Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

НИР Опыт строительства союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции

1.8 Внешнеполитические задачи Союзного государства

Значение союза России и Белоруссии выходит за пределы обоих государств. Он может рассматриваться не только как ядро нового международного объединения, а, будучи открыт для любой третьей страны, которая разделяет цели и принципы союза, представляет из себя одну из возможных моделей углубления интеграции между всеми странами СНГ, а также за его пределами.

Среди основных направлений внешнеполитической деятельности Союзного государства можно выделить: координацию действий в сфере внешней политики; принятие в состав Союзного государства других государств, взаимодействие в международной сфере по военным и пограничным вопросам, включая реализацию международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими направлениями внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшими республиками СССР в рамках СНГ, участие в обеспечении стабильности и безопасности на евразийском континенте и в мире.

Главный акцент в интеграционном сотрудничестве России и Белоруссии ставится на создание единого экономического пространства. В этой плоскости ведется работа по углублению валютной интеграции, в рамках которой продолжается реализация Плана совместных действий правительств и Центробанков двух стран по введению единой денежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведение структурных преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютного регулирования.

Активно развиваются российско-белорусские торгово-экономические связи. Удельный вес Белоруссии во внешнеторговом обороте России составляет около 6 %, а России во внешнеторговом обороте Белоруссии - порядка 50 %.

Одним из важных направлений интеграции является реализация около 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их финансирование осуществляется из бюджета Союзного государства. Расширению экономического сотрудничества содействует образование межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). Зарегистрировано 6 МФПГ: «БелРусАвто» - по развитию дизельного автомобилестроения; «Формаш» - по производству оборудования для выпуска химических волокон и нитей, переработки льна и шерсти; «Межгосметиз» - по производству металлокорда; «Электронные технологии» - по производству телевизоров и средств связи; «Оборонительные системы» и «Аэрокосмическое оборудование».

Большую роль в российско-белорусских отношениях играет быстро развивающееся межрегиональное сотрудничество. В настоящее время все 6 белорусских областей и Минск связаны соглашениями о сотрудничестве с 80 субъектами Российской Федерации. В Минске действуют представительства 6 российских регионов. В десяти регионах России открыты отделения посольства Белоруссии.

Осуществляется тесное внешнеполитическое взаимодействие. Россия и Белоруссия выступают с единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничают в ООН, другими универсальными и региональными организациями. Поддерживаются активные контакты между внешнеполитическими ведомствами в рамках двухгодичной Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства». В феврале 2006 г. была принята Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства» на 2006 - 2009 гг.

Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. Эффективно функционирует совместная региональная группировка войск. Проводятся мероприятия по восстановлению кооперационных связей между предприятиями ВПК.

В социальной сфере ведется работа по выполнению положений Договора «О равных правах граждан». Значимым шагом стало создание единого миграционного пространства России и Белоруссии, обеспечение равных имущественных прав граждан двух стран, а также возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве. В январе 2006 г. подписаны соглашения по дальнейшему обеспечению равенства прав российских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России в сфере здравоохранения, пенсионной системы и налогообложения.

Отношения России с Республикой Беларусь, которая занимает стратеги­чески выгодное положение в Европе, приобрели особую важность как для фор­мирования сферы ее интересов в Евразии, так и для закрепления ее роли на геополитическом пространстве Большой Европы, частью которой Москва себя считает.

Белоруссия занимает довольно выгодное экономико-географическое поло­жение. Находясь между странами Евросоюза, Россией и государствами Азиат­ско-Тихоокеанского региона, Республика Беларусь является своего рода транс­портным мостом в торгово-экономических отношениях между ними. Это имеет большое значение не только для самой республики, но и для других стран. Геополитические интересы России в отношениях с Республикой Беларусь оп­ределяются тем, что через ее территорию проходят кратчайшие транспортные магистрали, экспортные нефте- и газопроводы, линии электропередачи в стра­ны — члены ЕС. Таким образом, Белоруссия как транзитное государство пред­ставляет интерес для России.

