФ, министерств и ведомств РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти 19 субъектов РФ, финансовых, научных и общественных организаций, СМИ.
Число участников: более 200 человек.
Участники слушаний отмечали, что в 2001 г. удалось сохранить положительную динамику важнейших показателей развития российской экономики.
В структуре промышленного производства опережающими темпами развивались отрасли, преимущественно ориентированные на внутренний спрос. Получила развитие тенденция роста инвестиций в основной капитал. Сохранялась финансовая стабильность. В 2000 - 2001 гг. федеральный бюджет исполнялся с устойчивым профицитом. Существенно выросли золотовалютные резервы России. В соответствии с принятым графиком обслуживался внешний государственный долг.
Вместе с тем, проведенный анализ социально-экономического развития показал, что в последние месяцы 2001 г. в экономике появился ряд негативных тенденций:
замедление темпов экономического роста;
снижение конкурентоспособности отечественной продукции (преобладание импорта над экспортом товаров);
уменьшение инвестиций в основной капитал;
сохранение высоких темпов инфляции и другие.
Участниками парламентских слушаний был сделан прогноз социально-экономического развития России на 2002 г.
На 3,5 % по сравнению с 2001 г. увеличится ВВП.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования увеличится на 6,5 % - 8,5 %. Способствовать росту инвестиционной динамики будет благоприятный налоговый климат - самый низкий в европейских странах налог на доходы физических и юридических лиц.
Рост промышленного производства составит свыше 3 %. Приоритетное развитие получат отечественные конкурентоспособные производства: машиностроение, металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность и другие.
Реальные доходы населения возрастут на 5 %.
Начнется период закрепления позитивных тенденций в направлении интенсивного использования предпринимательского потенциала в промышленности и науке. Этот процесс будет осуществляться путем создания гибких организационных структур предприятий и активного использования инновационного потенциала малого предпринимательства.
Межпарламентского объединения "ЗУБР" - "За союз Украины, Беларуси, России"
в реализации концепции стратегического партнерства"
(проведены 21.02.2002)
Организатор: Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками.
Состав участников: члены Совета Федерации ФС РФ, депутаты Верховного Совета Украины и Национального Собрания Белоруссии, представители министерств и ведомств России, Украины и Белоруссии, общественных организаций, СМИ.
Число участников: около 250 человек.
Участники парламентских слушаний отмечали, что в результате последних договоренностей по транзиту и поставкам энергетических ресурсов отношения России и Украины переводятся на более цивилизованный уровень.
Одно из главных направлений в развитии двустороннего российско-украинского экономического сотрудничества - последовательное наращивание объема товарооборота, формирование общего рынка товаров, услуг и рабочей силы.
Значительным резервом для активизации российско-украинского сотрудничества в торгово-экономической области являются приграничные и межрегиональные связи. В последнее время наметилась тенденция заметного роста внешнеторговых связей сопредельных российских и украинских областей.
Необходимо расширение сотрудничества в области космоса и самолетостроения, согласование и выработка единого подхода к взаимодействию России и Украины на мировом рынке вооружений и военной техники.
Однако между двумя странами сохраняется ряд проблем правового, экономического и гуманитарного характера.
В частности, не преодолены разные подходы в договорно-правовом оформлении российско-украинской сухопутной границы. В числе нерешенных вопросов остается договорное оформление особого правового статуса Азовского моря и Керченского пролива.
Украина до сих пор не ратифицировала Соглашение о "нулевом варианте" от 9 декабря 1994 г., предусматривающее передачу Российской Федерации обязательств и прав по внешнему долгу и активам бывшего СССР.
В числе острейших остаются проблемы, связанные с положением русского языка на Украине, сокращением числа школ с русским языком обучения, получением высшего образования на русском языке, вытеснением российских СМИ из информационного пространства Украины.
Участники парламентских слушаний рекомендовали:
Правительству Российской Федерации активнее содействовать развитию стратегического партнерства между Россией и Украиной;
Федеральному Собранию Российской Федерации активно развивать взаимодействие парламентов России и Украины в интересах дальнейшего сближения двух братских народов, решения назревших проблем, конструктивного сотрудничества на международной арене.
Организаторы: Комитет Государственной Думы по собственности, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.
Число участников: около 250 человек.
Участники слушаний отмечали, что проблема совершенствования правовой базы таможенного регулирования актуальна для России.
Действующее законодательство содержит много правовых норм непрямого действия или норм, применение которых требует сложных пояснений, что способствует росту ведомственного нормотворчества. Нынешнее состояние российского законодательства в этой области требует существенных изменений и в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию.
