АВ 2002г. Выпуск 29 Правовое регулирование государственной службы федеративного государства
2.1 Правовое обеспечение структуирования государственной службы
Конституция Российской Федерации провозглашает, что федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации. Все субъекты РФ равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Каждая республика наделена правом иметь свою конституцию и законодательство, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации, а административное, административно-процессуальное законодательство и кадры судебных и правоохранительных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
_________________________
Конституция Российской Федерации, ст. 5 Там же, ст.71 Там же, ст. 72
Таким образом, государственная служба Российской Федерации включает в себя:
1) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
2) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в ведении субъектов.
Как известно, в соответствии с конституционным принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, государственную власть в России осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд. В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
_________________________
Там же, ст.10, ст.11
В соответствии с этой конституционной нормой Указом Президента РФ утверждено Положение о федеральной государственной службе, определены органы государственной власти, в которых осуществляется федеральная государственная служба: Администрация Президента Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации, аппараты палат Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, в федеральных государственных органах, подведомственных Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации (см. Приложение 1 и Приложение 2).
_________________________
Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе" от 22.12.93. 2267 - Российская газета, 24 декабря 1993 г., 236
В Положении установлены также основные принципы организации и осуществления государственной службы:
- законность;
- обязательность решений вышестоящих в порядке подчиненности государственных органов и должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, для нижестоящих государственных органов и должностных лиц;
- подконтрольность и подотчетность государственных органов;
- внепартийность государственной службы;
- равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе;
- ответственность федеральных государственных служащих за неисполнение должностных обязанностей;
- социальная защищенность федеральных государственных служащих;
- стабильность государственной службы.
Помимо этого в Положении определены обязанности, ограничения, гарантии федеральных государственных служащих, принципы расчета пенсии государственному служащему, порядок прохождения государственной службы, источник финансирования государственной службы - федеральный бюджет.
Важным этапом обеспечения правового регулирования государственной службы, усиления ее консолидирующих начал стал Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон).
В Законе впервые приведено обобщающее и более широкое понятие государственного служащего, государственные служащие органов государственной власти субъектов РФ признаны государственными служащими Российской Федерации.
_________________________
В Указе Президента РФ от 22.12.93. 2267 речь идет только о федеральных государственных служащих.
Закон определяет государственную должность как должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образуемых в соответствии в Конституцией РФ с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
В Законе по сравнению с Положением о федеральной государственной службе, предметнее и точнее установлены принципы государственной службы. Так, вместо общего принципа "Законность" приведены принципы:
- верховенство Конституции РФ и федеральных законов;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
- единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ;
- разделение законодательной, исполнительной и судебной власти.
В дополнение к принципу "Подконтрольность и подотчетность государственных органов и деятельности государственных служащих" введены принципы:
- гласность в осуществлении государственной службы;
- ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения.
Принцип "Стабильности государственной службы" заменен на более точный - "Стабильность кадров государственных служащих в государственных органах".
Помимо этого введены принципы: "Единство основных требований, предъявляемых к государственной службе", а также "Профессионализм и компетентность государственных служащих".
Законом также установлена классификация государственных должностей государственной службы:
высшие государственные должности госслужбы (5-я группа);
главные государственные должности госслужбы (4-я группа);
ведущие государственные должности госслужбы (3-я группа);
старшие государственные должности госслужбы (2-я группа);
младшие государственные должности госслужбы (1-я группа).
С учетом уровня профессиональной подготовки государственные служащие на федеральном уровне распределяются на квалификационные разряды - действительный государственный советник Российской Федерации, государственный советник Российской Федерации, советник Российской Федерации, советник государственной службы, референт государственной службы - 1, 2 и 3-го класса.
Государственные должности Законом подразделяются на категории А, Б, В, перечень которых дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации и в Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации. Лица, замещающие государственные должности категории А (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и т.д.) не являются государственными служащими и на них не распространяется действие Закона.
Субъектам РФ дано право детализировать и конкретизировать принципы государственной службы, установленные федеральным законодательством.
Помимо этого, указами Президента утверждены: Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, Перечень государственных должностей по категориям и по органам государственной власти.
_________________________
Указ Президента РФ "О государственных должностях Российской Федерации" от 11.01.95 32. - Российская газета, 17 января 1995 г., 11 - 12 Указ Президента РФ "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" от 03.09.97 981. - Российская газета, 23 сентября 1997 г., 184