АВ 2006г. Выпуск 1 Особенности реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в наукоградах
3.1. Проект федерального закона "Об особенностях осуществления местного самоуправления в наукограде Российской Федерации"
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об особенностях осуществления местного самоуправления в наукограде
Российской Федерации
Статья 1. Сфера регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, территориальные, организационные и экономические особенности осуществления местного самоуправления в муниципальных образованиях, наделенных статусом наукограда Российской Федерации (далее - наукограды), определяет государственные гарантии его осуществления в целях ускорения социально-экономического, научно-технического и инновационного развития наукоградов.
Муниципальное образование со статусом наукограда Российской Федерации - городской округ, имеющий высокий научно-технический потенциал, основывающийся на постоянных инновационных, научных, культурных, образовательных и социальных идеях, имеющий градообразующий научно-производственный комплекс.
инновационная система наукограда - система, обеспечивающая объединение усилий органов государственной власти, широкой научно-образовательной общественности города, организаций научно-технической, образовательной сферы и предпринимательского сообщества города в целях обеспечения инновационного развития экономики города и значительного улучшения качества жизни населения города. (Не используется далее по тексту законопроекта).
инновационное предприятие - предприятие любой формы собственности, чья деятельность обеспечивает разработку, внедрение и промышленное производство научно-технической продукции, внедрение новейших образовательных и консалтинговых услуг. (Не используется далее по тексту законопроекта).
инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические, образовательные и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. (Не используется далее по тексту законопроекта).
Межрегиональное межмуниципальное сотрудничество - комплекс мер и мероприятий, обеспечивающих сотрудничество муниципальных образований в рамках одного или нескольких регионов с целью объединения финансовых, информационных, научно-производственных, образовательных, кадровых и других ресурсов для совместной реализации инновационных программ.
В настоящем Федеральном законе применяются термины и понятия, используемые в Федеральном законе от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья 3. Дополнительные полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления в наукоградах
1. К дополнительным полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления в наукоградах относится:
- наделение наукоградов дополнительными государственными полномочиями в сфере научно-технической и инновационной политики с одновременным обеспечением необходимыми материальными и финансовыми средствами;
- разработка упрощенного и преимущественного порядка передачи в муниципальную собственность или оперативное управление объектов федеральной собственности, расположенных на территории наукоградов, для формирования и укрепления инновационного потенциала наукоградов;
- принятие и реализация федеральных целевых программ (разделов федеральных целевых программ), направленных на решение вопросов социально-экономического и научно-технического развития наукоградов и организаций, входящих в его научно-производственный комплекс;
- предоставления средств федерального бюджета (бюджета развития) для реализации инновационных программ на территории наукоградов;
- разработка и реализация комплекса мер социальной защиты работников научно-технической сферы, работающих на территории наукоградов;
- заключение договоров с наукоградами в целях активного развития инновационной деятельности предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории наукограда;
- создание условий для образования всероссийского объединения наукоградов.
2. К дополнительным полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области местного самоуправления в наукоградах относится:
- разработка упрощенного и преимущественного порядка передачи в муниципальную собственность или оперативное управление объектов государственной собственности субъекта Российской Федерации, расположенных на территории наукограда, в целях формирования и укрепления инновационного потенциала наукограда;
- принятие и реализация целевых программ (разделов программ) субъекта Российской Федерации, направленных на решение вопросов социально-экономического и научно-технического развития наукограда и организаций, входящих в его научно-производственный комплекс;
- заключение договоров с наукоградами в целях активного развития инновационной деятельности предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории наукограда;
- разработка и реализация комплекса мер по обеспечению государственной социальной защиты работников научно-технической сферы наукограда Российской Федерации (оставить это только за Российской Федерации);
- предоставление преимущественного права наукоградам на получение средств из фонда муниципального развития субъекта Российской Федерации для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры наукограда.
Статья 4. Особенности изменения границ наукограда
Изменение границ городского округа, наделенного статусом наукограда, осуществляется только с учетом критериев, установленных для присвоения статуса наукограда федеральным законодательством.