Участники парламентских слушаний рекомендовали федеральным органам государственной власти Российской Федерации:
привести таможенное законодательство Российской Федерации в соответствие с Международной (Киотской) конвенцией;
продолжить работу по снижению таможенного тарифа с целью увеличения абсолютных объемов поступлений в федеральный бюджет за счет уменьшения контрабанды, унификации ставок таможенных пошлин по товарам, имеющим сходные характеристики, внедрению в практику таможенно-тарифного регулирования специальных, компенсационных, антидемпинговых и прочих видов пошлин;
внести в Гражданский кодекс Российской Федерации поправки, касающиеся усиления ответственности таможенных органов за неправомерные действия, причинившие имущественный ущерб или моральный вред лицам в процессе осуществления таможенного контроля.
жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации в 2002 - 2010 годах"
(проведены 12.03.2002)
Организатор: Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.
Состав участников: представители министерств и ведомств РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти 23 субъектов РФ, общественных организаций, СМИ.
Число участников: более 900 человек.
Участники слушаний отмечали, что система жилищно-коммунального хозяйства - одна из важнейших составляющих народного хозяйства в целом, напрямую связанная с улучшением качества жизни населения.
Сделаны первые шаги для законодательного обеспечения реформы жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время действуют федеральные законы: "Об основах федеральной жилищной политики", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О защите прав потребителей", "О товариществах собственников жилья".
Тем не менее нормативная база для начала полномасштабного реформирования жилищно-коммунального хозяйства требует совершенства.
Участники слушаний рекомендовали:
Правительству Российской Федерации внести изменения и дополнения в концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, установить федеральный стандарт минимального уровня оплаты за услуги управления объектами, имеющими общую долевую собственность;
Государственной Думе подготовить поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие освобождение от взыскания НДС со всех видов жилищно-коммунальных услуг за счет платежей населения и бюджетных субсидий;
законодательным и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации продолжить работу над нормативными актами, регулирующими управление отраслью.
финансово-экономические, социальные аспекты и способы решения"
(проведены 14.03.2002 )
Организатор: Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Состав участников: представители Правительства РФ, министерств и ведомств РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти 16 субъектов РФ, правозащитных организаций, общественных организаций вкладчиков, СМИ.
Участники слушаний отмечали, что необходимо остановить процесс разрушения законодательной базы по восстановлению сбережений граждан Российской Федерации до 1992 г.
Обсуждены реальные варианты и способы восстановления дореформенных вкладов населения.
Участники парламентских слушаний рекомендовали:
Правительству Российской Федерации отозвать внесенный в Государственную Думу законопроект "О порядке проведения (осуществления) компенсационных выплат по сбережениям граждан Российской Федерации", предусматривающий демонтаж созданной законодательной базы по восстановлению сбережений граждан Российской Федерации до 1992 г.;
Государственной Думе продолжить работу по совершенствованию законодательства о восстановлении дореформенных вкладов населения России, постоянно информировать избирателей о планах исполнительной власти по восстановлению гарантированных государством сбережений.
Организаторы: Комитет Государственной Думы по безопасности, Комитет Государственной Думы по международным делам, Комиссия Государственной Думы по геополитике.
Состав участников: члены Совета Федерации ФС РФ, представители Администрации Президента РФ, Совета Безопасности РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти Сахалинской области, научных учреждений, общественных организаций, СМИ.
Число участников: около 200 человек.
Участники парламентских слушаний отмечали, что Курильский архипелаг имеет исключительно важное значение для России с геополитической, военно-стратегической и экономической точек зрения.
Экономический потенциал Курил по ряду причин до сих пор используется далеко не в полной мере. Социально-экономическая обстановка на Курильских островах остается сложной и напряженной. Федеральная программа социально-экономического развития Курильских островов выполнена не в полном объеме.
Положение вокруг южных Курильских островов в последнее десятилетие осложнялось непоследовательными и противоречивыми политическими заявлениями со стороны официальных лиц Советского Союза и Российской Федерации.
Участники слушаний одобрили проект рекомендаций, где сформулированы комплексное международно-правовое и историко-политическое обоснование принадлежности южных Курильских островов Российской Федерации, возможные угрозы безопасности национальным интересам государства в случае утраты южных Курил, программа действий по безусловному обеспечению территориального суверенитета России в этом регионе.
(проведены 18.03.2002, 25.03.2002)
Организатор: Комитет Государственной Думы по законодательству.
Число участников: более 600 человек.
Участники парламентских слушаний отмечали, что 17 декабря 2001 г. вступил в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Новый вариант Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации существенно отличается от Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1960 г., так как устанавливает новый характер взаимоотношений между гражданином и государством.
