АВ 2001г. Выпуск 6 О политическом экстремизме (аналитический обзор )
Понятие, сущность, формы и виды политического экстремизма
Политический экстремизм как социально-политическое явление общественной жизни относится к наиболее неоднозначным и многоплановым проблемам в современной политологии и политической социологии. В последние годы активно проходят научные дебаты относительно его сущности и содержания, связи с другими явлениями общественной жизни. Анализ имеющихся публикаций показывает, что специальные работы, посвященные непосредственно политическому экстремизму, весьма немногочисленны, данное явление еще не стало предметом комплексного научного осмысления.
______________________
* В вестнике использованы научные публикации и работы российских ученых - А.Грачева, А.Галкина, Г.Дилигенского, М.Краснова, А.Кононова, В.Лапаевой, Н.Романова, И.Сазонова, В.Ядова и др. - см. Список используемой литературы
Исследователи, занимавшиеся проблемой политического экстремизма, отмечают большие трудности, связанные с выработкой его адекватного теоретического определения, объясняя это, во-первых, сложностью феномена политического экстремизма, его исторической изменчивостью и многовариантностью, во-вторых, идеологической насыщенностью, определенной тенденциозностью и идейно-политической ангажированностью в трактовке этого понятия, в-третьих, присутствием нравственного критерия, морального компонента, что дает каждому исследователю право на собственное этическое истолкование фактов политической жизни.
В философской и политической литературе отсутствует общепринятое определение политического экстремизма. Как отмечается в научных исследованиях, под вывеской политического экстремизма зачастую смешиваются разнородные явления: от разнообразных форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением политического насилия, до преступлений, совершаемых безответственными полууголовными элементами, политическими проходимцами, наемными агентами и провокаторами. Политический экстремизм часто понимается и как специфическая линия в политике, отвергающая компромиссы с противодействующей стороной и отражающая наиболее агрессивные установки субъекта, и как разновидность существующих политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, и как метод политической борьбы, отвергающий сотрудничество с политическими оппонентами или противниками, и как негативный социальный протест, развивающийся на различных уровнях - общество, классы, отдельные общественные слои, этнонациональные и профессиональные группы.
В связи с многообразием толкования, некоторые исследователи предлагают рассматривать понятие политический экстремизм" в узком и в широком смыслах слова.
Узкая трактовка политического экстремизма означает незаконную деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной вражды.
Широкий смысл понятия политического экстремизма состоит в его характеристике как всеохватывающего, исторически изменяющегося социально-политического явления, представляющего систему организаций, идеологических положений и установок, а также практических действий политически активных индивидов, общественных групп, властвующих элит и контрэлит, для которых характерным является использование насилия или угрозы его применения по отношению к органам государственной власти и управления, обществу в целом, международным и национальным организациям, отдельным гражданам, населению страны или региона в целях принуждения государственных и политических структур к совершению выгодных экстремистским силам действий. Как отмечается в научных исследованиях, расширительное толкование политического экстремизма включает его проявления во всех сферах общественной жизни:
В сфере экономических отношений - экономический экстремизм - направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства, устранение конкуренции в предпринимательской деятельности путем криминальных насильственных действий преступных групп, оказания давления, устрашения, бандитских нападений на конкурентов и т.д.
В сфере межнациональных отношений - националистический экстремизм выражается в утверждении превосходства и исключительности определенной нации или расы и направлен на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов.
В области культуры - экстремизм, ориентированный на изоляционизм, отвержение опыта, достижений других культур, проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников, являющихся национальным достоянием и других крайних действиях, которые отрицательно сказываются на процессе воспитания, образования, уровне культуры российских граждан.
В области религиозных отношений - религиозный экстремизм - проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий и используется в борьбе религиозных организаций против светского государства или в политических целях за утверждение власти представителей одной из конфессий.
В области экологических отношений - экстремизм выступает против эффективной государственной природоохранительной политики, против научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств - единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.
