Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2005г. Выпуск 4 Вопросы реализации ФЗ от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"


 2. Леонов В.В., председатель Новосибирского Областного совета.      Остановка в реализации закона это - дискредитация власти.
    
     Я хотел бы совместить в своем выступлении позицию председателя Областного совета Новосибирской области и председателя координационного совета Сибирского соглашения, работающего в масштабах Сибирского федерального округа, исходя из того, что в Новосибирской области реализация закона уже осуществляется.
    Осуществляется, но не без проблем. Да, есть проблемы. Если их не решать, они останутся проблемами. Если решать, эти проблемы будут находиться в практической реализации, в конкретном выражении нормативно-правовых актов, которые позволят устранить неразрешенность федерального законодательства.
    И если говорить о субъектах в Сибирском соглашении, то они готовились по самым разным направлениям деятельности муниципальных образований и сегодня практически определены все границы, установлены статусы муниципальных образований, назначены выборы. В шести субъектах выборы проведены. В остальных субъектах, в десяти, выборы проведем в октябре месяце. И соответственно, приняты необходимые законы и нормативно-правовые акты, подготовлены методические рекомендации. Кстати, мы выдали своим членам методические рекомендации, уже два издания. Всего будет 8 томов. Это те, которые мы готовим совместно в рамках Сибирского федерального округа, с участием координационного совета, и с участием Комитета Государственной Думы по местному самоуправлению для того, чтобы облегчить понимание этого закона для наших руководителей муниципальных образований.
    Но, что сегодня нам, на мой взгляд, оказало в кавычках "неоцененну услугу", так это бытующее мнение о переносе закона на 2009 год. Однако с удовлетворением я услышал от Владимира Семеновича, что это не совсем так. В противном случае все начинает тормозиться по одной простой причине.
    Представить нужно, если мы проведем все выборы, но не успеем, а может быть не захотим принять закон о разграничении полномочий к 1 декабря, то мы, либо должны выполнять закон в действующей редакции, либо, в конечном итоге, должны просто-напросто, остановить весь процесс деятельности в сельских муниципальных образованиях, и, просто-напросто выплачивать заработную плату тем должностным лицам, которые будут избраны, которые будут сформированы, как органы управления.
    Сколько это понадобится времени и денег, мы должны еще посчитать, пока мы не успели в этой части.
    Поэтому я хотел бы сказать о том, что для целого ряда субъектов, которые находятся в более высокой стадии готовности необходимо сформулировать права, не столь строгие как для всех остальных субъектов.
    Хотелось бы затронуть также те вопросы, которые сегодня так или иначе будут звучать, и требуют своего решения. Я бы очень хотел, чтобы заместитель руководителя Департамента по межбюджетным отношениям Минфина России помог нам прояснить ситуацию по межбюджетным отношениям.
    Вчера прозвучал очень хороший вопрос о том, как сельские муниципальные образования Новосибирской области работают, но денег нет. Правильно? Правильно. Да, денег нет.
    А вот теперь давайте посмотрим на это с другой стороны. На 2005 год собственные налоговые источники и доходы всех сельских муниципальных образований составляют 10 миллиардов рублей. Мы к ним добавили практически еще 10 миллиардов, в виде дотаций, субвенций, финансовой помощи. Итого получается 20. Это из 36 миллиардов консолидированного бюджета.
    Но позвольте, больше у субъектов возможностей нет. А для полноты исполнения полномочий всего того, что мы сегодня записали в виде финансовой помощи, дотаций и так далее, мы действительно уже израсходовали бюджетные деньги и теперь ждем поступления бюджетного налога.
    Для понимания данной ситуации, буквально вчера я познакомился с заключением Счетной палаты Российской Федерации по проверке федерального бюджета на 2006 год. Вот только некоторые позиции. Дело дошло до консолидированного бюджета субъектов, который снижается с 45 процентов в  2005 году до 41 процента в 2006 году. В то же время, отмечен рост финансовой помощи субъектам на 16 процентов. Зачем? - Забрать, потом давать нам в виде финансовой помощи.
    Далее. Я должен сказать, что на доходы субъектов, сильное влияние оказывает изменение Налогового кодекса - 26 миллиардов рублей.
