Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

4. Парламентские слушания

4. Парламентские слушания

     С 15 января по 19 февраля 2001 г. Государственной Думой проведены следующие парламентские слушания:
    1. О ходе подготовки проекта  Уголовно-процессуального кодекса  Российской Федерации. Проведены 16.01.2001.
    2. Проблемы законодательства в области местного самоуправления.  Проведены 19.01.2001.
    3. О ратификации Договора к Энергетической  Хартии. Проведены 26.01.2001.
    4. О финансовом оздоровлении и реформировании сельскохозяйственных  организаций и предприятий агропромышленного комплекса. О состоянии плодородия сельскохозяйственных земель. Проведены 05.02.2001.
    5. Законодательное регулирование вопросов, связанных с осуществлением      судебной реформы в Российской Федерации. Проведены 06.02.2001.
    6. О проектах федеральных законов О противодействии политическому экстремизму и О запрещении нацисткой символики и литературы . Проведены  09.02.2001.
    7. Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности России. Проведены 09.02. 2001.
    8. О проблемах развития законодательства о соглашениях о разделе продукции (СРП). Проведены 12.02.2001.
    9. О государственной политике по предупреждению распространения в Российской Федерации заболеваемости инфекционным гепатитом.  Проведены      13.02.2001.
    10. О проекте федерального закона Об основах государственной молодежной политики Российской Федерации . Проведены 16.02.2001.
    11. Об инвестиционной политике в горнодобывающей и металлургической промышленности. Проведены 16.02.2001.
    12. Национальная стратегия охраны здоровья детей в России и ее правовое обеспечение. Проведены 19.02.2001.
    13.Проблемы правового положения и финансово-экономической деятельности военных организаций. Проведены 19.02.2001.

О ходе подготовки проекта Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
(проведены 16.01.2001)

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по законодательству.
Состав участников:
представители Администрации Президента РФ,  Аппарата Правительства РФ, МВД, Минюста, ФСБ, ФСНП России, Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ, правоохранительных и судебных органов, профильных научно-исследовательских и учебных организаций, Американской Ассоциации юристов.
Число участников: около 90 человек.

    Участники парламентских слушаний рассмотрели вопросы, связанные с подготовкой проекта Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в частности, проведение предварительного слушания в суде и допустимость института сделка о признании .
    В выступлениях участников слушаний были обсуждены:
    - новая редакция главы 33  проекта УПК РФ Общий порядок подготовки к судебному заседанию , включающая правила предварительного слушания в суде;
    - новый раздел IX-1 проекта УПК РФ Особый порядок судебного заседания , включающий главу 38-1 Сокращенное судопроизводство , главу 38-2 Особый порядок принятия судебного  решения при наличии согласия подсудимого с предъявленным ему обвинением ,  главу 38-3 проекта УПК РФ Срочное судебное разбирательство , главу 38-4 проекта УПК РФ Уголовные приказы .
    Обсудив указанные проблемы, участники парламентских слушаний рекомендовали:
     Государственной Думе ускорить рассмотрение и принятие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации; провести парламентские слушания по проекту Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в апреле 2001 г. (9 апреля 2001 г. - проект УПК РФ (общие положения), 16 апреля 2001 г. - проект УПК РФ (досудебное производство), 23 апреля 2001 г. - проект УПК РФ (судебное производство);
     Комитету Государственной Думы по законодательству доработать указанные тексты с учетом замечаний и предложений, высказанных участниками парламентских слушаний, и включить их в проект УПК РФ.     

Проблемы законодательства в области местного самоуправления (проведены 19.01.2001)

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления.
Состав участников:
представители  Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Минфедерации России, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти 65 субъектов РФ, органов местного самоуправления, ассоциаций и союзов муниципальных образований, научных организаций, СМИ.
Число участников:  280 человек.

