АВ 2005г. Выпуск 4 Вопросы реализации ФЗ от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
4. Бежаев О.Г., заместитель директора департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации.
О практике мониторинга подготовки бюджетов муниципальных образований.
Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно проводит мониторинг ситуации по подготовке бюджетов муниципальных образований. Кроме того, мы запросили в июне в субъектах Федерации информацию о том, какие проблемы есть по формированию местных бюджетов. Такую же информацию дадут нам субъекты Федерации повторно и на 20 сентября текущего года. И на основе результатов мониторинга и полученной информации Министерство финансов формирует свою работу по оказанию методологической помощи субъектам Федерации. И эта информация также положена в основу работы по совершенствованию межбюджетного законодательства и методологии межбюджетных отношений.
В рамках этой работы разработан целый ряд методических рекомендаций субъектам Федерации, которые размещены на нашем официальном сайте. Ряд предложений, которые поступили от субъектов Федерации, учтены при подготовке нормативных актов Правительства Российской Федерации и при совершенствовании законодательства Российской Федерации, в том числе и в последних поправках по закону 131-ФЗ.
Минфином Российской Федерации подготовлены рекомендации, связанные с нормативно-правовым обеспечением бюджетного процесса муниципалитетов в новых законодательных условиях.
Несмотря на внесенные изменения в 131-й закон, эти рекомендации остаются актуальными. А что касается изменений, то мы уже приступили к подготовке рекомендаций, связанных с реализацией тех изменений, которые уже внесены последними поправками. На этих рекомендациях я остановлюсь ниже, а сейчас хочу коротко сказать о тех рекомендациях, которые подготовлены.
Министерство финансов подготовило и рекомендовало субъектам Федерации календарный план принятия нормативно-правовых актов субъектов Федерации для обеспечения бюджетного процесса муниципальных образований. В данный план включены обязательно нормативно-правовые акты и крайние сроки их принятия. Без этих актов трудно будет формировать местные бюджеты, практически невозможно.
Для того чтобы субъектам Федерации легче работать с нормативными актами, как сегодня это отмечалось, Министерство финансов еще с 2004 года разработало методические рекомендации по формированию межбюджетных отношений. Мы также разработали календарный план для муниципальных образований по принятию нормативных актов в сфере регулирования бюджетного процесса на муниципальном уровне.
Для обеспечения работы органов местного самоуправления по реализации этого календарного плана нами подготовлено 18 модельных нормативно-правовых актов, в том числе 12 модельных нормативно-правовых актов - это акты представительных органов местного самоуправления и шесть актов местной администрации. Модельные акты можно подразделить на две части. Первая часть - это вопросы, регулирующие общие вопросы организации бюджетного процесса.
Практически эти нормативные акты рассматривают 100 процентов положений Бюджетного кодекса и 131-го закона в части полномочий органов местного самоуправления как на районном уровне, так и на муниципальном уровне. То есть эти нормативные акты развивают положения Бюджетного кодекса и 131-го закона. Вторая часть нормативных актов относится к формированию доходов местных бюджетов. Принятие к вступлению в силу этих актов имеет ряд особенностей, поэтому хочу на этом остановиться.
Данные нормативно-правовые акты должны быть приняты до 1 октября 2005 года, так как статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации требует, что нормативные акты должны вступать в силу не ранее нового бюджетного года и не позже нового месяца со дня опубликования, поэтому у нас такие короткие сроки. Учитывая, что выборы в муниципальных образованиях проходят в основном в сентябре и октября, работу над этим актом проводить нужно будет в авральном темпе. И я думаю, что наша модель окажет хорошую помощь муниципальным образованиям.
Особенности публикаций нормативных актов. Если 131-й закон предусматривает публикацию нормативных актов общего характера в порядке, установленном уставом муниципального образования, то есть налоговым нормативным актом, есть положение Налогового кодекса, которое требует, чтобы акты были опубликованы в средствах массовой информации, учрежденные муниципальными образованиями.
Безусловно, для всех поселенческих муниципальных образований нереально учредить, и нет необходимости в учреждении средств массовой информации. Поэтому мы предлагаем опыт некоторых субъектов Федерации, которые при разграничении собственности, собственных районных газет, учредителем районных газет определили и поселенческое образование, таким образом поселения могут свои нормативные акты публиковать в районных средствах массовой информации, так как они являются их учредителями. В этом случае нет нарушения Налогового кодекса.