Через территорию республики в страны Западной Европы поставляется значительная часть российской нефти и газа. На сегодняшний день транзит российского газа в Европу через Белоруссию осуществляется по магистральному газопроводу «Ямал — Европа» (принадлежит ОАО «Газпром») и через газотранспортную систему ОАО «Белтрансгаз» (50 % акций принадлежат Газ­прому). Транзит газа через Белоруссию составляет в среднем 50 млрд. кубо­метров в год, в том числе по белорусскому участку газопровода «Ямал — Европа» 33 млрд. кубометров в год[1]. Транзит нефти по территории Бело­руссии осуществляется по трубопроводу «Дружба». Объемы транзита рос­сийской нефти через территорию республики стабилизировались на уровне 84-85 млн. т. в год.

Белоруссия продолжает оставаться для России серьезным транзитным фак­тором, обеспечивая 25 % транзита российских энергоносителей в страны Евро­союза, около 30 % автомобильного и железнодорожного транзита между ЕС и Россией. Поэтому Россия заинтересована в надежности транспортных (же­лезнодорожных, автомобильных, воздушных, трубопроводных) и иных комму­никаций со странами — членами ЕС.

Для России важно обеспечить бесперебойный транзит своих товаров через территорию Белоруссии. Имидж России как надежного поставщика энергоре­сурсов нужен государству не просто для того, чтобы произвести на остальной мир хорошее впечатление, хотя и это немаловажно. По мнению К. С. Гаджиева, имидж страны «представляет собой важнейший капитал, способствующий ук­реплению геополитического статуса государства на мировой арене, обеспече­нию его безопасности, защите и продвижению национальных интересов»[2].

К сожалению, были случаи, когда международная репутация России стра­дала из-за перебоев в транзите нефти (2007, 2009/2010) и газа (2004, 2006) через территорию Республики Беларусь. Энергетические войны подорвали ре­путацию России как постоянного и стабильного поставщика энергоносителей, даже, несмотря на то, что А. Лукашенко, которого на Западе называют «послед­ним диктатором Европы», запрещен въезд в США и Евросоюз на основании обвинений в авторитарном правлении и репрессиях по отношению к полити­ческим диссидентам.

Прекращение поставок углеводородов в Белоруссию и другие соседние го­сударства расценивается Западом как использование энергетического оружия в политических целях. Критики Москвы утверждают, что Россия контролиру­ет поставки энергии для ограничения экономической и политической самосто­ятельности своих соседей. Кроме того, регулярные энергетические войны Мос­квы с Киевом и Минском подтолкнули Евросоюз к поиску альтернативных поставщиков «голубого топлива» (достаточно вспомнить проект стро­ительства газопровода «Набукко»).

Российско-белорусские газовые и нефтяные войны продемонстрировали зависимость поставщика (России) и потребителей (западноевропейских парт­неров) энергоресурсов от страны-транзитера (Белоруссии).

В последние годы российской стороной целенаправленно реализуются пла­ны диверсификации экспортных поставок нефти, наращиваются мощности тру­бопроводного транспорта в направлениях, исключающих транспортировку не­фти и газа по территориям сопредельных государств. Основными реализуемы­ми российской стороной проектами по диверсификации направлений экспорта являются Nord Stream, South Stream и Балтийская трубопроводная система-2 (БТС-2).

«Северный поток» (или Североевропейский газопровод) пройдет по дну Балтийского моря из российского Выборга в германский Грайфсвальд. Плани­руемая мощность газопровода составит 55 млрд. кубометров природного газа в год. «Южный поток» пройдет по дну Черного моря из Новороссийска в бол­гарский порт Варну, а затем разделится на две ветви — через Сербию и Венгрию пойдет в Австрию и через Грецию — на юг Италии. Планируемая мощность газопровода — 30 млрд. кубометров природного газа в год.

С целью снижения зависимости России от Республики Беларусь как тран­зитной территории, а также повышения мощности сети экспортных нефтепро­водов Москва начала строительство системы нефтепроводов, которая позволит связать нефтепровод «Дружба» с российскими морскими портами на Балтий­ском море. Данный проект получил название «Балтийская трубопроводная система-2». БТС-2 призван транспортировать нефть, минуя белорусскую терри­торию, на побережье Финского залива к терминалам российского порта Приморск. Мощность первой очереди трубопровода — 35 млн. т. нефти в год с воз­можностью строительства в будущем второй очереди мощностью 15 млн. т. не­фти в год.