    Основные задачи правового обеспечения организации и становления местного самоуправления решены в федеральных законах Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации , Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления , О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации , Об основах муниципальной службы в Российской Федерации и других федеральных законах.
    Правовое регулирование местного самоуправления осуществляется также многочисленными специальными (отраслевыми) законами и иными нормативными правовыми актами. Значительная часть правоотношений в сфере местного самоуправления регулируется в законодательстве субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации сформировались основы новой отрасли права - муниципального права.
    Однако развитие муниципального права, становление институтов местного самоуправления сталкиваются с рядом значительных проблем, вызванных политическими и социально-экономическими процессами, которыми сопровождается конституционная реформа.
    Наиболее существенными из них являются:
    - несистемность регулирования правоотношений в федеральном законодательстве и наличие несоответствий отдельных норм федеральных законов положениям Конституции Российской Федерации, Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ;
    - выявившаяся в правоприменительной практике неполнота положений федеральных законов, регулирующих правоотношения в сфере местного самоуправления;
    - многочисленные несоответствия и противоречия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и правовых актов муниципальных образований положениям Конституции Российской Федерации, Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ;
    - несоответствие положениям Конституции Российской Федерации федерального налогового и бюджетного законодательства в части, устанавливающей доходные источники и принципы финансовой обеспеченности местных бюджетов, что препятствует решению местного самоуправления социально-экономических проблем муниципальных образований и ведет к деградации коммунальных и социальных служб, создает угрозу безопасности государства.
    Отсутствие в законодательстве адекватных санкций за нарушения законодательства в отношении должностных лиц как органов местного самоуправления, так и должностных лиц органов государственной власти не способствует повышению их ответственности за исполнение положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.
    Отсутствие научно-обоснованных подходов в действиях государства в отношении формирования законодательного поля местного самоуправления не позволяет муниципальной власти   развиваться   устойчиво  и  самостоятельно,  без  оглядки  на   вышестоящую  власть. Нескоординированная деятельность не дает возможности органам местного самоуправления создавать материально-техническую базу муниципальной власти, получать и обладать ресурсами для полного обеспечения нужд граждан.
    В ряде субъектов Российской Федерации предпринимаются попытки введения, помимо или вместо органов местного самоуправления, нового уровня органов местной власти - представительных и исполнительных органов государственной власти административно-территориальных единиц.
    Участники парламентских слушаний высказывали предложения рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации принять действенные меры с целью развития правового обеспечения положений концепции местного самоуправления, определенных в Конституции Российской Федерации и Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Российской Федерацией.
    Правительству Российской Федерации предлагалось разработать и внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, направленные на реализацию положений Конституции Российской Федерации о компенсации дополнительных расходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, о самостоятельном установлении органами местного самоуправления местных налогов и сборов, а так же реализацию положений Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в части установления минимальных государственных стандартов, регулирования особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения и организации местного самоуправления в приграничных территориях.
    Предложено законодательно обеспечить реализацию гарантий судебной защиты местного самоуправления в части установления порядка признания судами  несоответствующих законодательству отдельных положений нормативных правовых актов органов местного самоуправления, установления порядка надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления, установления ответственности органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления за нарушение законодательства, установления порядка обязательной регистрации правовых актов органов местного самоуправления в органах юстиции.
    Участники парламентских слушаний выразили тревогу в связи с тем, что обязательства, принимаемые органами исполнительной власти Российской Федерации в области развития и государственной поддержки местного самоуправления, не реализуются. Не выполняются задачи государственной политики в сфере развития местного самоуправления, поставленные в Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации , утвержденных Указом Президента Российской Федерации 1370 от 15 октября 1999 г. Не выполнены поручения исполняющего обязанности Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, данные им по итогам собрания Союза российских городов в городе Нижний Новгород 21 марта 2000 г.
    По мнению участников слушаний, особую тревогу вызывает очередное резкое сокращение собственных доходных источников местных бюджетов в результате налоговой политики, реализующейся Правительством, которая ведет к катастрофической деградации коммунальных, социальных служб и других муниципальных инфраструктур вследствие роста задолженностей муниципалитетов и отсутствия ресурсов для капитальных вложений и становится причиной чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан.     

О ратификации Договора к Энергетической Хартии (проведены  26.01.2001)

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи.
Состав участников: представители Правительства РФ, МИД, Минэнерго, Минатома, Минэкономразвития, Минпромнауки, МПР, МАП, Госстандарта, ГТК, Банка России, ведущих компаний, научных и общественных учреждений, СМИ.
Число участников: около 300 человек.