Впервые в российской парламентской практике была поставлена задача проконтролировать и проанализировать введение в действие указанного кодекса на территории Российской Федерации.
В ходе обсуждения поступило большое количество вопросов по данной проблеме.
Участники парламентских слушаний предложили Комитету Государственной Думы по законодательству обобщить вопросы, поступившие в ходе обсуждения, и подготовить рекомендации по практике применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Актуальные вопросы управления и правового обеспечения"
(проведены 21.03.2002)
Организаторы: Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию; Комитет Государственной Думы по экологии.
Состав участников: члены Совета Федерации ФС РФ, представители Правительства РФ, Совета Безопасности РФ; Счетной палаты РФ; министерств и ведомств РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти 42 субъектов РФ, акционерных обществ, научных учреждений, общественных организаций, СМИ.
Число участников: более 250 человек.
Участники парламентских слушаний отмечали, что во многих регионах России люди испытывают дефицит питьевой воды.
Однако в коммунальном хозяйстве из-за изношенности водопроводных сетей теряется более 40 % подаваемой в дома и на предприятия воды. Особую тревогу вызывает качество питьевой воды. Каждый второй житель России пьет воду, которая не соответствует медицинским требованиям. В 45 субъектах Российской Федерации около 6,6 млн человек используют подземные воды без водоподготовки с содержанием железа и марганца, превышающим предельно допустимые концентрации.
Состояние гидротехнических сооружений вызывает серьезную озабоченность в связи с тем, что средний срок их эксплуатации без реконструкции и ремонта составил 30 - 40 лет, они выработали свой ресурс, а отсутствие у владельцев гидротехнических сооружений необходимых средств не позволяет их содержать в надлежащем состоянии. Особую опасность представляют 1150 объектов, состояние гидротехнических сооружений которых близко к критическому.
Участники слушаний рекомендовали:
Государственному Совету Российской Федерации разработать стратегию государственной политики в сфере рационального пользования, восстановления и охраны водных объектов России до 2020 г.;
Правительству Российской Федерации предусмотреть в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" полномасштабное финансирование мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов России; разработать и внести в Государственную Думу проекты федеральных законов: "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части целевого использования поступлений от платы за пользование водными объектами и отнесению их к неналоговым доходам бюджета), "О внесении дополнений в Водный кодекс Российской Федерации" (о механизме аренды водных объектов, о праве безвозмездного пользования этими объектами без изъятия водных ресурсов, о регулировании отношений, обеспечивающих экологическую безопасность водных объектов), "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (в части платежей за загрязнение водных объектов);
Федеральному Собранию Российской Федерации ускорить рассмотрение и принятие законодательных актов, направленных на совершенствование правовой базы в сфере восстановления и охраны водных объектов;
законодательным и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации использовать денежные поступления в местные бюджеты от платы за пользование водными объектами на завершение строительства первоочередных объектов, обеспечивающих безопасность населения.
созданию обязательных профессиональных пенсионных систем"
(проведены 25.03.2002)
Организаторы: Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам; Комитет Государственной Думы по собственности; Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике.
Состав участников: представители Администрации Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств РФ, коммерческих банков, негосударственных пенсионных фондов, СМИ.
В ходе дискуссии участники слушаний обсудили законопроекты Правительства Российской Федерации, направленные на продолжение пенсионной реформы: "Об обязательных профессиональных системах в Российской Федерации", "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных систем", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".
В настоящее время сложилась широкая система льготных пенсий, назначаемых ранее общеустановленного пенсионного возраста. Досрочная пенсия устанавливается каждому четвертому вновь выходящему на пенсию работнику. Широкое распространение льготных пенсий связано с отсутствием отдельного источника финансирования дополнительных пенсионных прав. Подобная система приводит к снижению общего уровня пенсионного обеспечения.
Профессиональные пенсионные системы основаны на накопительных принципах. Взносы в профессиональную пенсионную систему учитываются на специальных индивидуальных счетах работников и подлежат инвестированию.
Необходимо выработать жесткую систему контроля и государственного регулирования за накопительными средствами, сумма которых, согласно прогнозам, составит к 2003 г. около двух млрд долл. США.
Участники парламентских слушаний предложили Государственной Думе принять законопроекты "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем".
(проведены 28.03.2002)
Организатор: Комиссия Государственной Думы по развитию ипотечного кредитования.
Число участников: около 200 человек.
Участники слушаний отмечали, что в Российской Федерации в целом созданы правовые и организационные основы для долгосрочного ипотечного кредитования граждан. Радикальные изменения произошли в системе финансирования жилищного строительства, основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики.