Основная цель данных проектов заключается в обеспечении прямых ком­муникаций между продавцом (Россией) и покупателями (государствами — членами ЕС), минуя посредника (Республику Беларусь). Осуществление этих проектов позволит Москве увеличить возможности экспортных поставок по своей территории, что приведет к уменьшению объемов транзита по сопредель­ным странам.

Реализация названных выше проектов будет иметь очень серьезные геопо­литические и геоэкономические последствия для самой республики. Во-пер­вых, резко снижается транзитная значимость Республики Беларусь для экс­порта российских энергоресурсов в Европу. Во-вторых, серьезно снижаются переговорные позиции официального Минска относительно цены на газ для республики и объемов закупаемой нефти для реэкспорта нефти и нефтепро­дуктов. В-третьих, после ввода в строй «Северного потока» и БТС-2 для рос­сийского руководства снизится и политическая значимость необходимости поддержания ровных, не говоря уже о партнерских, отношений с нынешним руководством Белоруссии. В-четвертых, окончание строительства «Северного потока» и БТС-2 позволит России при желании окончательно покончить с суб­сидированием белорусской экономики, что может вызвать резкую деиндуст­риализацию республики и развал того сборочного цеха, которым республика стала во времена Советского Союза[3].

Россия заинтересована в доступе к системообразующим активам государ­ственного сектора республики, в праве «первой руки» при приватизации бело­русских предприятий. По мнению И. Иванова, «российская дипломатия реша­ет на пространстве СНГ еще и ряд специфических задач. Важнейшая из них — содействие российским предприятиям в успешном участии в процессах прива­тизации и акционирования в странах СНГ». Речь идет, прежде всего, о таких компаниях энергетической, машиностроительной и нефтехимической промышленности Республики Беларусь, как «Гродно Азот», «Нафтан», «Бел-трансгаз», Мозырский нефтеперерабатывающий завод, местный МТС, МАЗ, «Беларуськалий», а также «Интеграл». Другими словами, российские интересы выражаются в притязаниях на те, или иные стратегические активы. В част­ности, Россия рассматривает возможность приобретения контрольного пакета акций Белтрансгаза. Газпром в течение 2007-2010 гг. выкупил 50 % акций вышеназванного предприятия за $2,5 млрд. Получая полный контроль над ком­панией, Москва лишает Минск возможности контролировать транзит.

Что касается возможностей для деятельности российского бизнеса в Белоруссии, то об этом пока приходится говорить только в негативном плане, по­скольку он подвергается весьма ощутимым ограничениям. Для оправдания приверженности проводимому курсу в экономике и в целях сохранения суще­ствующей хозяйственной модели в отношении российских инвесторов в рес­публике идет ожесточенная пропагандистская война. В белорусских СМИ, в вы­ступлениях высших руководителей республики неуклонно развивается тезис о недопустимости продажи государственных предприятий бизнесменам с Вос­тока, об опасности поглощения хозяйственного комплекса российским капита­лом.

Имеющиеся между Москвой и Минском противоречия в экономической сфере остаются существенными, их разрешение потребует значительных уси­лий с обеих сторон.

Во время грузино-югоосетинского конфликта белорусское руководство толь­ко на словах поддержало действия России на Южном Кавказе. После августов­ской войны 2008 г. Москва сосредоточила усилия на процессе дипломатичес­кого признания этих образований в качестве суверенных государств. Алек­сандр Лукашенко обещал признать независимость Абхазии и Южной Осетии, но на деле Минск уклонялся от этого шага, ссылаясь на чрезвычайную слож­ность вопроса и необходимость его всестороннего изучения. Сначала Лукашен­ко заявлял, что решение о признании независимости новых республик должен принять белорусский парламент. В нем даже была сформирована специальная комиссия для изучения вопроса о признании республик, члены которой в 2009 г. посетили Абхазию и Южную Осетию, сбалансировав этот визит поездкой в Гру­зию. Однако четких рекомендаций комиссия так и не дала. На деле же сосед­нее государство, с которым у России союзнические отношения, уклонилось от характеристики конфликта, не дало правовую и политическую оценку дей­ствиям Грузии, не поддержало своими действиями Россию на международ­ной арене. На сегодняшний день независимость Абхазии и Южной Осетии помимо России признали три страны — Никарагуа, Венесуэла и Республика Науру.