    16-17 декабря 1991 г. Хартия была официально принята, и к настоящему времени ее подписали 52 государства, включая все республики бывшего Советского Союза.
    16-17 декабря в Лиссабоне были открыты для подписания Заключительный Акт Конференции, Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ) и Протокол по энергоэффективности.
    По состоянию на 01.06.2000 г.  Договор ратифицировали сорок пять государств.
    Документы к Хартии одобрены Правительством Российской Федерации и внесены  на ратификацию в Государственную Думу в августе 1996 г.
     Участники парламентских слушаний констатировали, что ДЭХ носит широкий, комплексный характер, являясь одновременно инвестиционным, торговым и транспортным соглашением, имея в виду его положения о транзите. В целом документ направлен на установление единых для всех подписавших ДЭХ стран норм, правил и гарантий, обеспечивающих правовую защиту интересов предприятий стран - участниц ДЭХ, действующих в ТЭК в таких областях, как инвестиции, внешняя торговля и транзит. Правовая компетенция ДЭХ распространяется на такие вопросы, как передача технологии, доступ к капиталу, экологические аспекты, процедуры разрешения споров, суверенитет над природными ресурсами и др.
    Положения ДЭХ в основном соответствуют положениям новых законодательных актов России, существенно дополняя и уточняя их, сближая их тем самым с действующими нормами международного права.
    Ратификация ДЭХ будет иметь ряд положительных последствий:
    - станет более благоприятным, предсказуемым и гласным инвестиционный климат в России;
    - даст России возможность пользоваться недискриминационным режимом, близким к режиму Всемирной Торговой Организации, при торговле со странами-участницами ДЭХ отдельными топливно-энергетическими товарами;
    - обеспечит России дополнительную возможность решать споры на международном уровне по вопросам транзита российских энергоносителей и зарубежных инвестиций;
    - облегчит экономическую и энергетическую интеграцию стран СНГ и создание на этой основе единого энергетического пространства СНГ, будет содействовать решению каспийской проблемы ;
    - будет способствовать упрочению международного престижа России как энергетической державы.
    К числу недостатков  ДЭХ можно отнести следующие:
    - обязывает Россию через три года после ратификации устранить связанные с торговлей меры, ограничивающие экспорт своей продукции или импорт продукции производственного назначения иностранного инвестора;
    - не решает проблему торговли с Европейским союзом ядерным топливом, отдавая ее на двухсторонний уровень;
    - не распространяет юрисдикцию на морской транспорт и подводные трубопроводы;
    - недостаточная проработанность последствий нового режима транзита энергоносителей для экономики Российской Федерации.
     Участники парламентских слушаний рекомендовали:
    Правительству Российской Федерации продолжить переговоры по разработке Протокола к Энергетической хартии по транзиту, добиваясь учета в нем интересов России, связанных с обоснованностью предоставления свободного транзита другим государствам; провести экономический расчет, отражающий реальное положение в экономике страны в условиях соблюдения положений Энергетической Хартии; настаивать на разработке протоколов к Энергетической Хартии по электроэнергии и газу; составить и внести в Государственную Думу в оперативном порядке перечень законодательных актов, в которые потребуется внести изменения в случае ратификации Договора.
    Государственной Думе Российской Федерации просить Президента Российской Федерации поручить Совету Безопасности Российской Федерации провести анализ экономических и геополитических последствий для национальной безопасности Российской Федерации в случае ратификации ДЭХ и о результатах проинформировать Государственную Думу; считать целесообразным рассмотреть правовые, экономические и внешнеполитические последствия в случае ратификации ДЭХ; дать поручение Комитету Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи совместно с другими профильными комитетами провести работу по всесторонней подготовке ДЭХ к ратификации.

О финансовом оздоровлении и реформировании организаций и предприятий
агропромышленного комплекса и О состоянии и неотложных мерах по сохранению
плодородия сельскохозяйственных земель
( проведены 05.02.2001)

ОРГАНИЗАТОРЫ: Агропромышленная депутатская группа, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам.  
Состав участников: представители Правительства РФ, Счетной палаты РФ, Минсельхоза, Минфина, Минэкономразвития, Минпромнауки, Росземкадастра, Агропромсоюза, АККОРа России, законодательных и исполнительных органов власти более 70 субъектов РФ, региональных органов управления АПК, сельскохозяйственных предприятий, ин-ститутов АПК, Россельхозакадемии и региональных научных организаций, коммерческих и сервисных организаций в АПК, общественных организаций , СМИ.
Число участников: более 300 человек.