    А в целом для реализации 131 -ого закона, в действующей редакции, без этой поправки, поскольку закон еще не подписан, субъектам не хватает  360 миллиардов рублей.
    То есть это расчеты, которые делает сегодня Счетная палата. Я ничего не придумал.
    Поэтому если сегодня мы не сможем реально определить доходную часть в виде налоговых источников, мы никогда не сможем вывести сельские муниципальные образования на режим самостоятельного финансового обеспечения реализации полномочий.
    Поэтому с увеличением нормативов отчислений в местный бюджет от федеральных налоговых сборов, необходимо и закрепление тех или иных налоговых источников. На мой взгляд, сегодня за муниципальными бюджетами надо закрепить долю отчислений от налога на прибыль.
    Самое страшное, что сегодня происходит, это разрыв деятельности муниципальных образований и производственной инфраструктуры на конкретной территории. Они не взаимосвязаны. Хотя бы этот налог мог бы, в конечном итоге, сегодня сблизить наши подходы, взаимодействие производственной и социальной инфраструктуры, за которые отвечают непосредственно органы местного самоуправления и сегодня нужно вносить поправки, формирующие новую доходную часть деятельности сельских муниципальных образований.
    Сегодня уже много говорилось о разграничении полномочий, в чем есть некоторые серьезные ошибки. Владимир Семенович уже сказал о том, что готовятся поправки в части определения собственности и полномочий тех объектов, которые относятся к функции мест поселенческого характера деятельности. И поэтому я полагаю, что совершенно неоправданно муниципальные образования, особенно сельские муниципальные образования, были отстранены от текущего содержания социальной инфраструктуры: школы, больницы, детские сады, клубы, библиотеки. На мой взгляд, лучше, чем главы сельских муниципальных образований не смогут никакие руководители районов это сделать. А опыт нашей работы в течение 2-х предыдущих лет показал, что головной боли стало меньше и на областном и даже на районном уровне, поскольку главы сельских поселений спокойно и свободно решают вопрос текущего содержания этих объектов.
    Необходимо коснуться также и вопросов разграничения объектов государственной муниципальной собственности.
    В этой связи я должен сказать, что правительство нас сдерживает, потому что, до сегодняшнего дня так и не утвержден порядок распределения имущества между собственниками. Но, на мой взгляд, требуется решить еще два вопроса.
    Первый вопрос, это - финансовый вопрос, который должен сопровождать процесс оформления прав собственности субъектов муниципальных образований. Нам предстоит осуществлять и государственную регистрацию прав, и недвижимого имущества, закрепленного за теми или иными уровнями управления и переоформление документов - за проведение работ по технической инвентаризации объектов, землеустройству, осуществлению работ по Земельному кадастру. И так далее. Все это требует, я опять обращаюсь к Минфину России, дополнительных вложений, непосредственно адресное для субъектов Федерации. И, соответственно, с распределением их по муниципальным образованиям.
    У меня, Владимир Семенович, все-таки есть просьба еще раз подойти к полномочиям муниципальных образований и вопросам, так сказать, собственности. Вот Вы сказали, об иной собственности. Мне кажется, для сельских муниципальных образований, особенно для них, надо более четко прописать их право создавать муниципальную собственность.
    Представьте себе село, в котором есть какая-то производственная инфраструктура. Но 70 процентов доходов населения, живущих в селе - это от личного подворья, и то, только в том случае, если произведенная ими продукция будет востребована, если будет принята. Взять, к примеру, такой вид деятельности, как создание молокоприемных пунктов и так далее. Этой работой могли бы заниматься спокойно сельские муниципальные образования, под гарантии их же бюджетов, в конечном итоге.
    В этом случае, мы первые бы легализовали все доходы. И, соответственно, получили бы добавку в виде налога подоходного. Мы могли бы, в конечном итоге, дать людям возможность иметь дополнительный доход.
    Поэтому, на мой взгляд, сегодня надо дать право муниципальным образованиям создавать муниципальную собственность, муниципальные предприятия, делать толчок. Со временем, необходимость в этом отпадет. Но сегодня нужно сделать толчок для того, чтобы поднять и занятость и налогооблагаемую базу и все остальное.