Несмотря на существующие между Москвой и Минском экономические и дипломатические проблемы (противоречия с поставками в Белоруссию рос­сийских углеводородов, нежелание Минска признать независимость Абхазии и Южной Осетии, нежелание передать Кремлю реальный контроль над Белтрансгазом, трудности в продвижении российского капитала в белорусские активы), Россия и Белоруссия продолжают военное строительство, связанное с совмест­ным обеспечением военной безопасности двух стран.

Несмотря на оптимистичный тон официальной риторики лидеров государств-участников Союзного государства Минск в довольно прозрачной форме подает сигналы Москве, что он не прочь рассмотреть перспективу установления партнерства с Евросоюзом, в то время как потенциальное расширение Союзного государства остается под большим вопросом.

Для России весьма важно также и то, что на фоне ее непреодоленной гео­политической изоляции Белоруссия вы­ступает единственной соседней страной (если не считать таковыми Абхазию и Южную Осетию, отчасти Приднестро­вье и Крым), стремящейся к союзу с ней, причем находящейся в центре антирос­сийского западного пояса от Балтики до Черного моря.

Далеко не простой процесс формиро­вания и развития Союзного государства Беларуси и России обусловлен суще­ственными геополитическими фактора­ми, среди которых наиболее важными являются:

1) Белоруссия и России представля­ют собой две страны, расположенные в одном геополитическом регионе, на об­щем геополитическом пространстве;

2) важнейшая геостратегическая ось, вокруг которой структурируется западная часть российского геопространства, проходит из Москвы через ряд россий­ских городов к западной границе Рос­сии. Эта ось представляет собой сово­купность важнейших транспортных коммуникаций: железных и автомобильных дорог, нефте- и газопроводов и т.п. Далее за пределами Российской Фе­дерации эти коммуникации проходят по территории Белоруссии, а затем Польши. Данная геополитическая ось дает России прямой и кратчайший выход к Центральной, а затем и Западной Европе. Геополитическое значение этой геостратегической оси для России труд­но переоценить. Геополитическое про­странство России, в свою очередь, позволяет Республике Беларусь иметь выходы ко всему Евразийскому региону и другим важным геополитическим регио­нам.

Таким образом, России приходится прилагать весьма серьезные усилия на внешнеполитической арене, которые заключаются:

1) сохранение своей независимости, суверенитета и территориальной целостности;

2) утверждение неотъемлемого права на суверенность действий в вопросах реализации национальных интересов;

3) развитие на новой основе разно­сторонних связей в рамках Содружества Независимых Государств;

4) полномасштабного участие в ре­шении глобальных проблем, поддержки всеми своими действиями приемлемой и выгодной для России демократической системы международных отношений.

Таким образом, совершенно очевид­но, что для России интеграция с Бело­руссией, материализованная в создании и эволюции Союзного государства, име­ет, без преувеличения, важнейшее гео­политическое значение.

Отношения Белоруссии с ЕС склады­ваются достаточно проблематично, но, следует заметить, что в последнее время в них в достаточной степени прозрачно стал наблюдаться переход от абсолютной обоюдной неприязни к взаимному инте­ресу. Можно даже сказать, что обозначи­лись видимые контуры партнерства.

В мае 2008 г. Евросоюз выдвинул из­вестную инициативу «Восточное парт­нерство», которая призвана была стать альтернативой «Северному измерению» и Средиземноморскому союзу. «Восточ­ное партнерство», предложенное Украи­не, Молдавии и республикам Южного Кавказа, предполагает подписание с этими государствами соглашения об ас­социации без последующего присоеди­нения, создание зон свободной торгов­ли, повышение мобильности, совмест­ное обеспечение энергетической безопасности.

