Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 19 Развитие системы правового обеспечения охраны лесов от пожаров


Предложения департамента лесного хозяйства Тюменской области
(Мединцев А.А., директор департамента)

     В целях осуществления охраны лесов от пожаров с учетом сложной пожароопасной ситуации сложившейся как в Тюменской области, так и в ряде других субъектов Российской Федерации, по моему мнению, целесообразно обратить внимание на следующие пробелы системы правового обеспечения охраны лесов от пожаров:
    1. Для предотвращения наиболее опасных пожаров - торфяных - целесообразно введение запрета на разведение огня на торфяниках. Кроме этого, необходимо введение запрета на выжигание сухой растительности вблизи леса, поскольку это является основной причиной лесных пожаров в весенний и раннеосенний периоды.
    2. Действующим законодательством предусмотрено проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления государственного контроля (надзора) не чаще чем один раз в три года и не ранее чем через три года после регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, тем самым установить готовность лесопользователей к началу ежегодного пожароопасного сезона, наличие сил и средств по охране лесов от пожаров, своевременность и качество проведения работ по противопожарному обустройству лесов не представляется возможным. А выполнение этих мероприятий на арендуемых, используемых лесных участках должны проверяться ежегодно.
    3. Необходимо разработать единую методику по определению ущерба вследствие лесных пожаров, включающую порядок оценки размеров ущерба, причиненного лесными пожарами лесному фонду и лесам, не входящим в лесной фонд. Существующая на сегодняшний день Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства , утвержденная постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 22.04.1986 1 устарела. Инструкция по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами, разработанная Федеральной службой лесного хозяйства, утвержденная приказом от 03.04.1998 53, предусматривающая полную методику расчета ущерба от лесного пожара, не прошла регистрацию в Минюсте и отозвана.
    4. Статьей 52 Лесного кодекса РФ предусмотрено осуществление охраны лесов от пожаров в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 69-ФЗ О пожарной безопасности . Вместе с тем в данном законе не определен статус пожарной охраны, занимающейся тушением лесных пожаров. Лесные пожарные у нас не входят в состав сил государственной противопожарной службы. Статья 18 Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности Федерального закона от 21.12.1994 69-ФЗ прямо говорит об этом: организация и тушения пожаров силами Государственной пожарной службы, за исключением лесных пожаров... . Считаю, что Федеральный закон О пожарной безопасности нуждается в доработке в части, касающейся тушения лесных пожаров, а пожарные силы, занимающиеся тушением лесных пожаров, должны быть приравнены к силам государственной противопожарной службы с распространением на них всех статей данного закона, в том числе по льготам и гарантиям.
    5. Остро стоит вопрос размещения заказов на выполнение работ по тушению лесных пожаров. Согласно статье 19 Лесного кодекса РФ, в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг государственных и муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд .
          Заранее определить количество возникших лесных пожаров в том или ином лесничестве, их площадь, потребность сил и средств на их тушение, а следовательно объем необходимых финансовых ресурсов практически не возможно. Кроме этого, специфика ведения лесного хозяйства такова, что для выполнения данных работ необходимы специалисты определенного уровня (обученные по тушению лесных пожаров), наличие техники, средств, а главное - опыт работы в данной отрасли. Опыт проведения конкурсов, аукционов показал, что рынок услуг в данной области совершенно отсутствует. В связи с этим считаю целесообразным внести изменения и дополнения в статью 19 Лесного кодекса РФ в части выполнения мероприятий по тушению лесных пожаров без размещения заказов на выполнение соответствующих работ и услуг.