Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

НИР Систематизация и модернизация законодательной базы Российской Федерации в 1994-2014 гг. Уроки и приоритетные направления дальнейшего развития

Заключение

1. Систематизация законодательной базы Российской Федерации заключается в приведении нормативных правовых актов в единую, упорядоченную систему.

Цель, преследуемая в ходе систематизации законодательства, состоит в достижении стабильности правового регулирования, совершенствовании действующих нормативных правовых актов, придании им свойств системности, непротиворечивости, обеспечении дальнейшего динамичного развития и законодательства, и общественных отношений. Это требует решения ряда задач: устранения юридических коллизий и восполнения пробелов и достижения тем самым внутреннего единства юридических норм; всестороннего упорядочения правового материала, расположения его по определенным разделам и рубрикам; создания стройной системы нормативных правовых актов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования; устранения устаревших, неэффективных, фактически утративших силу юридических норм.

2. Действующее законодательство должно подвергаться периодической систематизации, в результате чего достигается улучшение организации законодательного массива, отдельных норм и правовых институтов. В настоящее время проведение работы по систематизации нормативных правовых актов является объективной необходимостью, сформированной такими предпосылками, как: количество нормативных правовых актов; принятие множества непервоочередных законов, зачастую отражающих отраслевые или корпоративные интересы; низкое качество принимаемых законов; оценка нормативности актов; необходимость надлежащего методического обеспечения систематизации и модернизации законодательства; отсутствие удобной, доступной информационной системы в области права; отсутствие общей системы классификации законодательства; недоработки института совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; отсутствие законодательно закрепленной обязанности соответствующих субъектов разрабатывать концепции проектов нормативных правовых актов.

3. В принципах систематизации российского законодательства отображаются социальные закономерности двух видов: распространяющие свое действие на правовую систему в целом и свойственные только систематизации нормативных правовых актов как особой деятельности субъектов систематизации. Первые отражаются в содержании руководящих положений, получивших название общеправовых принципов, которыми выступают принципы свободы, справедливости, юридического равенства, ответственности за вину, единства юридических прав и обязанностей, законности, единства объективного и субъективного права, государственной гарантированности и др. В них выражаются основные начала существующей системы права.

Принципы деятельности по систематизации нормативных правовых актов характеризуются смешанной социально-юридической природой. Они в большей степени испытывают влияние субъективных моментов, формируются в результате накопления и обобщения законотворческой практики органов государственной власти. Принципы систематизации могут быть и сугубо научного происхождения.

К принципам систематизации российского законодательства относятся следующие: демократизм, гласность, федерализм, непрерывность, доступность систематизации законодательства, достоверность систематизации законодательства, системность, профессионализм, научность, полнота, регулярность систематизации законодательства, оперативность.

4. Основные векторы модернизации российского законодательства за последние двадцать лет были определены с принятием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации.

Систематизация и модернизация российского законодательства за последние двадцать лет (с 1994 г. по 2014 г.) осуществлялись в три основных этапа: 1) 1994 – 1999 гг. – принятие основного массива законодательства, в том числе системообразующих отраслевых законов (кодексов); 2) 2000 – 2010 гг. – повышение не только количества, но и качества законов, обновление некоторых кодексов, принятых в предыдущий период; 3) 2011 – 2014 гг. – модернизация российского законодательства, связанная с использованием результатов всестороннего научного прогноза результатов законотворческой деятельности.

С точки зрения отраслевой составляющей развитие современного российского законодательства идет по следующим основным направлениям: модернизация традиционных отраслей законодательства и сложившихся в законодательстве правовых массивов; появление и юридическое оформление новых правовых образований, новых правовых общностей, выходящих за рамки традиционных отраслей; развитие внутрисистемных связей, взаимопроникновение нормативных предписаний разных отраслей законодательства, преодоление внутрисистемных диспропорций, повышение качества правового регулирования; отражение баланса социальных и личных интересов и обоснованное соотношение «запретительно-наказательных» и стимулирующих методов; правовое обеспечение эффективного функционирования государственных и общественных институтов; преодоление отчуждения граждан от права, обеспечение правовой активности граждан и консолидации гражданского общества; создание благоприятных правовых условий для развития предпринимательства и высокой конкурентоспособности бизнеса; усиление влияния на развитие законодательства международного права и нормативных систем отдельных государств; формирование правовых систем в интеграционных объединениях государств.

