Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 33 Прогноз социально-экономического развития России в 2004 г. и на среднесрочную перспективу


Основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ в 2004-2006 гг.


2003 г.
оценка

Прогноз
  
  
2004 г.
2005 г.
2006 г.
  
  
  
  
  
Индекс  потребительских цен, декабрь к декабрю, в %
110-112
108-110
106,5-108,5
105,5-107,5
  
  
  
  
  
Валовой внутренний продукт, в % к пред.  году
  
  
  
  
I вариант
105,9
103,8
104,8
104,9
II вариант
  
105,2
105,9
106,0
  
  
  
  
  
Продукция промышленности, в % к пред.году
  
  
  
  
I вариант
105,9
103,6
104,0
104,4
II вариант
  
104,7
105,2
105,4
  
  
  
  
  
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, в % к предыдущему году
  
  
  
  
I вариант
109,3
106,6
108,2
107,8
II вариант
  
108,0
109,2
109,1
Экспорт - всего, млрд. долл. США
  
  
  
  
I вариант
124,9
113,2
114,6
119
II вариант
  
125,0
131,4
138,9
Импорт - всего, млрд. долл. США
  
  
  
  
I вариант
71,0
76,2
81,8
87,0
II вариант
  
78,4
86,5
94,9
  
  
  
  
  

