АВ 2003г. Выпуск 33 Прогноз социально-экономического развития России в 2004 г. и на среднесрочную перспективу
С учетом задач, поставленных Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.) и прогнозируемых результатов социально-экономического развития России в 2003 г. основную задачу своей экономической политики в 2004-2006 гг. Правительство РФ видит в создании условий и активизации факторов, обеспечивающих переход экономики к устойчивому росту с темпами не ниже 5-6% в 2004-2006 гг., с последующим их повышением до 6-8% в период 2007-2015 гг. Для ее решения планируется:
осуществить реформу системы государственного управления;
продолжить работы, направленные на снижение административных барьеров для ведения бизнеса, сведение к минимуму государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов;
усовершенствовать систему лицензирования и законодательство о банкротстве;
принять закон о моратории на проведение проверок на вновь образованных малых предприятиях в течение первых трех лет их существования;
активизировать реформу жилищно-коммунального хозяйства, включая стимулирование жилищного строительства, в том числе посредством поддержки системы ипотечного кредитования;
продолжить реформирование железнодорожного транспорта и электроэнергетики, социальной сферы, включающей создание эффективной системы медицинского, социального, пенсионного страхования российских граждан, внедрение механизмов финансирования, стимулирующих конкуренцию в медицине, образовании и научной сфере, налоговую реформу.
В 2004 г. будет создан стабилизационный фонд в федеральном бюджете за счет накопления дополнительных доходов бюджета, связанных с благоприятной мировой конъюнктурой на нефть.
Долговая политика, определенная Правительством Российской Федерации на 2004 г. и на период до 2006 г., будет направлена на постепенное снижение по сравнению с предшествующими годами сумм внешних заимствований при одновременном соблюдении Российской Федерацией уставленного режима выплат по внешнему долгу. В период 2004-2006 гг. расходы России на погашение и обслуживание внешнего долга будут составлять ежегодно от 14 до 17,5 млрд. долл. США.
Предполагается задействовать новые источники роста: увеличение несырьевого экспорта, импортозамещение и развитие новых секторов экономики.
Одним из ключевых направлений деятельности Правительства РФ по решению этой задачи является реформирование налоговой системы и бюджетного процесса, которое направлено на:
повышение привлекательности для инвестирования несырьевых секторов экономики, создание условий для перетока капитала из добывающих отраслей в другие сектора, стимулирование развития новых, технологичных секторов экономики;
выравнивание нормы отдачи на капитал в сырьевых и несырьевых секторах путем перераспределения фискальной нагрузки.
Запланированные к реализации меры включают в себя:
понижение основной ставки НДС с 2004 г. с 20 до 18% при сохранении пониженной ставки (10%) по социально значимым товарам и услугам;
внесение изменений в налоговое законодательство, позволяющих налогоплательщикам принимать к вычету уплаченный налог на добавленную стоимость при проведении ими капитальных вложений в том же налоговом периоде, в котором эти капитальные вложения были осуществлены;
некоторое увеличение базовой ставки НДПИ с 2004 г.: на нефть с 340 до 347 руб./тонна и природный газ до 107 руб./1 тыс.куб.м;
отмена с 1 января 2004 г. акциза на природный газ с компенсацией связанных при этом потерь федерального бюджета за счет увеличения ставки таможенной пошлины при экспорте природного газа с 5 до 30%;
снижение эффективной ставки ЕСН с 2005 г.:
до 26% - для доходов до 300 тыс. руб.;
до 10% - для доходов от 300 до 600 тыс. руб.;
до 2% - с доходов свыше 600 тыс. руб. на 1 работника.
отмена с 1 января 2004 г. налога с продаж;
совершенствование системы поимущественных налогов за счет сокращения перечня имущества, относящегося к объекту налогообложения, пересмотр принципов оценки имущества физических лиц для целей налогообложения, переход на налогообложение земельных участков, исходя из кадастровой стоимости этих участков, обеспечение возможности перехода в перспективе к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог;
отмена с 2004 г. целевых сборов на содержание милиции, сбора с владельцев собак, сбора за парковку автотранспорта;
совершенствование платежей, связанных с использованием природных ресурсов, в том числе введение с 1 января 2004 г. водного налога и сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.
Предлагается установить следующие предельные уровни индексации цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий: для Газпрома - 20% (или 10% сверх уровня инфляции потребительских цен), РАО ЕЭС - 13% (3% сверх инфляции), МПС - 12% (2% сверх инфляции). По оценкам авторов Прогноза такой рост тарифов повлечет за собой рост цен не более, чем на 3,1-3,4%, издержек прочих отраслей промышленности 3,3-3,6% и приведет лишь к незначительному снижению рентабельности.
С учетом того, что наиболее энергоемкие отрасли ориентированы на экспортные поставки, по оценкам специалистов Минэкономразвития России это не скажется на темпах роста соответствующих секторов экономики при условии последовательного повышения производительности труда, технологической модернизации и сокращения непроизводительных издержек. В то же время индексация цен и тарифов в указанных пределах:
обеспечит необходимые инвестиции в энергетическом секторе;
ослабит инфраструктурные ограничения в последующие годы,
обеспечит снижение энергоемкости ВВП на 8,5% за 2004-2006 гг.