Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 13 Россия и Всемирная торговая организация


Приложение 2

О ходе переговоров по присоединению России к ВТО

     В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО. Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.
     После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок  услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса  присоединения России к ВТО.
    На современном  этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. - Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 60 стран-членов (27 стран-членов ЕС - как  один член). С февраля 2007 г. в состав РГ вошел Вьетнам, в мае 2007 г. - Саудовская Аравия, в декабре 2007 г. членом РГ стали ОАЭ, в мае 2008 г. - Украина. В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг - около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.
    Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных  консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров.
    Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством РФ. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:
     1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель - определение максимального уровня ( связывания ) ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.
     К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены со всеми членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО, которые выразили желание вступить в такие переговоры.
     В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей  начальный уровень связывания таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем.
     Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.
    Импортные таможенные пошлины на промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный уровень связывания составляет 10,1 %, конечный уровень - 7,6 %, уровень в настоящее время - 10,0 % (при этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования). По товарам в целом эти показатели (средняя ставка импортной пошлины) составляют соответственно 14,8 %, 11,5 % и 12,9  %.
    2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы  допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой желтой корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы квадро (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Эти переговоры носят весьма сложный характер. 22 апреля 2008 г. состоялась очередная многосторонняя встреча  по сельскому хозяйству, на которой прошло обсуждение распространенных ранее консолидированных документов по янтарному и зеленому ящикам, а также уточненные таблицы по объемам поддержки за 2001-2003,  2004-2006 гг.
    23 апреля и 18 июня 2008 г. в переговорах по сельскому хозяйству принял участие  Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев. Министр представил аргументы, подтверждающие позицию России на переговорах по сельскому хозяйству, подчеркнув необходимость согласования заявленного ранее объема поддержки агросектора для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год).
     По итогам встреч было принято решение о необходимости продолжения работы на уровне переговорщиков для выхода на приемлемые для России и членов ВТО обязательства по внутренней господдержке сельского хозяйства.
     В целом техническая работа по вопросам сельского хозяйства близка к завершению. В настоящее время в Секретариате ВТО идет подготовка проекта раздела Доклада РГ, содержащего итоговые обязательства России по вопросам сельского хозяйства. Ожидается, что в течение ближайших месяцев работу по проекту раздела, а также по согласованию уровня обязательств по поддержке сельского хозяйства удастся завершить.
     3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени переговоры с заинтересованными членами РГ завершены.
     По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В ряде случаев позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть транспортных услуг, часть медицинских услуг и пр.). Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.
     4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств в качестве будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО (далее Доклад) - ключевого документа, в котором будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров.
     В настоящее время работа по системным вопросам сконцентрирована на обсуждении текста проекта Доклада. Состоялось многостороннее обсуждение новой версии Доклада РГ по присоединению России к ВТО, объединившей результаты переговоров с 2004 года, проведены консультации с делегациями заинтересованных стран  по вопросам обязательств России в области сельского хозяйства, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер и другим системным вопросам. Состоялось восемь раундов трехсторонних консультаций с делегациями США и ЕС, по результатам которых удалось сблизить позиции сторон по вопросам таможенного администрирования, технических барьеров в торговле, мер защиты внутреннего рынка.
     В тексте Доклада остается открытым ряд вопросов в области ценообразования, публикации принимаемых нормативно-правовых актов.  таможенного администрирования и регулирования рынка алкоголя . Большинство сохраняющихся разногласий по тексту Доклада РГ может быть снято в ходе работы делегаций. Вместе с тем, остается несколько принципиальных нерешенных проблем в частности, обязательства России в области сельского хозяйства. Сложными вопросами остаются: с США - функционирование государственных торговых предприятий, с ЕС - экспортные пошлины.
    По результатам указанных мероприятий удалось подготовить и выпустить 19 августа 2008 г. очередную версию Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО. В ходе консультаций Председателя РГ  18 сентября 2008 года была предварительного согласована дата многостороннего обсуждения новой версии проекта Доклада РГ - 3 ноября   2008 г.
     Вопросы присоединения России к ВТО находятся в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
     В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития, которую в настоящее время возглавляет первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов. В состав этого органа входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии - координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны.
     Основным элементом работы внутри страны в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами ВТО.
     С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работал Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие  которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО.
    К настоящему моменту указанный план мероприятий в целом выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. 61-ФЗ); законы Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности (от 28 мая 2003 г. 61-ФЗ), О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров (от 8 декабря 2003 г. 165-ФЗ), О валютном регулировании и валютном контроле (от 10 декабря 2003 г. 173-ФЗ), О техническом регулировании (от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ);. О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. 139-ФЗ); О внесении изменений в Закон Российской Федерации О таможенном тарифе в части таможенной оценки товаров (от 8 ноября 2005 г. 144-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.
     Для завершения этой работы необходимо принятие следующих законопроектов: О внесении изменений в закон О лицензировании отдельных видов деятельности ; О внесении изменений в закон О техническом регулировании ; проекта указа Президента России и постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающих порядок ввоза криптографических средств в Российскую Федерацию; законопроекта О внесении изменений в закон О лекарственных средствах ; а также принятия ряда поправок, направленных на усиление защиты прав интеллектуальной собственности, в Гражданский и Таможенный кодексы.
     Российская делегация на основе проводит консультации по проблематике  ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2006 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросы регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне  глав Правительств стран-членов ЕврАзЭС.
     Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.
     В течение 2001 - 2008 годов состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта,  доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 - 2008 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.
     На сегодняшний момент российскими учеными и экспертами реализовано значительное число коллективных работ, представляющих анализ последствий присоединения России к ВТО. Некоторые из них, подготавлены независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития России.  Из общего числа исследований можно выделить несколько работ: Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО Национального Инвестиционного Совета совместно с РАН, 2002 г.; Разработка прогнозов социально-экономических последствий вхождения России в ВТО Государственного Университета - Высшей Школы Экономики, 2003 г.; Анализ и оценка возможных экономических последствий присоединения Российской Федерации к  ВТО для наиболее чувствительных отраслей и секторов российской экономики с учетом соответствующих региональных аспектов , подготовленной ГУ-ВШЭ по итогам завершившихся двусторонних переговоров 2007г.
    Общие выводы независимых экспертов показывают, что системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей ожидается незначительным, зачастую не выше значения статистической погрешности. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику в гораздо большей степени. Вместе с тем, все эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки в сфере регулирования внешней торговли.