Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2006г. Выпуск 1 Особенности реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в наукоградах


3.4. Основные понятия и термины
    В настоящем разделе описаны некоторые ключевые термины и понятия, которые начали активно использоваться в начале 90-х годов прошлого века. За прошедший период содержание многих терминов менялось, что часто являлось причиной их неоднозначного толкования специалистами. Это обстоятельство обусловило представление терминов в настоящем разделе в исторической ретроспективе. Часть приведенных ниже терминов получила официальное толкование, т.е. прямые и косвенные определения, закрепленные в законе. Другая часть встречается в различных значениях, что затрудняет их толкование при применении.
    Академгородок
    Термин "академгородок" не имеет толкования в федеральных законах. Однако в ряде документов федерального уровня термин встречается. В частности, о значении термина можно составить представление на основе документа "Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года", утвержденные председателем Правительства Российской Федерации от 5 августа 2005 года 2473п-П7. В соответствии с указанным документом, формирование инфраструктуры инновационной системы предусматривает:
    создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры;
    формирование инновационно-активных территорий (наукоградов, технополисов и др.), в том числе технико-внедренческих экономических зон;
    развитие системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства;
    формирование системы информационной поддержки, включая оказание консалтинговых услуг для организации взаимодействия участников инновационной деятельности;
    содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий.
    В соответствии с утвержденным документом инфраструктура инновационной системы должна развиваться, в первую очередь, на территориях субъектов и муниципальных образований Российской Федерации с высокой концентрацией инновационного потенциала, включая наукограды, академгородки (выделено составителями настоящего доклада), особые экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования и иные виды технополисов в соответствии с условиями конъюнктуры внутреннего и мирового рынков. Таким образом, из контекста документа следует, что родовым понятием для академгородка является технополис.
    Городской округ
    Согласно статье 81 Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ наукограды являются городскими округами. Понятие городского округа раскрывается в статье 2 через вводимые в той же статье определения "городское поселение" и "муниципальный район".
    Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
    Муниципальный район - несколько поселений, объединенных общей территорией, в границах которой осуществляется местное самоуправление.
    Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, представленные органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
    Государственная инновационная политика
    Термин не имеет толкования в федеральных законах. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. 832 "О концентрации инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы" "государственная инновационная политика" - определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.
    Закрытое административно-территориальное образование
    В соответствии с Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО) признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
    Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года 3297-1  "О закрытом административно-территориальном образовании" установил правовой статус ЗАТО, установил особенности осуществления местного самоуправления, а также определил меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права.
    В соответствии законодательством с 1 января 2006 года вся территория ЗАТО является территорией муниципального образования со статусом городского округа.
    Территория и границы ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы ЗАТО на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации. Населенные пункты, расположенные в ЗАТО, входят в состав городского округа.     
     
     Инновационная деятельность
    Термин не имеет толкования в федеральных законах. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. 832  "О концентрации инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы" инновационная деятельность определена как процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новой или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
    Инновационная инфраструктура
    Термин не имеет толкования в федеральных законах. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. 832 "О концентрации инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы" "инновационная инфраструктура" - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации). В соответствии с "Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", утвержденными Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года ( Пр-576), построение инновационной инфраструктуры предусмотрено при формировании национальной инновационной системы.
    Основная функция инновационной инфраструктуры - обеспечить на системной основе "добычу" (как правило, прикладных) и использование прикладных и фундаментальных научных знаний посредством воспроизводства интеллектуального потенциала, организацию "добычи" прикладных и привлечения фундаментальных научных знаний и передачи их от источников (научных организаций) к разработчику новых технологий и инновационной продукции и далее к производителю наукоемкой продукции и наукоемких услуг.
    Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая)
    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. 832 "О концентрации инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы" "инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая)" - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).
    Инновационная система
    См. понятие "национальная инновационная система".
    Инновационная сфера
    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. 832 "О концентрации инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы" "инновационная сфера" - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.
