Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2012г. № 2 осенняя сессия

ОБРАЗОВАНИЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Федеральный закон от 28.02.2012 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (по вопросу получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов РФ).

(внесён Правительством РФ, принят ГД 15 февраля 2012 года)

Закон направлен на оказание гражданам содействия в получении дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в негосударственных и имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов РФ.

Эти средства выделяются в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов (требований) в соответствии с нормативами финансового обеспечения, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений.

Этот закон будет способствовать росту числа негосударственных образовательных учреждений, повысит доступность для многих родителей получения их детьми платных образовательных услуг, и самое главное, снимет социальную напряженность, связанную с доступностью и безальтернативностью государственного сектора в образовании. Так, к примеру, сейчас очередь в детские сады составляет около двух миллионов человек. В то же время плата за содержание ребёнка в частных детских садах многим родителям сегодня не по карману, и в этой ситуации государство идёт им навстречу: закон позволяет направить государственные средства в виде субсидий на финансирование образовательной части за счёт средств государства.

То есть этот закон позволит государству и органам местного самоуправления софинансировать содержание детей и получение ими образовательной услуги в негосударственном образовательном учреждении.

В современных условиях нашей страны соотношение частного и государственного секторов в образовательной сфере практически абсолютно смещено в сторону государственного. В настоящее время в системе образования Российской Федерации доля негосударственных образовательных учреждений составляет всего лишь около 1%. Численность обучающихся в негосударственных общеобразовательных учреждениях составляет около 1,5% от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а численность воспитанников негосударственных дошкольных образовательных учреждений – не более 0,5% от числа всех детей, посещающих указанные учреждения. Рост негосударственного сектора при эффективном контроле со стороны государственных органов образования будет способствовать развитию домашних и семейных детских садов, общеобразовательных школ, что будет способствовать развитию конкуренции и в системе государственного образования.

Причем вступление в силу данного закона не отразится на финансовом обеспечении государственных образовательных учреждений.

Полномочиями по финансовому обеспечению данных обязательств наделяются соответственно органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

К расходам на реализацию основных общеобразовательных программ закон относит расходы на оплату труда педагогических работников и расходы, связанные с непосредственной реализацией этих программ, в том числе на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры и игрушки, расходные материалы.

Закон раскрывает понятие содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях, понимая под этим термином присмотр и уход за ребенком. При этом не предполагается финансовое обеспечение содержания (уход и присмотр за детьми) в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях.

Кроме того, положениями закона не допускается включение в расходы на содержание (присмотр и уход за ребенком) в дошкольных государственных и муниципальных образовательных учреждениях расходов на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Таким образом, реализация норм законопроекта предоставит возможность разделения оплаты услуг по образованию и содержанию детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Учитывая среднюю стоимость услуги по образованию детей дошкольного возраста в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в размере 7730,3 рублей на одного ребенка в год, потребность в дополнительных средствах составит 12,7 млрд. рублей (из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов).

Справочно: правовые нормы, установленные данным законом, нашли свое отражение в Федеральном законе от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Выступления от фракций по мотивам (третье чтение):

С.В.Иванов (ЛДПР), В.Е.Шудегов («Справедливая Россия») в целом поддержали законопроект.

О.Ю.Баталина («ЕДИНАЯ РОССИЯ») подчеркнула социальную значимость закона и отметила, что вступление в силу Федерального закона не скажется на финансировании существующих государственных и муниципальных образовательных учреждений, потому что сегодня они финансируются в соответствии с нормативом и этот норматив пересматриваться не будет. Таким образом, закон не отнимет средства у существующих сегодня государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (третье чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (99,6%)

0

Не голосовал 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

80 деп. (87%)

0

Не голосовало 12 деп. (13%)

3

СР

59 деп. (92,2%)

1 деп. (1,6%)

Не голосовало 4 деп. (6,2%)

4

ЛДПР

52 деп. (92,9 %)

0

Не голосовало 4 деп. (7,1%)

Итого

 

426 деп. (94,7%)

1 деп. (0,2%)

Не голосовал 21 деп. (5,9%)

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

(внесён Правительством РФ, принят ГД 21 декабря 2012 года)

Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

Законом определяются уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации).

Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.

Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа "необразовательных" организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.

Законом теперь также регулируется стипендиальное обеспечение обучающихся образовательных организаций профессионального образования.

В законе выделены отдельные нормы, посвященные:

- кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;

- сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;

- использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;

- обучению по интегрированным образовательным программам;

- образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и другим.

Регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Кроме того, обновлены модели экономической деятельности в сфере образования.

Дети-сироты получили право на обучение на подготовительном отделении за счет бюджета. После окончания подготовительных курсов у них будет преимущество при поступлении.

В новом законе также предусмотрено льготное поступления для детей, которые через поколение пострадали от чернобыльской аварии.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Со дня вступления в силу данного закона Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" признаются утратившими силу.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Со дня вступления в силу данного закона Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" признаются утратившими силу.

Выступления от фракций по мотивам (третье чтение):

Плетнёва Т.В. (КПРФ): «Вы знаете, честно говоря, если бы меня спросили, нравится ли мне самой законопроект, который мы, коммунисты, внесли, я сказала бы: нет, не нравится, потому что я советский учитель и, естественно, всегда отстаиваю систему советскую - лучшую систему, которая давала нам, начиная от дошкольного образования и заканчивая нашими профессиональными вузами, знания и кадры. Но мы живём в этом обществе, мы понимаем, что идут изменения, и мы, авторы законопроекта, старались сделать всё, чтобы хотя бы как-то минимизировать последствия вашего, который вы приняли, закона. Ну как могут мне понравиться, например, кредиты на образование, если я выступаю за бесплатное образование? Ну, мы прописали там, что кредиты на двадцать лет, - это чтобы было легче детям?! Я сколько вносила поправок, говорила: если учитель прочитает вот этот закон, что он для себя поймёт - что он будет сидеть и, так сказать, писать неизвестно сколько бумаг, а потом, значит, ему будут там чего-то надбавлять или не будут набавлять и так далее?! Сколько в классе детей будет, какие будут стандарты, чему мы будем учить детей - ничего из этого абсолютно не принято!».

Шудегов В.Е. («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»): «Наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проголосовала в первом и во втором чтениях против принятия законопроекта "Об образовании в Российской Федерации". Мы считаем, что закон не решит главной задачи - повышения качества образования и перевода страны на инновационный путь развития, конечно, он продолжает в нашей системе образования ту политику, которая фактически уже привела к её кризису. Обычно авторы законопроекта размахивают в качестве козырной карты именно той статьёй, в соответствии с которой заработная плата в системе образования, для учителей, устанавливается на уровне средней по региону. Хочу вам напомнить, что ранее, в предыдущем варианте закона, который у нас действовал, была статья, в соответствии с которой заработная плата гарантировалась на уровне двух средних зарплат по промышленности в системе высшей школы и на уровне средней по промышленности в остальных отраслях образования, в том числе для учителей, то есть мы не достигли даже того уровня, который был. Как вы помните, 22 августа 2004 года нашим большинством в парламенте, "единороссами", эти статьи были исключены».

Дегтярёв М.В. (ЛДПР): «Теперь о законе "Об образовании...". Наша фракция его поддержит. Почему? Объясню. Положительный опыт и царского образования, и советского должен учитываться в новом законе. Всё меняется, всё течёт, в любом случае мы обязаны приводить законодательство в порядок, поэтому мы голосуем за. К вопросам охраны здоровья - кстати, это революция! - наконец-то отнесено здоровое питание учащихся. Мы прекрасно знаем, что здоровье рассматривать в отрыве от питания невозможно, и это впервые прозвучало в законопроекте - уникально! Но мы не можем не сказать, что важнейшие поправки отклонены - о форме, о бессрочном действии ЕГЭ и так далее. И вообще, нужно переходить к вузовским округам: вуз должен вести ребёнка, так сказать, от детского горшка до Нобелевской премии, как это в некоторых развитых странах происходит. Такая реформа, кстати, сняла бы напряжение в связи с той же реорганизацией».

Булаев Н.И. («ЕДИНАЯ РОССИЯ»): И я хотел бы сказать, что данный законопроект сохраняет важнейшие позиции российской школы, важнейшие в отношении учителя, работающего на селе, его льгот. И эту норму, которая проголосована в Думе, сегодня трудно приписать только нашей фракции или фракции ЛДПР, это общая норма, которая позволяет каждому из нас, когда мы выйдем из этого зала, сказать сельскому учителю: "Мы все сохранили эту норму для тебя, - работай на селе, где жить сегодня необыкновенно трудно!" И мне очень важно сегодня отметить, что закон, который мы принимаем, и инновационен, и сохраняет то, что создано, и в этой части консервативен, и работает на развитие. Никому не удалось повторить школьную жизнь дважды, никому, и мы сегодня делаем всё, чтобы эта жизнь была хорошей!».

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (99,2%)

0

Не голосовали 2 деп. (0,8%)

2

КПРФ

0

91 деп. (98,9%)

Воздержался 1 деп. (1,%)

3

СР

5 деп. (7,8%)

52 деп. (81,3%)

Не голосовали 7 деп. (10,9%)

4

ЛДПР

54 деп. (96,4%)

1 деп. (1,8%)

Не голосовал 1 деп. (1,8%)

Итого

 

294 деп. (65,3%)

114 леп. (32%)

Воздержался 1 деп. (0,2%)
Не голосовали 11 деп. (2,5%)

Федеральный закон от 27.06.2012 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в статью 1-1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» (в части дополнения перечня памятных дат России памятной датой 27 апреля - День российского парламентаризма).

(внесён депутатом ГД С.Е. Нарышкиным и членом СФ В.И. Матвиенко , принят ГД 8 июня 2012 г.)

Законом устанавливается новая памятная дата Российской Федерации – 27 апреля – день российского парламентаризма. Данная дата является днем начала работы в 1906 году первого в отечественной истории демократического института - Государственной думы. Учреждение Государственной думы привело к изменению общественного политического миропорядка и системы общественных ценностей в России. Установление памятной даты России - Дня российского парламентаризма призвано способствовать привлечению внимания широких слоев населения к деятельности Федерального Собрания РФ и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, популяризации этой деятельности, вовлечению граждан в общественно-политическую деятельность и повышению их активности при проведении выборов.

Выступлений представителей фракций по мотивам голосования в третьем чтении не было.

Итоги голосования (первое чтение и в целом).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

234 деп. (99,2%)

0

Не голосовало 2 деп. (0,8%)

2

КПРФ

92 деп. (100%)

0

0

3

СР

60 деп. (93,7%)

0

Не голосовало 4 деп. (6,3%)

4

ЛДПР

55 деп. (98,2%)

 

Не голосовал 1 деп. (1,8%)

Итого

 

441 деп. (98%)

0

Не голосовало 9 деп. (2%)

Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в статью 1-1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» (в части дополнения перечня памятных дат России памятной датой 1 августа - День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов) .

(внесён депутатами ГД и членом СФ А.И. Лисицыным , принят ГД
18 декабря 2012 г.)

Законом устанавливается новая памятная дата Российской Федерации – «1 августа – День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914 – 1918 годов».

Принятие Федерального закона обусловлено необходимостью увековечения памяти и отражения заслуг более 2 млн. русских солдат, погибших в годы Первой мировой войны.

Основанием для установления указанной памятной даты является 1 августа 1914 года - день объявления Германией войны России, а также
100-летие Первой мировой войны, которое будет отмечаться в 2014 году.

Выступлений представителей фракций по мотивам голосования в третьем чтении не было.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

90 деп. (97,8%)

0

Не голосовало 2 деп. (2,2%)

3

СР

60 деп. (93,7%)

0

Не голосовало 4 деп. (6,3%)

4

ЛДПР

8 деп. (14,5%)

0

Не голосовало 47деп. (85,5%)

Итого

 

395деп. (87,8%)

0

Не голосовало 55 деп. (12,2%)