АВ 2009г. Выпуск 6 Трудовые ресурсы - важнейший фактор долгосрочной стратегии развития России. Реализация государственной концепции демографической политики
3.4. Миграция
В последние годы много говорится о миграции, привлечении иностранной рабочей силы для восполнения убыли трудовых ресурсов в России. Рост производительности труда, который смог бы скомпенсировать ожидаемое сокращение числа россиян трудоспособного возраста, недостижим не только для России, но и в любой из самых высокоразвитых стран мира. Упрощенно говоря, складывается ситуация, при которой ВВП становится некому производить, а россиянам, которым сегодня 40 лет, будет нечем платить пенсию.
Так что, очевидно, без мигрантов не обойтись Вопрос в другом - сколько и, самое главное, какого качества нам нужно привлекать работников из-за рубежа? Принимая во внимание инновационные ориентиры нашей экономики, и к приему и "вербовке" зарубежных работников нужно подходить с соответствующей меркой и больше внимания обращать на высококвалифицированные кадры, в каковых сегодня остро нуждается, например, авиационная промышленность.
К процессу миграции извне нужно подходить очень взвешено и ответственно. Здесь необходимо и совершенствование миграционного законодательства, и определение социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности российских регионов, по адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество.
Российская Федерация - крупный мировой центр, принимающий трудовые ресурсы из стран СНГ и дальнего зарубежья. Если в 2003 году Правительством РФ была утверждена квота на привлекаемую иностранную рабочую силу в размере 530 тысяч человек, то в 2006 году число легальных иностранных работников составляло уже около 600 тысяч человек, а в 2007 году этот показатель вообще вырос в 4 раза до 2 миллионов 136 тысяч. Квота на 2008 год составила, по данным Федеральной миграционной службы (ФМС), почти 3 миллиона 400 тысяч разрешений на работу. На 2009 году - несмотря на финансово-экономический кризис квота утверждена в размере 3 млн.976 тысяч разрешений.
Таблица 9
(человек)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
359330 |
193450 |
184612 |
129144 |
119157 |
177230 |
186380 |
286956 |
из стран: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зарубежья |
12556 |
9800 |
9544 |
9483 |
8783 |
8632 |
8723 |
13084 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь необходимо сказать несколько слов о качестве въезжающей на территорию России рабочей силы. Не секрет, что оно низкое. Во-первых, уровень профессиональной подготовки в странах-экспортерах трудовых ресурсов был низким всегда, а за годы независимости кое-где упал почти до нуля (например, в Таджикистане). Во-вторых, квалифицированные кадры оттуда в основном уже уехали (кто смог - минуя Россию, на Запад), а возможностей для их массового воспроизводства там давно уже нет. Так, согласно данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, 40% трудовых иммигрантов не имеют профессионального образования. 20% - не имеют вообще никаких специальных навыков. Оставшиеся редко работают по специальности.
Эффективное управление миграционными процессами в интересах устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, обеспечения ее национальной безопасности, прав и свобод человека и гражданина стало одним из основных приоритетов внутренней и внешней политики Российской Федерации. Усилиями законодательной и исполнительной ветвей власти в основном была создана правовая основа регулирования процессами внешней трудовой миграции.
Принципиальная позиция государства по вопросам регулирования миграции на среднесрочную перспективу была изложена в Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ N 256-р от 1 марта 2003г. Согласно Концепции, целями регулирования миграционных процессов являются:
- обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности Российской Федерации;
- удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах;
- рациональное размещение населения на территории страны;
- использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.
В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года признается необходимость привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции. Для этого, в частности, предполагается:
- содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
- стимулирование возвращения в страну эмигрантов; привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских ВУЗов, на постоянное место жительства;
- привлечение молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки с возможным предоставлением преимуществ в получении гражданства по окончанию учебы.