Совершенствование нормативно-правовой базы в настоящее время продолжается.
Вместе с тем, ипотечное кредитование не стало механизмом, с помощью которого возможно решение жилищных проблем для широкого круга российских граждан.
Главные сдерживающие ипотеку факторы:
отсутствие на финансовом рынке дешевых и долгосрочных кредитов;
противоречивость законодательных актов.
Участники парламентских слушаний рекомендовали:
Правительству Российской Федерации обеспечить практическую реализацию концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации;
Государственной Думе внести изменения в федеральные законы: "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О государственной пошлине", "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "О кредитных потребительских кооперативах граждан", "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации"; в мае 2002 г. провести парламентские слушания, на которых обсудить возможность подготовки законопроекта, регламентирующего правоотношения, связанные с жилищными строительными сбережениями граждан в Российской Федерации.
(проведены 01.04.2002)
Организатор: фракция "Отечество - Вся Россия".
Состав участников: представители министерств и ведомств РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти 23 субъектов РФ, отраслевых союзов агропромышленного комплекса, агропредприятий различных форм собственности, СМИ.
Число участников: свыше 150 человек.
Участники парламентских слушаний отмечали, что финансовое оздоровление и реформирование неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций является одной из наиболее актуальных проблем современной экономики, от решения которой зависит увеличение объемов производства и сокращение импорта продовольствия, инвестиционная привлекательность отрасли, создание аграрного рынка, повышение доходности, обеспечение продовольственной безопасности страны.
В последние три года несколько увеличилось число прибыльных хозяйств, однако финансовое положение сельскохозяйственных организаций продолжает ухудшаться. На начало 2002 г. их суммарная задолженность перед государством составила 286,5 млрд руб.
12318 сельскохозяйственных предприятий подали заявления в налоговые органы Российской Федерации о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам на сумму 10,9 млрд руб., по штрафам и пеням - на 22,0 млрд руб.
В большинстве сельскохозяйственных предприятий за последние десять лет не обновлялись основные фонды. Банковские счета многих хозяйств заблокированы, они фактически ведут полутеневой бизнес. Из-за низкого уровня и нерегулярных выплат зарплаты наиболее активная часть работников увольняется.
Многие руководители неплатежеспособных хозяйств не принимают меры по выходу из кризиса, зачастую препятствуют переходу земли и ресурсов предприятий к другим пользователям.
Для финансового оздоровления агропредприятий, привлечения инвестиций в сельское хозяйство необходимо принять специальный закон.
Участники парламентских слушаний в основном одобрили подготовленный Государственной Думой проект федерального закона "О финансовом оздоровлении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций и их реформировании".
Участники парламентских слушаний рекомендовали:
Правительству Российской Федерации разработать и принять программу финансового оздоровления и реформирования неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, в ближайшее время направить в Государственную Думу заключение на проект федерального закона "О финансовом оздоровлении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций и их реформировании";
Государственной Думе доработать проект федерального закона "О финансовом оздоровлении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций и их реформировании" и принять к рассмотрению.
(проведены 01.04.2002)
Организаторы: Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству.
Число участников: более 200 человек.
Участники парламентских слушаний отмечали, что развитие малого бизнеса должно стать одним из главных приоритетов экономической политики Правительства Российской Федерации.
Для большинства муниципальных образований малый бизнес - реальный способ выживания населения, формирования экономической базы самого образования. Существенным препятствием для его развития является несовершенство нормативно-правовой базы и системы налогообложения.
В настоящее время в России действуют три системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства: общепринятая, упрощенная и система налогообложения временного дохода. Все они имеют существенные недостатки и требуют дальнейшего совершенствования.
Участники парламентских слушаний предложили внести ряд изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности:
отменить для субъектов малого предпринимательства авансовые платежи по всем видам налогов;
предусмотреть возможность применения особого порядка налогообложения субъектов малого предпринимательства налогом на добавленную стоимость;
предоставить субъектам малого предпринимательства право при уплате налогов использовать коэффициент ускоренной амортизации основных средств;
предоставить субъектам малого предпринимательства право перехода на уплату единого налога, четко определить порядок такого перехода.
(проведены 04.04.2002)
Организаторы: Комитет Государственной Думы по делам национальностей; Комитет Государственной Думы по безопасности; Комитет Государственной Думы по международным делам; Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками.
Состав участников: представители Администрации Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти 28 субъектов РФ, правозащитных и общественных организаций, СМИ.
Число участников: около 200 человек.
Участники слушаний отмечали, что экономическая глобализация и развитие интеграции в современном мире резко усилили межгосударственные миграционные процессы, имеющие специфические особенности в каждой стране.
