Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 6 Трудовые ресурсы - важнейший фактор долгосрочной стратегии развития России. Реализация государственной концепции демографической политики


3.4. Миграция
         В последние годы много говорится о миграции, привлечении иностранной рабочей силы для восполнения убыли трудовых ресурсов в России. Рост производительности труда, который смог бы скомпенсировать ожидаемое сокращение числа россиян трудоспособного возраста, недостижим не только для России, но и в любой из самых высокоразвитых стран мира. Упрощенно говоря, складывается ситуация, при которой ВВП становится некому производить, а россиянам, которым сегодня 40 лет, будет нечем платить пенсию.
         Так что, очевидно, без мигрантов не обойтись Вопрос в другом - сколько и, самое главное, какого качества нам нужно привлекать работников из-за рубежа?  Принимая во внимание инновационные ориентиры нашей экономики, и к приему и "вербовке" зарубежных работников нужно подходить с соответствующей меркой и больше внимания обращать на высококвалифицированные кадры, в каковых сегодня остро нуждается, например, авиационная промышленность.
          К процессу миграции извне нужно подходить очень взвешено и ответственно. Здесь необходимо и совершенствование миграционного законодательства, и определение социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности российских регионов, по адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество.
          Российская Федерация - крупный мировой центр, принимающий трудовые ресурсы из стран СНГ и дальнего зарубежья. Если в 2003 году Правительством РФ была утверждена квота на привлекаемую иностранную рабочую силу в размере 530 тысяч человек, то в 2006 году число легальных иностранных работников составляло уже около 600 тысяч человек, а в 2007 году этот показатель вообще вырос в 4 раза до 2 миллионов 136 тысяч. Квота на 2008 год составила, по данным Федеральной миграционной службы (ФМС), почти 3 миллиона 400 тысяч разрешений на работу.  На 2009 году - несмотря на финансово-экономический кризис квота утверждена в размере 3 млн.976 тысяч разрешений.

Таблица 9

ПРИБЫВШИЕ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕАРЦИЮ
 (человек)
Страны
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Прибывшие в Российскую Федерацию - всего


359330


193450


184612


129144


119157


177230


186380


286956
в том числе
из стран:
  
  
  
  
  
  
  
  
СНГ
346774
183650
175068
119661
110374
168598
177657
273872
Азербайджан
14906
5587
5635
4277
2584
4600
8900
20968
Армения
15951
5814
6802
5124
3057
7581
12949
30751
Беларусь
10274
6520
6841
5309
5650
6797
5619
6030
Грузия
20213
9674
7128
5540
4886
5497
6806
10595
Казахстан
124903
65226
55706
29552
40150
51945
38606
40258
Киргизия
15536
10740
13139
6948
9511
15592
15669
24731
Республика Молдова
11652
7569
7562
6391
4816
6569
8649
14090
Таджикистан
11043
6742
5967
5346
3339
4717
6523
17309
Туркмения
6738
4402
4531
6299
3734
4104
4089
4846
Узбекистан
40810
24873
24951
21457
14948
30436
37126
52802
Украина
74748
36503
36806
23418
17699
30760
32721
51492
дальнего
зарубежья

12556

9800

9544

9483

8783

8632

8723

13084
Австралия
27
25
22
30
42
30
28
38
Афганистан
288
171
107
82
55
60
86
212
Болгария
245
255
238
212
125
118
109
207
Германия
1753
1627
1962
2692
3117
3025
2900
3164
Греция
182
124
150
224
182
200
176
260
Израиль
1508
1373
1670
1808
1486
1004
1053
1094
Канада
50
74
70
103
87
99
77
118
Китай
1121
405
410
346
212
432
499
1687
Латвия
1785
1283
990
906
819
726
766
887
Литва
945
758
722
535
339
360
371
537
Польша
61
56
53
39
48
55
48
96
США
439
432
455
484
518
396
411
578
Финляндия
83
97
136
125
141
129
137
172
Франция
56
31
46
38
51
40
54
144
Чешская
Республика
65
40
43
37
38
24
39
62
Швеция
14
28
19
22
16
23
32
39
Эстония
786
535
534
445
446
432
347
508
другие
3148
2486
1917
1355
1061
1479
1590
3281

          Здесь необходимо сказать несколько слов о качестве въезжающей на территорию России рабочей силы. Не секрет, что оно низкое. Во-первых, уровень профессиональной подготовки в странах-экспортерах трудовых ресурсов был низким всегда, а за годы независимости кое-где упал почти до нуля (например, в Таджикистане). Во-вторых, квалифицированные кадры оттуда в основном уже уехали (кто смог - минуя Россию, на Запад), а возможностей для их массового воспроизводства там давно уже нет. Так, согласно данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, 40% трудовых иммигрантов не имеют профессионального образования. 20% - не имеют вообще никаких специальных навыков. Оставшиеся редко работают по специальности.
         Эффективное управление миграционными процессами в интересах устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, обеспечения ее национальной безопасности, прав и свобод человека и гражданина стало одним из основных приоритетов внутренней и внешней политики Российской Федерации. Усилиями законодательной и исполнительной ветвей власти в основном была создана правовая основа регулирования процессами внешней трудовой миграции.
         Принципиальная позиция государства по вопросам регулирования миграции на среднесрочную перспективу была изложена в Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ N 256-р от 1 марта 2003г. Согласно Концепции, целями регулирования миграционных процессов являются:
         - обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности Российской Федерации;   
          - удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах;
         - рациональное размещение населения на территории страны;
         - использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.
          В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года   признается необходимость привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции. Для этого, в частности, предполагается:
         - содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
        - стимулирование возвращения в страну эмигрантов; привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских ВУЗов, на постоянное место жительства;
        - привлечение молодежи из иностранных государств для обучения и  стажировки с возможным предоставлением преимуществ в получении гражданства по окончанию учебы.