    Участники парламентских слушаний отметили, что кризисная ситуация на селе подошла к тому рубежу, когда она может стать необратимой. Суммарная кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий достигла 220 млрд. рублей. Долги парализовали деятельность сельхозпроизводителей. Разрушается социальная сфера, закрываются школы, магазины, фельдшерские пункты. Сегодня смертность на селе превышает рождаемость в 1,6 раза, а в 25 регионах это соотношение уже составляет два к одному. Объём валовой продукции сельского хозяйства составляет к уровню 1991 г. всего  40 процентов. Резко увеличились темпы деградации почв. Серьезную озабоченность вызывает состояние машинотракторного парка на селе. Так, по данным Минсельхоза России, из-за недостатка зерноуборочных комбайнов и их плохой технической готовности в 2000 г. потеряно 10 млн. тонн зерна. На селе практически остановлено дорожное и капитальное строительство.
    В качестве основных причин сложившегося положения названы:
    - самоустранение государства от регулирования рыночных процессов, в результате чего сложился недопустимый диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
    - снижение уровня государственной поддержки АПК (за период с 1991 г. по 2001 г. доля села в общих расходах федерального бюджета снизилась с 19% до 1,7%). Практически не исполняется Федеральный закон О государственном регулировании агропромышленного производства , принятый в июле 1997 г., в котором определены меры государственной поддержки сельхозпроизводителей;
    - снижение плодородия сельскохозяйственных земель и, как следствие, снижение их урожайности. Правовое регулирование этой проблемы в значительной степени сдерживает отсутствие соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных документов, определяющих конкретный механизм реализации  принятого в 1998 г. Федерального закона О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения .
    Для исправления сложившегося положения участники слушаний рекомендовали:
    Правительству Российской Федерации разработать и внести в Государственную Думу пакет законопроектов по внесению изменений в действующие Федеральные законы в связи с реструктуризацией просроченной задолженности организациями и предприятиями агропромышленного комплекса по состоянию на 1 января 2001 г.; подготовить и принять Постановление об условиях и порядке реструктуризации просроченной задолженности; обеспечить на практике реализацию Федеральных законов О государственном регулировании агропромышленного производства , О закупках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд и О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения ;
    Государственной Думе  рассмотреть и принять пакет соответствующих законопроектов.
    Был высказан так же ряд конкретных рекомендаций в адрес органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.     

  Законодательное регулирование вопросов, связанных с осуществлением
судебной реформы в Российской Федерации
(проведены 6.02.2001)

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по государственному строительству.
Состав участников:
представители Администрации  Президента РФ, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти  10 субъектов РФ, СМИ.
Число участников: около 220 человек.

    Участники парламентских слушаний считают, что в последнее десятилетие в рамках проведения судебной  реформы были приняты законы, направленные на упрочение единой федеральной судебной системы. Вместе с тем политическая и экономическая нестабильность в стране, а так же отсутствие четких приоритетов в законодательном регулировании привели к тому, что судебная реформа практически затормозилась.
     Выводы и предложения, отражающие необходимость принятия срочных мер по совершенствованию законодательного регулирования судебной реформы, сделал V съезд судей, состоявшийся 27 - 28 ноября 2000 г.
     Поддерживая указанные выводы и предложения, участники парламентских слушаний считают целесообразным исходить в решении указанных вопросов из того принципиального положения, что судебная  реформа в Российской Федерации должна оставаться одним из приоритетных направлений деятельности государства  и проходить по следующим направлениям:
    - судебная реформа является важнейшей частью укрепления законности и правопорядка в нашей стране;
    - совершенствование Федерального конституционного закона О судебной системе Российской Федерации ;
    - внесение изменений в Федеральный конституционный закон О Конституционном Суде Российской Федерации ;
    - совершенствование законодательства о статусе судей в целях неуклонного обеспечения гарантий независимости и защищенности судей, улучшение финансового обеспечения судов, их материально-технического и организационного обслуживания;
    - принятие действенных мер по совершенствованию исполнительского производства и деятельности судебных приставов;
    - совершенствование законодательных основ деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением законности и повышение эффективности работы прокуроров в судах;
    - принятие всех видов процессуального законодательства: новых Уголовно-процес-суального, Гражданского процессуального и Арбитражного процессуального кодексов;
    - совершенствование материального права: скорейшее принятие нового Кодекса об административных правонарушениях; ускорение работы над третьей частью Гражданского кодекса;     