В научной литературе выделяются следующие характерные устойчивые признаки политического экстремизма:
- политическая направленность экстремистской деятельности, осуществление ее в целях борьбы за власть;
- использование насилия или угрозы его применения в качестве основного метода своей стратегии при достижении политических целей;
- организованный характер деятельности, что способствует широкомасштабности и целенаправленности экстремистских выступлений;
- отказ субъектов политического экстремизма от компромиссов, договоренностей с политическими противниками, стремление добиться поставленных целей любыми средствами.
По мнению большинства исследователей, политический экстремизм является исторически и социально обусловленным явлением, его появление и воспроизводство вызвано совокупностью объективных и субъективных причин социального, экономического, национального, идеологического, психологического характера. Применительно к российской ситуации наиболее существенными называют следующие причины активизации политического экстремизма: распад единого государства и усиление сепаратизма и национализма; глубокий системный кризис, охвативший все сферы жизни общества и как следствие - ухудшение социально-экономического положения населения, увеличение доли маргинализированных и люмпенизированных слоев, нарастание социальной напряженности в обществе; борьба за власть политических партий и движений; криминализация общества и политизация уголовной преступности; правовой нигилизм граждан и другие.
Некоторые исследователи предлагают различные классификации политического экстремизма, выделяют его конкретные типы, виды и формы, выдвигая в качестве критерия такой классификации учет субъектов экстремистской деятельности, в соответствии с позициями которых проявления политического экстремизма можно разделить на следующие типы: международный экстремизм, осуществляемый на территории нескольких государств; государственный экстремизм - проводимый с участием государственных органов на международном и внутригосударственном уровнях; внутренний экстремизм - совершаемый государственными органами и оппозиционными политическими структурами внутри страны.
В научных исследованиях широкое распространение получила типология экстремизма, в основе которой находятся цели и мотивы насильственных проявлений, идеологическая платформа, на которой базируется деятельность его субъектов. Соответственно выделяют: криминальный экстремизм; экстремизм, совершаемый по психологическим мотивам и на основе религиозного фанатизма; военный экстремизм; политический и националистический экстремизм.
В научной литературе политический экстремизм подразделяют на три основных вида:. политический экстремизм на государственном уровне, характерный, как правило, для стран с авторитарным, недемократическим режимом правления, представляет более высокую степень общественной опасности, затрагивая жизненно важные интересы абсолютного большинства граждан своей страны, угрожая безопасности международного сообщества. Государственный политический экстремизм, как отмечается в научно-теоретических исследованиях, в зависимости от объектов воздействия, имеет внешнюю направленность, включающую осуществление государством насилия в отношении международных органов, иностранных граждан, правительств или государств и внутреннюю направленность, состоящую в применении насилия к своим политическим оппонентам, к населению страны в целом для поддержания или укрепления своей власти. Также выделяют такой вид политического экстремизма, как организационно-групповой, связанный с деятельностью политических образований, экстремистских групп или сообществ и индивидуальный экстремизм, содержанием которого являются действия экстремистов-одиночек.
Особой формой политического экстремизма является фашизм. В научной литературе выделяется несколько подходов к определению сущности фашизма как общественно-политического явления, природы его источников, соотношения с основными тенденциями политической жизни России, западных посттоталитарных обществ.
Так, одни исследователи делают акцент на специфичности фашизма как явления, типичного в основном для Западной Европы в определенных исторических условиях. Утверждается, что фашизм вообще чужд русской почве, что в России он может быть только маргинальным феноменом, и распространенные в наше время концепции фашистской угрозы не отражают реальных социальных явлений, а представляют собой некий миф, возникший как выражение тревоги интеллигенции по поводу опасности возрождения тоталитаризма.
Другой подход состоит в утверждении, что феномен фашизма имеет международный характер, он рассматривается как проявление кризиса мировой цивилизации, причем это явление глобальное, поскольку данный цивилизационный кризис испытывают все общества.
Данной точке зрения противостоит другая, согласно которой современная либерально-демократическая культура в странах Запада представляет собой надежный заслон любым тоталитарным тенденциям, и в условиях господства этой культуры фашизм осужден оставаться узкомаргинальным явлением.
