Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 9 Формирование основ нормативно-правового регулирования альтернативной энергетики как фактор укрепления энергетической безопасности Российской Федерации


II.РЕКОМЕНДАЦИИ
заседания "круглого стола" на тему
"Формирование основ нормативно-правового регулирования
альтернативной энергетики как фактор укрепления
энергетической безопасности Российской Федерации"


Государственная Дума,                                                                           23 марта 2010 г., 15.00
 

     Участники заседания "круглого стола" на тему "Формирование основ нормативно-правового регулирования альтернативной энергетики как фактор укрепления энергетической безопасности Российской Федерации", рассмотрев актуальные проблемы использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации, отмечают:
    В современных условиях проблема энергетической безопасности становится одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства. В условиях истощения мировых запасов углеводородного сырья все большее значение приобретает расширение использования возобновляемых источников энергии.
     Альтернативная энергетика в мире становится фактором инновационного развития, в частности ведёт к формированию новой технологической базы генерации электроэнергии и тепла, повышает энергоэффективность электроэнергетики, создает новые рабочие места, повышает качество жизни людей: улучшаются экологические условия, исключаются техногенные катастрофы, подобные произошедшим на Чернобыльской АЭС и Саяно-Шушенской ГЭС.
     Стратегическими целями использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива для России являются:
    - рациональное сокращение потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов в целях экономии углеводородного сырья для грядущих поколений;
    - снижение экологической нагрузки от деятельности топливно-энергетического комплекса;
    - обеспечение устойчивого тепло- и электроснабжения децентрализованных потребителей и регионов с дальним и сезонным завозом топлива, в первую очередь районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий;
    - снижение расходов на дальнепривозное топливо и оптимизация региональной энергетической политики;
    - развитие смежных с возобновляемой энергетикой отраслей: энергомашиностроение, отрасль пластиков, НИОКР, строительство и, соответственно, создание новых рабочих мест в промышленности и энергетике.
    Для России актуально и то, что развитие альтернативной энергетики позволит поддерживать на необходимом уровне экспортные поставки сэкономленного углеводородного сырья, что крайне важно для наполнения государственного бюджета.
    При всем многообразии нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, крупномасштабное промышленное их использование требует, по крайней мере на начальном этапе, мер государственной и общественной поддержки, а также совершенствования законодательного обеспечения и создания правового поля, благоприятствующего их широкому применению.
    Система поддержки развития возобновляемой энергетики представляет собой по существу систему перераспределения субсидий государства от традиционной энергетики в пользу возобновляемой, т.к. выгоды общества от развития этой энергетики превышают расходы на её поддержку на 40-50%. И это без учета дополнительных расходов общества на поддержание здоровья людей и экологию. При этом система поддержки предполагает использование бюджетных средств в минимальных объёмах - для компенсации расходов на технологическое присоединение генерирующих объектов. Остальные средства на поддержку будут собираться с оптового рынка электроэнергии.
     Более чем в 60 странах мира развитие возобновляемой энергетики стимулируется тарифной политикой, и более чем в 50 странах мира стимулирование осуществляется другими способами (налоговая политика, государственное финансирование и др.).
    В то же время в интересах общественно-политической и социально-экономической стабильности важно, чтобы меры поддержки альтернативной энергетики осуществлялись с учетом реальных экономических возможностей государства и прогнозированием социальных последствий от их применения в текущий период.
     В Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях принимаются определённые меры по развитию возобновляемой энергетики, энергоэффективности и энергоресурсосбережения. Однако в целом стройная система управления, соответствующая важности для страны данного сектора энергетики, пока не сложилась.
     Развитие сектора возобновляемой энергетики, энергоэффективности и энергоресурсосбережения сдерживается в силу отсутствия эффективной стратегии, системы декомпозированных целей развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии, конкретных программ, системы стимулирования и поддержки, необходимых статистических наблюдений и механизмов контроля. Не сформирована соответствующая нормативно-правовая база.
     Углеводородное сырьё остается для России на многие годы вперед важнейшим стратегическим ресурсом социально-экономического развития. Вместе с тем фактор ресурсной ограниченности углеводородных источников энергии, масштабы и темпы их истощения побуждают принять необходимые меры, чтобы не выпасть из глобального тренда масштабного развития альтернативной энергетики.
    На основании вышеизложенного участники заседания "круглого стола" рекомендуют:
    Федеральному Собранию Российской Федерации:
    1. Активизировать законотворческую работу, направленную на развитие и поддержку сектора возобновляемой энергетики, обеспечение энергоэффективности и энергоресурсосбережения.     
     2. Продолжить законотворческую работу в рамках Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых государств, Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества и Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности по разработке модельного законодательства в целях гармонизации и унификации национального законодательства государств - членов указанных международных организаций в сфере возобновляемой энергетики, энергоэффективности и энергоресурсосбережения.
    Правительству Российской Федерации:
     В целях совершенствования системы государственного регулирования использования возобновляемых источников энергии и систематизации законодательства в этой сфере:
         - разработать проект федерального закона об использовании возобновляемых источников энергии;
         -  подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы пакет необходимых изменений в действующее законодательство, стимулирующих развитие энергетики на возобновляемых и местных источниках энергии.
- Министерству энергетики Российской Федерации:
         Ускорить работу по подготовке:
    - проекта Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке определения прибавляемой к равновесной цене оптового рынка надбавки для определения цены электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах";
    - проекта Постановления Правительства Российской Федерации о критериях для предоставления субсидий из федерального бюджета в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности или ином законном основании.
    Также для реализации механизмов стимулирования использования ВИЭ следует разработать и принять:
     1) Методические указания по декомпозиции целевых показателей по производству электрической и тепловой энергии с использованием возобновляемых источников энергии по субъектам РФ, компаниям ТЭК и компаниям, имеющим долю в предприятиях ТЭК.
    2) Изменения в Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, а также в Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, определяющие порядок применения ценовой надбавки, а также первоочередной компенсации потерь за счет энергии, произведенной с использованием ВИЭ.
     3) Акты определяющие порядок применения мер бюджетного стимулирования использования ВИЭ.
     Субъектам Российской Федерации:
    Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в пределах своей компетенции при формировании региональных и муниципальных программ развития предусматривать меры по реализации положений Основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года 1-р.
    В целях оптимизация региональной энергетической политики и улучшения экологической обстановки на местах способствовать реализации экономически обоснованных "пилотных" проектов, направленных на создание генерирующих мощностей, функционирующих на основе использования возобновляемых и местных источников энергии    

     Председатель Комитета
    Государственной Думы
    по безопасности
                                                                               В.А.Васильев
    
     Председатель Комитета  
     Государственной Думы
     по энергетике
                                                                                   Ю.А.Липатов
    
     Председатель Комитета
    Государственной Думы
    по природным ресурсам,
    природопользованию
    и экологии
                                                                                        Е.А.Туголуков