О проектах федеральных законов О противодействии политическому экстремизму
и О запрещении нацистской символики и литературы
(проведены 9.02.2001)

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по законодательству.
Состав участников:
представители Администрации  Президента РФ, Правительства РФ, Генеральной прокуратуры РФ, научных учреждений г. Москвы, общественных объединений, СМИ.
Число участников: около 120 человек.

    Участники парламентских слушаний констатировали, что отсутствие на федеральном уровне соответствующих законов, которые являлись бы правовой основой для эффективного противодействия политическому экстремизму и публичному распространению нацистской символики, не позволяет на практике осуществлять полноценное обеспечение государством защиты своих граждан и российского общества в целом от деструктивного воздействия идеологии скрытого нацизма и других проявлений экстремизма.
    Было отмечено. что в связи с отсутствием специального федерального законодательства по вопросам противодействия политическому экстремизму и распространению нацистской символики многие субъекты Российской Федерации и соответствующие органы государственной власти при решении данных вопросов на практике столкнулись с реальной  проблемой применения действующей нормативной базы, в том числе Уголовного кодекса Российской Федерации. В частности, иногда применимы, если конкретно установлены соответствующие факты, такие нормы уголовного права, как ответственность за призывы к свержению конституционного строя, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, терроризм, вандализм и другие. Однако ясно, что этого недостаточно для осуществления эффективного противодействия политическому экстремизму.
    Участники парламентских слушаний особо отметили, что анализ проявлений политического экстремизма в России свидетельствует о все большей его организованности и слиянии с организованной преступностью. При этом создание при некоторых экстремистских движениях незаконных вооруженных формирований, служб безопасности и отрядов самообороны усиливает насильственный потенциал политического экстремизма. Однако на данном этапе политический экстремизм пока наиболее активно проявляет себя  в распространении печатной и аудиовизуальной продукции, разжигании социальной, национальной и религиозной вражды, создании радикально настроенных общественных объединений и проведении ими общественных акций, попытках участия в выборах в органы государственной власти.
     С учетом обсуждаемой проблемы участники парламентских слушаний указали на очевидную актуальность необходимости более конкретного решения вопросов, связанных с противодействием политическому экстремизму, в федеральном законодательстве. В частности, они высказались в поддержку проекта федерального закона О противодействии политическому экстремизму и указали на целесообразность внесения в действующее законодательство Российской Федерации соответствующих изменений, которые должны сформировать необходимые правовые условия для формирования более четкой системы мер, позволяющей бороться с экстремистскими проявлениями и порождающими их причинами.     

  Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности России (проведены  9.02.2001)

ОРГАНИЗАТОРЫ: Комитет Государственной Думы по экономической политике ипредпринимательству, Комитет Государственной Думы по безопасности.
Состав участников: представители Совета Безопасности РФ, министерств и ведомств РФ,  10  субъектов РФ, научных и общественных учреждений, средств массовой информации.
Число участников: около 250 человек.

