Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 33 Прогноз социально-экономического развития России в 2004 г. и на среднесрочную перспективу


Заключение

     Анализ Прогноза, подготовленного Правительством РФ, показывает, что реализация намеченных мер в области социально-экономической политики позволит обеспечить рост ВВП на 5,2% в 2004 г. и 5,9-6% в 2005-2006 гг.
     Достижение более высоких темпов роста экономики (7% в год и выше) становится возможным только после 2008 г., когда будут завершены ключевые структурные преобразования. Таким образом, задача удвоения к 2010 г. ВВП не будет достигнута.
    
В прогнозируемом периоде в структуре использования ВВП возрастает доля потребления домашних хозяйств: с 47,8% в 2001 г. до 54% в 2006 г., валового накопления - с 22% до 23,6% при сокращении чистого экспорта товаров и услуг  с 12,8% до 3,8-4,9% по обоим вариантам. В этих условиях основным фактором роста становится фактор внутреннего спроса.
    Рост промышленного производства составит 4,7% в 2004 г. с последующим увеличением темпов до 5,4% к 2006 г.
    В соответствии с Прогнозом локомотивами экономического роста в среднесрочной перспективе будут строительство, торговля и связь. Подъем в строительстве будет обусловлен прогнозируемым опережающим ростом инвестиционного спроса (8% в 2004 г. и более 9% в 2005-2006 гг.).
    Доля машиностроения и металлообработки в структуре промышленного производства повысится с 19,5% в 2002 г.  до 21,1% к 2006 г., стройматериалов - 3,1 до 3,4 %, пищевой промышленности - с 14,3 до 14,7% при соответствующем уменьшении доли ориентированных на экспорт секторов в структуре ВВП и промышленности.
    Рост сельского хозяйства прогнозируется в 2,5-4% в год. Поддержание этих темпов роста будет зависеть от успехов в  выстраивании механизма государственного регулирования, основанного на таможенно-тарифных инструментах и эффективности мер по развитию и поддержке лизинга сельскохозяйственной техники.
    Более низкими темпами по сравнению с ВВП будут расти транспорт, финансовое посредничество, объемы производства платных услуг населению и объемы производства нерыночных услуг образования, здравоохранения и других.
     Следует отметить, что успехи в достижении намеченных целей будут в значительной степени зависеть от результативности мер по повышению высоких темпов роста производительности труда. 2003 г. стал первым после кризиса, когда темпы роста производительности труда превышают темпы роста заработной платы. Это характерно для всех отраслей, растущих опережающими темпами по сравнению с ВВП (за исключением газовой промышленности). Напротив, все отрасли, растущие более низкими, чем ВВП, темпами, отличаются обратным соотношением (кроме легкой промышленности).Таким образом, опыт текущего года говорит о критической роли ускоренного повышения производительности труда (в том числе за счет технологической модернизации и улучшения менеджмента) в обеспечении более высоких темпов роста экономики в целом.
    Объем средств, используемых на инвестиции в основной капитал, возрастет за период 2004-2006 гг. в 1,6-1,7 раза, что соответствует с учетом индекса-дефлятора инвестиций реальному росту в 1,24-1,29 раза (среднегодовые темпы роста инвестиций составят по I варианту 6,6-8,2%, а по II варианту  - 8,0-9,2 %).
     В структуре инвестиций по-прежнему основную роль будут играть собственные средства предприятий. Уменьшение ставки налога на прибыль до 24%, рост амортизационных отчислений, проведение ряда налоговых новаций в целях стимулирования инвестиционной деятельности позволят увеличить внутренние источники финансирования инвестиций для предприятий обрабатывающих отраслей.  В целом среднегодовой прирост прибыли в 2004-2006 гг. составит около 15%. В итоге доля собственных средств предприятий возрастет до 65%.
     Совокупная доля государственных инвестиций снизится с 20% в настоящее время до 19% к 2006 г.
    Доля иностранных инвестиций увеличится до 9-9,4%. Среди источников иностранных инвестиций все большую роль будут играть заемные средства, прежде всего за счет кредитов банков и иностранных инвестиций, компенсируя таким образом некоторое снижение доли бюджетных средств. Увеличения объема иностранных инвестиций планируется обеспечить за счет мер инвестиционной политики, направленной на создание конкурентоспособных совместных производств, в частности в автомобилестроении, повышения инвестиционного рейтинга как страны в целом, так и отдельных предприятий и выхода более широкого круга организаций на международные рынки капитала.
    В то же время остается совершенно недостаточной роль таких источников  как эмиссионное финансирование и кредиты финансовых учреждений.
    В структуре инвестиций по секторам ведущую роль по-прежнему будет играть ТЭК, но его доля снизится. Следует отметить, что рост инвестиционного спроса со стороны топливной промышленности будет в большей степени ориентироваться на импорт инвестиционного оборудования, однако также частично отразится на росте доходности в секторах, производящих оборудование для энергетической отрасли, а рост потребления, вызванный повышением доходов населения, вызовет повышение инвестиционной активности в отрасли жилищного строительства и в сфере рыночных услуг. Однако в целом для экономики этот эффект будет скомпенсирован снижением доходности в секторах, конкурирующих с импортом, в связи с реальным укреплением рубля (до 7% - по гипотезе Банка России), а рост заработной платы повлияет на снижение рентабельности в экспортоориентированных неэнергетических отраслях промышленности.
    В качестве основного ориентира денежной политики в 2004 г. установлено снижение годовой инфляции до уровня не более 10%. С этой целью будет проводиться умеренно-жесткая бюджетная политика с использованием следующих основных инструментов:
    перечисление дополнительных доходов в стабилизационный фонд,
     увязка кредитно-денежной политики с динамикой спроса на деньги.
     Оценивая вероятность достижения этих показателей, следует отметить, что в случае сохранения мировых цен на нефть на уровне 2003 г. и высоких объемов энергетического экспорта (оптимистический сценарий) Центральный банк будет вынужден частично скупать приток валюты, что затруднит, как показывает текущий год, достижение этих показателей. Это ограничение будет еще более значимым в случае сохранения притока внешних заемных средств, если процентные ставки в развитых странах будут оставаться на минимальном уровне. Дополнительный приток иностранной валюты отразится на реальности обменного курса рубля, который может составить до 4%.
    Реальные располагаемые доходы населения в 2006 г. увеличатся по сравнению с 2002 г. на 32-37 % при среднегодовом  темпе роста 7,3-8,3 % по обоим вариантам.
     В сфере оплаты труда в 2004-2006 гг. продолжится опережающий рост номинальной и реальной заработной платы, характерный для последних трех лет.
     Способствовать росту заработной платы будет применение единой ставки налога с доходов физических лиц, а также намечаемое снижение эффективной ставки единого социального налога, которое позволит снизить издержки на повышение заработной платы и заинтересовать работодателей в переводе скрытой заработной платы в открытую форму.