     В прогнозируемом периоде прирост объема промышленного производства предусматривается на уровне 3,6% (I вариант) и 4,7% (II вариант) в 2004 г.
     В период 2003-2006 гг. прогнозируется увеличение общего объема промышленного производства на 19-23% против 2002 г. При этом опережающий прирост производства предполагается в  машиностроении и металлообработке (27-31%), промышленности строительных материалов (28-34%), химической и нефтехимической (18-21%) и пищевой промышленности (21-24%).С учетом всей совокупности организационных, экономических, конъюнктурных и торгово-политических факторов, определяющих развитие внешней торговли России в среднесрочной перспективе, темпы роста внешнеторгового оборота со странами дальнего зарубежья прогнозируются в 2004-2006 гг. в пределах 96,2-108,1%, в том числе экспорта - 89,1-106,2%, импорта - 107,2-111,9%.
    В топливно-энергетическом комплексе:
    прирост производства первичных энергоресурсов в 2004 г. прогнозируется на уровне 100,7-102,1% к уровню 2003 г. При намечаемых объемах производства и прогнозируемом спросе внутреннего рынка это позволит увеличить экспорт топливно-энергетических ресурсов в пересчете на условный эквивалент на 0,2-4,4% к уровню 2003 г.;
    выработка электроэнергии в 2004 г прогнозируется в объеме 919-925 млрд. кВт.ч, 100,4-101,1% к 2003 г.
    добыча нефти с газовым конденсатом прогнозируется в объеме 101,3-104,2% к 2003 г., к 2006 г. ее объем может составить 112-120% к 2002 г. Объем ее первичной переработки увеличится в 2004 г. незначительно - на 0,5-1,6% к 2003 г.
     Объем добычи естественного газа в 2004 г., по прогнозным расчетам, составит 100,3% к 2003 г.
     С учетом оценки спроса объем добычи угля в 2004 г. ожидается на уровне оценки 2003 г. и составит 270-274 млн. т. (100-101,5 %).
     В 2004 г. прогнозируется выполнение геологоразведочных работ за счет всех источников финансирования в объеме 41,8-46,4 млрд. руб. (90,7-100,6% к уровню 2003 г.), в то же время намечается увеличение геологических работ для государственных нужд за счет средств федерального бюджета (на 3,5-4,7%), что обусловлено исчерпанием поискового задела для постановки разведочных работ.  
     В черной металлургии среднегодовой прирост производства в отрасли предусматривается в пределах 101,5-102,5%.
     В химической и нефтехимической промышленности рост выпуска продукции прогнозируется на уровне 104-104,5%.
    В медицинской промышленности увеличение объема выпуска лекарственных средств в 2004 г. может составить 103,3-104,5%.
Рост производства машиностроительной продукции в 2004 г. машиностроительной продукции прогнозируется на уровне 5,5-6,5%.
     Значительно вырастет производство продукции гражданского назначения в оборонно-промышленном комплексе (ОПК).
    В 2006 г. выпуск авиационной техники, по расчетам, превысит уровень 2002 г. примерно в 1,6-1,8 раза, при этом будет произведено 90-110 вертолетов, 17-20 самолетов.
     В соответствии с подпрограммой Внутренний водный транспорт федеральной целевой программы Морская транспортная система России в 2002-2005 гг. предусматривается строительство около 150 транспортных судов общей грузоподъемностью около 374 тыс. тонн.
     К 2006 г. рост производства продукции гражданского судостроения прогнозируется в 1,5-1,55 раза по сравнению с уровнем 2002 г., предусмотрено строительство 42-48 судов.
    Важнейшим направлением деятельности предприятий ОПК является создание и освоение производства эффективного импортозамещающего оборудования для ТЭК, обеспечение участия в подрядных работах при реализации соглашений о разделе продукции и освоении месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе дальневосточных, северных и Каспийского морей.
     Основные направления развития электронной промышленности определены в соответствии с федеральной целевой программой Национальная технологическая база на 2002- 2006 гг.
    Выпуск изделий электронной техники в 2006 г. прогнозируется увеличить в 1,8-1,85 раза к 2002 г.
    В 2006 г. прогнозируется выпуск 1500-1600 тыс. телевизоров (120-128% к 2002 г.).
    Существенно укрепятся позиции отечественных производителей холодильников и морозильников. В 2006 г. на предприятиях ОПК предусматривается производство 1100-1250 тыс. холодильников и морозильников (136-155% к 2002 г.). При этом экспорт может составить примерно 100-150 тыс. холодильников и морозильников в основном в страны СНГ.
    Выпуск стиральных машин в ОПК в 2006 г. прогнозируется на уровне 880-950 тыс. шт. (117-127% к 2002 г.).
    Предполагается, что в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в 2004 г. прирост производства лесобумажной продукции может составить 3,5-4,5%.
    В пищевой промышленности рост производства в 2004 г. составит 4,5-5% к уровню 2003 г.
    Объем продукции сельского хозяйства за 2003-2006 гг. возрастет на 13,1 -14,7 %.
     Перевозки коммерческих грузов всеми видами транспорта (кроме трубопроводного) увеличатся до 3,1 млрд. т.     
     Объем платных услуг населению в области связи составит 199,2-201,4 млрд. руб. в 2004 г., в том числе по традиционным операторам - 99,4 -100,6 млрд. руб.
    В 2004 г. по I варианту прогноза социально экономического развития Российской Федерации оборот розничной торговли увеличиться на 6,4%, согласно II варианту - на 7-8%.
    С учетом изменений в налоговом законодательстве объем прибыли в 2004 г. прогнозируется по I варианту в размере 1557 млрд. руб. (10,5% к ВВП, снижение на 3%, что вызвано с опережающими темпами роста фонда заработной    платы и амортизации над ростом ВВП)  и    по II варианту  - 1697 млрд. руб. (11,1% к ВВП, рост на 107 млрд. руб.).  При этом доля прибыли в ВВП по сравнению 2003 г. по I варианту снизится на 0,8%, по II варианту - на 0,2 процентного пункта.  
     Объем капиталовложений из всех источников в 2004 г. прогнозируется в 2,5 трлн. руб., что на 8% выше прогнозируемого уровня инфляции (в 2003 г. - 2 трлн. 120 млрд. руб.) .
    В качестве одного из важнейших  инструментов социально-экономической политики государства планируется использовать федеральные целевые программы, формирование и реализация которых, начиная с 2001 г., осуществляется в соответствии с приоритетами на среднесрочную перспективу и критериями, одобренными Правительством РФ.
    Однако, характеризуя эффективность этого инструмента, следует сказать, что до сих пор не удавалось выдерживать объемы финансирования программ. Так, реально в 2002 г. за счет средств федерального бюджета федеральные целевые программы были профинансированы на 72%, т.к. оказались за рамками бюджетных возможностей.
    
