Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

НИР Опыт строительства союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции

ВВЕДЕНИЕ

Мир вступил в полосу длительного экономического кризиса. При этом на постсоветском пространстве до сих продолжается цивилизационный кризис, вызванный развалом СССР, который президент России Владимир Путин определил как крупнейшую геополитическую катастрофу ХХ века. В результате этой катастрофы возникли масштабная деиндустриализация и критическое снижение качества жизни, хаотическая массовая миграция, упадок малых городов и районов и другие негативные явления, не позволяющие реализовать колоссальный геополитический, геоэкономический, геокультурный и геостратегический потенциал новых независимых государств.

Нынешняя наша слабость только усиливает и без того гигантский масштаб исторических вызовов новым независимым государствам. Это индустриально-экономический вызов со стороны Китая, военно-гегемонистский – со стороны США и НАТО, а также исламистский и наркотический – со стороны новейших сетевых «интернационалов».

Подстроиться под наступившее десятилетие нестабильности можно и нужно, опираясь на вековые традиции, вопреки унынию и совершенному в конце прошлого века отказу от полноценного бытия в составе великого Советского Союза, сделать в эти тяжелые годы ставку на развитие и прорыв в общее достойное будущее.

В этой принципиально новой ситуации от народов бывшего Советского Союза требуются самоопределение и выбор: либо форсированно и на пределе сил создавать новую большую страну, представляющую в диалоге цивилизаций свою уникальную русско-российско-евразийскую цивилизацию и демонстрирующую технологическую состоятельность и экономическую мощь, либо окончательно встраиваться в чужие цивилизации, армии, экономики и языки. Либо мы восстановим свои силы и, объединившись вокруг нашей общей исторической памяти и общих, давшихся большой кровью побед, станем планетарной силой, либо достойного будущего у нас нет.

Евразийская интеграция является главным современным геополитическим проектом стран постсоветского пространства. В последние годы активизировались усилия Глав Государств и межгосударственных органов стран Содружества Независимых Государств, а также ряда стран-наблюдателей по созданию и развитию основ еще более тесной всесторонней интеграции. Более чем десятилетняя деятельность Евразийского экономического сообщества, успешное функционирование Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, подготовка к созданию в 2015 года Евразийского экономического союза, обсуждение создания Евразийского парламента и уникальный опыт строительства Союзного государства России и Беларуси позволяют говорить о том, что наша интеграция является не только императивом, но и реальность


[1] .

В этой связи особую ценность представляет собой опыт Союзного государства Белоруссии и России по развитию взаимовыгодной интеграции, проходящей не только без ущерба для национальных политических культур, экономик и социума, но в целом для их развития и успешной модернизации. В рамках евразийской интеграции ключевой опорой является Союзное государство, поэтому Союзное государство не зря называют фундаментом постсоветского единения. Белорусско-российский опыт к настоящему времени дал такой мощный посыл к сближению. Поэтому с уверенностью можно констатировать, что сближение общих позиций двух стран по вопросам экономической стратегии, а также в политической, социальной и гуманитарной сферах определяет дальнейший исторический процесс интеграции для всего постсоветского пространства.

В связи с вышеизложенным, целью НИР является выявление возможности применения опыта интеграционных процессов в Союзном государстве Белоруссии и России для процессов евразийской интеграции.

В процессе выполнения НИР проведено изучение опыта Союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции, включающие следующие задачи:

1.Анализ и оценку опыта становления и развития Союзного государства Белоруссии и России по основным направлениям интеграции:

- экономическому, в том числе научно-образовательному и инновационному;

- политическому, в том числе нормативно-законодательному,

- оборонному и военно-техническому,

- социокультурному, в том числе, информационному.

Результаты научно-исследовательской работы представлены в виде описания основных этапов интеграционных процессов, их анализа и выводов по итогам проведенного анализа о степени успешности и взаимовыгодности данных процессов.

2. Анализ и оценку хода интеграционных процессов на евразийском пространстве, включая описание и характеристику основных процессов, событий и тенденций в экономической, политической и культурной сферах интеграционных процессов за последние 20 лет, а также уровень их нормативно-правового обеспечения.

В качестве результата НИР представлены научно-обоснованная оценка характера и перспектив интеграционных процессов на Евразийском пространстве с учетом с выделением наиболее и наименее успешных сфер интеграции и описанием причин их успешности или неуспешности.

3. Проанализирована оценка применения решений, аналогичных решениям органов Союзного государства за весь период его существования, к развитию евразийской интеграции в целом. В результате проведенных работ представлен развернутый анализ возможности применения опыта Союзного государства Белоруссии и России для евразийской интеграции.

4. Подготовлены и представлены конкретные документы по развитию евразийской интеграции на основе опыта Союзного государства Белоруссии и России.

5. Представлены научно-обоснованные оценки возможности и перспективности применения опыта Союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции, а также конкретные предложения по его применению.