    Участники парламентских слушаний отмечали большую социально-экономическую значимость поднятой проблемы. Несмотря на некоторые позитивные тенденции в экономике в  последние 2 года, по ряду позиций не произошло снижения угроз экономической безопасности страны. Это вызвано в определенной степени объективными причинами. Но в значительной степени обусловлено деятельностью исполнительной власти.
    Так, до сих пор не определены и не утверждены пороговые параметры показателей экономической безопасности, нет механизма проведения экспертизы важнейших решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности.
    Не завершена работа над доктринальными документами: Доктрина продовольственной безопасности , Доктрина энергетической безопасности .
    Многие положения Концепции национальной безопасности и Государственной стратегии экономической безопасности не учтены в Стратегии социально-экономического развития России до 2010 года , разработанной Правительством.
    Отсутствует нормативно-правовая база реструктуризации естественных монополий, не принят закон О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем , задерживается принятие главы 25 части II Налогового кодекса, которая должна определить инвестиционную привлекательность и возможности инновационного пути развития страны, и т.д.
    Участники парламентских слушаний рекомендовали:
    Правительству Российской Федерации  внести коррективы в Стратегию социально-экономического развития России до 2010 г. с учетом положений Концепции национальной безопасности , утвержденной Указом Президента Российской Федерации; определить порядок экспертизы важнейших решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности; определить и утвердить пороговые параметры показателей экономической безопасности; ускорить доработку и принятие Доктрины продовольственной безопасности и Доктрины энергетической безопасности ; усовершенствовать в рамках действующего законодательства механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля с правоохранительными органами и органами прокуратуры; разработать мероприятия по совершенствованию государственного финансового контроля в рамках реформирования межбюджетных отношений; совместно с Советом Безопасности Российской Федерации подготовить предложения по уточнению Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации , мер по ее реализации с учетом складывающейся экономической ситуации.
    Государственной Думе Федерального Собрания ускорить рассмотрение главы 25 части II Налогового кодекса ( Налог на прибыль ), проектов федеральных законов О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем , Об организации государственного контроля за финансовыми операциями , Об органах финансовой полиции Российской Федерации , а также иных законодательных актов, направленных на реализацию Концепции национальной безопасности в сфере экономики.

О проблемах развития законодательства о соглашениях о разделе продукции (СРП)
(проведены 12.02.2001)

ОРГАНИЗАТОРЫ: Комиссия Государственной Думы по рассмотрению правовых вопросов пользования недрами на условиях раздела продукции; митет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи; Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию.
Состав участников: представители Правительства РФ, Минфина, Минэкономразвития, Минэнерго, Минпромнауки России, институтов,  региональных научных организаций,  коммерческих и общественных  организаций, СМИ.
Число участников: более 200 человек.

      Пока соглашения о разделе продукции (СРП) не стали эффективным инструментом для привлечения инвестиций, еще не заработал в полном объеме Федеральный закон О соглашениях  о разделе продукции , принятый Государственной Думой в 1996 г. , - заявил заместитель Председателя Государственной Думы В.А. Аверченко, открывая слушания. - Хотя уже ни у кого нет сомнений в пользе и важности СРП, инициированного нефтегазовым комплексом, для России, обладающей 35% мировых запасов углеводородного сырья .
      Выступившие с докладом С.В. Иваненко (председатель Комиссии Государственной Думы по рассмотрению правовых вопросов пользования недрами на условиях СРП) и с содокладом  Н.И. Рыжков (председатель подкомитета по СРП Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи) отметили как недостатки действующего законодательства, так и неоправданную медлительность и неконкретность действий Правительства Российской Федерации, и, в частности, курирующего данный вопрос Минэкономразвития России по реализации решений на условиях СРП. Оправданность критики признал заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации  Мухамед Циканов.
    Правительство Российской Федерации, по мнению депутатов, должно определить стратегию развития минерально-сырьевой базы страны, место СРП в этом процессе, преодолеть разногласия между различными ведомствами, активней вести переговоры с потенциальными инвесторами, создать понятную и действенную систему управления процессом, определить в нем статус регионов.
      Были высказаны конкретные предложения по совершенствованию Федерального закона О соглашениях о разделе  продукции . Это касалось вопросов квотирования по разрабатываемым месторождениям, создания условий для эффективного участия подрядчиков  в контрактах по СРП, налогообложения.
     Участники слушаний рекомендовали:
     Президенту Российской Федерации  поручить Правительству Российской Федерации  ускорить разработку документов, определяющих стратегию развития минерально-сырьевой базы страны и отдельных территорий в целях привлечения отечественных и иностранных инвестиций в добывающие и связанные с ними отрасли с учетом СРП;
     Правительству Российской Федерации принять и усовершенствовать правовые акты по вопросам подготовки, заключения и контроля за исполнением СРП при пользовании недрами, декларирования коммерческого открытия при разработке месторождений углеводородного сырья на условиях СРП, порядка и источников финансирования подготовки СРП, упрощенного порядка подготовки, заключения и контроля за исполнением СРП в отношении малых месторождений;
     Государственной Думе совместно с Правительством Российской Федерации активизировать  работу по подготовке отдельной главы по налоговому режиму СРП, обеспечить принятие необходимых законов о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О соглашениях о разделе продукции .