Не удавалось до сих пор выдержать и структуру направлений финансирования программ из федерального бюджета, принятую при их утверждении ориентированную на приоритетное выделение капитальных вложений, что снижало инвестиционную направленность программ и как следствие их результативность.
     Не удавалось снизить долю текущих расходов, направляемых из федерального бюджета на финансирование программных мероприятий. Последнее показывает, что часть важнейших проблем, решение которых предусматривалось реализовывать посредством инвестиций (например, финансирование прорывных высокоэффективных инвестиционных проектов),  вытеснялась проблемами текущего характера.
    Пока не удалось минимизировать влияние ряда негативных факторов прошлых лет и переломить ситуацию в сторону полного финансирования программ из всех источников для достижения целей программ, поставленных при их утверждении.
     В целях обеспечения рационального и эффективного использования государственных средств, преодоления отмеченных недостатков формирование и реализацию федеральных целевых программ на 2004 г. и последующие годы предлагается осуществлять на следующих основных принципах:
    - оптимизация государственных обязательств - отказ от финансирования инвестиционных проектов, не соответствующих приоритетам государственного инвестирования;
    - обеспечение баланса инвестиционных обязательств государства с его финансовыми возможностями;
    - планирование инвестиционных обязательств федерального бюджета в соответствии с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, включение в федеральные целевые программы объектов, строительство и модернизация которых имеет федеральное значение и входит в функции федерального правительства;
    - обеспечение максимальной социально-экономической эффективности инвестиционных расходов федерального бюджета, реализация, в первую очередь, инвестиционных проектов федеральных целевых программ;
    - открытость, прозрачность и адресность принимаемых решений о реализации инвестиционных проектов;
    - государственная поддержка проектов на условиях их софинансирования другими инвесторами в установленных объемах;
    - повышение ответственности государственных заказчиков и соответствующих должностных лиц за достижение поставленных в программах целей;
    - законодательное закрепление основных процедур формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы.
    Государственные инвестиции на 2004 г. планируется сориентировать на содействие диверсификации экономики, прямую поддержку развития тех ее секторов, которые способны стать катализатором ускорения развития всех сфер экономики, обеспечить инновационную направленность, рост эффективности производства и производительности труда, выполнение обязательств государства в социальной сфере.
    В связи с этим приоритетными направлениями государственного инвестирования становятся:
     - модернизация и развитие стратегически важных для страны объектов производственной инфраструктуры (транспортной, информационно-коммуникативной и т.д.);
    - модернизация коммунальной инфраструктуры для улучшения качества предоставляемых услуг, снижения издержек, стимулирования привлечения внебюджетных средств;
     - инвестирование в объекты социальной инфраструктуры федерального значения, в том числе в науку, образование и здравоохранение, реконструкцию объектов культуры, имеющих мировое и общероссийское значение;
    - адресная поддержка стратегически значимых с позиций повышения конкурентоспособности экономики инвестиционных программ и проектов в секторах с высокой долей участия государства, прежде всего проектов оборонно-промышленного комплекса и модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации;
    - инвестирование в инфраструктуру судебной системы в целях обеспечения условий для ее полной самостоятельности и независимости;
    - формирование и развитие технологической базы секторов "новой экономики", в первую очередь науки, что должно обеспечить завершение формирования системы поддержки инновационной деятельности в России, инновационное наполнение экономического роста всех секторов экономики;
    - осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности.
    При формировании Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) на 2004 г. Минэкономразвития ориентировалась на достижение следующих целей:
    снижение налогового бремени в целях достижения устойчивых темпов экономического роста на основе опережающего развития несырьевого сектора экономики, включая сельское хозяйство и сферу услуг;
    обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на основе разграничения полномочий и упорядочения расходных обязательств;
    повышение эффективности социальной защиты населения, качества и доступности бюджетных услуг;
    модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации, включая переход на комплектование российской армии на контрактной основе;
    воспроизводство научного потенциала;
    развитие судебной системы.
    Такой подход к финансированию программ должен позволить в целом сохранить преемственность  федерального бюджета в 2004 г. по отношению к бюджетам 2002 и 2003 гг., обеспечить реализацию решений, принятых Правительством.
    В целом перечень федеральных целевых программ, предусматриваемых к финансированию из федерального бюджета в 2004 г., сформирован на основе вышеуказанных критериев и приоритетов. В него предлагается включить 50 программ. Из них: 13 программ были утверждены Правительством Российской Федерации до 2001 г., 27 программ в 2002 г., 9 программ в 2002-2003 гг., а также находящуюся на этапе утверждения федеральную целевую программу Государственная граница Российской Федерации .
    Исходя из имеющихся бюджетных ограничений, в 2004 г. совокупный объем государственных инвестиций составит около 500 млрд. руб. или 20% от всех капитальных вложений, которые делаются в России всеми экономическими и хозяйствующими субъектами, в том числе:.
