Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 17 Предупреждение и борьба с терроризмом: российский и зарубежный опыт законодательного регулирования (этноконфессиональный аспект)


2. Система российского законодательства в сфере предупреждения и  
противодействия террористической деятельности

           Основой правовой базы по проблемам противодействия любым формам экстремизма и терроризма является  Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст.ст.13, 29).
          Аналогичную формулировку содержат статья 16 Федерального закона  "Об общественных объединениях" и статья 9 Федерального закона О политических партиях .            
           Основания и порядок привлечения к ответственности за экстремистскую деятельность политических партий, общественных (религиозных) объединений, средств массовой информации, иных организаций, а также должностных лиц и граждан определены в законах, регулирующих деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и других законах.
           Так, в соответствующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации содержатся нормы, которые при определенных обстоятельствах могут быть применены в борьбе с крайними проявлениями экстремизма (ст. ст. 208, 210, 212, 214, 239, 280, 282, 354 УК и др.).
           Например, в статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривается ответственность (в виде штрафа, либо ограничения свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок от двух до четырех лет) за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.
     Федеральный Закон О борьбе с терроризмом определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом государственных органов и общественных объединений, а также ответственность организаций за террористическую деятельность.      
     В федеральных законах О противодействии экстремистской деятельности и О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности закрепляются основные положения государственной политики противодействия всем формам экстремистской деятельности, устанавливаются меры ответственности (уголовной, административной и гражданско-правовой) за ее осуществление, а также предусматривается осуществление комплекса  профилактических мер по предупреждению действий экстремистского характера.
     К последним, в частности, относится: вынесение письменного предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности; приостановление деятельности общественного (религиозного) объединения в случае осуществления им экстремистской деятельности, повлекшей за собой причинение вреда личности, обществу, государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, до рассмотрения судом заявления о ее ликвидации (запрете); объявление предостережения руководителям политических партий, общественным (религиозным) объединениям; вынесение предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору) о недопустимости распространения экстремистских материалов в случае их распространения через средства массовой информации.     
           Федеральный закон О свободе совести и о религиозных объединениях , регулирующий правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, определяет важнейшие основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства.
    В Указе Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. 24 О Концепции национальной безопасности Российской Федерации особо подчеркивается важность нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.     
     В некоторых республиках Российской Федерации приняты законы, определяющие правовые основы, формы и методы противодействия политическому и религиозному экстремизму, а также принципы ответственности граждан и организаций за политический и религиозный экстремизм. Это, например:
    Закон  Карачаево-Черкесской Республики от 4 мая 2000 г.  "О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории КЧР";
     Закон Республики Дагестан от 16 сентября 1999 г. О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан ;
     Закон Кабардино-Балкарской Республики от 1 июня 2001 г. "О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности" и др.     
     В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы и иные нормативно-правовые акты, которые устанавливают административную ответственность за нарушения общественного порядка, выражающиеся в изготовлении, распространении, демонстрации и ношении нацистской символики на территории своих субъектов. Это:
    Закон  г. Москвы от 15 января 1997 г.   Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы ;
    Закон Московской области от 25 октября 1999 г. Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории Московской области ;
    Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2000 г. Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории Санкт-Петербурга ;
    Закон Ивановской области от 19 апреля 1995 г. "Об ответственности за разжигание социальной, расовой и национальной розни, иных проявлениях фашизма и политического экстремизма"
и другие.        
     Существующая  система  российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом и их профилактику.
           Однако имеющийся потенциал мер правового противодействия экстремизму не всегда используется в полной мере в силу недостаточной эффективности правоприменительной деятельности, а также в связи с существующими пробелами в законодательном регулировании этого вопроса, что требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы с учетом зарубежного опыта законодательного регулирования противодействия терроризму.