Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 25 Региональный аспект возможной ратификации Российской Федерацией Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств

Введение

     Российская Федерация - страна, многонациональный состав, языковое многообразие которой сопоставимы с вместе взятыми общеевропейскими. Отсюда и важнейшая задача - реализовать огромный потенциал созидательного единства нашей многонациональности на основе общего исторического духовного и культурного наследия, российских традиций сотрудничества, сотворчества и дружбы народов, без чего невозможно решение важных для страны и ее народа социальных, экономических, внешнеполитических, оборонных и иных государственных задач, определяющих будущее нашего Отечества.
    Поддержка языкового разнообразия в Российской Федерации - составная часть национальной политики, государственного строительства в целом. При этом основные тенденции политики Российской Федерации в отношении поддержки и развития культурного и языкового разнообразия на своей территории совпадают с направленностью и основными идеями Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств.
    Европейская хартия региональных языков и языков национальных меньшинств (далее также - Хартия) является одним из инструментов Совета Европы по защите прав человека и культурного наследия ее стран-членов. Хартия была солидарно принята в качестве европейской конвенции Комитетом Министров 25 июня 1992 г. и открыта для подписания 5 ноября 1992 г. в Страсбурге. Вступила в силу 1 марта 1998 года. Россия подписала Хартию 10 мая 2001 г., но не ратифицировала ее.
    Ратификация Российской Федерацией Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств является одним из обязательств, принятых нашей страной при вступлении в Совет Европы. Вместе с тем, российский исторический опыт и современная практика сохранения языков национальных меньшинств, а также предусмотренный Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами правовой механизм защиты региональных языков или языков меньшинств во многом превосходит большую часть положений, содержащихся в Хартии.
    В целом ратификация Россией Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств может оказать позитивное воздействие на развитие отечественного законодательства в области использования национальных языков, позволит дополнить сложившуюся систему регулирования использования языков народов России в социально-культурной сфере новыми механизмами защиты региональных языков и языков меньшинств, выработанными международным сообществом.
    Однако сегодня необходима самая тщательная проработка вопроса о целесообразности, путях и условиях возможной ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств.
    Особое значение в этой связи играет мнение и позиция субъектов Российской Федерации по вопросу о возможной ратификации Европейской Хартии региональных языков и языковых меньшинств.
     Аналитическое управление Аппарата Государственной Думы в связи с подготовкой 8 октября 2010 г. парламентских слушаний на тему: Языковое многообразие Российской Федерации: проблемы и перспективы направило соответствующие запросы в аналитические подразделения аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В представленных регионами материалах говорится об имеющемся на местах опыте и основных проблемах в связи с возможной ратификацией Европейской Хартии региональных языков и языковых меньшинств. Ниже приведен обзор ответов на указанный запрос, поступивших из субъектов Российской Федерации.
    Далее в данном вестнике приведен текст Европейской Хартии региональных языков и языковых меньшинств, Пояснительный доклад к тексту Хартии, подготовленный экспертами Совета Европы и являющийся исключительно ценным исходным документом для понимания Хартии, а также другие, имеющие отношение к данной тематике материалы.