Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 22 Часть I Материалы парламентских слушаний на тему: О проекте федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"


14. Выступление Силина Я.П, председателя Городской Думы города Екатеринбурга, председателя Координационного  совета Собрания руководителей представительных органов местного самоуправления России.
    Уважаемые коллеги, я также некоторые предложения к прозвучавшим уже, не повторяясь. К примеру, 85 злополучная статья, о которой уже говорилось и тот самый переходный период.
     С моей точки зрения нужно значительно сократить сроки, которые отводятся субъектам Федерации для определения границ муниципальных образований. Там разница небольшая по разным подпунктам: до 1 февраля, до 1 марта. Сколь скоро в субъектах Федерации принимаются бюджеты в основном до 1 января, то уже до принятия бюджетов в субъектах Федерации, границы-то новых муниципальных образований как минимум должны быть определены.
    В противном случае, получается: сейчас будет принят закон, бюджеты принимаются по-старому. И вот как здесь коллега говорила, представитель Законодательного Собрания Московской области, да, с одной стороны - это проблема, а с другой стороны получается: закон новый, подходы - старые. Куда этому бедному крестьянину податься?
    С моей точки зрения нет никаких проблем. Если немного поднатужатся соответствующие субъекты Федерации и примут эти решения. Они же уже сейчас видят этот проект и можно давно готовиться. Как минимум с января месяца.
    Далее 73 статья. Если материалы перед вами, вот конкретный пример. Когда предлагается, в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный акт, противоречащий Конституции и так далее, и так далее. И предлагается в течение 3 месяцев, если суд определил, исправить. Но дальше идет наша российская традиционная оговорка. Либо в течение иного предусмотренного решением суда, срока. Стандартная ситуация. Январь месяц, как минимум половина месяца все чего-нибудь да отмечают. Возьмите летний период. Полтора-два месяца - законные отпуска. Суд принимает решение под соответствующим давлением, что регулярно мы испытывали. Да, наверное, и многие сейчас испытывают. Суда субъекта Федерации в течение опять же там полмесяца, 10 дней и так далее.
    Объективно невозможно: принимается мужественное решение - распустить. Тогда зачем население, которое избрало этот представительный орган. Неужели недостаточно четкой записи. Три месяца достаточно. Никто по три месяца не отдыхает. Никаких перерывов больших нет. Можно решить этот вопрос? Можно. Значит, стоит это убрать. Я могу привести по нашему субъекту. + суд из 20 примерно решений в прошлом году на 90 процентов принял против нас решения. А если еще и дополнить 10 дней, то + будут распускать. И в 1,5-миллионом городе, а это может коснуться любого представительного органа власти можно создать законом обусловленный хаос.
     И 75 статья. На основании чего ходатайство будет фактически руководитель исполнительной власти субъекта Федерации временно возлагать на себя исполнение полномочий органов местного самоуправления. В пункте 1, 2 75 статьи говорится, если это угрожает и так далее, и так далее. Вот глава муниципального образования постановлением вводит повышенные тарифы в начале года или перед началом года на такие-то, такие-то услуги. Это всегда некому не нравилось. Можно это объявить, инициировав в суд от одного из граждан, что это угрожает 1,5-миллионому городу. Все, тут же вводится, а говорится: ходатаем может выступить представительный орган местного самоуправления или и законодательное собрание субъекта. Также должна быть определенность: или те, или другие. Если доверяется представительному органу местного самоуправления, и он посчитает, как избранный населением, что да, это угрожает населению, и последствия могут быть серьезными, он сам выйдет с инициативой. А так получится, проблемы местного самоуправления, а защитником вдруг конкретной ситуации выступит законодательное собрание. А оно на себя в состоянии потом взять ответственность за все, что там будет происходить? Нет. А вот этот представительный орган, который избран этим же населением, обязан будет.
     И в заключение. Я поддерживаю инициативу по поводу депутатов, работающих на постоянной основе и по количеству. Огромное количество депутатов превратит конце в концов наши структуры в балто-логические. Время же требует быстрых оперативных решений, профессиональной работы. Сама ситуация этого требует.
     И в заключение один маленький пример. Если бы это было объективно востребовано обществом в 90-е годы, хотя бы в последние 7,5 лет после принятия последнего закона, то в 99 процентах муниципальных образований были бы большие по численности представительные органы власти. Это право, мне кажется, не сверхъестественное, но важное для нас в низу. И решать мы должны сами.
     А по поводу работающих на постоянной освобожденной, не освобожденной основе, как только мы создадим большую структуру и не освобожденной основе, то контроль, записанный как наше право в законе за исполнительной властью, превратиться в слежку. Потому что профессионалы могут достойно контролировать. И мы к этому идем очень сложно и трудно. Как только нас будет в три-четыре раза больше, это будет слежка и дерганье исполнительной власти, что делаешь, почему так или иначе.