Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

НИР Опыт строительства союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции

1.5 Правовой статус Союзного государства

Органы Союзного государства.

Высший Государственный Совет.

Высший Государственный Совет является высшим орга­ном Союзного государства. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат пар­ламентов Беларуси и России.

Высший Государственный Совет:

· решает важнейшие вопросы развития Союзного государства;

· образует органы Союзного государства, включая орга­ны управления отраслевого и функционального харак­тера;

· назначает выборы в Палату Представителей Парла­мента Союзного государства;

· утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отче­ты о его исполнении;

· утверждает международные договоры Союзного госу­дарства, ратифицированные Парламентом;

· утверждает государственную символику Союзно­го государства;

· определяет местопребывание органов Союзного государства;

· заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров о реализации принятых решений.

Председателем Высшего Государственного Совета явля­ется Президент Республики Беларусь или Российской Фе­дерации на основе ротации.

Парламент Союзного государства.

Парламент Союзного государства является представитель­ным и законодательным органом Союзного государства. В соответствии с Договором о создании Союзного госу­дарства (далее – Договор) Парламент состоит из двух па­лат – Палаты Союза и Палаты Представителей.

Парламент Союзного государства:

· принимает законы и Основы законодательства Союзного государства по вопросам, отнесенным Договоров к компетенции Союзного государства;

· содействует унификации законодательства Белоруссии и России;

· заслушивает ежегодные послания Высшего Государственного Совета о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития;

· заслушивает доклады о деятельности Совета Министров;

· принимает бюджет и заслушивает годовые и полугодовые отчеты о его исполнении;

· утверждает отчет, заслушивает доклады и сообщения Счетной палаты Союзного государства;

· ратифицирует международные договоры, заключаемые от имени Союзного государства;

· заключает соглашения о сотрудничестве с парламентами государств, не входящих в Союзное государство и парламентскими организациями;

· назначает по представлению Высшего Государственного Совета судей Суда Союзного государства;

· утверждает по представлению Высшего Государственного Совета членов Комиссии по правам человека;

· назначает по представлению Совета Министров членов Счетной палаты Союзного государства;

· устанавливает символику Союзного государства;

· рассматривает предложения по вопросам Союзного государства третьих государств, принимает соответствующие рекомендации, направляет их для утверждения в Высший Государственный Совет;

· обеспечивает взаимодействие парламентов Беларуси и России;

· осуществляет иные полномочия, предусмотрены Договором.

Палата Союза состоит из 36 членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, делегированных палатами Федерального Собрания Российской Федерации, и 36 членов Совета Республики, депутатов Палаты Представи­телей, делегированных палатами Национального Собрания Республики Беларусь.

Палата Представителей состоит из 75 депутатов от Рос­сийской Федерации и 28 депутатов от Республики Бела­русь, избираемых на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. Палата Представителей избирается, а Палата Союза формируется сроком на 4 года.

Совет Министров является исполнительным органом Со­юзного государства. В Совет Министров входят Предсе­датель Совета Министров, главы правительств, Государ­ственный секретарь (на правах заместителя Председате­ля Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководи­тели основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.

Совет Министров в соответствии со своей компетенцией и решениями Высшего Государственного Совета:

· разрабатывает основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вносит их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;

· вносит в Высший Государственный Совет предложения по формированию отраслевых и функциональных орга­нов Союзного государства и осуществляет руководство их деятельностью;

· вносит в Парламент Союзного государства проекты со­юзных законов и основ законодательства;

· обеспечивает контроль за выполнением положений До­говора, актов Союзного государства и при необходи­мости вносит мотивированные представления государ­ствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;

· разрабатывает и вносит в Парламент Союзного государства проект бюджета Союзного государства, обеспечи­вает исполнение бюджета, представляет Парламенту го­довые и полугодовые отчеты об исполнении бюджета;

· рассматривает отчеты и доклады Счетной палаты;

· осуществляет управление собственностью Союзно­го государства;

· обеспечивает создание и развитие единого экономичес­кого пространства, проведение единой финансовой, на­логовой, кредитной, денежной, валютой, ценовой и тор­говой политики;

· координирует процесс унификации законодательства государств-участников; способствует проведению со­гласованной политики государств-участников в между­народных делах, в сфере обороны, безопасности, обес­печения законности, прав и свобод граждан, обеспече­ния общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здра­воохранения, социального обеспечения и охраны окру­жающей среды;

Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом. Им может быть глава правитель­ства Беларуси или России на ротационной основе. Государ­ственный секретарь, руководители отраслевых и функци­ональных органов управления Союзного государства назначаются и освобождаются от должности Высшим Государственным Советом по представлению Председателя Совета Министров.

Постоянный Комитет.