    Инновация (нововведение)
    Термин не имеет толкования в федеральных законах. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. 832 "О концентрации инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы" инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
    Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации)
    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. 832 "О концентрации инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы" "инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации)" - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно - технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
    Инфраструктура наукограда Российской Федерации
    В соответствии с Федеральным законом от 7 апреля 1999 года "О статусе наукограда Российской Федерации" 70-ФЗ инфраструктура наукограда Российской Федерации - совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда Российской Федерации.
    Местное сообщество
    Настоящий термин не закреплен в федеральном законодательстве. В период действия Федерального закона от 28 августа 1995 года 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" термин "местное сообщество" применялся в законодательстве некоторых субъектов Российской Федерации, например, в Московской области.
    В настоящем докладе под термином "местное сообщество" следует понимать население населенного пункта, имеющего статус муниципального образования. "Местное сообщество" по существу является субъектом местного самоуправления, от имени которого часть вопросов местного значения уполномочиваются решать органы местного самоуправления. В системе представлений о гражданском обществе понятие "местное сообщество" характеризует определенный этап гражданской зрелости (или дееспособности) населения для осуществления самоуправления.
    Принятие местным сообществом стратегических целей развития является более высокой гарантией стабильности развития поселения (по сравнению с принятием аналогичных решений органами местного самоуправления). Это обстоятельство создает условия для более конструктивного и долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества с государством. Для населения наукоградов построение долгосрочных отношений с государством является чрезвычайно актуальным.
     Монопрофильный город
    Термин "монопрофильный город" не имеет толкования в федеральных законах. Термин встречается в двух постановлениях Правительства Российской Федерации, выпущенных в 1996 и 2002 годах, и в некоторых ведомственных актах, а также в научной литературе. В научной литературе под монопрофильным городом понимается городское поселение с какой-либо одной доминирующей отраслью промышленности в структуре занятости населения.
    В 2000 году в России был опубликован обзорный доклад "Монопрофильные города и градообразующие предприятия" в котором приведены данные о городах, отнесенных к категории монопрофильных. Их, по сведениям составителей доклада, насчитывается 467. Наукограды не попали в перечень монопрофильных городов. Это объясняется в первую очередь тем, что составители указанного доклада анализировали лишь города с градообразующими промышленными предприятиями. Таким образом наукограды оказались вне сферы внимания составителей доклада.
    Муниципальное образование
    Термин "муниципальное образование" бы введен в правовой оборот Гражданским кодексом Российской Федерации в 1994 году. Позже термин был использован в первой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (от 28 августа 1995 года 154-ФЗ).
    В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 года 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Данное определение утратило силу с 1 января 2006 года.
    В ходе реформы местного самоуправления, связанной с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", содержание термина "муниципальное образование" претерпело изменения. Соответственно претерпело изменения содержание других терминов, использующих термин "муниципальное образование" как родовое понятие.
    С 1 января 2006 вступило в силу определение, данное в Федеральном законе от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с названным законом муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
    Наукоград
    Впервые термин "наукоград" был введен в научный оборот в 1991 году в научно-техническом отчете Центрального научно-исследовательского института экономики и управления в строительстве (ЦНИИЭУС). Отчет был выполнен Н.К.Никитиной под научным руководством С.П.Никонорова по заказу Совета народных депутатов города Жуковского Московской области. Термин был предложен для обозначения городских населенных пунктов с высокой концентрацией интеллектуального, научного и технологического потенциала.
    В начале 90-х годов под эти термином понимались города и поселки городского типа, образовавшиеся в результате строительства крупных научно-технических комплексов, имевших, как правило, оборонное значение. Таким образом, под понятие наукоград подпадали градообразующие научные центры Академии наук (например, поселок Черноголовка Московской области), отраслевые градообразующие научно-технические комплексы (например, город Жуковский Московской области), а также закрытые административно-территориальные образования - ЗАТО - (например, Краснознаменск Московской области).
    В правовой оборот термин "наукоград" был введен Указом Президента Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. 1171 "О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий" (к настоящему времени документ утратил силу). В соответствии с Указом наукограды - это муниципальные образования с градообразующими научно-производственными комплексами.
