АВ 2002г. Выпуск 4 Прогноз развития экономики российской федерации на период до 2004 года
Факторы и условия развития российской экономики
на период до 2004 года.
на период до 2004 года.
Качественные и количественные прогнозные оценки развития социально-экономических процессов в Российской Федерации находятся под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.
К группе наиболее значимых для обеспечения роста экономики внутренних факторов относятся:
структурные преобразования в промышленности и модернизация российской экономики в целом; динамика цен и тарифов на продукцию (работы, услуги) субъектов естественных монополий и цен производителей промышленной продукции; сокращение непроизводительных затрат и внедрение ресурсосберегающих технологий; инновационная деятельность российских предприятий, их научный и инженерно-технический потенциал; инвестиционная активность и формирование механизмов, гарантирующих эффективный режим трансформации сбережений в инвестиции; институциональные преобразования на уровне предприятий (уровень корпоративной культуры, защита прав собственников, прозрачность финансово-хозяйственной деятельности предприятий и др.);
развитие отношений собственности в аграрном секторе экономики и расширение прослойки эффективных собственников, агропромышленной интеграции и институтов кредитования АПК, ресурсное обеспечение сельскохозяйственных предприятий, их финансовое оздоровление, формирование системы продовольственных бирж и других институтов рыночной инфраструктуры, государственная поддержка агропромышленного производства;
проводимая бюджетная политика, снижение общего уровня налогообложения, упрощение налоговой системы, более равномерное распределение налоговой нагрузки между субъектами экономической деятельности; капитализация и финансовая устойчивость банковской системы, уровень заинтересованности банков в кредитовании реального сектора экономики, развитие региональной банковской структуры; состояние платежно-расчетной дисциплины; динамика валютного курса российского рубля и ее экономически обоснованная оптимизация;
создание новых рабочих мест и изменение ситуации на рынке трудовых ресурсов, мотивация качественного и производительного труда, развитие системы социальных выплат населению, динамика инфляции цен потребительских товаров (услуг) с учетом платежеспособного спроса населения.
К числу внешних факторов, способных оказать весьма заметное влияние на перспективы развития российской экономики отнесены следующие из них: динамика платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга; перспективы развития мировой экономики, ценовая динамика на основные товары российского экспорта, тенденции российского импорта; взаимоотношения Российской Федерации с международными финансовыми организациями, уровень влияния на изменение кредитного рейтинга России и позиция иностранных инвесторов по отношению к российской экономике.
В этой ситуации эксперты рассматривают два основных варианта развития экономической ситуации в стране в ближайшей перспективе.
Первый, пессимистический вариант возможен при неблагоприятном стечении обстоятельств: снижении мировых цен на нефть до уровня 18-19 долларов за один баррель; отсутствии договоренностей о реструктуризации государственного внешнего долга; снижении среднегодовых темпов развития мировой экономики до уровня 1,5-2%; замораживании объема привлеченных прямых иностранных инвестиций на уровне 4,5-5,5 млрд. долларов в год.
В соответствии с этим вариантом ухудшение мировой экономической конъюнктуры и снижение мировых цен на нефть на 25-30% к среднегодовому уровню 2000 года приведет к уменьшению объемов экспорта не менее, чем на 10%, существенно сократит объемы налоговых поступлений в бюджет, серьезно ухудшит условия финансово-хозяйственной деятельности отраслей промышленности (в первую очередь группы отраслей, ориентированных на внутренний рынок), будет способствовать расширению применения бартера и других неденежных форм расчетов, заметно ограничит инвестиционный спрос и возможности для повышения кредитного рейтинга Российской Федерации а, следовательно, обострит проблему модернизации производственной базы экономики.
В сочетании с возрастающими платежами по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга это постепенно приведет к прекращению роста официальных валютных резервов и даже к их сокращению, усилению давления на валютный курс рубля и даже его девальвацию, снижению финансовой устойчивости банковской системы при сокращении средств, размещенных на счетах организаций и депозитах физических лиц, ускорению роста цен производителей промышленной продукции, а также тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) субъектов естественных монополий, быстрому росту потребительских цен, замедлению и приостановке роста реальных располагаемых денежных доходов населения. В конечном итоге под вопросом оказывается перспектива роста валового внутреннего продукта.
В подобных условиях успешная реализация ранее одобренных Основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу не представляется возможной.
Прогноз второго варианта развития исходит из сохранения статус кво.
Мировые цены на нефть останутся на уровне 21-23 долларов за один баррель. Договоренности о реструктуризации государственного внешнего долга (в части долга Парижскому клубу кредиторов) и фиксация выплат по его обслуживанию и погашению на уровне 14-15 млрд. долларов в год будут достигнуты. Среднегодовые темпы развития мировой экономики не опустятся ниже 3,0-3,5%. Привлечение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составит в 2002 году не менее 7-8 млрд. долларов.
При таких условиях представляется возможным: обеспечить объемы российского экспорта на уровне не ниже 95-105 млрд. долларов, сохранить приемлемые условия финансово-хозяйственной деятельности для экспортоориентированной части предприятий реального сектора экономики, обеспечить рост инвестиционной активности, продолжить наращивание валютных резервов Банком России (в объеме несколько миллиардов долларов в год), обеспечить контроль за темпами инфляции, умеренными темпами повышать уровень денежных доходов населения (в пределах 3-5% в реальном исчислении).
Данный вариант рассматривается в докладе Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ в качестве базового варианта. При этом, по мнению Центра, для его реализации потребуется концентрация усилий государственных органов исполнительной власти и Банка России по обеспечению решения социально-экономических задач, сформулированных Президентом Российской Федерации в документах по вопросам основных направлений внутренней и внешней политики государства, а также предусмотренных документом Правительства Российской Федерации Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу .