Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2015г. № 2 осенняя сессия

ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ

Принятые законы

Законопроект № 677890-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством в декабре 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 25 февраля, а во втором – 23 декабря 2015 года.

Необходимость разработки закона связана с многочисленными случаями недобросовестного исполнения туроператорами своих контрактных обязательств перед клиентами, а также участившимися случаями банкротств крупных туркомпаний в прошлом году.

I. Основные положения закона

Законопроект усиливает ответственность туроператоров за качество услуг, предоставляемых туристам, выезжающих за пределы страны.

Увеличился объем финансового обеспечения операторов, работающих в сфере выездного туризма – с 3% (от общей годовой цены услуг за год, предшествующий отчетному) в 2015 году до 5% с 2016 года, но не менее 50 млн. руб. Компании, чей общий годовой объем услуг составил более 400 млн. руб., теперь обязаны ежегодно проходить аудит.

Важной новацией является создание фонда персональной ответственности туроператора выездного туризма, назначение которого - экстренная помощь туристам конкретного туроператора. А существующий сейчас «компенсационный фонд» будет переименован в «резервный фонд», который будет направлять средства для экстренной помощи туристам, в случае если в фонде персональной ответственности туроператора их недостаточно.

Поправки второго чтения дифференцируют размер взноса в резервный фонд туроператоров. Так, для операторов с количеством туристов не более 10 тыс. в год и общей ценой турпродукта не более 40 млн. рублей он устанавливается в размере 50 тыс. рублей в год, Для туроператоров, у которых количество туристов не превышает 100 тыс., взнос составит 100 тыс. рублей, а для бизнеса с количеством туристов от 100 тыс. до 500 тыс. - 300 тыс. рублей. Если количество туристов превышает 500 тыс., взнос составит 500 тыс. рублей.

Новым правилам туроператоры, не включенные в реестр туроператоров, не смогут работать в этой сфере. Для нарушителей предусмотрено увеличение штрафов, а для должностных лиц - дисквалификация.

Нововведения коснуться и непосредственно самих туристов. Так, туроператор не менее чем за 24 часа до начала путешествия должен выдать клиенту билеты «туда - обратно» и документ о бронировании гостиницы. Турист обязательно должен быть проинформирован о возможности добровольной страховки дополнительных рисков, возникающих во время путешествия.

II . Результаты голосования: принят во втором чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

88

1

0

4

СР

52

0

0

12

ЛДПР

52

0

1

4

III . Мнения депутатов

Руденский И.Н., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 25.02.2015 года

Комитет поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении, а особенно те положения, которые защищают наших туристов, выезжающих за рубеж. <…> Основные замечания сводятся к следующему. На наш взгляд, излишне завышены требования к размеру фингарантий туроператорской деятельности в сфере выездного туризма, в первую очередь для малого и среднего турбизнеса, так как сейчас минимальные фингарантии для туроператоров в сфере выездного туризма составляют примерно 30 миллионов рублей, а предлагается повысить их до 50 миллионов рублей. Также, на наш взгляд, вызывает сомнение положение о формировании фонда персональной ответственности туроператора из расчёта 100 рублей на одного туриста на основании показателей прошлых лет.

Семёнов В.В., фракция ЛДПР (первое чтение) 25.02.2015 года

На мой взгляд, действительно законопроект состоит ровно из двух частей - это полезные положения и вредные. И действительно, создавая дополнительные фонды, дополнительную нагрузку на туроператоров, мы можем и потерять рабочие места, поскольку закроются определённые туристические компании, и, наверное, чаще наши граждане будут сами планировать свой отдых, сами будут покупать и оплачивать турпутёвки, в том числе и через Интернет, и так же, как и раньше, они будут сталкиваться с недобросовестными партнёрами, и так же у них за границей будут возникать проблемы, то есть данный закон в полной мере все эти проблемы не решит.

Емельянов М.В., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 25.02.2015 года

Совершенно недопустимо положение об исключении туроператоров из реестра из-за неверного расчёта количества туристов в год: мы с вами понимаем, что этот рынок очень рискованный, малопредсказуемый, и наказывать добросовестных операторов только лишь потому, что они не смогли правильно просчитать количество предполагаемых туристов, я думаю, неверно. <…> Дело в том, что реально финансовые гарантии в виде банковской гарантии либо страхования на туристическом рынке не действуют, потому что страховщики очень неохотно страхуют участников этого рынка в силу его рискованности, но самое главное - практически невозможно создать перестраховочный пул для того, чтобы перестраховать эти риски, перестраховать риски невозможно.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 года № 375-ФЗ (законопроект № 778347-6) «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами Р.Д.Курбановым, В.С.Вшивцевым, И.И.Гильмутдиновым и др. в апреле 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 20 октября 2015 года.

I. Основные положения закона

Закон предусматривает возможность выдачи российским гражданам второго заграничного паспорта на период срока действия ранее оформленного загранпаспорта.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

235

0

0

2

КПРФ

88

0

0

2

СР

59

0

0

4

ЛДПР

53

0

1

0

III . Мнения депутатов

Курбанов Р.Д., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 20.10.2015 года

С чем сталкиваются наши граждане? Имея на руках заграничный паспорт, имея желание и право на выезд в ту или иную страну, они не могут получить визу. Почему? Потому что, как я уже говорил, в ряде стран существует запрет на въезд граждан, срок действия заграничных паспортов которых истекает в течение года, полугода, шести или трёх месяцев. Нами предложена инициатива - предоставить всем гражданам России право на получение второго загранпаспорта, срок действия которого не будет связан со сроком действия первого загранпаспорта.

Федоткин В.Н., фракция КПРФ (первое чтение) 20.10.2015 года

Ризван Даниялович [Курбанов – ред.], ну, паспорта у меня нет, но голосовать я буду. Два паспорта - это всегда размытая ответственность, это всегда возможность каких-то правонарушений, так всё-таки лучше, может быть, построже быть. Может быть, пусть у человека, который выезжает, будет один нормальный паспорт, пусть по нему он живёт и отвечает за то, что делает?