Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

НИР Основные направления совершенствования правового регулирования научной и инновационной деятельности

Заключение

Поиск новых правовых механизмов и обеспечение оптимального их функционирования является естественным требованием развития общества. В условиях ориентации на инновационно активный тип общества научная деятельность и деятельность по практическому использованию научных (научно-технических) результатов становится сферой приложения таких правовых механизмов. Потребность в инновационном развитии частично связана и с проблемой исчерпания основных ресурсов, на которых основывалось развитие человечества в предшествующие столетия. Знание становится тем источником производительных сил и ресурсов, с помощью которого человечество может преодолеть надвигающиеся угрозы развитию.

Предложенные в рамках настоящего исследования правовые решения проблем инновационного развития Российского государства способны повысить престиж научной деятельности, превращение ее в осуществляемую на систематической основе творческую деятельность, направленную на увеличение базы знаний (как фундаментальных, так и научно-прикладных) и выявление новых способов приложения (использования) уже имеющихся знаний.

Предпринятый масштабный, комплексный взгляд на имеющееся правовое регулирование в области инноваций и науки, позволил в предложениях концептуального характера подчеркнуть, что инновации – это не только новое решение, но и решение, позволяющее решить в целом или частично проблему научной или технологической неопределенности (несовершенства). Данный подход продемонстрировал свой универсальный характер, поскольку:

1) он применим как к области фундаментальных, так и прикладных исследований;

2) позволяет отграничить научно-исследовательскую деятельность от сопутствующих ей научно-технических услуг (обслуживание библиотек и музеев, переводы и редактирование научных текстов, сбор данных для дальнейшего научного использования, тестирование и стандартизация, консультирование, патентная деятельность и др.).

Анализ зарубежного опыта показал, что, несмотря на значимость инноваций в рамках отдельных организаций, государственно-частного партнерства и др., на стадии организации и стимулировании процесса научных исследований, создании национального стратегического запаса знаний, использование их в различных секторах экономики, велика роль государства.

Разработанные предложения (включая конкретные законодательные инициативы) позволяют добиться согласованности и взаимообусловленности двух процессов: процесса, направленного на разработку знаний (фундаментальных и прикладных) и процесса, непосредственно связанного с созданием инноваций.