    В названном Указе не дается определение термина "градообразующий научно-технический комплекс". На момент издания Указа Президента России от 7 ноября 1997 г. 1171 понятие "муниципальное образование" определялось Федеральным законом от 28 августа 1995 года 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В связи с принятием новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (от 6 октября 2003 года 131-ФЗ) в содержание понятия "муниципальное образование" было внесено изменение. Федеральным законом от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 81) наукограды наделены статусом городского округа и установлено право жителей на особенности осуществления местного самоуправления. Определения понятия в законе не дано и не установлены какие-либо признаки наукограда.
    Наукоград Российской Федерации
    Термин "наукоград Российской Федерации" введен в правовой оборот Федеральным законом от 7 апреля 1999 года 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации". В соответствии с первоначальной редакцией закона наукоград Российской Федерации - муниципальное образование с градообразующим научно производственным комплексом.
    В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 года 199-ФЗ до 1 января 2006 года термин "наукоград Российской Федерации" определяется как - муниципальное образование, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.
    С 1 января 2006 года в соответствии с измененной редакцией Федерального закона от 7 апреля 1999 года 70-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года 122-ФЗ) наукоград Российской Федерации - муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом".
    Таким образом, населенные пункты (или отдельные заселенные территории), в которых имеется научно-производственный комплекс, но при этом они не являются муниципальными образованиями, не могут претендовать на присвоение статуса наукограда Российской Федерации. Более того, в качестве наукограда не могут быть признаны муниципального образования, не наделенные статусом городского округа. Так, под действие Федерального закона от 7 апреля 1999 года 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" в условиях действия Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ (т.е. с 1 января 2006 года) не подпадают отдельные внутригородские территории (например, Советский район (академгородок) города Новосибирска).
    
     Таким образом, путем реализации Федерального закона от 7 апреля 1999 года 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" формируется особая категория городских округов - наукограды Российской Федерации. Другими словами, городские округа в Российской Федерации разделяются на:
     - городские округа, не претендующие на статус наукограда:
    - городские округа, претендующие на статус наукограда Российской Федерации (т.е. наукограды или потенциальные наукограды Российской Федерации);
    - городские округа - наукограды Российской Федерации.
    Наукоград и наукоград Российской Федерации (сравнение терминов)
     В настоящее время в правовом обороте находятся два однородных понятия: "наукоград" и "наукоград Российской Федерации".
    Правовой анализ понятий дает основание сделать следующие выводы:
    1. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года 131-ФЗ наукограды и наукограды Российской Федерации являются муниципальными образованиями в статусе городского округа.
    2. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года 131-ФЗ наукограды и наукограды Российской Федерации наделены правом на особенности организации местного самоуправления, которые должны быть установлены федеральным законом.
    3. Для наукоградов Российской Федерации (в отличие от наукоградов) Федеральным законом от 7 апреля 1999 года 70-ФЗ  "О статусе наукограда Российской Федерации" уже установлены некоторые особенности.
    4. Для наукоградов Федеральным законом от 6 октября 2003 года 131-ФЗ и другими федеральными законами каких-либо критериев и признаков не установлено.
    5. Особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах (в том числе в наукоградах Российской Федерации) должны быть установлены федеральным законом. Каких-либо дополнительных положений (за исключением положения о том, что наукограды являются городским округом), которые можно было бы отнести к особенностям организации местного самоуправления Федеральным законом от 6 октября 2003 года  31-ФЗ не установлено.
    Научно-производственный комплекс наукограда Российской Федерации
     В соответствии с Федеральным законом от 7 апреля 1999 года 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" научно-производственный комплекс наукограда Российской Федерации - совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации;
     Национальная инновационная система
    Термин не имеет толкования в федеральных законах. В соответствии с "Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года ( Пр-576), формирование национальной инновационной системы является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства.
    Прямого определения понятию в указанном документе не дается. Однако из контекста следует, что национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.
    Формирование национальной инновационной системы предусматривает:
    создание благоприятной экономической и правовой среды;
    построение инновационной инфраструктуры;
    совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.
    Формирование национальной инновационной системы требует решения следующих основных задач:
    1) совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;
    2) проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;
    3) создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг. Следует отметить, что создание национальной инновационной системы не предполагает прямого участия органов местного самоуправления.