Постоянный Комитет, руководимый Государственным секретарем, является ответственным за подготовку за­седаний Высшего Государственного Совета и Совета Министров.

Постоянный Комитет:

· координирует работу отраслевых и функциональных органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами Беларуси и России;

· контролирует выполнение принятых Высшим Государственным Советом и Советом Министров решений;

· регулярно информирует Совет Министров о положении дел в сферах деятельности отраслевых и функциональ­ных органов Союзного государства;

· вносит предложения в Совет Министров по выполне­нию текущих задач развития Союзного государства.

Органы Союзного государства, которые будут созданы в соответствии Договором:

Суд Союзного государства.

Суд Союзного государства является органом Союзного государства, который призван обеспечить единообразное тол­кование и применение Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства.

В состав Суда входит 9 судей, назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Высшего Государ­ственного Совета. Судьи назначаются из граждан Союзно­го государства, обладающих высокими профессиональны­ми и моральными качествами, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности в Беларуси и России.

Судьи назначаются сроком на 6 лет. Каждые 2 года про­исходит обновление трети состава членов Суда. Из чис­ла судей, Суд избирает Председателя и его заместите­ля, которые не могут быть гражданами одного государ­ства-участника.

Счетная палата.

В соответствии с Договором для осуществления контроля за финансами Союзного государства создается Счетная палата.

Счетная палата:

· осуществляет контроль за исполнением доходных и рас­ходных статей бюджета Союзного государства по объе­мам, структуре и целевому назначению;

· проверяет отчеты о доходах и расходах всех органов Союзного государства;

· устанавливает, являются ли законными полученные до­ходы и произведенные расходы;

· выясняет, насколько рациональным было управление финансами;

· контролирует эффективность использования имуще­ства Союзного государства.

Счетная палата состоит из 11 членов, назначаемых сроком на 6 лет из числа граждан государств-участников, имею­щих опыт работы в контрольно-ревизионных и аудитор­ских организациях, профессионализм и добросовестность которых не вызывают сомнений.

Члены Счетной палаты назначаются Парламентом Союз­ного государства по представлению Совета Министров. В состав Счетной палаты не может входить более семи граждан одного и того же государства-участника.

Комиссия по правам человека.

В соответствии с Договором в целях содействия реализа­ции и защиты основных прав и свобод граждан Союзного государства учреждается комиссия по правам человека.

Компетенция, условия формирования и порядок деятель­ности Комиссии определяются Положением о Комиссии по правам человека Союзного государства, утверждаемым Высшим Государственным Советом.

Реальная история и биография Парла­ментского Собрания Союза Беларуси и России началась с 25 июня 1996 года, когда в Смоленске была проведена первая сессия Парламентского Собра­ния. Это стало возможным после подписания 2 апреля 1996 года руковод­ством наших государств Договора об образовании Сообщества Беларуси и России. Парламентское Собрание было задумано как представительный орган власти, и это подтверждают все последующие подписанные акты: 2 ап­реля 1997 года Договор о Союзе Бела­руси и России, а 23 мая 1997 года - Ус­тав Союза Беларуси и России, 8 декабря 1999 года - Договор о создании Союз­ного государства.

Депутаты Парламентского Собрания непосредственно участвуют в важных для Союзного государства мероприя­тиях: в ежегодном принятии бюдже­та Союзного государства, в подготов­ке проекта Конституционного Акта, в работе по созданию союзных средств массовой информации, в осуществле­нии совместных программ, в проведе­нии общественно-политических ме­роприятий по вопросам союзного строительства.

Для осуществления своих полномочий Парламентское Собрание образует из числа делегированных на равноправ­ной основе парламентами России и Беларуси депутатов комиссии и дру­гие рабочие органы для решения сто­ящих задач. В настоящее время мы имеем восемь постоянно действую­щих комиссий, охватывающих в своей деятельности многогранную сферу интеграционных процессов между на­шими народами.

Сессии Парламентского Собрания про­водятся открыто и гласно. Они право­мочны, если на заседаниях присут­ствует не менее двух третей от общего числа представителей каждой Стороны. По решению Совета Парламентского Собрания в сессиях могут участвовать представители органов власти государств-участников, межго­сударственных объединений, между­народных парламентских организаций, национальных и международных об­щественных объединений.

Договор о создании Союзного государ­ства предусматривает осуществление законодательной функции Парламен­том Союзного государства, который избирается гражданами Союзного го­сударства и принимает законы прямо­го действия. Однако для создания Парламента необходимо четкое за­крепление его компетенции, юридичес­кой силы его актов. Такие нормы бу­дут содержаться в Конституционном Акте Союзного государства. До приня­тия этого основополагающего доку­мента выполнение функций Парламен­та возложено на Парламентское Со­брание Союза Беларуси и России.