5. В рамках масштабной реформы российского законодательства, осуществленной в последнее двадцатилетие активно начали проявляться основные качества кодифицированных актов: всеобщность применения, системность, особая правовая значимость и т.д. Вместе с тем опыт систематизации и модернизации законодательства Российской Федерации за двадцатилетний период (с 1994 по 2014 гг.) преподносит множество уроков, являющихся первоочередной задачей, стоящей перед законодателем. Это: 1) проблема учета границ и пределов конкретизации законодательства Российской Федерации: иерархических, компетенционных, пространственных, содержательных; 2) тенденция тиражирования закона, что «девальвирует его значение и роль; 3) множество так называемых «лоскутных» законодательных актов, в составе которых действующими остались лишь некоторые нормы; 4) нарушения целостной структуры законодательства; 5) проблема «юридического партнерства» разных отраслей законодательства, которая требует дифференцированного подхода на основе поиска форм более четкого правового регламентирования, а в ряде случаев установления жесткого приоритета того или иного отраслевого правового режима; 6) необходимость более четкого нормативного регламентирования место кодексов как федеральных законов, регулирующих значительную сферу общественных отношений.

Некоторые попытки обособить процесс ревизии, систематизации (инкорпорации и кодификации) и модернизации норм отдельной отрасли (или института) законодательства, отделить ее от общей кодификации других отраслей законодательства приводят к нарушению целостности системы норм, регулирующих институты публичного и частного права. Острота этого вопроса особо возрастает в связи с необходимостью показать подходы и законодательные приемы устранения концептуальных пробелов и недостатков при формировании системы отраслевого законодательства.

В процессе систематизации и модернизации законодательной базы основные проблемы возникают в связи с определением соотношения международных и национальных нормативных актов, стандартов, модельных и типовых актов, места и значения договорных основ с системе регулирования общественных отношений, судебной практики, обычаев делового оборота. Все большее внимание уделяется теории правового регулирования в рамках мировой системы и ее влиянию на национальное законодательство.

6. В условиях построения правового государства существенно повышаются требования к технике подготовки законопроектов и других нормативных актов, к качеству их оформления. Точность и ясность правовых формули­ровок, их логическая связь и последовательность, использование единых приемов изложения юридических предписаний и структурных элементов нормативных актов во многом определяют эффективность их действий.

Методы законодательной техники при осуществлении систематизации законодательства можно разделить на четыре группы:

1) методы подготовки концепции нормативно-правового акта;

2) методы проектирования норм права и механизма их реализации в конкретных отношениях;

3) приемы подготовки текста нормативно-правового акта;

4) приемы составления прогнозов эффективности действия проектируемых норм права.

Законодательная техника, используемая при систематизации и совершенствовании российского законодательства, должна включать в себя следующие требования: безличности стиля нормативного правового акта; логичное изложение норм права, связь между собой нормативных предписаний, имеющихся в НПА; компактное, краткое изложение норм права; системное изложение норм права; унификация юридической терминологии; ясность, простота, доступность; конкретность, точность, достаточная определенность нормативных предписаний; непротиворечивость изложения нормативного материала, недопустимость наличия формально действующих актов, которые утратили свое значение, и актов, фактически действующих в изменившейся форме.

Роль законодательной техники в разных способах систематизации является различной в зависимости от того, подвергаются ли нормативные правовые акты внутренней (изменяется содержание НПА) или внешней (текст НПА остается неизменным) обработке. Очевидно, что наибольшее значение соблюдение приемов законодательной техники приобретает при осуществлении кодификации, которая имеет правотворческий характер и направлена на создание нового сводного НПА. Следование правилам законодательной техники обеспечивает высокое качество получившегося в результате кодификации нормативного правового акта, выражающееся в следующем: текст НПА построен просто, с употреблением четких и кратких формулировок; кодифицированный НПА представляет собой единый, внутренне согласованный документ; общеупотребительные, специальные юридические и другие термины являются ясными, однозначными, точными, устойчивыми, обладают адекватным формулированием.

7. Видами систематизации законодательства являются: учет (техническая разновидность систематизации), инкорпорация, консолидация и кодификация.

На современном этапе приоритет должен отдаваться совершенствованию имеющегося автоматизированного учета законодательства на базе применения современной компьютерной техники и компьютерных программ, новейших достижений информатики. Перспективна идея использования потенциала «Открытого правительства», опубликования проектов нормативных актов на официальных порталах министерств и ведомств и др. для повышения доступности текстов нормативных актов для общества.

