Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 8 Проблемы финансового обеспечения муниципальных образований и пути их решения на основе повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления

ВВЕДЕНИЕ

          

     В 2008 году завершается переходный период реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Федеральный закон). С 1 января 2009 года муниципальные образования всех субъектов Российской Федерации должны приступить к реализации возложенных на них полномочий в полном объеме, а также к самостоятельному формированию и исполнению собственных  местных бюджетов.
    В этих условиях важно обеспечить устойчивое и комплексное социально-экономического развитие муниципальных образований. Для решения указанной задачи необходимо как решение проблем финансового обеспечения муниципальных образований, так и повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.  
     Основным условием укрепления экономической основы местного самоуправления является обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основе реальной оценки финансового положения муниципальных образований.
    В результате принятия целого ряда федеральных законов в период с 2005 по 2007 год произошло расширение перечня вопросов местного значения для всех типов муниципальных образований, что привело к увеличению объема расходных обязательств муниципальных образований.
    Однако доходная база местных бюджетов для обеспечения органами местного самоуправления указанных вопросов не была увеличена.
    Согласно данным Счетной палаты Российской Федерации в 2007 году доля расходов местных бюджетов на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений и выплату заработной платы их работникам составила 41,4% от всех расходов местных бюджетов. В этих условиях органы местного самоуправления большинства городских и сельских поселений вынуждены финансировать многие другие расходные обязательства по остаточному принципу.
    Вместе с тем анализ финансового положения муниципальных образований осуществляется Минфином России на основе данных годового отчета об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. В этих данных отражаются только фактически произведенные расходы местных бюджетов, но не учитываются реальные потребности органов местного самоуправления в финансовом обеспечении возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения.
    В целях определения реальных финансовых потребностей муниципальных образований по решению вопросов местного значения необходимо на федеральном уровне разработать методику определения реальных финансовых потребностей муниципальных образований по решению вопросов местного значения.
    В условиях окончания переходного периода важно создать систему стимулирования муниципальных образований к развитию собственной доходной базы местных бюджетов, в первую очередь, к росту налогового потенциала соответствующих территорий, к повышению собираемости местных налогов. При этом органы местного самоуправления должны иметь средства не только на покрытие текущих, но и капитальных расходов, а также на реализацию программ комплексного и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.
    В связи с этим важное значение имеет введение местного налога на недвижимость, увеличение размеров нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты, на развитие налоговой базы которых могут влиять органы местного самоуправления, усовершенствование порядка взимания земельного налога и налога на имущество физических лиц, а также расширение  налогооблагаемой базы по данным налогам.
     Установление долговременных критериев оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления будет стимулировать их к внедрению прогрессивных методов управления и хозяйствования в экономике и социальной сфере муниципальных образований.
    Правовая основа для осуществления оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления заложена в статье 18.1 Федерального закона и Указе Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008года 607 Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов .
     Данным Указом Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено разработать и утвердить до 1 сентября 2008 года перечень дополнительных показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов.
     Необходимость решения данных вопросов неоднократно поднималась в докладах и выступлениях участников Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, круглого стола на тему Проблемы правового регулирования и правоприменительная практика реализации имущественных отношений в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления , а также семинара-совещания на тему Проблемы правового регулирования и правоприменительная практика реализации законодательства о местном самоуправлении в Астраханской области , проведенных Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления соответственно 12 февраля, 18 марта и 17-18 апреля 2008 года.
     По инициативе Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления 3 июля 2008 года в 14.00 в Малом зале Государственной Думы состоялось расширенное заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет) в форме "круглого стола" по теме "Проблемы финансового обеспечения муниципальных образований и пути их решения на основе повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления".
     В работе Совета приняли участие депутаты Государственной Думы, руководители федеральных и региональных органов государственной власти, руководители профильных комитетов (комиссий) законодательных (представительных) и руководители подразделений исполнительных органов государственной власти практически всех субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, представители общероссийских, межрегиональных объединений и региональных Советов муниципальных образований, ученые и специалисты в области муниципального права и финансов.
    На данном заседании Совета обсуждены проблемы финансового обеспечения муниципальных образований, предложения по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, межбюджетных отношений в целях укрепления финансовых основ местного самоуправления и увеличения их экономического потенциала,  а также возможные механизмы по повышению эффективности управления муниципальными финансами, созданию у органов местного самоуправления стимулов для обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.  
     По итогам заседания Совета приняты рекомендации, в которых  Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, Общероссийскому Конгрессу муниципальных образований, Всероссийскому Совету местного самоуправления, иным объединениям муниципальных образований предлагается разработать и принять федеральные законы, нормативные правовые акты и иные меры по решению проблем финансового обеспечения муниципальных образований и повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.