    Особая экономическая зона
    Федеральным законом от 22 июля 2005 года 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
    Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.
    На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
    1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
    2) технико-внедренческие особые экономические зоны.
     Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров.
    Особая экономическая зона не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований. Территория особой экономической зоны не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
    На территории особой экономической зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда.     
     
     Особенности осуществления местного самоуправления
    В соответствии со статьей 131 Конституции России ".местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиции". Таким образом Конституция России допускает осуществления местного самоуправления с учетом особенностей отдельных поселений или категорий поселений.
     В главе 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ  "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что правом на особенности организации местного самоуправления обладают:
    - субъекты Российской Федерации - города федерального значения Москва и Санкт-Петербург (статья 79);
    - закрытые административно-территориальные образования (статья 80);
     - наукограды (статья 81);
     - приграничные территории (статья 82).
    Причем статьи 79-81 применяются при реализации переходных положений указанного Федерального закона (от 6 октября 2003 года 131-ФЗ), в частности, требований части 1 статьи 85, которой устанавливается порядок формирования системы муниципальных образований Российской Федерации.
    Таким образом, претендовать на особенности осуществления местного самоуправления, устанавливаемые федеральным законом для наукоградов, могут только муниципальные образования, наделенные в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года 131-ФЗ статусом городского округа.
    Населенные пункты или отдельные территории, не являющиеся муниципальными образованиями, либо муниципальные образования в статусе поселений, даже при условии наличия высокого научно-технического потенциала не имеют права на особенности осуществления местного самоуправления, устанавливаемые федеральным законом для наукоградов.
    Следует также отметить, что Федеральный закон от 6 октября 2003 года 131-ФЗ не установил каких-либо дополнительных требований или положений, которые можно было бы отнести к особенностям организации местного самоуправления в наукоградах (за исключения положения о городских округах).
    Российская национальная инновационная система
    См. "национальная инновационная система".
    Технологический парк (технопарк, технопарковая зона)
    Термины не имеют толкования в федеральных законах. Прямое определение понятий не удалось обнаружить также и других документах современного российского законодательства.
    Вместе с тем указанные термины используется во многих документах федерального уровня. Например, в Федеральном законе от 14 июня 1995 года 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". В статье 17 названного закона, в частности установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:
    - разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства;
    - осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействуют в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
    В издании Московского Государственного университета "Территориальное управление экономикой: Словарь-справочник" технологический парк определяется как эффективная и широко распространенная форма территориальной интеграции науки, образования и производств, способствующая оперативному внедрению научно-исследовательских разработок в производство. Представляет собой добровольное объединение научных учебных, конструкторских и производственных структур в условиях хорошо оснащенной информационной и экспериментальной базы и высокой концентрации высококвалифицированных кадров.
_________________________
Территориальное управление экономикой: Словарь-справочник. 3-е изд., доп. и пер. / Гл. ред. В.П.Колесов, А.П.Сысоев, В.М.Шупыро. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2005. - 815 с.

    Технополис
    Определение понятия "технополис" не удалось обнаружить ни в законодательстве, ни в энциклопедических словарях.
    Вместе с тем понятие "технополис" используется во многих документах федерального уровня. Например, в Федеральной программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10 апреля 2000 года 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования". В указанном документе "технополис" является одним из ожидаемых результатов программы. А именно: "Ожидаемыми результатами реализации Программы являются: ... совершенствование научно-исследовательской и научно-технической деятельности высших учебных заведений и других организаций системы образования, развитие технополисов и технопарков, малых предприятий инновационного типа...";
    В постановлении Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. 439 "О программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах" записано, что в целях развития наукоемких производств, высоких технологий и активизации международных экономических связей Российской Федерации в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру, будут создаваться условия для формирования свободных экономических зон, технополисов и других "точек роста".
    Экономика знаний и технологий
    Настоящее словосочетание встречается в Послании Президента Российской Федерации на 2000 год: "... Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующемся на инновационные сектора, на новую экономику - экономику знаний и технологий".