В зависимости от состояния и характера законодательного материала такая форма систематизации законодательства, как инкорпорация, либо полностью обеспечивает приведение в порядок той или иной части законодательства, либо является необходимым этапом для последующей кодификации соответствующей части законодательства. В процессе действия нормативно-правовой акт нередко претерпевает определенные изменения, и инкорпорация должна учитывать это. Так, во многие акты после их принятия вносятся изменения, дополнения, отдельные статьи и пункты признаются утратившими силу и т.п. Поэтому нельзя включать в сборник нормативный акт в первоначальном виде, не отразив его последующих изменений и дополнений.

Консолидация решает проблему множественности нормативных правовых актов. Избавляя законодательство от чрезмерной раздробленности, консолидация тем самым способствует объединению на этой основе общих, унифицированных положений и текущего правотворчества в родственные группы. Такое объединение должно непременно осуществляться на основе следующих правил: 1) генеральным новым нормативным правовым актом правотворческого органа; 2) после изменения действующего законодательства изданием частных НПА; 3) новый НПА никаких изменений в существо регулирования общественных отношений вносить не должен. Консолидационную форму систематизации законодательства следует использовать шире, ибо она весьма удобна и оправданна в тех областях права, где отсутствует возможность и необходимость кодификации. Специфика консолидации российского законодательства в настоящее время заключается прежде всего в том, что она должна быть ориентирована на органичное сочетание упорядочения законодательства путем объединения, укрупнения правового материала с его обновлением. По своей содержательной характеристике новое законодательство должно соответствовать смыслу осуществляемых в стране реформ. Поэтому и в работе по упорядочению законодательства во главу угла ставится идея существенной модернизации нормативных правовых актов. Речь идет о создании укрупненных актов, которые не только объединяют нормы действующих по одним и тем же вопросам актов, но и будут содержать значительные новеллы правового регулирования. Такие акты станут хорошим исходным материалом и для дальнейшей кодификации законодательства.

Наиболее сложной и совершенной формой систематизации законодательства выступает его кодификация. Социальная цель кодификации – это всегда отражение наиболее значимых для общества социальных интересов, решение каких-то важных, узловых проблем (будь то закрепление демократических институтов, принципов функционирования политической системы или регламентирование иных социально значимых вопросов государственной и общественной жизни). Отсюда вытекает и задача кодификации: по возможности более адекватно отразить социальные интересы, юридически оформить (закрепить) наиболее принципиальные, устойчивые общественные отношения и создать определенный правовой фундамент для дальнейших социальных преобразований.

Для кодификации российского законодательства в период с 1994 по 2014 гг. характерны следующие особенности. Во-первых, роль кодификационных законов в регулировании общественных отношений значительно возросла. Это произошло в связи с увеличением роли самого закона в правовом регулировании. Во-вторых, было создано и уже существенно обновлено множество кодификационных законов. В-третьих, кодификация в значительной степени имеет комплексный характер. Однако существуют сферы правового регулирования, где необходимость кодификации нарастает (например, сфера регулирования служебных отношений). Вместе с тем, при общей тенденции к повышению степени кодифицированности законодательства не следует забывать о том, что для кодификации требуются определенные условия.

8. Систематизация российского законодательства невозможна без его пересмотра и приведения в актуальное (контрольное) состояние, что предполагает освобождение законодательства от актов или частей, утративших силу либо подлежащих отмене по другим основаниям; внесение в отдельные нормативные правовые акты различного рода изменений и дополнений, вытекающих из позднейшего законодательства; устранение имеющихся в законодательстве противоречий, неточностей, искажений. Такого рода деятельность именуется ревизией действующего законодательства.

Потребность в ревизии действующего российского законодательства обусловлена несколькими причинами. Динамичное развитие российского законодательства, связанное с изменениями в характере регулирования целого ряда сфер общественной жизни, привело к появлению большого количества норм, вступивших в противоречие с ныне действующим законодательством. Конкуренция между устаревшими и вновь принятыми актами, затрудняющая правоприменительную практику, свидетельствует о необходимости инвентаризации законодательства. Сохраняет актуальность необходимость ревизии нормативных правовых актов СССР и РСФСР, многие из них продолжают действовать по настоящее время.

Приоритетные направления совершенствования практики ревизии действующего законодательства включают в себя: составление перечней об инкорпорировании актов СССР и РСФСР или признании их утратившими юридическую силу на основе предметно-отраслевого либо хронологического критерия; планирование прекращения действия нормативных правовых актов; осуществление технико-юридической ревизии действующих нормативных правовых актов на предмет установления их регулятивного состояния, оценки практики реализации, индекса социального доверия; мониторинг качественного состояния российского законодательства и выявление сфер правового регулирования, нуждающихся в первоочередной инвентаризации.

