АВ 2003г. Выпуск 21 Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005гг.): цели и механизмы их достижения
Основные итоги развития экономики России в 1999-2002 годах
Обосновывая выбор приоритетов среднесрочного развития, Минэкономразвития отмечает, что за 1999-2002 годы достигнуты значительные успехи в развитии отечественной экономики. Ее рост составил 20%, восстановился докризисный уровень жизни и финансовой стабильности при отсутствии значимых структурных изменений.
Консервативная бюджетная политика, основанная на поддержании значительного бюджетного профицита, дала возможность решить пресловутую проблему 2003 года , удалось добиться снижения инфляции до контролируемых значений, стабилизировать уровень процентных ставок и обеспечить расширение спроса на рублевые активы.
В то же время российская экономика продолжает сталкиваться с рядом нерешенных проблем.
Одна из них - низкая глобальная конкурентоспособность российской экономики в целом, что обусловливает невысокий долгосрочный потенциал экономического роста.
Сырьевой сектор продолжает играть доминирующую роль в структуре промышленного производства (его доля составляла в 2002 году 30%), экспорта (54%), бюджетных доходов (32% доходов консолидированного и 54% федерального бюджета). Более высокий уровень зарплаты позволяет привлекать в сектор наилучшие кадры. Он занимает ведущую роль по объему инвестиций.
Действующий сейчас механизм роста, основанный на перетоке ресурсов по технологическим цепочкам от сырьевого сектора к инвестиционному комплексу, не является устойчивым. Снижение внутренних инвестиций нефтяной промышленности в 2002 году привело к падению спроса на продукцию машиностроения и спаду в этой отрасли во второй половине года.
Третья - невысокая доходность при значительных инвестиционных рисках обрабатывающей промышленности по сравнению с сырьевыми отраслями (так, в нефтяной промышленности рентабельность составляла в 2002 году около 35%, в то время как средняя рентабельность в остальных отраслях промышленности не превышала 15%. )
Прибыль, получаемая предприятиями сырьевых секторов за счет благоприятной ценовой конъюнктуры и не изымаемой государством природной ренты, идет либо на инвестиции в сам сырьевой комплекс, либо инвестируется за границей (Россия - единственная из стран с переходной экономикой, инвестирующая за рубеж почти столько же, сколько зарубежные страны инвестируют в ее экономику. Российские инвестиции за рубеж, накопленные на начало 2002 года, составляют около 15 млрд долл., иностранные инвестиции в нашу экономику - около 21 млрд долл.).
Очень высоки издержки входа и работы на рынке. Малые предприятия даже после принятия пакета законов по дебюрократизации тратят около 10% своего времени на обслуживание работы проверяющих и надзорных органов.
Медленно развивается инфраструктура как производственная - транспорта, связи, инфраструктурных монополий, так и инфраструктура финансовых рынков. Ее несовершенство задает высокий уровень трансакционных издержек в экономике, не позволяет ей выполнять функций обеспечения слаженности и эффективности взаимодействия отдельных частей рыночного механизма.
Низкая конкурентоспособность экономики консервируется также сохранением заниженных цен на большинство энергоносителей, что обусловливают низкую отдачу от инвестиций в энергосберегающие технологии и медленные темпы модернизации в промышленности.
Уже в ближайшие годы можно спрогнозировать недостаток предложения энергетических ресурсов на внутреннем рынке из-за недостаточности инвестиций в газовой отрасли.
Поэтому переход на энергоэффективную модель экономического развития при соответствующем изменении механизмов бюджетного финансирования является необходимым условием обеспечения устойчивых темпов роста в долгосрочной перспективе. Откладывание такого решения приведет к существенно более высоким издержкам в последующие периоды, когда изменение цен на энергетические ресурсы станет неизбежным.
Перекосы в структуре экономики обусловливают также растущие диспропорции между регионами России. Большая часть субъектов Федерации пока не имеет возможностей существенно увеличить свой экономический потенциал, соответственно расширить доходную базу собственных бюджетов и получить значимый эффект с точки зрения повышения уровня жизни.
Причем, доминирование сырьевого сектора в бюджетных доходах и экспорте способно значительно усугубить региональные диспропорции в бюджетной обеспеченности и вызвать необходимость дальнейшей централизации средств, что в перспективе приведет к снижению финансовой самостоятельности регионов.
Высокая зависимость экономики от ситуации в сырьевом секторе оставляет также неприемлемо высокими риски ухудшения состояния государственных финансов в целом.