Статья 5. Дополнительные вопросы местного значения городского округа, наделенного статусом наукограда
(В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ-131 перечень вопросов местного значения может быть изменен только путем внесения изменении в ФЗ-131)
Помимо вопросов местного значения, указанных в статье 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения наукограда относятся:
- создание условий, способствующих соответствию результатов деятельности научно-производственного комплекса наукограда задачам, определенным Правительством Российской Федерации при присвоении муниципальному образованию статуса наукограда;
- создание условий для развития инновационного предпринимательства и инфраструктуры в наукограде;
- разработка и реализация целевых программ инновационного развития наукограда;
- формирование муниципального фонда развития малых и средних инновационных организаций;
- формирование инновационного венчурного фонда;
- установление и ежегодное утверждение представительным органом местного самоуправления наукограда перечня показателей, определяющих рост качества жизни населения наукограда;
- создание условий для формирования территориальной инновационной инфраструктуры наукограда, необходимых для становления новых инновационных предприятий;
- поддержка развития малого инновационного предпринимательства, в том числе через совершенствование и создание новых механизмов привлечения финансовых ресурсов в эту сферу;
- создание условий для размещения на территории наукограда новых высокотехнологичных производств;
- создание условий и организация функционирования научно-образовательных мероприятий и программ, способствующих активизации участия молодежи в исследовательской и изобретательской деятельности;
- совершенствование городской системы общего образования путем создания системы взаимодействия между НИИ, вузами и школами наукограда для обеспечения процесса непрерывного образования;
- создание условий для организации подготовки и переподготовки кадров в инновационной сфере наукограда;
- организация проведения мероприятий по улучшению инвестиционного климата в наукограде.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления по решению дополнительных вопросов местного значения наукограда
1. В целях решения дополнительных вопросов местного значения наукограды обладают следующими необходимыми полномочиями:
- принятие и реализация планов и программ развития малого и среднего предпринимательства в научно-технической и инновационной сферах наукограда;
- участие в финансировании научно-технических, образовательных, инновационных предприятий и инфраструктуры наукограда;
- финансирование строительства и капитального ремонта специализированного муниципального жилого фонда для научных работников, работающих на территории наукограда, в том числе ландшафтное планирование и управление ландшафтами наукограда;
- осуществление международных и внешнеэкономических связей с органами местного самоуправления в иностранных государствах и участие в деятельности международных организаций научно-производственного комплекса.
Статья 7. Коллегия научной общественности наукограда
1. Наряду с предусмотренными Федеральным законом от 06.10.2003 г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формами непосредственного осуществления местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления в наукоградах проводятся коллегия научной общественности наукограда с целью информирования органами местного самоуправления научной общественности о вопросах деятельности научно-производственного комплекса наукограда.
2. Коллегия научной общественности проводится не реже одного раза в год - представительным органом местного самоуправления.
Коллегия научной общественности, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.
Коллегия научной общественности, проводимая по инициативе научной общественности, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.
3. Коллегия научной общественности по вопросам деятельности научно-производственного комплекса наукограда может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание научной общественности во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления наукограда.
4. Обращения, принятые коллегией научной общественности, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
5. Порядок назначения и проведения коллегии научной общественности, а также полномочия собрания научной общественности определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа наукограда.
6. Итоги заседания коллегии научной общественности подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 8. Особенности взаимодействия научных, образовательных, предпринимательских структур с местными органами власти наукограда
1. Гарантируется право научной, образовательной, предпринимательской общественности оказывать влияние на решение вопросов муниципального образования, связанных с реализацией инновационного потенциала, формированием инновационной системы наукограда через общественные объединения и союзы, к которым относятся:
- союзы или общественные объединения предпринимательского сообщества наукограда;
- общественные объединения работников образования, культуры, научных, производственных и других учреждений наукограда.
Полномочия указанных органов в решении вопросов местного значения наукоградов определяется Уставом наукограда.
2. В наукоградах на публичные слушания должны выноситься:
- проект муниципальной программы развития муниципального образования, как наукограда Российской Федерации на последующие годы;
- +++++++++++++++++++++++.
3. Порядок и формы непосредственного участия научной, образовательной и предпринимательской общественности в осуществлении местного самоуправления в наукограде закрепляется в Уставе муниципального образования наукограда.
Статья 9. Порядок наделения наукоградов дополнительными государственными полномочиями Российской Федерации
Органы местного самоуправления наукограда наделяются государственными полномочиями Российской Федерации и субъекта Российской Федерации на срок не менее срока действия постановления Правительства Российской Федерации или Указа Президента Российской Федерации о присвоении статуса наукограда или на весь срок действия самого государственного полномочия.
Статья 10. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления наукограда Российской Федерации
1. Кроме органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в структуру органов местного самоуправления наукограда, может входить городской Научно-технический совет, который осуществляет координацию научной, инновационной и иной деятельности наукограда в соответствии с Уставом наукограда.
2. В структуре местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) может быть предусмотрена должность заместителя главы местной администрации - советник по науке, который назначается на эту должность по рекомендации городской ассоциации учёных и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом наукограда.
3. (о штатной численности муниципальных служащих наукограда)
Статья 11. Особенности местных бюджетов городских округов, наделённых статусом наукограда
1. В целях дополнительного финансирования расходов на реализацию дополнительных вопросов местного значения в бюджетах городских округов, наделённых статусом наукограда, могут создаваться фонды поддержки и развития наукоградов. Порядок расходования средств фонда определяется положением об этом фонде, утвержденном представительным органом местного самоуправления наукограда.
2. К собственным доходам местных бюджетов городских округов, наделённых статусом наукограда, помимо собственных доходов, указанных в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся доходы от налога на прибыль организаций, расположенных на территории наукограда.
Статья 12. Уровень бюджетной обеспеченности в наукоградах Российской Федерации
Требования статьи 60 Федерального закона от 3 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к наукоградам не применяются.
Статья 13. Право органов местного самоуправления наукограда на осуществление международных и внешнеэкономических связей
1. Наукограды в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с органами местного самоуправления иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.
2. Для целей настоящего Федерального закона под международными и внешнеэкономическими связями субъектов Российской Федерации понимаются осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
Глава 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.