АВ 2006г. Выпуск 1 Особенности реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в наукоградах
2.5. Итоговый документ (Рекомендации) заседания "круглого стола"
9 июня 2006 года
Участники "круглого стола" отмечают, что положения Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) закрепили новые общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, обеспечивающие проведение реформы местного самоуправления.
В муниципальных образованиях с градообразующим научно-производственным комплексом накоплен высокий научно-технический потенциал, что позволяет установить ряд особенностей в их статусе и социально-экономическом развитии. В процессе реализации Федерального закона от 7 апреля 1999 года 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" десять таких муниципальных образований получили статус наукограда Российской Федерации.
Развитие наукоградов в России и мировой опыт показывают, что при эффективной государственной поддержке, эти территории располагают возможностями опережающего развития за счет активизации инновационной деятельности, увеличения выпуска наукоемкой продукции. Кроме того, использование инновационных преимуществ наукоградов является стимулирующим фактором экономического роста, повышения конкурентоспособности государства и улучшения качества жизни населения страны.
В целях сохранения, развития и применения научно-технического потенциала указанных муниципальных образований, осуществления их государственной поддержки нормы статьи 81 Федерального закона предусматривают возможность установления в федеральных законах особенностей организации местного самоуправления в наукоградах. В частности, положения Федерального закона "О статусе наукограда Российской Федерации" определили порядок и условия государственной поддержки таких муниципальных образований.
Развитие наукоградов рассматривается как одно из важных направлений государственной политики Российской Федерации. Так, в соответствии с Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, разработанными Правительством Российской Федерации, создание инфраструктуры инновационной системы предусматривает формирование инновационно-активных территорий, в том числе наукоградов.
Вместе с тем анализ последних изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации, регулирующее особенности статуса наукоградов, позволяет выявить ряд положений и факторов негативно влияющих на развитие наукоградов и снижающих возможности их государственной поддержки.
Наметившаяся в 2005 году практика присвоения статуса наукограда на пятилетний срок принципиально сужает возможности реализации стратегий долгосрочного инновационного планирования и развития наукоградов, затрудняет создание и реализацию системных инфраструктурных проектов в сфере наукоемких технологий и снижает приток инвестиций.
Затягивается согласование документов по вопросам присвоения статуса наукограда муниципальным образованиям, получившим необходимые положительные заключения Межведомственной комиссии по научной и инновационной политике (Димитровград, Жуковский, Троицк). При этом в федеральном бюджете на 2006 год не предусмотрены средства на государственную поддержку наукоградов Бийска и Пущине, получивших указанный статус в 2005 году.
До настоящего времени в законодательстве субъектов Российской Федерации не обеспечено правовое регулирование статуса наукограда в соответствии Федеральным законом "О статусе наукограда Российской Федерации". Кроме того, комплексные программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, утверждаемые законами субъектов Российской Федерации, не предусматривают необходимых мер по развитию инновационного потенциала отдельных территорий, в том числе и наукоградов, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.
С целью обеспечения эффективной и скоординированной политики в отношении наукоградов необходимо разработать и нормативно закрепить механизмы взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления наукоградов и их научных и деловых сообществ по долгосрочному развитию наукоградов, использованию их потенциала для развития инновационной системы страны и регионов.
Для выработки обоснованных решений о форме и сроках государственной поддержки наукоградов необходим мониторинг состояния научно-производственного, образовательного и инновационного потенциала муниципальных образований, претендующих на получение статуса наукограда.
Участники "круглого стола" считают необходимым поддержать следующие предложения:
1. Разработать и внести изменения в Федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О статусе наукограда Российской Федерации" и другие федеральные законы, уточняющее особенности организации местного самоуправления в наукоградах и их статус, в части:
- установления полномочий органов местного самоуправления наукоградов по созданию условий для развития инновационной деятельности;
- порядка, условий и форм государственной поддержки наукоградов на федеральном уровне власти и принципов их государственной поддержки на региональном уровне власти;
- порядка наделения органов местного самоуправления наукоградов отдельными государственными полномочиями по развитию на территории наукограда инфраструктуры для обеспечения инновационной деятельности, созданию условий для развития научно-производственного комплекса и привлечения инвестиций, экспериментальных разработок, подготовки кадров;
- принятия и реализации федеральных целевых программ, предусматривающих решение вопросов социально-экономического и научно-технического развития наукограда и организаций, входящих в его научно-производственный комплекс.
2. Обеспечить создание эффективных механизмов взаимодействия и координации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления наукоградов, научных и деловых сообществ по перспективному развитию наукоградов.
3. Предусмотреть увеличение расходов на финансирование наукоградов Российской Федерации в проекте федерального бюджета на 2007 год.
4. Утвердить методику расчета субвенций на финансирование дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры, исходя из показателей, учитывающих, в том числе, научно-технический и инновационный потенциал наукоградов Российской Федерации, а также федеральные программы их перспективного развития.
5. Рассмотреть возможность дополнительной государственной поддержки наукоградов, в том числе за счет принятия и реализации федеральных целевых программ по решению вопросов социально-экономического и научно-технического развития наукограда и организаций, входящих в его научно-производственный комплекс.
6. Обобщить предложения органов местного самоуправления наукоградов с учетом состоявшегося обсуждения, и направить данные предложения в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации для совершенствования нормативного правового обеспечения развития наукоградов как "точек роста" инновационной экономики России, центров регионального развития и элементов национальной инновационной системы.
Направить настоящие Рекомендации в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления наукоградов, а также в "Российскую газету", "Парламентскую газету" и газету "Местное самоуправление" для опубликования.