Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 17 Предупреждение и борьба с терроризмом: российский и зарубежный опыт законодательного регулирования (этноконфессиональный аспект)


 

4. Проблемы профилактики и предупреждения терроризма

     
     Государство, которое несет главную ответственность за противодействие терроризму, должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства для профилактики и борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом, инициируя необходимые меры и осуществляя адекватные правовые действия по защите общества.
     Основой обеспечения эффективной организации противодействия терроризму в России, по мнению большинства исследователей, является создание эффективной системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма, разработка и реализация общегосударственной комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный (оперативный, розыскной, технический, охранный) и другие аспекты.     
             Эта программа должна основываться на следующих основополагающих принципах и стратегических установках:
    уяснение содержания террористической деятельности (ее субъектов, целей, задач, средств, а также типологии современного терроризма, его причин, социальной базы,  специфики и форм подготовки и проведения террористических операций);
    нормативно-правовое обеспечение антитеррористических действий;
    анализ и учет зарубежного опыта борьбы с терроризмом, различных моделей антитеррористической деятельности по предупреждению и пресечению терроризма;
    преимущество превентивных мероприятий, позволяющих осуществлять выявление намерений проведения террористических акций, оперативное пресечение террористических действий на стадии их реализации, обеспечение правомочий и ресурсов;
    централизация руководства всеми антитеррористическими действиями, обеспечение согласованности усилий силовых ведомств и органов власти всех уровней на основе четкого размежевания компетенции органов федерального, регионального и местного уровней;
    всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий;
    воспитательно-идеологическое дифференцированное
воздействие на население, террористов, субъектов их поддержки и противников, всестороннее информационно-психологическое обеспечение антитеррористической деятельности;
    обеспечение взаимодействия и координации действий антитеррористических сил в международном, межгосударственном масштабе;
           неуклонное обеспечение неотвратимости наказания за террористические преступления в соответствии с законом.
            В научной литературе указывается, что эффективная борьба с терроризмом предполагает искоренение и нейтрализацию факторов, устранение социально-экономических и политических условий, которые непосредственно способствуют его возникновению и развитию.
               В Федеральном законе О борьбе с терроризмом  подчеркивается, что одной из важнейших целей борьбы с терроризмом в Российской Федерации является выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности (ст.5).     
     По мнению большинства исследователей, терроризм - исторически и социально обусловленное явление. Его появление и воспроизводство вызвано совокупностью объективных и субъективных причин социального, экономического, национального, идеологического, психологического характера.
    Основными причинами распространения и активизации терроризма в той или иной стране являются длительные периоды социально-экономической нестабильности, сопровождающиеся, с одной стороны, социальной дифференциацией граждан, ожесточенной борьбой за власть, усилением социальных противоречий,  растущей преступностью, а с другой - низкой эффективностью работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствием надежных механизмов правовой защиты населения.      
      Применительно к российской ситуации в научной литературе называют комплекс  разнообразных причин усиления терроризма, который включает в себя:
     распад единого государства и усиление сепаратизма и национализма;
     глубокий системный кризис, обусловленный объективными трудностями перехода к рынку и охвативший все сферы жизни общества, следствием чего является ухудшение социально-экономического положения населения, увеличение доли маргинализированных и люмпенизированных слоев, нарастание социальной напряженности в обществе;
    усиление борьбы за власть политических партий и общественных объединений;
     недостаточная работа правоохранительных и социальных государственных и общественных органов по защите прав граждан, в том числе, прав религиозных и этнических меньшинств;
    слабость демократических институтов, неотработанность антиэкстремистской правоприменительной практики;
    отсутствие надежного контроля за въездом-выездом из России и сохраняющаяся прозрачность ее границ, нерешенность проблем мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев;
    эскалация терроризма и политического насилия в зарубежных странах, что не может не влиять на ситуацию в России;
    деятельность зарубежных религиозных мессионеров, нацеленная на разжигание межконфессиональных противоречий;
    рост тенденций к разрешению возникших противоречий и конфликтов силовыми способами, наличие в стране нелегального рынка оружия и относительная легкость его приобретения;
    усиление социальных противоречий под влиянием растущей криминализации общества, политизация уголовной преступности, национальная окрашенность ряда криминальных группировок;
     действие на территории России и за ее пределами террористических организаций, наносящих ущерб ее безопасности;
     снижение эффективности функционирования защитных механизмов в сфере нравственности, крушение привычных мировоззренческих идеологических и духовных ориентиров;
    падение авторитета власти и закона, веры в способность и возможность позитивных изменений, низкий уровень политической культуры в обществе, правовой нигилизм граждан и др.     
     Поскольку одной из причин обострения экстремизма является нерешенность социальных, в том числе национальных и религиозных проблем, особенно тех, которые имеют для данной национально-этнической группы бытийное значение и связаны с ее самооценкой и самореализацией, с ее духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и обычаями, для сокращения социальной базы терроризма требуется создание условий для их решения.     
     Важнейшим, жизненно важным направлением является также разработка и реализация эффективных мер по сокращению социальной базы терроризма за счет проведения информационно-политических мероприятий, выявления и ликвидации центров идеологического обеспечения и поддержки террористических движений.
     Эта деятельность включает в себя:
    повышение общеобразовательного уровня граждан, развитие культуры, образования отдельных социальных групп, создание условий для развития традиционной и самобытной культуры;
     усиление пропагандистской работы среди населения, разъяснение сути антитеррористических идей;
    создание эффективной системы просвещения граждан в части культурного и конфессионального многообразия и исторического единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом;
    обеспечение системы мер, направленных на противодействие пропаганде экстремистской идеологии, насилия в средствах массовой информации, усиление контрпропаганды, переориентации СМИ на внедрение в социальную практику норм толерантного поведения и др.      
     Приоритетной задачей государства в борьбе с терроризмом является  совершенствование эффективных правовых механизмов пресечения и профилактики различных видов терроризма,   дальнейшее развитие нормативно-правовой базы о недопустимости и запрете  возбуждения религиозной, национальной вражды с учетом международного опыта законодательного регулирования противодействию терророизму.     
     Важнейшее значение в деле предупреждения терроризма имеет общественная изоляция террористических групп, лишение их внутренней и внешней поддержки, выявление и ликвидация источников их финансирования, включая легитимные и криминальные  доходы террористов как внутри страны, так и из-за рубежа, в том числе изоляцию террористов от источников пополнения оружия и материальных средств, ввоза и продажи оружия.                                                                     
            Наиболее важным и ответственным компонентом всей антитеррористической деятельности является вскрытие и устранение причин и условий, порождающих терроризм, разработка политики государственного противодействия терроризму как социально-политическому явлению, координация и согласованность усилий силовых и гражданских структур, централизация руководства всеми действиями по профилактике и борьбе с терроризмом, а также всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий
    Рассматривая борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом как приоритетную стратегическую задачу, международное сообщество расширяет сотрудничество по предупреждению и пресечению террористических акций, совершенствует механизм координации взаимодействия по укреплению международно-правовых основ их противодействию.