Как подчеркивается в п. 1 Сообще­ния Европейской комиссии для Европейского парламента и Европейского совета «Восточное партнерство» (Брюс­сель, 3 декабря 2008 г.), «обеспечение стабильности, более эффективного госу­дарственного управления и экономиче­ского развития стран, расположенных на восток от Европейского союза, отно­сится к его жизненно важным интере­сам. В то же время, все наши партнеры в Восточной Европе и на Южном Кавка­зе стремятся углубить свои отношения с ЕС. Политика Европейского союза по отношению к этим странам должна быть активной и недвусмысленной: ЕС окажет весомую поддержку этим партнерам в их стремлении приблизиться к ЕС, а также всю необходимую помощь в проведении реформ, необходимых для такого приближения. Все это может быть достигнуто путем реализации «Во­сточного измерения» - отдельной составляющей Европейской политики со­седства (ЕПС)».

В феврале 2009 г. Белоруссия была интегрирована в программу, а на учре­дительном саммите «Восточного парт­нерства» (май 2009 г.) проявила себя в ка­честве одного из активнейших участни­ков данного проекта.

Такая активизация контактов между Белоруссией и ЕС вызывает логичный вопрос: реально ли для Беларуси всту­пить в Евросоюз? Ответ в данном случае, по нашему мнению, предполагается ско­рее отрицательный, чем положительный. СМИ еще два года тому назад пророчили Минску членство в ЕС, но, как подчеркнул в одном из интервью А. Лукашенко, речи о вступлении в Евросоюз пока не идет. Надо заметить, что и сам ЕС крайне осторожен, когда высказыва­ется о такой перспективе Белоруссии.

В мае 2010 г. глава представитель­ства Евросоюза на Украине и в Белорус­сии Ж.М.П. Тейшейра в интервью образ­но назвал текущую ситуацию «весной» в отношениях Евросоюза и Минска, выд­винув принципиальный тезис, согласно которому для развития торговых и эко­номических связей нет никаких барье­ров, но в то же время он очень осторож­но отнесся к перспективе перехода Бе­лоруссии к западноевропейской модели развития.

Более того, «весна» (по тому же образ­ному выражению Ж.М.П. Тейшейры) в отношениях между Беларусью и ЕС вы­далась не такой уж «теплой». Указанное ранее «Восточное партнерство» вызвало немало новых разногласий. В этом отно­шении является красноречивым пока­зателем то обстоятельство, что Соглаше­ние о партнерстве и сотрудничестве Минска и Брюсселя так и осталось не­согласованным.

В данном контексте уместно приве­сти одну точку зрения о роли российского фактора в развитии отношений Белоруссии с Евросоюзом. К.В.Ви­ноградова в своей статье пишет: «Следу­ет признать, что решающую роль в раз­витии отношений Беларуси с объединен­ной Европой играет политика России» [4].

Российский фактор можно назвать главным фактором в формировании внутренней и внешней политики Бела­руси. Очевидно, что российский фактор очерчивает пределы в отношениях Бе­ларуси с ЕС. Беларусь практически не сможет принять политических реше­ний, которые будут противоречить интересам России. У Москвы имеется до­статочно рычагов для того, чтобы скор­ректировать в нужном направлении политику соседнего суверенного госу­дарства. Одновременно российский фактор будет стимулировать расшире­ние сотрудничества Беларуси с Европой. Стратегическое партнерство между ЕС и Россией будет развиваться. А Беларусь оказывается как бы в тени качественно новых российско-европейских отноше­ний. Поэтому успешное строительство взаимоотношений Беларуси с Европей­ским союзом требует обязательного уче­та взаимодействия России и ЕС. Бела­русь вынуждена адаптироваться к этой стратегии, но при этом должна стремиться максимально отстаивать наци­ональные интересы.