9. При дальнейшей разработке концептуальных основ российского законодательства необходимо иметь в виду следующее.

Следует акцентировать внимание на многовариантности, разнонаправленности, разноуровневости и коллизионности концептуальных подходов к построению как отдельных институтов законов, так и всей системы актов. Нормы того или иного законодательства должны рассматриваться как нормы, отражающие переплетение публичного и частного интересов, как нормы судебной практики, международно-правовые, политические, экономические и социальные рычаги управления.

Важно и критическое осмысление перманентных изменений того или иного правового режима в Российской Федерации, обусловленного поиском гибкой, восприимчивой и адекватной нашей экономике правовой модели и ее правовой регламентации.

Требуется согласование правовых норм, принципов, установлений и предписаний с экономическими реалиями в различных сферах деятельности.

Отсутствие единого подхода к проблемам совершенствования правового регулирования, общей концепции и стратегии развития законодательства, четкого представления об этапах и основных направлениях государственной стратегии развития законодательства приводит к бессистемному обновлению норм в различных отраслях законодательства, неравномерности развития его отдельных институтов (некоторые институты законодательства развиваются активнее, чем другие), к дублированию.

В связи с изложенным необходимо осуществить конкретные правовые меры, в частности, принять федеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», что позволит преодолеть юридические коллизии между законом и иными нормативными правовыми актами, создаст прочную нормативную базу для процессов правотворчества и правоприменения, будет способствовать предотвращению нарушений законности в деятельности государственных органов, бизнес-структур и иных организаций, укреплению гарантий реализации прав и законных интересов граждан.

Кодифицированные отрасли законодательства на современном этапе (в частности, гражданское, уголовное, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное законодательство) нуждаются не в коренном изменении, как предлагается некоторыми специалистами, а в модернизации, т.е. совершенствовании, раскрытии потенциала и выработке механизмов реализации. Кодексы уже стали и должны оставаться основой развития в государстве цивилизованных общественных отношений, эффективным механизмом защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Главная цель модернизации принятых в России кодексов состоит в том, чтобы учесть огромный опыт их толкования и применения судами и обновлять кодексы новыми нормами, полнее отражающими состояние современных отношений в нашей стране.

Надо помнить о важной задаче по сохранению достигнутого единообразия российских кодексов с кодексами большинства стран СНГ, и в то же время обсуждать вопрос о сближении ряда принципиальных положений российских кодексов с регулированием соответствующих отношений в праве Европейского союза. Наконец, надо обратить пристальное внимание на новейший положительный опыт модернизации кодексов ряда европейских стран (Германии, Нидерландов, Франции и др.).

Условием совершенствования кодекса является обеспечение стабильности правового регулирования в той или иной общественной сфере. Вместе с тем обновление (модернизация) российского кодекса путем внесения в него изменений не должна затрагивать его систему и структуру, влечь кардинальные изменения понятийного аппарата.

Очевидно, что такая работа может быть успешно проделана лишь на основе тщательно разработанных и всесторонне обсужденных концепций развития российского законодательства. Такие концепции позволяют с позиции доктринального подхода оценить состояние и предвидеть динамику развития законодательства, максимальным образом учитывая факторы, которые на него воздействуют, т.е. они представляют собой научную основу законодательства, законодательной деятельности. Представляется, что для разработки концепций развития законодательства и для проведения в целом всей работы по модернизации российского кодекса должен существовать хорошо зарекомендовавший себя механизм, аналогичный применяемому, например, в гражданском законодательстве для совершенствования его кодификации.

В связи с развитием общественных отношений должно совершенствоваться не только российское материальное законодательство, но и судопроизводство, правоприменительные механизмы. Модернизация российского законодательства не даст должный результат без эффективной системы процессуального законодательства, которое обеспечит исполнение участниками правовых отношений их обязательств.

Кроме того, должна продолжаться реализация целей и задач, предусмотренных Концепцией 2020 и иными документами стратегического планирования в той или иной области отношений, утвержденными на различные периоды.

Определенной организации правового массива РФ, устранению пробелов, противоречий в законодательстве, формированию единого стержня правовой системы будет способствовать подготовка Свода законов РФ.