    Коллеги, я также вынужден говорить о том, что существует недостаток в финансовых ресурсах, необходимых для подготовки кадров в масштабах Сибирского федерального округа хотя соответствующая программа отработана. Сегодня наши коллеги поделятся о том, как эта работа построена в ряде субъектов. Но, во всем ощущается дефицит, в том числе, необходимы целевые финансовые средства для того, чтобы мы могли действительно сделать эту работу комплексной.
    Еще раз, возвращаюсь к тому, что Новосибирская область уже реализует данный закон. Да, в этом есть проблемы. Мы, на мой взгляд, могли бы продолжить эту работу, не останавливаясь и в рамках действующего закона. Я призываю всех своих коллег тоже не останавливаться, хотя сегодня появляется у ряда субъектов возможность отодвинуться. Чем позже начнете, тем позже получите результат. Это я абсолютно уверен. Хотя Новосибирская область для того, чтобы дойти до сегодняшнего состояния, тоже шла непросто, формируя бюджеты сельских муниципальных образований.
    Мне хотелось бы, чтобы сегодня, может быть, в рамках координационного совета уже как-то решение приняли. Мы сейчас занимаемся избирательной деятельностью, организацией и так далее. Но есть еще один вопрос, который Владимир Семенович, поправкой, исчез из закона. Это формирование совета муниципальных образований.
    На мой взгляд, даже опыт работы нашего координационного совета показывает, что не надо откладывать надолго эти вопросы. И мне кажется, что сегодня и формирование совета на уровне районных, муниципальных районов, и формирование совета на уровне субъектов, и формирование в целом в масштабах округа, и так далее. Мы могли бы эту функцию на себя взять. Я думаю, коллеги, давайте осмыслим, есть предложения. Давайте подготовим все соответствующие документы, рекомендации для того, чтобы нам можно было в конечном итоге, не откладывая надолго, начинать внутреннюю организацию работы. Сельским муниципальным образованиям необходим координирующий орган, даже в масштабе районов. Он необходим сегодня в масштабах субъекта, необходим в масштабах округа всем нам. Поэтому я бы предложил к этой работе, приступить, может быть на следующем этапе.
    Я не буду касаться того, что внесенные поправки, вообще, противоречат не только Конституции, но Бюджетному и Налоговому кодексам. Есть сегодня позиции, которые до конца, к сожалению, не отработаны. Но, на сегодняшний день, на мой взгляд, сделан правильный ход, как бы я критически к этому не относился. Но, учитывая, что у нас есть некоторое преимущество, я не могу отнимать такое право воспользоваться этим и нам и другим коллегам. На мой взгляд, сегодня растянутый в сроках переход к местному самоуправлению, может, конечно, дать свое качество в этой части. Но лишь бы это не вернулось к тому, что было, и не было забыто то, ради чего этот закон писался. Почему? Потому что сегодня очень просто вернуться на уровень муниципальных районов, как это было, и больше ничего не делать. Но через 3 года мы вновь встанем перед фактом: либо еще раз продлить, либо отменить данный закон вовсе. Поэтому, на мой взгляд, сегодня надо стимулировать так, чтобы местное самоуправление не только имело право на жизнь, но и стало тем ключиком в инструментах управления, который позволяет нам сегодня ближе подойти к людям, быстрее донести проблемы наверх. И решать оперативные проблемы там - внизу, с участием сельских и муниципальных, и районных муниципальных образований.
    Поэтому я являюсь глубочайшим сторонником этого закона. Хотел бы только высказать еще одно предложение. Владимир Семенович, еще раз благодарю Вас за то, что сегодня этот разговор начат. Мне кажется, что нужно с пониманием отнестись сегодня к тем вопросам, которые звучат из субъектов, о необходимости решения тех или иных вопросов, потому что, на самом деле, очень многое сделано. И дискредитация власти может произойти даже в том, случае, если мы сегодня делаем этот откат.
    Поэтому я бы хотел всем нам пожелать сегодня и делового, и конструктивного разговора, а самое главное, результативности по итогам нашей совместной работы. Но работы во имя одного: надо быстрее реализовать закон о местном самоуправлении, но не с целью его просто выполнения, а с целью создания такой системы управления, а я считаю, что местное самоуправление - это часть системы государственного управления, такой системы, которая позволяла бы чуточку облегчить положение наших людей.