Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

НИР Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: к 20-летию деятельности, как представительного и законодательного органа Российской Федерации

Заключение

Рассматривая основные периоды становления и развития Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с 1993 по 2012 гг., можно говорить о том, что к настоящему моменту осуществление нормативных положений, заложенных в Конституции Российской Федерации 1993 года, позволило утвердиться Государственной Думе в качестве важнейшего элемента в системе организации власти, осуществляющего законотворческую деятельность. Выработанные за истекший период времени парламентские процедуры и традиции способствовали реализации полномочий Государственной Думы, прав и обязанностей отдельных депутатов. Их постоянное совершенствование и использование свидетельствуют о демократичности и эффективности функционирования не только самой Государственной Думы, но также федерального парламента в целом.

Вместе с тем задача повышения эффективности реализации Государственной Думой законотворческой функции по-прежнему остается актуальной задачей. За прошедший период времени предприняты определенные шаги, направленные на повышение качества этой деятельности. К третьему тысячелетию Государственная Дума в целом преодолела «болезни переходного периода», законодательное регулирование стало более системным, планомерным и последовательным. Роль субъективного фактора развития законопроектной деятельности из определяющей стала малозаметной. Государственная Дума в целом приняла основной массив законодательных актов, необходимых для регулирования социально-экономических, а также политических отношений. Дальнейшее их совершенствование связано с внесением изменений и дополнений в ранее принятые законодательные акты. Вместе с тем стабилизации законодательного регулирования в полной мере не произошло, поскольку внесение изменений зачастую отличалось недостаточной последовательностью и системностью.

На повестке дня очередной шаг качественного развития законодательного регулирования – всесторонняя концептуальная обоснованность основных направлений развития законодательства и прогнозирование его эффективности. Принятие Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и ряда сопутствующих программных документов, развитие инструментария правового мониторинга и оценки регулирующего воздействия, масштабный рост вовлеченности научно-экспертного сообщества в процесс законопроектной деятельности и определение перспектив развития законодательства свидетельствуют о решимости Российского государства максимально использовать практику внедрения научно обоснованного регулирования в ближайшей перспективе. Остается надеяться, что на современной этапе развития законодательства концептуальная проработанность и научное прогнозирование станут не только тенденцией, но и традицией работы Государственной Думы.

Таким образом, на новом этапе в развитии законотворческой деятельности стоит задача по модернизации законодательства, которая не ограничивается решением вопросов текущего совершенствования отдельных законодательных актов. Есть основания полагать, что программно-целевой метод развития законодательства может стать основным в современных условиях развития правотворчества. Ключевой здесь выступает установка на пересмотр общих подходов к правовому регулированию, изменение комбинации социальных целей и нормативных правовых средств их регламентации. Преобразования общегосударственного масштаба связаны с комплексной корректировкой целых законодательных блоков, отраслевых и взаимосвязанных межотраслевых нормативных правовых систем, что и составляет суть системной модернизации законодательства.

По прежнему актуальна задача повышения социальной результативности законотворчества, которая обеспечивается поддержанием баланса между социальными притязаниями и их законодательной обеспеченностью, между количеством законов и действенностью каждого из них, между публичным характером законодательства и адекватным отражением в нем экономических приоритетов, интересов и притязаний социальных групп. Особенно востребованным в этой ситуации становится обоснование необходимости того или иного изменения законодательства с учетом общественного мнения, а также комплекса факторов (экономических, политических, идеологических и юридических), влекущих появление социальной потребности.

Существенное влияние на законотворческую деятельность Государственной Думы неизменно оказывают вопросы ее внутренней организации. Очевидно, что без тщательно продуманного порядка организации внутренних процедур, регулирования статуса депутата Государственной Думы невозможно обеспечить устойчивое развитие основ российского парламентаризма.

Совершенствование порядка функционирования фракций, уточнение их роли в деятельности Государственной Думы осуществлялось, по сути, в рамках каждого из шести созывов Государственной Думы. При этом поиск путей повышения эффективности работы парламентских фракций основывался преимущественно на решении двух концептуальных вопросов – целесообразности существования иных депутатских объединений помимо фракций, а также оптимизации числа самих фракций ввиду постепенно расширяющегося круга их полномочий.

Вместе с тем требуют дополнительного внимания вопросы ответственности депутатов за принятые ими решения и проблемы оценки этичности их поведения. Так, в настоящее время практически нет форм воздействия на депутата, не посещающего заседания Государственной Думы без вынуждающих обстоятельств. Недостаточно разработан в регламентах палат Федерального Собрания РФ, вопрос об ответственности парламентариев за нарушение парламентских процедур. Сохраняет значимость проблема недостаточной обеспеченности эффективного контроля за соблюдением депутатами этических норм. В связи с указанными обстоятельствами сохраняет актуальность идея разработки и принятия специального кодекса депутатской этики, аналогичного, например, Кодексу чести судьи Российской Федерации или Кодексу профессиональной этики адвоката. Отсутствие в России этического кодекса, регулирующего правила этики парламентариев, продолжает оказывать негативное влияние на политические процессы в стране. Современный Кодекс депутатской этики должен отражать высокие стандарты, регламентирующие принципы деятельности депутатов. При этом такой кодекс должен содержать не рекомендации, а юридически обязательные правила, нарушение которых влечет соответствующие санкции.

Значимый потенциал в совершенствовании организации и деятельности Государственной Думы заключается в развитии ее сущности как представительного органа, обеспечивающего учет интересов и потребностей общества в целом, различных социальных и территориальных слоев и групп населения, обеспечение их адекватного выражения их в Государственной Думе, являющейся, по смыслу Конституции Российской Федерации, организационной формой представительства воли и интересов многонационального народа Российской Федерации. В этой связи представляется необходимым отметить следующие моменты. Современное законодательство является чрезвычайно сложным. Для оценки различных аспектов законопроектов, как правило, требуется как общественная, так и профессиональная экспертиза. Это по силам политическим партиям, представленным в парламенте. Очевидно, что с наибольшей заинтересованностью эти вопросы могут решаться именно оппозиционными партиями. В действующем законодательстве (в частности, в Законе о выборах депутатов Государственной Думы) содержатся определенные гарантии оппозиционной деятельности, препятствующие формированию однопартийного парламента. Однако на сегодня нельзя не видеть, что в Государственной Думе представлен далеко не весь спектр политических сил страны.

Ставка только на крупные политические партии как на основных участников политической жизни, к сожалению, исключила из активной законотворческой деятельности средние политические партии. А ведь именно они способные представлять интересы среднего класса российского общества. В этом плане дальнейшая либерализация российской избирательной системы, начатая по инициативе Президента Российской Федерации в 2011 г., способна вовлечь в парламентскую деятельность представителей средних политических партий. Данные нововведения будут способствовать появлению на федеральном уровне возможностей для выражения позиций ранее не представленных социальных групп, слоев населения. Это, безусловно, будет стимулировать процесс законотворчества. Также обоснована постановка вопроса о создании дополнительных гарантий деятельности оппозиционных политических партий в парламенте, совершенствовании экспертного обеспечения деятельности парламентских фракций.

Как представляется, последовательное движение в указанных выше направлениях будет способствовать повышению качества работы Государственной Думы, уровня этики взаимоотношений депутатов и работников Аппарат, позволит еще более укрепить авторитет Государственной Думы в России и за рубежом.