В числе перспективных векторов систематизации и модернизации российского законодательства: принятие законодательных актов Российской Федерации, которые придут на смену действующим актам РСФСР и СССР, сохранение роли базовых отраслевых законов как заглавных, системообразующих актов для той или иной сложившейся отрасли законодательства, принятие новых системообразующих федеральных законов: «О культуре», «О промышленной политике», «О федеральных органах исполнительной власти». Поступательное развитие системы законодательства как устойчивой и уравновешенной системы ставит вопрос о дальнейшем развитии кодификации законодательства, в частности, о принятии Экологического, Миграционного и Пенсионного кодексов Российской Федерации.

Обобщение опыта и уроков систематизации и модернизации законодательной базы Российской Федерации за последние двадцать лет позволяет выделить приоритетные направления развития российского законодательства в целом:

поиск критериев определения сфер действия права и мер сочетания публично-правовых и частноправовых методов регулирования в разных отраслях жизнедеятельности;

отражение баланса социальных и личных интересов и обоснованное соотношение «запретительно-наказательных» и стимулирующих методов;

создание благоприятных правовых условий для развития предпринимательства и высокой конкурентоспособности бизнеса;

обеспечение исполнения международных правовых обязательств Российской Федерации;

гармонизация российского законодательства с принципами и нормами международных организаций, участницей которых является Российская Федерация (ВТО, ЕАЭС, ЕЭП и др.);

правовое обеспечение эффективного функционирования государственных и общественных институтов;

преодоление отчуждения граждан от права, обеспечение правовой активности граждан, консолидация гражданского общества;

преодоление внутрисистемных диспропорций и повышение качества правового регулирования.

Список использованных источников

Международно-правовые акты

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI.

2. Regulation (EC) No 593/2008 of the European Parliament and of the Council of 17 June 2008 on the law applicable to contractual obligations (Rome I) // OJ L 177, 4.7.2008. P. 6 – 16.

3. Regulation (EC) No 864/2007 of the European Parliament and of the Council of 11 July 2007 on the law applicable to non-contractual obligations (Rome II) // OJ L 199, 31.07.2007. Р. 40 – 49.

Нормативно-правовые акты

4. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

5. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» // Федеративный договор: Документы. Комментарий. М., 1994.

6. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

7. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.

8. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

9. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

10. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

11. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3170.

12. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 52 (ч. 1). Ст. 5020.

13. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 52 (ч. 1). Ст. 5021.

14. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 52 (ч. 1). Ст. 5022

15. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

16. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

17. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.

18. Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 6. Ст. 550.

19. Постановление Верховного совета РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2015-1 «О денонсации Договора об образовании СССР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 51. Ст. 1799.

20. Гражданский кодекс РСФСР (утверждён Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 г.) // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407.

21. Кодекс о браке и семье РСФСР (утверждён Верховным Советом РСФСР 30 июля 1969 г.) // Ведомости ВС РСФСР. 1969. № 32. Ст. 1397.

22. Земельный кодекс РСФСР (утверждён Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 г. № 1103-1) // Ведомости СНД и ВС. 1991. № 22. Ст. 768.

23. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

24. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г. № 70-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1709.

25. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.

26. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

27. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

28. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

29. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

30. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610.

31. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.

32. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. № 73-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2069.

33. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

34. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

35. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

36. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

37. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.

38. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

39. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.

40. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

41. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

42. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

43. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

44. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

45. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.

46. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.

47. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

48. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.

49. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

50. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утверждены Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 г. № 3612-1) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.

51. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утверждены Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 г. № 4462-1) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.

52. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утверждены Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г. № 5487-1) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33.Ст. 1318.

53. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 425.

54. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» // СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.

55. Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168.

56. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

57. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.

58. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3198.

59. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.

60. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.

61. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

62. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

63. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

64. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.

65. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.

66. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 142.

67. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

68. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 146.

69. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.

70. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» // СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.

71. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2591.

72. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2965.

73. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3347.

74. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.

75. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

76. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4136.

77. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

78. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.

79. Федеральный закон от 9 января 1997 г. № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» // СЗ РФ. 1997. № 3. Ст. 349.

80. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.

81. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

82. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4904.

83. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340.

84. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

85. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.

86. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

87. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. № 22. 1998. Ст. 2331.

88. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.

89. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» // СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4736.

90. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» // СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5394.

91. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273.

92. Федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 234.

93. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

94. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 15. Ст. 1750.

95. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2220.

96. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

97. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2670.

98. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

99. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

100. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

101. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»// СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1643.

102. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» // СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2582.

103. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.

104. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.

105. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

106. Федеральный закон от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» // СЗ РФ. 2002. № 21. Ст. 1917.

107. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

108. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519.

109. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

110. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3028.

111. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3030.

112. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

113. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

114. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»//СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

115. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.

116. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

117. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.

118. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.

119. Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»// СЗ РФ. 2005. № 50. Ст. 5245.

120. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

121. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.

122. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5497

123. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

124. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.

125. Федеральный закон от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616..

126. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6217.

127. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

128. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1815.

129. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

130. Федеральный закон от 18 июля 2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4590.

131. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

132. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. 4). Ст. 6952.

133. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

134. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. I). Ст. 7627.

135. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.

136. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2327.

137. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3434.

138. Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 40 (ч. III). Ст. 5030.

139. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 51. Ст. 6687.

140. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // СЗ РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6965.

141. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» // СЗ РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6987.

142. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 7007.

143. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 8. Ст. 740.

144. Федеральный закон от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 11. Ст. 1100.

145. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2304.

146. Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» // Свод законов РСФСР. Т. 3. С. 498.

147. Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-1 «О земельной реформе» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 327.

148. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098 «О Президенте РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 17. Ст. 512.

149. Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699.

150. Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» // Ведомостях СНД и ВС РСФСР. № 44. Ст. 1428.

151. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

152. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 10. Ст. 457.

153. Закон Российской Федерации от 29 мая 1992 г. № 2872-1 «О залоге» // Ведомости СНД и ВС РФ.1992. № 23. Ст. 1239.

154. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

155. Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 3. Ст. 99.

156. Закон Российской Федерации от 15 января 1993 г. № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 7. Ст. 247.

157. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 16. Ст. 551.

158. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» // СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110.

159. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Ведомости СНД и ВС РФ.1993. № 16. Ст. 551.

160. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594.

161. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.

162. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220-8235.

163. Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической деятельности» // Российская газета. 1993. № 186.

164. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 28 марта 1927 г. «Об утверждении Сводного закона о реквизиции и конфискации имущества» // СУ РСФСР. 1927. № 38. Ст. 248.

165. Постановление Верховного Совета РСФСР «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» от 12 декабря 1991 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 51. Ст. 1798.

166. Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. № 2122 «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 50. Ст. 4864.

167. Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 51. Ст. 4934.

168. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1994 г. № 847 «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы» // СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 77.

169. Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3358.

170. Указ Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 829.

171. Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» // СЗ РФ. 2000. № 12. Ст. 1260.

172. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2005 г. № 736 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 28. Ст. 2865.

173. Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 29 (ч. I). Ст. 3482

174. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. № 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» // СЗ РФ. 2001. № 32. Ст. 3335.

175. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель» // СЗ РФ. 2002. № 49. Ст. 4882.

176. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном надзоре» // СЗ РФ. 2006. № 47. Ст. 4919.

177. Распоряжение Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 г. № 292-рп «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2475.

178. Распоряжение Президента Российской Федерации от 25 декабря 1995 г. № 555-рп «О мерах по подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5163.

179. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

180. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 2). Ст. 8029.

181. Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1989 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

182. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 24 февраля 1994 г. «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)» // Российская газета. 1994. № 38.

183. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212) // Российская газета. 2008. № 34.

184. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.) // Вестник ВАС РФ. 2009. № 11.

Законопроекты

185. Проект Закона СССР «О международном частном праве и международном гражданском процессе» // ВНИИСГСЗ. Материалы по иностранному законодательству и международному частному праву. Тр. 49. М., 1991.

186. Проект федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации» (инициативный законопроект) / Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров, Н.А. Власенко и др.; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 2013.

Специальная литература

187. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права / Под общ. ред. В.Ф. Попондопуло и Д.В. Нефедова. М., 2007. Вып. 6.

188. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М., 2009.

189. Андреева Л.В. Коммерческое (торговое) право: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2012.

190. Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001.

191. Андрюхина Э П. Законодательство Российской Федерации о культуре // Журнал российского права. 2002. № 3.

192. Апряткин А.В. Прекращение действия нормативных правовых актов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Н. Новгород, 2011.

193. Баранов В.М., Карташов В.Н. Юридические принципы технологии правовой кодификации // Кодификация законодательства: теория, практика, техника. Н. Новгород, 2009.

194. Богданов Е.В. Конституция и жилищное законодательство России // Современное право. 2014. № 3.