Знаковым событием в этой связи стало выступление А. Лука­шенко на кубинском саммите Движения Неприсоединения в Га­ване 12 сентября 2006 г., где он заметно отошел от антизападной и антиамериканской риторики, сконцентрировав внимание на развитии экономических связей. В частности, было сказано, что в настоящее время наиболее развитые страны нуждаются в тех возможностях, которые могут предоставить участники Движения неприсоединения: «Сегодня настал такой момент, когда богатые страны не могут дальше развиваться, не используя потенциал развивающихся стран, которые, в основном, входят в Движение не­присоединения. Подавляющее количество людских и природных ресурсов, до 80 %, сосредоточено здесь. Пришло время, когда богатые страны очень нуждаются в нас, и нам необходимо разумно воспользоваться этим моментом».

В связи с этим стоит подробнее остановиться на роли Бело­руссии в этой организации. Движение неприсоединения (Non-Aligned NAM) было образовано в прошлом веке как международная и внеблоковая организация группы развивающихся стран для от­стаивания своих интересов. Одной из главных целей стран - членов Движения тогда было уйти от втягивания в орбиту одного из двух геополитических центров силы.

С позиции принципов членства, заложенных при основании Дви­жения неприсоединения, участие Белоруссии в деятельности NAM выглядит абсурдным. Республика Белоруссия с 2000 г. числится в составе создаваемого Союзного государства, куда входит вместе с Россией, которая с полным правом может рассматриваться в ка­честве геополитического центра силы, наряду, например, с ЕС или США. Поэтому та активная роль, которую пытается играть Минск в Движении неприсоединения, заставляет, в том числе, сомневаться в искренности его намерений крепить реальный союз с Россией, и уже тем более интегрироваться в некое единое государство.

Принципиальной задачей Минска было извлечение из данного мероприятия политических, экономических и дипломатических выгод. К числу последних относится преодоление частичной меж­дународной изоляции Белоруссии, в которой она оказалась после последних президентских выборов. Можно также предположить, что в планы главы белорусского государства входило реформирование Движения для защиты своих членов, «подвергшихся внешнему дав­лению или агрессии». Вместе с тем существует и точка зрения, что Белоруссию больше интересует не судьба Движения неприсоедине­ния как международной организации развивающихся стран Юга и ее программа действий, а группа богатых ресурсами стран-членов[5].

На кубинском саммите А. Лукашенко впервые презентовал новую стратегию белорусской внешней политики, названную им «концепцией внешней дуги». Суть ее заключается в активизации новых векторов сотрудничества. По заявлениям официальных белорусских информационных источников, приоритеты «внешней дуги» выстраиваются следующим образом: во-первых, латиноаме­риканское направление, с упором на Бразилию, Боливию, Венесу­элу и Кубу; во-вторых, Ближний и Средний Восток, прежде всего Иран и страны Персидского залива; в-третьих, Восточная Азия, с особым вниманием, уделяемым Китаю, Вьетнаму, Малайзии. Кро­ме того, значительное внимание было уделено активизации связей со странами - участницами СНГ помимо России.

За официальной презентацией концепции «внешней дуги» в 2006-2008 гг. последовали решительные усилия белорусской сторо­ны по воплощению в жизнь ее политико-экономической составляю­щей. Белоруссия резко активизировалась на новых направлениях, уделяя приоритетное внимание развитию торговых связей, прежде всего с идеологически близкими по духу партнерами.

На латиноамериканском направлении особое внимание было уделено Венесуэле. Этому способствовали такие факторы, как дру­жеские отношения президентов А. Лукашенко и У. Чавеса, основан­ные на сходстве их политических режимов и взаимодополняемость экономик двух стран. «Мы хотим развивать свою страну - это нор­мальный торговый обмен: Беларусь способствует нашей индустриа­лизации, а мы помогаем вам с энергоносителями», - вывел формулу президент Венесуэлы.

В рамках развития сотрудничества между странами были интенсифицированы двусторонние визиты делегаций и официальных лиц, в ходе которых был подписан ряд важных документов и до­стигнуто немало договоренностей. Заключены многомиллионные контракты в таких сферах, как разработка нефтяных месторожде­ний, строительство и архитектура, энергетика, машиностроение. Созданы механизмы сотрудничества в области науки, технологий, сельского хозяйства, производства продуктов питания, промышленности, горнорудного дела, в сфере энергетики, нефти и газа, нефтехимии. 7-8 сентября 2006 г. в ходе визита официальной деле­гации Белоруссия подписала с Венесуэлой ряд контрактов в сфере военно-технического сотрудничества на сумму более 1 млрд. долл.