Еще один подход сводится к утверждению, что понятие фашизм в сегодняшнем употреблении отличается крайней абстрактностью, что та совокупность явлений, которая обозначается этим термином, на самом деле, представляет собой некий процесс, эволюцию и, в принципе, возможны совершенно иные формы, которые могут быть не похожими на фашистские движения, известные из истории. Сторонники данного подхода подчеркивают, что исторически само понятие "фашизм" эволюционирует в сторону плюрализма, становится все более множественным по своему значению, обретает новые формы и проявления, в результате, это понятие теряет аналитическую силу и становится оценочным. Высказывается мысль, что важна не столько выработка всеобъемлющего определения фашизма, выяснение, исходя из прошлого опыта, его родовых признаков, сколько мобилизация против использования националистических идей и тенденций в интересах зарождения или укрепления тоталитарных структур.
В большинстве случаев термин "фашизм" используется в научной литературе для обозначения формы тоталитарного режима, террористической диктатуры, создающей социальные иллюзии корпоративного единства (на расовой, национальной и др. почве), социальной защищенности человека и национально-государственного возрождения. Фашизм как разновидность тоталитаризма ХХ века - это система насильственного политического господства, основанная на полном подчинении человека власти господствующей квазиэлиты. Фашизм рассматривается и как уникальная по характеру форма реакционно-диктаторской консолидации масс, основанная на насилии (терроре), шовинизме, экспансионистских устремлениях и имперских амбициях, и как специфическая система воспроизводства социально-психологических настроений, основывающихся на человеконенавистничестве, элитарности, культивировании агрессивности, фанатизме.
Несмотря на различия подходов, большинство ученых сходятся во мнении, что для фашизма характерны следующие важнейшие признаки:
- крайний национализм (шовинизм), признание за господствующей расой или нацией особой исторической миссии и права на создание нового государственного или даже мирового порядка, насаждение нетерпимости к другим народам, ограничение их прав вплоть до физического уничтожения (геноцид);
- культ вождя как единственно легитимного выразителя национальной идеи и воли народа;
- отрицание демократии и плюрализма в пользу диктатуры и однопартийности, создание военизированных формирований, применение насилия, индивидуального или массового террора как метода подавления любых форм инакомыслия и физического устранения политического противника;
- социальная демагогия, постоянный поиск врага в целях сплочения и возрождения нации, культ силы, войны как средства разрешения территориальных споров и защиты геополитических интересов господствующей нации;
- оправдание деятельности фашистских вождей и партий прошлого, использование символики, одобрение литературных источников фашистского типа.
Так, директор Института социологии Российской Академии Наук В.Ядов выделяет следующие отличительные особенности национал-социалистической идеологии (фашизма):
- доминанта национального интереса над какими-либо иными - интернациональными или общечеловеческими;
- утверждение особой миссии данного народа (избранного, согласно философии Ницше) в создании справедливого порядка либо во всем мире, либо, как минимум, в зоне геополитических интересов данного народа;
- отвержение демократической системы как формы государственного устройства в пользу сильной диктаторской власти, которая в интересах всей нации обеспечивает справедливый порядок и гарантирует благополучие всем слоям населения, включая малоимущих и нетрудоспособных;
- установление особого, национального кодекса нравственных и моральных принципов, решительное отрицание каких-либо общечеловеческих, нравственных норм;
- утверждение принципа использования силы для подавления инакомыслия и сопротивления установленному порядку;
- безудержная демагогия как стиль пропаганды, обращение к обыденным интересам простых людей и обозначение национального противника (люди другой расы, иных политических взглядов, иного вероисповедания и т.п.), что должно содействовать сплочению нации, утверждению общенациональной солидарности;
- культ харизматического лидера, вождя, наделяемого чертами прозорливости, данной свыше, безусловной преданности национальным интересам, решительностью, неподкупностью и чувством безусловной справедливости в рамках национального кодекса нравственных принципов.