195. Борисов А.А., Цуранова А.И. Правовое регулирование использования природных ресурсов: комплексный подход // Журнал российского права. 2014. № 6.

196. Бошно С. Нормативный правовой акт: развитие признаков в правоприменительной практике // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. № 4 – 6

197. Бошно С.В. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике // Журнал российского права. 2004. № 2.

198. Власенко Н., Залоило М. НКС дает оценку. Проект федерального закона № 440058-6 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением института установления объективной истины по уголовному делу» // Новая адвокатская газета. 2014. № 8 (169).

199. Власенко Н.А. Кризис права: проблемы и подходы к решению // Журнал российского права. 2013. № 8.

200. Власенко Н.А. Основы законодательной техники // Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации. Практика. Мнения. Проблемы: информационно-методический бюллетень Аппарата Государственной Думы. 1997. № 1 (4).

201. Добрынин Н.М. На пороге «новой децентрализации» // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 9.

202. Ерохина Т.В. Некоторые аспекты развития российского законодательства об охране здоровья граждан на современном этапе // Медицинское право. 2012. № 5.

203. Залоило М.В. Понятие и формы конкретизации юридических норм: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2011.

204. Керимов Д.А. Законодательная техника. M., 1998.

205. Кирилловых А.А. Отдельные проблемы юридической техники и содержательной стороны норм Закона «Об образовании в Российской Федерации» // Законодательство и экономика. 2013. № 7.

206. Кодификация законодательства: теория, практика, техника: Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 25 – 26 сентября 2008 года) / Под ред. д.ю.н., проф. В.М. Баранова, к.ю.н., доцента Д.Г. Краснова. Н. Новгород, 2009.

207. Кокотов А.Н. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2011. № 4.

208. Колотурский А.Н. Концертное дело: формы существования в новой реальности // Справочник руководителя учреждения культуры. 2003. № 2.

209. Концепции развития российского законодательства / Андриченко Л.В., Акопян О.А., Васильев В.И. и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 2013.

210. Концепции развития российского законодательства / Андриченко Л.В., Акопян О.А., Васильев В.И. и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 2014.

211. Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 2010.

212. Концепции развития российского законодательства / под редакцией Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 1994.

213. Концепции развития российского законодательства / ред. кол.: Л.А. Окуньков, Ю.А. Тихомиров, Ю.П. Орловский; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

214. Концепции развития российского законодательства. / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 2004.

215. Котелевская И.В. Закон и ведомственный акт // Журнал российского права. 2000. № 10.

216. Ксенофонтов В.В. Систематизация российского законодательства: принципы и процедуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2003.

217. Липски С.А. Правовое регулирование земельного вопроса в современной России // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 5.

218. Литягин Н.Н. Ревизия и систематизация законодательства // Государство и право. 2003. № 4.

219. Лопашенко Н.А. Принципы кодификации уголовно-правовых норм. Саратов, 1989.

220. Лунц Л.А., Марышева Н.И. Международный гражданский процесс. М., 1976.

221. Лунц. Л.А. Международное частное право. М., 1970.

222. Макеева О.А. Регулирование семейных отношений в России: исторические уроки и современные проблемы // История государства и права. 2012. № 3.

223. Маковский А.Л. О кодификации гражданского права (1922 – 2006). М., 2010.

224. Мамонтова О.В. Модернизация системы нормативных правовых актов в Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2010.

225. Маркунцова И.А. Инкорпорация российского уголовного законодательства 30-х годов XIX в. как первый опыт его моделирования // История государства и права. 2012. № 16.

226. Модельные правила европейского частного права (перевод с английского) / науч. ред. Н.Ю. Рассказова. М., 2013.

227. Мозолев В.В. Проблемы реализации Правительством Российской Федерации части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации // Право и политика. 2008. № 1.

228. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2005.

229. Научная жизнь (информация об обсуждении доклада В.В. Тишенко «Некоторые теоретические проблемы кодификации советского законодательства») // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 18. М., 1969.

230. Научное обоснование разработки торгового кодекса России // Актуальные проблемы коммерческого права. М., 2007. Вып. 3.

231. Нормография. / Под ред. Ю.Г. Арзамасова. М., 2007.

232. О проекте федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журнал российского права. 2013. № 3.

233. Общая теория государства и права. Академический курс. М., 1998. Т.2.

234. Общая теория права / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 1995.

235. Платонов С.В. К вопросу о концепции Торгового кодекса // Таможенное дело. 2008. № 2.