О государственной политике по предупреждению распространения в Российской Федерации
заболеваемости инфекционным гепатитом
(проведены  13.02.2001)

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по охране здоровья и спорту.
Состав участников:
представители Министерства здравоохранения РФ, министерств и ведомств РФ, Российской академии медицинских наук, руководители  органов управления здравоохранением 47 субъектов РФ, медицинских  и научно-исследовательских учреждений,  об     щественных организаций, представители средств массовой информации.
Число участников: около 200 человек.

    Участники слушаний отметили, что складывающаяся в последние годы эпидемическая ситуация в Российской Федерации характеризуется как чрезвычайно напряженная. Отмечается стремительный рост инфекционных заболеваний. На этом фоне заболеваемость вирусными гепатитами приобрела катастрофические масштабы: сегодня от 3 до 5 млн. человек являются носителями вирусов гепатитов В и С. Реальна опасность возникновения вспышек заболеваний гепатитом А.
    Причины этого: негативные социально-экономические изменения, произошедшие в последние годы в России.
    В сложившейся ситуации требуется коренным образом изменить государственную политику в отношении обеспечения терапии и профилактики возникновения заболеваний вирусными гепатитами.
    Участники парламентских слушаний рекомендовали:
    Правительству Российской Федерации предусмотреть выделение необходимых средств из Федерального бюджета на обеспечение производства и централизованной закупки отечественных вакцин против гепатитов  А и В; обеспечить безусловное и приоритетное финансирование мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и смертности населения, повышение качества диагностики, лечения и профилактики различных заболеваний, в том числе вирусных гепатитов, туберкулеза, наркомании, СПИДа; принять ряд постановлений, которые способствовали бы улучшению эпидемической ситуации в Российской Федерации и позволили более эффективно бороться с инфекционными заболеваниями.
    Федеральному Собранию Российской Федерации поддержать проекты федеральных законов, вносимые на рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации с целью законодательного урегулирования вопросов, способствующих предупреждению распространения инфекционных заболеваний, в том числе гепатитов, улучшению качества диагностики и лечения этих заболеваний, медико-социальной реабилитации больных такими заболеваниями, а также социальной защите медицинских работников, заразившихся инфекционными заболеваниями при исполнении профессионального долга.
    Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять изменения и дополнения в Федеральный закон Об иммунопрофилактике инфекционных болезней в части включения в национальный календарь профилактических прививок против гепатита А, а также уточнения контингентов и групп риска, которым должны проводиться обязательные профилактические прививки против гепатита В за счет государственного бюджета; ускорить принятие Федерального закона О питьевой воде и питьевом водоснабжении ;  принять постановление  Государственной Думы с обращением к Президенту Российской Федерации в связи с кризисной ситуацией, складывающейся с ростом инфекционной заболеваемости гепатитами В и С; направить обращение в Правительство Российской Федерации о необходимости создания на канале РТР Российской медицинской информационно-аналитической программы, ориентированной на пропаганду здорового образа жизни и осуществления просветительской деятельности о современном состоянии и проблемах предупреждения развития инфекционных заболеваний, а также о поддержке деятельности отечественного тематического интернет-сайта для размещения материалов по этим актуальным вопросам; направить обращение к средствам массовой информации о необходимости усиления пропаганды здорового образа жизни и широкого освещения проблем здравоохранения.
    Комитету Государственной Думы по охране здоровья и спорту ускорить подготовку и представление на рассмотрение Государственной Думой во втором чтении проекта федерального закона О здравоохранении в Российской Федерации .
    Органам государственной власти и управления субъектов Российской Федерации осуществить комплекс мер, направленных на скорейшее изменение в регионах динамики заболеваемости вирусными гепатитами А, В и С.
    Участники парламентских слушаний обсудили текст Обращения Государственной Думы к Президенту Российской Федерации и обратились ко всем представителям органов государственной власти, к политическим деятелям, общественности, духовенству, средствам массовой информации, гражданам России с призывом объединить усилия в решении самого важного для каждого вопроса - сохранения и укрепления здоровья человека.

     Организационно-методический отдел
Организационного управления