    бюджетные инвестиционные средства регионов, которые обеспечивают инвестиционный процесс, составят 300-330 млрд. руб. (12-13%);
    средства федерального бюджета (Федеральная адресная инвестиционная программа, средства фонда регионального развития и некоторые другие бюджетные позиции, в которых предусмотрены инвестиционные расходы) - 125-150 млрд. руб.
     Эти средства направляются на решение многих инфраструктурных проблем, на которые частный капитал, к сожалению, пока еще не готов, и решение многих социальных проблем, включая жилищное строительство и так далее, которые частный сектор также пока еще не готов  взять на себя полностью.
    ФАИП, которая является составной частью расходов федерального бюджета, запланирована в 2004 г. объеме  57,5 млрд. руб. Из них 3,5 млрд. руб. идут на реализацию программы восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики. Для реализации ФАИП на 2004 г. предусмотрено 54 млрд. руб., что примерно на 15% в сопоставимых ценах меньше уровня 2003 г..
     По капитальным вложениям федеральные адресные инвестиционные программы планируется финансировать  примерно на уровне 2003 г., снижение расходов предусмотрено по непрограммной части.
     Основными принципами формирования федеральных целевых программ на 2004 г. являются:
    оптимизация государственных обязательств, то есть отказ от финансирования проектов, не соответствующих приоритетам государственного инвестирования. В ФАИП были включены преимущественно объекты федерального значения;
    повышение эффективности расходов федерального бюджета, открытости, прозрачности и адресности принимаемых решений о реализации инвестиционных объектов,
     усиление ответственности негосударственного  заказчика,
     совершенствование нормативно-правового закрепления основных процедур формирования ФАИП.
    В частности, реализуя указанные принципы, большую часть средств около 30 млрд. руб., или почти 55% планируется направить на реализацию 37 федеральных целевых программ (на самом деле их -53, но некоторые программы не имеют раздела "Капитальные вложения". Там часто проходят научно-исследовательские, конструкторские разработки  и прочие расходы).
    Приоритетным направлением ФАИП в 2004 г. является развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры, включая социальную инфраструктуру, инфраструктуру судебной системы и природоохранные мероприятия.
    На реализацию инвестиционных проектов социального комплекса предусматривается направить более 36 млрд. руб. (более 67% средств ФАИП), из которых 48% на решение жилищной проблемы.
     Более половины средств, которые предусмотрены на  жилищное строительство, то есть более 10 млрд. будет направлено на реализацию программы "Жилище". В том числе 7 млрд. руб. на программу "Государственные жилищные сертификаты" для уволенных в запас военнослужащих. Это почти на 14% больше, чем в 2003 г., однако позволит обеспечить жильем только 10 тыс. семей, тогда как требуется ежегодно обеспечивать государственными жилищными сертификатами по 22 тыс. семей.
     На обеспечение жильем кадровых военнослужащих предусмотрено 6,8 млрд. руб. Таким образом, для обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, предлагается направить почти 13,5 млрд. руб. или почти 80 % от капитальных вложений государства, направляемых на жилищное строительство.
    На переселение из ветхого и аварийного жилья в 2003 г. выделено 1,3 млрд. руб., примерно столько же планируется и на 2004 г.
     812 млн. руб. направляется на финансирование мероприятий по переселению граждан из районов Крайнего Севера, 250 млн. руб. - на обеспечение жильем беженцев, вынужденных переселенцев, 223 млн. руб. - на строительство жилья в рамках программы развития судебной системы на жилье направляется.
    В соответствии с Бюджетным кодексом финансирование, строительство, реконструкция объектов коммунального хозяйства должно осуществляться за счет средств субъектов, а также местных органов власти. Тем не менее, для решения наиболее острых проблем на финансирование и реконструкцию объектов коммунального хозяйства в 2004 г. предполагается направить 1,1 млрд. руб., в том числе на реализацию программы реформирования, модернизацию жилищно-коммунального комплекса.
     На реконструкцию и строительство метрополитена в 2004 г. предполагаются направить 2160 млн. руб., значительно меньше, чем в      2003 г.
     На науку  - около 1 млрд. руб. капитальных вложений.
     На развитие производственных комплексов, - чуть более 6 млрд. руб., что составляет около 12 % предусмотренных Федеральной адресной инвестиционной программой, против 7,7 млрд. руб., или 13 % в текущем году. Основные средства на эти цели будут проходить через программы: модернизация транспортной системы, энергоэффективная экономика, национально-технологическая база, экология и природные ресурсы. Среди главных объектов здесь -  ТЭЦ-2 в Калининграде, объекты, связанные со строительством газопроводов, на которые Газпром не обращает внимания (Камчатка, Хабаровск и Архангельск), торговые порты Усть-Луга, Балтийск, Махачкалинский и другие объекты инфраструктуры, на реконструкцию и строительство объектов водного хозяйства, среди них строительство защитных сооружений от наводнений в Санкт-Петербурге.
     На программу реформирования оборонно-промышленного комплекса, работ, связанных с переносом мощностей, с реконструкцией военно-промышленного комплекса, а также со строительством мощностей под реализацию программы вооружений выделяется 11,4 млрд. руб., или больше 20% всей Федеральной адресной инвестиционной программы.
     В рамках ФАИП будет продолжено финансирование специальных проектов, связанных с реформированием уголовно-исполнительной системы, а также мероприятиями по обустройству Государственной границы Российской Федерации.