Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2005г. Выпуск 4 Вопросы реализации ФЗ от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

ВВЕДЕНИЕ


     История - всегда свершившийся факт. Изменить ее или подправить мы не в силах, но извлекать уроки обязаны.
    Сто лет истории Государственной Думы - сто лет истории обсуждения вопроса о местном самоуправлении в Российском парламенте. Такая же история только у "вопроса о земле".
     Ключевой вопрос самоуправления того времени - мелкая земская единица - волость (наименьшая территориальная единица местного самоуправления), которая, как считали депутаты первых Государственных Дум, должна опираться на всех жителей, проживающих на данной территории, быть свободной в управлении своим имуществом и хозяйством, носить всесословный характер, иметь правовой статус, порядок выборов, права и обязанности, в том числе по общегосударственному управлению. При этом вопрос ставился шире: обсуждались проблемы взаимоотношений между помещиками, частными землевладельцами и крестьянами на территории волости, реализации многосторонних местных интересов, включая хозяйственные, а также бюрократический произвол и административные перегородки.
    Из года в год во времена первых Государственных Дум акценты в рассмотрении вопросов местного самоуправления менялись, но неизбежно вовлекали в свою орбиту рассмотрение всего комплекса государствоопределяющих проблем, без разрешения которых - по мнению депутатов того времени - говорить о полнокровном самоуправлении на местах было невозможно. В прямой увязке с самоуправлением рассматривались в то время также вопросы: земли, землеведения и землепользования; развития просвещения и здравоохранения; преобразования местного суда и судопроизводства; межнациональных отношений и гражданских прав; устройства внутренних губерний и окраин Российской Империи с соблюдением государственного  единства и целостности. И, закономерно, что правительство того времени всегда смотрело на вопрос о самоуправлении главным образом с политической точки зрения, поскольку он тесно связан с коренными вопросами русской действительности и русской жизни, а само местное самоуправление рассматривалось как рычаг, который может повернуть весь строй государственной жизни в стране.
    Однако, к сожалению, законодательное закрепление местного самоуправления в первых Государственных Думах начала прошлого века так и не было осуществлено, что стало существенным фактором уже революционного пути развития российской государственности.
    Итоги этих споров столетней давности перекликаются и с работой современных Государственных Дум, где местное самоуправление - одно из ведущих направлений. Сегодня вопросы местного самоуправления не только поднимаются, но и находят свое разрешение. Пример тому - уже второй за последнее десятилетие основополагающий федеральный закон о местном самоуправлении и емкий, разноплановый по содержанию перечень законопроектов по различным сторонам его совершенствования.
    В отличие от первых Дум, законодательное закрепление местного самоуправления сегодня - не вопрос дискуссий. Оно признано одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Вопрос сегодня не в этом, вопрос - в другом.  Государство - это живая развивающаяся система, оптимальный характер которой невозможно определить раз и навсегда. И местное самоуправление как механизм согласования местных, общественных и государственных интересов носит постоянный характер, требующий непрерывного, в том числе законодательного совершенствования.
     В Вестнике публикуются материалы дискуссий на семинаре-совещании по вопросам развития реформы местного самоуправления, прошедшем в Новосибирске 21-23 сентября, и круглом столе по финансовому обеспечению местного самоуправления в Государственной Думе 20 октября с.г.., а также материалы Министерства регионального развития Российской Федерации и перечень законопроектов о местном самоуправлении, рассматриваемых в настоящее время в Государственной Думе.