Одним из основных результатов совместной работы стало ре­шение Президента Венесуэлы о выделении белорусским партнерам участков для самостоятельной добычи нефти. Уже сейчас в этих зо­нах, имеющих развитую инфраструктуру, можно добывать до 2 млн. тонн нефти в год (при годовой потребности Беларуси в 20 млн. тонн)[6].

В инвестиционной сфере инициировано начало конкретной работы по созданию Двустороннего инвестиционного фонда, также Республика Белоруссия получила приглашение вступить в много­сторонний Гуманитарный банк международного развития, создава­емый Венесуэлой, Ираном и Малайзией для обеспечения финансо­вой независимости стран - членов этого банка от международных финансовых организаций. Принципиальным для Белоруссии является возможность осуществления поставок белорусской тех­ники и технологий в счет формирования доли участия Республики Белоруссии в этих финансовых организациях.

Особую роль играют такие факторы как членство Венесуэлы в МЕРКОСУР и перспективы создания зоны свободной торговли в регионе, открывающие Минску возможности для закрепления на этом перспективном и быстро растущем рынке. Сотрудниче­ство облегчается происшедшим в регионе в начале XXI в. «левым поворотом» - установлением социалистических режимов в целом ряде государств. Налицо стремление латиноамериканских стран уменьшить свою зависимость от США не только в политической и военной сферах, но и в экономической и технологической. Другими словами, та страна, которая вовремя предложит приемлемую альтернативу, получит колоссальные дивиденды.

Сходную активность белорусское руководство демонстриро­вало на ближневосточном направлении, где в качестве основного центра приложения усилий выделялся Иран. Взаимоотношения Белоруссии и Ирана - пример того, как укрепление сотрудничества на политическом уровне ведет к развитию экономических связей. В целом между двумя странами налажено уже довольно тесное со­трудничество в сфере политики и единая точка зрения по вопросам мироустройства. А. Лукашенко и М. Ахмадинежад демонстрируют близость своих позиций по целому ряду международных вопросов, регулярно проводят встречи, поддерживают дружеские отношения. Именно политические контакты на высшем уровне и стали тем локомотивом, который потянул за собой сотрудничество в эконо­мической, энергетической, финансовой и других сферах. Тяготение Белоруссии к Ирану объяснимо. Тегеран из-за упрям­ства в сфере использования ядерной энергии стал «жертвой» между­народных санкций, а Минск стал «жертвой» нового прагматичного подхода России к энергетическим отношениям. Это побуждает Белоруссию к поиску альтернативных источников удовлетворения своих энергетических потребностей. Подобным источником вполне может стать Иран. Иранская сторона продемонстрировала свою солидарность с таким подходом. «У нас есть огромные энергетиче­ские ресурсы, у вас - прекрасные специалисты и технологии. Это вместе должно послужить росту благосостояния наших народов». В результате Белоруссия ста­ла первой страной в истории современного Ирана, которая получи­ла разрешение самостоятельно добывать нефть на его территории. Белорусской стороне предложено не только заниматься добычей, но и перерабатывать нефть в Иране либо забирать ее и продавать в любом регионе мира. Обсуждается в Минске и возможность строи­тельства своего НПЗ в Иране.

По мнению А. Лукашенко, сейчас белорусско-иранские отношения развиваются особенно динамично, и если удастся решить отдельные вопросы в таможенной и банковской сферах, то, по мнению белорусских официальных лиц, взаимный товарооборот может со временем достичь 1 млрд. долл.