236. Плюгина И.В. Теоретические основы правового статуса мигрантов // Журнал российского права. 2009. № 3.

237. Поленина С.В., Лазарев Б.М., Лившиц Р.З., Козлов А.Е., Глушко Е.К. Инициативный проект федерального закона о законах и иных нормативно-правовых актах РФ // Государство и право. 1995. № 3.

238. Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1994.

239. Права работодателей в трудовых отношениях / Под ред. Нуртдиновой А.Ф., Чикановой Л.А. М., 2009.

240. Правовая реформа: Концепции развития российского законодательства / под ред. Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 1995.

241. Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики: монография / Д.Б. Горохов, В.И. Радченко, Н.Н. Черногор и др.; под ред. Н.Н. Черногора. М., 2010.

242. Пресняков М.В. Правовая определенность как системное качество российского законодательства // Журнал российского права. 2009. № 5.

243. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 2006.

244. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2010.

245. Рахманина Т.Н. Актуальные вопросы кодификации российского законодательства // Журнал российского права. 2008. № 4.

246. Рахманина Т.Н. Кодификация законодательства. М., 2005.

247. Рахманина Т.Н. Проблемы кодификации в сводах законов союзных республик // Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды ВНИИСЗ. Вып.19. М., 1981.

248. Российское законодательство: Проблемы и перспективы. М., 1995.

249. Сенякин И.Н. Система законодательства Российской Федерации. // Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации. Саратов, 1998.

250. Сенякин И.Н. Специализация и унификация Российского законодательства. Саратов, 1993.

251. Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. СПб., 2003.

252. Соколова Ю.А. Правовое регулирование нормотворческой компетенции Министерства финансов РФ // Финансовое право. 2011. № 10.

253. Сперанский С.И. Учение М.М. Сперанского о праве и государстве. М., 2004.

254. Сурков К.В. Применение антикоррупционного законодательства в свете международных обязательств Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 7.

255. Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / Под ред. С.Н. Братуся и И.С. Самощенко. М., 1962.

256. Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: монография. М., 2013.

257. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. М., 2000.

258. Толмачева Н.Н. О некоторых проблемах обеспечения эффективности законодательного регулирования экономических преобразований // Журнал российского права. 2006. № 10.

259. Уголовное право: Учебник: В 3 т. / Под общ. ред. А.Э. Жалинского. М., 2011. Т. 1.

260. Филатова Л.В. Систематизация законодательства в учетной деятельности органов государственной власти (на примере Минюста России) // Юридический мир. 2012. № 3.

261. Хабриева Т.Я. Кодификация российского законодательства в условиях федеративного государства // Кодификация законодательства: теория, практика, техника. Н. Новгород, 2009.

262. Хабриева Т.Я. Миграционное право как структурное образование российского права // Журнал российского права. 2007. № 11.

263. Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. № 8.

264. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005.

265. Харьков В.Н. Актуальные вопросы конституционно-правового регулирования земельных отношений // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки: науч. изд. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. Ч. II. Вып. 3.

266. Хлестова И.О. Российское законодательство об иммунитете иностранного государства: тенденции развития // Журнал российского права. 2004. № 7.

267. Хлестова И.О. Юрисдикционный иммунитет государства. М., 2007.

268. Хлуденева Н.И., Кичигин Н.В. Право и экология // Журнал российского права. 2013. № 8.

269. Чашин А.Н. Предпосылки кодификации служебного законодательства // Административное право и процесс. 2014. № 2.

270. Чернобель Г.Т. Конституция и ее конкретизация // Журнал российского права. 2013. № 3.

271. Шешко Г. Жилищное законодательство. Проблемы и перспективы его совершенствования // Жилищное право. 2012. № 12.

272. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

273. Юридическая техника: Учебное пособие по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов органами исполнительной власти / ИЗиСП при Правительстве РФ; Под ред. Т.Я. Хабриевой, Н.А. Власенко. М., 2009.

274. Юристы России ждут закон о нормативных правовых актах. Проект Федерального закона // Журнал российского права. 1997. № 10.

275. Юртаева Е.А. Системность и систематизация в законотворчестве: теория и опыт // Российская юстиция. 2010. № 4.

276. Яковлев В.Ф. Избранные труды. Т. 2: Гражданское право: история и современность. Кн. 1. М., 2012.

277. Яковлев В.Ф. Избранные труды. Т. 2: Гражданское право: история и современность. Кн. 2. М., 2012.

Судебная практика

278. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 1.

279. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 7.

280. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 1.

281. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 6.