Сохраняется устойчивая тенденция роста незаконной миграции в Россию. Нерегулируемая миграция остается значительным фактором роста напряженности в обществе, оказывает негативное влияние на состояние рынка труда, межнациональные и межконфессиональные отношения, увеличивает степень криминализации общества, создает прямую угрозу национальной безопасности государства, приводит к значительному изменению этнического состава населения ряда регионов страны.
Участники парламентских слушаний рекомендовали:
Президенту Российской Федерации ускорить разработку и принятие концепции государственной миграционной политики;
Правительству Российской Федерации разработать систему государственного управления миграционными процессами; обеспечить финансирование существующих миграционных программ; рассмотреть возможность воссоздания федерального органа государственного управления, регулирующего миграционные процессы в России; принять меры по усилению паспортно-визового контроля на территории субъектов Российской Федерации, граничащих со странами СНГ; упорядочить систему регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территорию этих регионов;
Федеральному Собранию Российской Федерации ускорить процесс рассмотрения и принятия федеральных законов в сфере миграции; усилить парламентский контроль по использованию средств федерального бюджета, направляемых на финансирование миграционных программ и проектов; обеспечить своевременную ратификацию договоров и соглашений в сфере миграционной политики, регулирование процесса переселения и защиты прав переселенцев.
концепции и модели рынка как условия защиты прав собственности от системных рисков"
(проведены 08.04.2002)
Организаторы: Комитет Государственной Думы по собственности, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам.
Состав участников: представители Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Центрального банка РФ, Минэкономразвития, Минфина, МАП, Минюста России, законодательных и исполнительных органов государственной власти 9 субъектов РФ, финансовых, научных и общественных организаций, СМИ.
Участники слушаний отмечали, что отсутствие современной законодательной базы и внятной системы регулирования биржевой и внебиржевой торговли производными финансовыми инструментами привело в 1998 г. к краху срочного рынка в России.
Необходима долгосрочная государственная политика развития внутреннего организованного рынка, основанная на принципах единого государственного регулирования, нацеленная на дальнейший экономический рост Российской Федерации, подкрепленная соответствующей нормативно-правовой базой.
Участники парламентских слушаний рекомендовали:
Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации разработать программу развития организованных рынков, включая рынок производных финансовых инструментов;
Государственной Думе образовать постоянную группу по анализу предлагаемых концепций и моделей рынка производных финансовых инструментов, внести изменения и дополнения в федеральные законы: "О товарных биржах и биржевой торговле", "О несостоятельности (банкротстве)", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "О рынке ценных бумаг".
(проведены 15.04.2002)
Организатор: Комитет Государственной Думы по охране здоровья и спорту.
Состав участников: представители Правительства РФ, министерств и ведомств РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти 18 субъектов РФ, научных медицинских учреждений, общественных организаций, СМИ.
Число участников: свыше 200 человек.
Участники парламентских слушаний отмечали, что общая оценка состояния здоровья работающего населения России вызывает обоснованное беспокойство.
За последнее десятилетие численность работающего населения в промышленности сократилось почти на 7 млн человек. Ежегодно в стране умирает более 2 млн человек, из них около 600 тыс. - лица трудоспособного возраста.
Основные причины сокращения трудоспособного населения Российской Федерации:
низкий уровень жизни значительной части населения,
недофинансирование программ государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью,
уменьшение денежных отчислений в фонды социального страхования,
ухудшение контроля за технической безопасностью на производстве, ухудшение производственной и технологической дисциплины и другие.
Участники слушаний рекомендовали:
Правительству Российской Федерации разработать и утвердить план действий по сохранению и улучшению здоровья работающего населения на 2003 - 2006 гг.; усилить контроль за использованием денежных средств, выделяемых на охрану здоровья; ускорить разработку государственных минимальных социальных стандартов в сфере охраны труда и здоровья работающих;
Государственной Думе принять постановление "О неотложных мерах по улучшению здоровья работающего населения", направить указанное постановление и рекомендации парламентских слушаний Президенту Российской Федерации В.В.Путину, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательным и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации; ускорить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов: "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации", "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем", "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти";
Российской академии медицинских наук продолжить научные исследования, направленные на создание условий труда, которые соответствуют требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
законодательным и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с профсоюзными организациями постоянно анализировать состояние условий труда и техники безопасности на предприятиях; усилить работу по пропаганде здорового образа жизни, профилактике профзаболеваний и реабилитации работников, пострадавших на производстве, распространению передового опыта предприятий по организации служб охраны здоровья работников.
Организационно-методический отдел
Организационного управления