Особое внимание А. Лукашенко стал уделять восточноазиатскому вектору внешней политики. Здесь на роль партнера № 1 вы­двинулся социалистический Китай. Президент Белоруссии А. Лукашенко назвал китайский вектор приоритетным для белорусской внешней политики. «Главным приоритетом бело­русской внешней политики является Китай, который разделяет и поддерживает многие наши политические шаги». Лидер Белоруссии неоднократно заявлял о том, что у двух стран единые позиции на международной арене и абсолютно согласованная, идентичная внешняя политика. Республика Белоруссия и КНР занимают схо­жие позиции по основным международным проблемам, оказывают взаимную поддержку в процессе выборов в органы учреждений системы ООН, а также в ходе обсуждения значимых вопросов меж­дународного сотрудничества, в том числе в области прав человека. Китай сегодня располагает значительными инвестиционными ресурсами и производит мирового уровня оборудование и тех­нологии (но гораздо дешевле, чем западные производители) для многих отраслей народного хозяйства. С учетом этих двух факто­ров Белоруссия могла бы в течение нескольких лет переоснастить, модернизировать многие, если не большинство своих предприятий и отраслей. Однако несколько сдерживает китайских инвесторов и сложность белорусского налогового законодательства, громозд­кость механизма согласования и принятия решений [7].

По мнению российских экономистов, в ближайшие годы Китай для Белоруссии не сможет стать реальной альтернативой России, но лишь новым, очень важным и перспективным про­странством для освоения белорусским обществом, государством, экономикой. В то же время в случае кризиса в отношениях с РФ Китай сможет помочь Белоруссии смикшировать часть негатив­ных последствий.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. В 2006 г., после победы на очередных президентских выборах, А. Лукашенко столкнулся с мощным давлением со стороны российского руко­водства, настаивавшего на реальной интеграции РФ и РБ. Кате­горическое нежелание белорусской стороны поступаться своим суверенитетом вынудило Россию пойти на свертывание предо­ставленных Белоруссии экономических преференций. Попытки компенсировать эти потери за счет активизации европейского вектора белорусской внешней политики ни к чему не привели, так как Брюссель добивался изменений во внутренней политике Бело­руссии, неприемлемых для официального Минска.

Столкнувшись с угрозой дипломатической изоляции, а в пер­спективе - ухудшения условий для дальнейшего социально-эконо­мического развития, белорусское руководство пошло на решитель­ную диверсификацию своих контактов, переход к многовекторной дипломатии. С этой целью была принята так называемая концепция «внешней дуги». Несмотря на небольшой срок, уже сейчас можно говорить о наметившейся диверсификации белорусской внешней торговли, появлении новых источников энергоносителей (прежде всего Ве­несуэлы и Ирана), способных ослабить зависимость от поставок из России. Дальнейшее развитие новых векторов сотрудничества способно повысить устойчивость белорусской экономики, усилить позиции Минска в непростом диалоге с Москвой и Брюсселем.

Вместе с тем, хотя активизация новых векторов белорусской внешней политики и связана с отходом от одновекторной пророссийской ориентации, это не означает, что она вредит Союзному государству. Ведь, несмотря на неоднократные заявления Минска о неприкосновенности независимости и суверенитета Республи­ки, А. Лукашенко не критиковал сам проект Союза. Более того, внешнеполитическими успехами белорусской дипломатии может воспользоваться и Россия, которая в силу определенных междуна­родных обязательств не всегда может интенсивно контактировать с определенными странами в определенных регионах мира по опре­деленным вопросам. Россия может использовать контакты Минска для решения своих задач в области политики, безопасности и оборо­ны, науки, в торговле и энергетике, исходя из своих национальных интересов. Таким образом, можно сказать, что дипломатические успехи Республики Белоруссии, это, в каком-то смысле, опреде­ленные достижения в мировой политике и Союзного государства Россия-Белоруссия.



[1] Лавров С.Б. В каком мире мы живем? (размышления геополитика). СПб., 2001. С. 37, 39.

[2] Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1999. С. 544.

[3] Серебрянников В. Политическая безопасность // Свободная мысль. 1997. № 1. С. 67.

[4] Виноградова К.В. Становление и развитие союза России и Белоруссии. // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2010. № 2. С. 159.

[5] Серебрянников В. Политическая безопасность // Свободная мысль. 1997. № 1.

[6] Согрин В.В. Конфликт и консенсус в российской политике // Общественные науки и современность, 1996, №1.

[7] Косолапов Н.В. Безопасность международная, национальная и глобальная: взаимодействие или противоречивость? // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 9.